TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
КОЗЛОВ А.Н.,
кандидат экономических наук, преподаватель, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье освещены современные проблемы развития инновационной экономики в России. Автор исследует роль вертикально-интегрированных корпораций в осуществлении научно-исследовательских разработок; подчеркивает большое значение инновационно-ориентированных государственных программ.
Ключевые слова: инновации; вертикально-интегрированные корпорации; научно-исследовательские разработки.
The article highlights modern trends of creating the economy of innovations in Russian Federation. The author investigates the role of vertically-integrated corporations in Research and Development processes; underlines the importance of innovation-oriented state programs.
Keywords: innovations; vertically-integrated corporations; Research and Development.
Коды классификатора JEL: O16.
Преобразования, происходящие сегодня в экономике России, связанные с реализацией стратегии модернизации и формированием экономики нового типа - инновационной, актуализируют вопрос институциональных изменений в корпоративном секторе. Необходимой предпосылкой роста производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции является проведение системных институциональных изменений. Существенных преобразований требует также система организационно-экономических отношений в корпоративном секторе экономике, обусловленная необходимостью создания современных интегрированных бизнес-структур, отвечающих требованиям современной высококонкурентной среды.
Исследование вопросов развития корпоративного сектора в новой для России инновационной экономике достаточно актуально; они получили развитие в трудах таких известных ученых, как В. Юсим, В. Колоков, М. Афанасьев, А. Володин, М. Макушин, С. Масютин [1]. Очевидной является не только теоретико-методологическая, но и прикладная значимость рассматриваемой проблематики, ее своевременность для изменяющихся реалий российского бизнеса.
В современном мире благополучное и устойчивое положение могут иметь только сильные страны, обладающие эффективным государственным управлением, конкурентоспособной экономикой и развитым гражданским обществом. Создание институциональных условий для формирования в России современных корпоративных структур выходит, таким образом, за рамки экономической сферы и предполагает рассмотрение модернизации с учетом следующих аспектов (уровней):
• технико-экономическая модернизация предприятий и учреждений быта (предполагает внедрение новых технологий, усовершенствований, достижений научно-технического прогресса, современных компьютерных и информационных технологий);
• социальная модернизация (ее достижение требует существенных изменений в сфере общественных отношений, в первую очередь, производственных, реформы образовательной системы, развития частного бизнеса и ограничения роли государства в экономике, усиления конкурентоспособности во всех сферах занятости, реформирования социальной сферы, большей части общественных институтов, формирования развитой правовой среды);
• политическая модернизация (включает радикальные перемены в политической системе страны, ее демократизации и либерализации в интерпретации одной части общества, в создании мобилизационного режима - в интерпретации другой) [4].
Движущим механизмом модернизации экономики России выступает ее предпринимательский сектор, нуждающийся сегодня в серьезных преобразованиях. Большая роль в построении конкурентоспособной национальной экономики отводится формированию вертикально интегрированных бизнес-структур, способных эффективно аккумулировать и использовать материальные и нематериальные активы, и, что особенно важно в современных условиях, реализовывать политику наращивания инновационного потенциала.
© А.Н. Козлов, 2012
развитие корпоративного сектора в инновационной экономике РОССИИ 25
Россия подверглась существенным экономическим изменениям со времен развала Советского Союза и развивалась последние 20 лет по пути от глобально изолированной, централизованно планируемой экономики к рыночной, глобально интегрированной экономической системе. В ходе экономических реформ 1990-х было приватизировано большинство промышленных предприятий; Россия во многом потеряла свой индустриальный потенциал, технологический уровень производства, отставала от конкурентов, энергетическая и транспортная инфраструктура находилась в критическом, грозящем технологическими катастрофами, состоянии.
Современная система организации производства строится на многообразии форм собственности, которые взаимно дополняют друг друга. Формирование института собственности в России прошло нелегкий путь приватизации; ее результаты до сих пор неоднозначно воспринимаются обществом, что затрудняет становление института собственника в национальной экономике. Сложности процессов экономической стабилизации и нерешенность корпоративных институциональных конфликтов свидетельствуют о незавершенности процессов становления новой идеологии в отношении защиты прав собственности, идеологии крупного бизнеса.
«Инсайдерский» тип крупной корпоративной собственности, сложившийся в России, вызвал к жизни раз-балансированность ее внутренней архитектоники и незаинтересованность «аутсайдеров» в долговременных инвестициях и накоплении капитала в России. Ускоренная массовая приватизация с использованием предъявительских ваучеров породила эффект «диффузии собственности» в обстановке нарастающей нехватки средств для капиталовложений и исчерпания классических источников финансирования предприятий (бюджетные «вливания», банковский кредит, внешние займы). Политика «диффузии» капитала акционерных обществ по логике вещей противоречит сущности крупной корпоративной собственности, противодействует формированию института «эффективного собственника», подменяя его борьбой олигархических кланов за новые сферы влияния и источники получения «коротких денег».
Сегодня неспособность к инновациям означает быструю экономическую гибель любого хозяйствующего субъекта, что определяет актуальность интенсивного технологического обновления народного хозяйства.
Благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство, России удалось выйти из кризиса с меньшими потерями, чем это ожидалось, — такую оценку дают эксперты Всемирного банка. По итогам 2010 г. рост ВВП России составил 4%, Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объему ВВП по ППС. В 2011 г. ВВП России вырос на 4,2% [2].
У России сегодня появляется исторический шанс воспользоваться возможностями переходного периода. Запаздывание нового технологического уклада предоставляет нашей стране возможности для сокращения отставания от Запада, поскольку в этот период, с одной стороны, можно заимствовать лучшие из имеющихся технологий, которые для развитых стран являются пройденным этапом. С другой - появляется реальный шанс поучаствовать в создании новых технологий. Все это не происходит автоматически.
Чтобы стать самодостаточным звеном нового технологического уклада, нужна большая организационная работа, связанная с развитием корпоративного сектора и формированием благоприятной, адекватной складывающейся новой экономике, институциональной среды.
Как известно, крупные корпорации эффективно функционируют постоянно или в течение длительного периода, поэтому они создают системы стратегического развития с ориентацией на выпуск конкурентоспособных товаров. Сегодня в деловом сообществе востребована современная корпоративная концепция развития и признана необходимость реализации соответствующих ей приоритетных стратегий и инновационных технологий.
Для типичной современной корпорации характерны следующие основные признаки: акционерная форма собственности;
вытекающее из нее разделение функций между собственниками (акционерами) и менеджерами, администрацией, другими заинтересованными в ее работе группами лиц;
предпринимательский характер самой деятельности, направленный на повышение экономической результативности и прежде всего прибыли, на обусловленный эффективным хозяйствованием рост капитализации компаний;
необходимая «прозрачность» финансовой деятельности, структуры собственности, обеспечивающая возможность контроля, как со стороны собственников, так и со стороны налогополучателя (государства);
обусловленное акционерной формой позиционирование на национальном, а для крупных корпораций - на международном фондовом рынке [3].
Развитие инновационного сектора экономики происходит в форме взаимодействия между наукой и сферой предпринимательства: наука генерирует новые знания, предпринимательский сектор осуществляет применение этих знаний в производстве новых товаров, которые обладают ценностью для конечного потребителя. Инвестиции в новые технологии определяют специфику современных рынков, на которых действует шумпетерианская конкуренция. Современные фирмы в поиске экономической прибыли стремятся создать уникальную технологию и получить монополию на производимые с ее помощью продукты. До тех пор, пока фирмы-последователи не научатся копировать эти технологии, фирма-инноватор будет получать сверхприбыль.
Наиболее вероятными разработчиками и реализаторами инновационных разработок в экономике России могут стать именно вертикально-интегрированные корпорации, ввиду следующих их преимуществ:
■ способность сочетать во внутренней интегрированной структуре производственный, коммерческий и научный потенциал;
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 2
26
А.Н. козлов
■ наличие необходимого «запаса прочности», способного покрыть возможные риски от нововведений;
■ наличие необходимой базы для проведения НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);
■ способность привлекать инвестиции в необходимом объеме как за счет своего положения и возможностей финансового рынка, так и за счет способности к организации совместных инвестиционных проектов, в том числе международных.
Усилия корпораций не могут быть реализованы без системных институциональных изменений, в большой степени инициируемых и реализуемых государством. Они связаны с развитием механизма целевого государственного кредитования долгосрочных инновационных проектов, формированием эффективной патентной системы и усилением защиты прав интеллектуальной собственности, закреплением жестких требований и технических норм безопасности и др.
Барьеры, препятствующие развитию инноваций, имеют многоуровневый характер: системные барьеры, тормозящие развитие новых технологий, барьеры внедрения новых технологий в производство, проблемы организации и инновационно-инвестиционного управления высокотехнологичными производствами. Их совокупное действие повышает технологические, экономические и социальные риски операторов рынка высокотехнологичной продукции.
К системным барьерам следует отнести общий демографический дисбаланс (старение населения), дефицит научно-педагогических кадров в возрасте 45-55 лет, а также нерыночные механизмы, связанные с коррупцией, рейдерством и сокрытием доходов. На фоне этих дисбалансов нет аналитической платформы для создания инновационной экономики и системы агентов инновационного развития. Серьезные системные проблемы лежат в области финансирования науки, трансфера технологий, частного инвестирования в новые технологии и нормативно-правового обеспечения инвестирования. Актуальной задачей становится восстановление функции образования как системы воспитания ума, согласованности процессов смены технологий и образовательных программ, обучение практическим знаниям (лабораторный комплекс).
Внешние барьеры внедрения новых технологий в значительной степени определяются отставанием России по времени от стран-конкурентов примерно на 8-10 лет. Внутренние проблемы связаны с необходимостью перестройки устаревшего производства и, в первую очередь, воссоздания научного приборостроения, решения проблем сертификации и метрологии, формирования новых кооперационных связей как в производственной, так и в потребительской средах. Значительные таможенные барьеры (проблемы госгарантий для зарубежных поставок, выделения субсидий на уплату банковских процентов, таможенных процедур) препятствуют экспорту высокотехнологичной продукции.
В сложившихся условиях необходима разработка комплексной поддержки высокотехнологичных производств на базе новых российских вертикально-интегрированных бизнес-структур, согласованная политика в области нововведений со стороны государственного управления различного уровня (федерального, регионального) и представителей крупного российского бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев М. Корпоративное управление на российских предприятиях. М.: Интерэксперт, 2009; Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России (истоки и современная проблематика) // Полис. 2000. № 3. С. 104; Макушин М. Становление многорукого бога. Обзор финансирования работ по нанотехнологии. [Электронный ресурс].URL: www. electronics.ru/pdf/2_2005/18.pdf; Масютин С.А. Механизмы корпоративного управления. М.: Финстатинформ, 2007.
2. Глобальный кризис и экономика России. [Электронный ресурс].URL: www.ereport.ru/articles/weconomy/russia.
3. Масютин С.А. Механизмы корпоративного управления. М.: Финстатинформ, 2007.
4. Модернизация России: структурный и политический аспект. [Электронный ресурс].URL: http://www.newsland.ru/news/ detail/id/629183.