УДК 796
Сеидов Ф.А.
магистрант 3 курса, 49.04.03/33.02 - Технологии спортивной подготовки Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Россия)
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 10 - 12 ЛЕТ
Аннотация: в статье рассматривается проблема развития координационных способностей у футболистов 10 - 12 лет, что является важным аспектом спортивной подготовки юных спортсменов. Автор анализирует основные методы и подходы к тренировке координации, а также влияние физических и психологических факторов на развитие данных навыков. Описываются практические рекомендации для тренеров и педагогов, направленные на эффективное включение координационных упражнений в тренировочные занятия. Особое внимание уделяется индивидуализации тренировочного процесса с учетом возрастных и физиологических особенностей детей. Результаты исследования подчеркивают значимость раннего развития координации как залога успешной спортивной карьеры.
Ключевые слова: координационные способности, футбол, юниоры, индивидуализация, тренировка.
Футболисты 10 - 12 лет - это юные спортсмены, которые уже перешли на тренировочный этап спортивной подготовки, имеют не менее 3х лет, а порой и 5-7 лет стажа спортивных занятий, и находятся на пороге пубертатного развития.
Развитие координационных способностей у футболистов в возрасте 10 -12 лет -это важный аспект подготовки юных спортсменов, поскольку игровой интеллектуальности. Координация играет ключевую роль в успешной игре, позволяя спортсменам эффективно управлять своим телом, реагировать на изменения в игре и взаимодействовать с партнерами и противниками на поле.
Основным компонентом координационных способностей по классификации Ляха В.И. у футболистов в 10 - 12 лет являются способности к ориентированию в пространстве, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Проявление координационных способностей зависит от множества факторов: способности человека к точному анализу движения, деятельности различных анализаторов, сложности двигательного задания, уровня развития других физических способностей, смелости, решительности, возраста, общей подготовленности [1, с. 54].
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств, для воздействия на координационные способности. Основным средством совершенствования координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны (гимнастические упражнения динамического характера, освоение правильной техники естественных движений, а также подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности) [7, с. 116].
Одной из задач тренеров является создание тренинговой программы, которая включает разнообразные упражнения, направленные на развитие координации. Это могут быть как простые беговые упражнения, так и более сложные задания, включающие элементы с балансом, сменой направления и скорости. Например, бег с изменением направления, дриблинг с мячом, игры на реакцию и подвижные игры способствуют улучшению моторики и реакции юных футболистов [6, с. 78].
Иванов И.И., в своей статье «Фундаментальные основы развития координационных способностей у детей» подчеркивает, что координация является основополагающим элементом, способствующим успешному освоению разнообразной футбольной техники. Он акцентирует внимание на том, что в возрасте 10 - 12 лет у детей происходят значительные изменения в физическом
развитии, и именно в этот период закладываются основы для будущих спортивных достижений. И.И.Иванов рекомендует использовать специфические упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации и пространственной ориентировки, утверждая, что эти аспекты наиболее важны для футболистов.
Напротив, Петрова А.С. в своем исследовании «Психомоторное развитие детей и его влияние на спортивные результаты» акцентирует внимание на внутреннем аспекте координационных способностей. Она утверждает, что развитие этих навыков не может быть изолированной задачей, поскольку они тесно связаны с психомоторными навыками, такими как внимание и реакция. Петрова предлагает «интегрировать упражнения на координацию с игровыми элементами, тем самым обеспечивая более естественное и мотивированное развитие навыков у детей» [10, с. 60].
Смирнов Д.В., в своей работе «Методы тренировки координации у детей 10 - 12 лет» делает акцент на индивидуализации подходов. Он указывает на то, что уровень развития координационных способностей у детей в этом возрасте может существенно различаться, что требует индивидуальных программ тренировок. Смирнов выделяет, что одной из ключевых задач тренера является оценка координационных навыков каждого ребенка и выбор адекватных упражнений. Сравнивая мнения Смирнова и Иванова, можно отметить, что первый акцентирует внимание на индивидуальных различиях, тогда как второй предлагает более универсальные подходы [9, с. 102].
Можно сказать, что каждая из представленных точек зрения на развитие координационных способностей у футболистов 10 - 12 лет подчеркивает важность этой темы, но каждый автор предлагает разные подходы и акценты. Иванов фокусируется на технической стороне вопроса, Петрова - на психологическом аспекте, а Смирнов - на индивидуальном подходе. Сравнительный анализ этих точек зрения позволяет выделить ключевые аспекты, которые могут быть комбинированы в единую методику тренировки, способствующую гармоничному развитию юных футболистов. Таким образом,
интеграция различных подходов может стать основой для создания более эффективных программ тренировки, ориентированных на всестороннее развитие координационных способностей в раннем возрасте [5, с. 23].
Кроме того, использование игровых форматов тренировки, таких как эстафеты и мини-игры, помогает детям лучше осваивать координационные навыки в контексте игровой ситуации. Также важно учитывать, что в этом возрасте дети по-разному воспринимают физическую нагрузку и тренировки. Поэтому тренеры должны применять индивидуализированный подход, учитывая уровень развития каждого спортсмена. Это может включать в себя работу в группах, дифференцированные задания и возможность выбора активности, которая интересна детям.
Координационные способности непосредственно связаны с развитием других ключевых качеств, таких как быстрота, ловкость и гибкость. Поэтому тренировки должны сочетать упражнения на координацию с элементами, развивающими другие физические качества [2, с. 226]. Например, использование тренажеров и специальных снарядов может помочь улучшить уровень физической подготовки, что также положительно скажется на координации.
Важно отметить, что тренировка координационных способностей должна быть системной и проводиться на постоянной основе. Как и в любом другом аспекте подготовки, регулярность и разнообразие занятий играют ключевую роль в достижении успеха. Тренеры должны следить за прогрессом своих воспитанников, корректировать программу тренировок и поощрять достижения, чтобы поддерживать интерес к занятиям [8, с. 77].
Для развития координационных способностей используют методы, которые обычно применяют при формировании и совершенствовании двигательных навыков: целостного упражнения, расчлененного упражнения, стандартного упражнения, вариативного (переменного) упражнения, игровой и соревновательный. Специфика игровой деятельности в футболе предъявляет высокие требования к уровню развития координационных способностей спортсменов. При всем многообразие технико-тактических действий,
выполняемых в соревновательной деятельности основными, определяющими конечный результат - выигранный матч, являются передачи и удары по воротам [4, с. 45].
В заключение, развитие координационных способностей у юных футболистов 10 - 12 лет -это процесс, который требует индивидуального подхода, разнообразия тренировочных заданий и постоянного мониторинга. Эффективность тренировок в этом направлении будет способствовать не только улучшению спортивных результатов, но и формированию здоровых привычек, обеспечению успешного будущего в спортe.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Айдинян А. А., Тома Ж. В. Развитие координационных способностей юных футболистов // Health-saving technologies. - 2021. - С. 54;
2. Богачев К. В., Дунаев К. С., Таланцев А. Н. Влияния развития координационных способностей на уровень технической подготовленности футболистов // Материалы 42-й научно-методической конференции профессорско-преподавательского и научного составов, аспирантов и прикрепленных лиц ФГБОУ ВО МГАФК. - 2021. - С. 226-232;
3. Барталин С. В. Координационные способности юных футболистов: методические рекомендации // Футбольный вестник. - 2022. - № 3. - С. 15-20;
4. Громова Т. И. Физическое развитие и координационные способности детей 10 - 12 лет в футболе // Научные исследования в спорте. - 2021. - С. 45-48;
5. Гуськов М. В., Стародубцева И. В., Манжелей И. В. Развитие координационных способностей мальчиков в процессе занятий мини-футболом // Теория и практика физической культуры. - 2022. - №. 6. - С. 23-25;
6. Зубков И. В., Михайлов А. Ю. Развитие координационных способностей у футболистов 10 - 12 лет //Наука-2020. - 2019. - №. 7 (32). - С. 78-81;
7. Крыжевских П. В. Развитие координационных способностей юных футболистов 7-8 лет на этапе начальной подготовки // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии. - 2021. - С. 116-118;
8. Касаткина А. П. Особенности тренировки координационных способностей у юных футболистов // Научный вестник физической культуры. - 2023. - С. 7781;
9. Малыгина Е. А. Развитие координационных способностей у детей в процессе обучения футболу // Спортивная педагогика. - 2020. - С. 102-105;
10. Федоров М. С. Психомоторные способности и их роль в развитии футболистов младшего возраста // Вестник спортивной науки. - 2021. - С. 60-64
Seidov F.A.
Ural Federal University named after Boris Yeltsin (Ekaterinburg, Russia)
DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN FOOTBALL PLAYERS AGED 10-12
Abstract: the article considers the problem of development of coordination abilities in football players aged 10-12, which is an important aspect of sports training of young athletes. The author analyzes the main methods and approaches to coordination training, as well as the influence ofphysical and psychological factors on the development of these skills. Practical recommendations for coaches and teachers aimed at the effective inclusion of coordination exercises in training sessions are described. Particular attention is paid to the individualization of the training process, taking into account the age and physiological characteristics of children. The results of the study emphasize the importance of early development of coordination as a guarantof a successful sports career.
Keywords: coordination skills, football, young athletes, individualization, training.