Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнева Елизавета Владимировна, Рябчук Владимир Владимирович, Живодёров Алексей Валерьевич, Живодёров Валерий Александрович

В статье представлены результаты исследований авторов по разработке методики развития координационных способностей у девочек дошкольного возраста средствами художественной гимнастики. Показана взаимосвязь роста координационных способностей девочек с использованием разработанной методики, а именно внедрения различных средств художественной гимнастики на занятия физической культурой. Полученные данные говорят об эффективности внедренной разработанной методики на занятия с девочками младшего дошкольного возраста в целях развития координационных способностей средствами художественной гимнастики. Показатели развития координационных способностей респондентов экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента статистически значимо улучшились.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнева Елизавета Владимировна, Рябчук Владимир Владимирович, Живодёров Алексей Валерьевич, Живодёров Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES AT PRESCHOOL GIRLS BY MEANS OF RHYTHMIC GYMNASTICS

The article presents the results of the authors' research on the development of methods for the development of coordination abilities among the preschool girls by means of rhythmic gymnastics. The interrelation of the growth of girls' coordination abilities with the use of the developed methodology, namely, the introduction of various means of rhythmic gymnastics in physical education classes, is shown. The data obtained indicate the effectiveness of the introduced developed methodology for classes with girls of primary preschool age in order to develop the coordination abilities by means of rhythmic gymnastics. The indicators of the development of the coordination abilities of the respondents in the experimental group before and after the pedagogical experiment improved statistically significantly.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.04.2021

УДК 796.012.2

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ГИМНАСТИКИ

Елизавета Владимировна Корнева, студентка, Государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург; Владимир Владимирович Рябчук, кандидат педагогических наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург; Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта РФ, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет); Валерий Александрович Живодёров, доцент, помощник ректора, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени

П. Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по разработке методики развития координационных способностей у девочек дошкольного возраста средствами художественной гимнастики. Показана взаимосвязь роста координационных способностей девочек с использованием разработанной методики, а именно внедрения различных средств художественной гимнастики на занятия физической культурой. Полученные данные говорят об эффективности внедренной разработанной методики на занятия с девочками младшего дошкольного возраста в целях развития координационных способностей средствами художественной гимнастики. Показатели развития координационных способностей респондентов экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента статистически значимо улучшились.

Ключевые слова: методика, координационные способности, художественная гимнастика, дошкольный возраст, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p170-173

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES AT PRESCHOOL GIRLS BY MEANS OF RHYTHMIC GYMNASTICS

Elizaveta Vladimirovna Korneva, the student, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Vladimir Vladimirovich Ryabchuk, the candidate of pedagogical sciences, professor, North-Western Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg; Alexey Valerievich Zhivoderov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, master of sports, St Petersburg State Technological Institute (Technical University); Valery Aleksandrovich Zhivoderov, the senior lecturer, rector's assistant Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article presents the results of the authors' research on the development of methods for the development of coordination abilities among the preschool girls by means of rhythmic gymnastics. The interrelation of the growth of girls' coordination abilities with the use of the developed methodology, namely, the introduction of various means of rhythmic gymnastics in physical education classes, is shown. The data obtained indicate the effectiveness of the introduced developed methodology for classes with girls of primary preschool age in order to devel-

op the coordination abilities by means of rhythmic gymnastics. The indicators of the development of the coordination abilities of the respondents in the experimental group before and after the pedagogical experiment improved statistically significantly.

Keywords: methodology, coordination skills, rhythmic gymnastics, preschool age, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в Российской Федерации, отмечается многолетняя устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков [1]. При этом, на каждом этапе развития ребенка наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья [3]. Художественная гимнастика это непростой, очень грациозный сложно-координационный спорт высших достижений и как многие виды спорта, он выполняет такие задачи как оздоровление, воспитание и всесторонние развитие ребенка [2].

Координационные способности играют значимую роль в развитии ребенка. Изучением развития координационных способностей детей младшего дошкольного возраста занимались ученые всех времен. Несмотря на большое количество разнообразных образовательных программ, уже разработанных для дошкольных образовательных учреждений, проблема совершенствования двигательных способностей детей становится актуальной с каждым годом. Необходимо внедрение новых средств и форм для повышения эффективности занятий. Внимание к данной проблеме так же обусловлено и тем, что ее изучение связано с анатомо-физиологическими и психолого-педагогическими особенностями младших дошкольников.

В данной статье речь пойдёт о развитии координационных способностей, воспитанных средствами художественной гимнастики. Назрела необходимость разработки рекомендаций, которые бы скорректировали и направили в нужное русло процесс тренировки младшей возрастной группы. Необходимо отметить, что данный вид не регламентируется федеральным стандартом и не имеет специализированных программ, позволяющих грамотно работать с юными девочками.

Чтобы избежать данной проблемы, необходимо наличие методики подготовки, в которой бы была научно обоснована направленность занятий данной возрастной группы.

Целью данной работы и является разработка методики развития координационных способностей у девочек дошкольного возраста средствами художественной гимнастики.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для детей младшего дошкольного возраста характерно положительное отношение к двигательной активности и игровой деятельности, но они только в начале своего обучения, поэтому каждый шаг требует пристального внимания. Занятия с детьми младшего дошкольного возраста должны быть хорошо продуманы квалифицированным специалистом тренером. Тренер обязан учесть все физиологические и психологические особенности данного возраста.

Разумная организация тренировочного процесса должна включать в себя упражнения, способствующие не только физическому развитию, повышению функциональных возможностей физиологических систем, но и умственному развитию, совершенствованию нервных процессов, повышению внимания, а также иметь воспитательную направленность с учетом возраста детей. Это возможно при методически правильной организации занятий. Так как программ для работы с младшего дошкольным возрастом практически нет, в силу чего данная проблема становится актуальной.

Анализ научной, научно-методической, специальной литературы по изучаемой проблеме помог выявить специфику такого вида спорта как художественная гимнастика и влияния ее средств на системы и функции детского организма, а также обоснованию их универсальности; установлению психофизиологических особенностей развития детей

младшего дошкольного возраста; обозначению методических подходов к занятиям гимнастикой с детьми младшего дошкольного возраста.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

В исследование приняли участие 24 ребенка младшего дошкольного возраста. Чтобы оценить и получить исходные данные об уровне координационных способностей, был проведен ряд тестов, выбранных из образовательной программы дошкольного образования «Истоки». Для определения уровня координационных способностей девочек были использованы следующие задания: сохранение статического равновесия; подбрасывание и ловля мяча; бег с преодолением препятствий; тест «Прыжок с вращением».

Исследование проводилось в период с 07.10.2019 по 15.02.2020. Апробация осуществлялась в детском саду №77 Приморского района (таблица 1).

Таблица 1. - Краткое описание этапов исследования.

Этапы Период проведения Содержание

1 этап Октябрь 2019 г. 1. Определение актуальности исследования. 2. Обозначение цели и задач исследования. 3. Выбор средств и методов для определения координационных способностей у девочек младшего дошкольного возраста. 4. Поиск и анализ научной литературы.

2 этап Ноябрь 2019 г. 1. Организация и проведение опроса тренеров 2. Отбор респондентов исследования. 3. Тестирование физических, в частности координационных, способностей младших дошкольников, принимавших участие в исследовании, анализ полученных данных.

3 этап Декабрь 2019 г. 1. Проведение педагогического эксперимента. 2. Апробация разработанной методики тренировок на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста. 3. Проведение итоговых тестов, с целью выявления эффективности тренировок и подтверждение гипотезы исследования

4 этап Январь 2020 г. Февраль 2020 г. 1. Обработка полученных данных в результате проведения педагогического эксперимента, и всего исследования в целом, их анализ. 2. Подготовка выводов, обоснованных на результатах исследования. 3. Оформление методики развития координационных способностей у девочек 3-4 лет средствами художественной гимнастики. 4. Систематизирована вся полученная информация и проведено литературное оформление исследования.

Данное исследование строилось на представлении о том, что разработанная методика занятий для девочек дошкольного возраста, с использованием средств художественной гимнастики, основанной на психолого-педагогических и анатомо-физиологических особенностях данного возраста, повысит результативность развития координационных способностей занимающихся.

Для того, чтобы подтвердить данное предположения были изучены анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности девочек младшего дошкольного возраста и проведено тестирование физических, в частности координационных, способностей младших дошкольников.

Объем выборок из контингента был обусловлен такими факторами, как: пол ребенка, основная группа здоровья, посещение всех занятий и участие в тестировании. Дети, посещающие стандартные занятия физической культуры в детском саду 1 раз в неделю, и 2 раза в неделю занимающиеся, используя средства художественной гимнастики попали в контрольную группу (п=12), для которой разрабатывалась специальная методика, направленная на развитие способности к сохранению устойчивости при нарушениях равновесия, развитие способности выполнять сложные по своей структуре действия, развитие быстрота перестройки параметров движений и действий в связи с изменившимися условиями, ориентации в пространстве и чувству ритма.

В ходе проведения исследования занятия проводились три раза в неделю (понедельник, среда, пятница). Для экспериментальной группы одно из занятий основывалось на разработанной методике.

В результате внедрения методики уровень координационных способностей девочек изменился. Сравнив результаты тестирования до и после проведения эксперимента, просматривается положительная динамика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Заболеваемость детского населения России (итоги комплексного медико-статистического исследования) / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, А.А. Модестов [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. - 2012. - № 5. - С. 21-26.

2. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития : учебное пособие / И. А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, Е. Е. Медведева [и др.]. - Москва : Человек, 2014. - 198 с.

3. Сухарева, Л. М. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс / Л. М. Сухарева, Л. С. Намазова-Баранова, И. К. Рапопорт // Российский педиатрический журнал. - 2013. - № 4. - С. 48-53.

REFERENCES

1. Baranov A.A., Albitskii V.Iu., Modestov A.A. et al. (2012), "Morbidity of the Russian child population (results of a comprehensive medical and statistical study)", Zdravookhranenie Rossiiskoi Fed-eratsii, No. 5, pp. 21-26.

2. Viner-Usmanova I.A., Kriuchek E.S., Medvedeva E.E. et al. (2014), Rhythmic gymnastics. History, state and prospects of development, Chelovek Publ., Moscow.

3. Sukhareva L.M., Namazova-Baranova L.S., Rapoport I.K. (2013), "Morbidity of Moscow schoolchildren in the dynamics of education from the first to the ninth grade", Russian Pediatric Journal, No. 4, pp. 48-53.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.04.2021

УДК 796.06

УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

ФИТНЕС-КЛУБОВ

Елена Николаевна Летягина, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Дарья Дмитриевна Христофорова, ООО «Нижегородская

фитнес группа», Нижний Новгород

Аннотация

Введение. Сильная зависимость от экономических условий, институциональной структуры государственного устройства и общественного развития теория корпоративной социальной ответственности имеет большой потенциал возможностей в коммерческих и некоммерческих спортивных организациях. Целью работы является исследование преимуществ и направлений развития корпоративной социальной ответственности фитнес-клубов. Использованы теоретические методы: описание, анализ и синтез, аддитивный метод, метод функционального анализа. Результаты исследования и их обсуждение: деятельность в сфере корпоративной социальной ответственности становится новым предметом исследования спортивной отрасли в мире. Эти исследования сосредоточены на спортивных клубах, спортивных лигах и спортивных федерациях в целом. Однако исследования социальной деятельности фитнес-клубов почти не проводятся. Исследование, проведенное в статье, обобщает условия развития корпоративной социальной ответственности фитнес-клуба. Главными из них авторы определяют организационную культуру спортивной организации, которая является базовым нематериальным активом, образующим в комплексе с другими элементами социальный капитал фитнес-клуба, базирующийся на его традициях и способствующий росту

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.