Научная статья на тему 'Развитие кооперативного движения и интеграционных процессов в аграрной сфере'

Развитие кооперативного движения и интеграционных процессов в аграрной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резвяков А.В.

Статья посвящена проблемным вопросам в области развития малых форм хозяйствования, объединяющих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальных предпринимателей в сфере АПК. Рассматриваются изменения в механизме предоставления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Резвяков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие кооперативного движения и интеграционных процессов в аграрной сфере»

УДК 338.22:631.15

РАЗВИТИЕ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ И ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В АГРАРНОЙ СФЕРЕ

DEVELOPMENT OF COOPERATION AND INTEGRATION PROCESSES IN THE AGRARIAN SECTOR

А.В. Резвяков, кандидат экономических наук, зав. отделом социально-экономических проблем развития сельских территорий ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: vniisrs.orelsau@mail.ru A.V. Rezvyakov, Candidate of Economy Science, Head of the Department of social and economic problems of rural areas Institute of Social Development of the village

FSBEI HE Orel SAU

Аннотация. Статья посвящена проблемным вопросам в области развития малых форм хозяйствования, объединяющих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, индивидуальных предпринимателей в сфере АПК. Рассматриваются изменения в механизме предоставления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям.

Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства; государственная поддержка; Орловская область; льготное кредитование

Abstract. The article is devoted to problem questions in the field of development of small forms of the managing uniting farmer economy, personal part-time farms, individual businessmen in sphere of agrarian and industrial complex. Changes in the mechanism of granting of the state support of agrarianmanufacturers are considered.

Key words: farmer economy; state support; Oryol area; preferential crediting

Сельхозтоваропроизводители поддерживают решение президента В.В. Путина о закрытии ввоза продовольствия из стран, которые объявили санкции России. Рассматривают его как шанс увеличить производство отечественной сельхозпродукции.

Согласно предварительным итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. в Орловской области зарегистрированы 833 К(Ф)Х, 68 ИП в отрасли сельского хозяйства и 141,1 тыс. хозяйств граждан.

С каждым годом фермеры Орловской области увеличивают объёмы производства сельхозпродукции, при этом большинство из них, испытывают огромные проблемы с реализацией картофеля, овощей, мяса, молока, яблок, другой продукции. И это при том, что фермеры не повышают цены.

Подмоченный обильными дождями урожай 2016 года аграрии сразу отдавали оптовикам по заниженным ценам. Увеличение площадей под картофелем в 2016 году привело к обвалу цен в послеуборочный период. Почти до конца года картофелеводы были вынуждены продавать свою продукцию по цене 5,5-6 руб./кг., при том что некоторым из них вообще пришлось выбросить по 200-300 т картофеля из-за отсутствия должным образом оборудованных хранилищ. В этом году они планируют максимально продать свежий урожай перекупщикам.

Вследствие, одной из острых проблем в нашем регионе является сохранение урожая. Эта проблема, безусловно, должна решаться при поддержке региональных властей.

Многие фермеры стараются обходиться своими силами, строят хранилища, переделывают имеющиеся помещения, надеясь на компенсацию 20% прямых затрат из федерального бюджета. Однако, как показывает практика, получить эту компенсацию фермеру практически невозможно. Фермер должен подготовить проектно-сметную документацию, а главное - пройти государственную экспертизу проекта, которая, в итоге, «губит на корню» все попытки возместить хоть какие-то убытки, так как устранить все замечания и предписания по итогам экспертизы под силу лишь крупным сельхозорганизациям, имеющим в штате квалифицированных юристов, строителей, инженеров и т.д.

Даже для крупных фермеров, эта процедура является крайне затратной, как с точки зрения финансов, так и потери времени - отвлечения от основного производства. Потратив порядка 1 млн. руб. (зависит от масштаба проекта) на подготовку необходимой документации, в надежде получить компенсацию 20% прямых затрат на строительство, фермерское хозяйство получает обширный перечень замечаний, устранение которых позволит пройти госэкспертизу. В итоге, фермер, понесший огромные финансовые затраты и измученный долгим процессом подготовки и согласования необходимых документов, от безысходности, прекращает процесс, смиряясь с понесёнными издержками.

А ведь есть и положительная практика, например, в Новгородской области, где при поддержке региональных властей создано 3 оптово-распределительных центра, благодаря которым решаются вопросы закупки овощей, их предпродажной подготовки и реализации. Созданы они в большей степени на деньги регионального бюджета, в меньшей - на средства крестьянских хозяйств. При таком подходе, становится ясным, что продукция местных фермеров в приоритете. Если продавать картофель прямо с поля, его стоимость

будет 5-7 руб., а после переработки (фасовка, мойка, упаковка в вакуум и т. д.) средняя цена в 2016 году получилась на уровне 13-15 руб.

Тяжелее всего приходится небольшим фермерским и личным подсобным хозяйствам нашей области. Чтобы не продавать урожай за бесценок, нужны фермерские ярмарки и выход на магазины. Для ЛПХ это шанс продать свои овощи и фрукты, для покупателей - возможность приобрести свежую и качественную продукцию.

В настоящее время организация ярмарок, безусловно, необходима, однако, в большей степени для ЛПХ. Для крупнотоварных фермерских хозяйств ярмарки даже частично не снимают проблему реализации своей продукции.

Реальной помощью фермерскому сообществу Орловской области, в настоящее время, является строительство областного логистического оптово-распределительного центра, позволяющего доводить объёмы и качество продукции до требуемых параметров, предъявляемых сетями к поставщикам. При этом было бы разумно законодательно закрепить порядок размещения на полках торговых сетей не меньше 30% продукции местных производителей.

Одним из главных факторов низкой доходности фермерских хозяйств в нашем регионе является диспаритет цен.

Стоимость ГСМ, электричества, газа, минудобрений, запчастей, транспортные тарифы растут значительно быстрее, чем закупочные цены на сельхозпродукцию.

Сельхозтоваропризводитель, не может продать свой урожай даже по себестоимости. В прошлом году, стоимость 1 тонны зерна 4 класса - 6-7 тыс. руб., 3 класса - 8-8,5 тыс. руб.

Постоянно растущие цены на минеральные удобрения не позволяют фермерам увеличивать их внесение. А это же огромный резерв повышения объемов производства зерна, кормов, овощей, который мы никак не можем задействовать.

В 2016 году в нашей области были предприняты определённые меры по снижению цены на минеральные удобрения, однако, это снижение цены произошло тогда, когда основная масса фермеров уже закупила необходимые объёмы, потеряв, в итоге, значительные средства.

Несмотря на приоритетность отрасли сельского хозяйства для нашего региона и плотную совместную работу фермерского сообщества Орловской области с региональными властями по всем проблемным вопросам мы все ещё не можем противостоять «дикому рынку».

Правила меняются каждый год. А фермерам необходимы долгосрочные прогнозы по ценам и конъюнктуре рынка.

Какая будет цена на ГСМ, на технику, на удобрения - неизвестно.

Приказом Министра сельского хозяйства №103 от 18 марта 2016 года «Об определении предельных уровней минимальных цен на зерно урожая 2016 года при проведении государственных закупочных интервенций в 2016-2017 гг.» при согласовании с ФАС России, утверждён перечень минимальных цен: на мягкую пшеницу 3-го класса - 10900 руб. за тонну, 4-го класса - 10400 руб. за тонну, 5-го класса - 8800 руб. за тонну.

Несмотря на это далеко не многим сельхозтоваропроизводителям нашей области удалось реализовать выращенный урожай по утвержденным ценам.

В первую очередь рост цен и тарифов на продукцию естественных монополий не должен превышать уровня инфляции.

А власти, в свою очередь, должны являться гарантом минимальных цен на зерно, которые позволяют сельхозтоваропроизводителям работать рентабельно, а не направлять всю свою прибыль на закупку бесконтрольно дорожающих оборотных материально-технических ресурсов (ГСМ, электричество, газ, минудобрения, запчасти, транспортные тарифы).

В текущем году изменился механизм предоставления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям.

Самым главным в преддверии посевной компании стал вопрос льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей под 5 % (не более). В условиях повышения цен на удобрения и ГСМ сельхозтоваропроизводители надеялись на льготный кредит, однако его объёмы крайне ограничены, о чем стало известно к концу февраля 2017 года. Если говорить об Орловском регионе, то в этом году изначально Минсельхозом РФ на льготное кредитование была утверждена сумма субсидий для банков 350 млн рублей. Исходя из этого, объём льготных кредитов составил всего около 3,7 млрд рублей.

Однако, весь первоначально выделенный лимит на льготное кредитование был отдан крупному холдингу и троим представителям среднего бизнеса. Соответственно, фермеры не получили ничего. Для сравнения, в 2016 в сфере АПК было выдано около 9 млрд и вся эта сумма была просубсидирована!

Однако, у фермеров Орловщины ещё оставалась надежда на получение утвержденной квоты в 20% от общего объёма льготного кредита, что составляет порядка 750 млн рублей.

Между тем, в январе-феврале 2017 года многим фермерам стали приходить отказы в льготном кредите под 5 %, предложив взять кредит на весенне-полевые работы по рыночным ставкам (14%-19%). В итоге, фермеры не только нашей области, но и страны в целом, воодушевленные обещаниями президента Владимира Путина о введении льготной процентной ставки для сельхозтоваропроизводителей, вынуждены были брать кредитные средства под высокий несубсидируемый процент.

Однако ситуация изменилась после всеобщей волны возмущения фермерского сообщества не только Орловской области, но и страны в целом.

Делегация от Орёл-АККОР, представлявшая интересы фермерства Орловщины, в письменной форме и устном обращении к президиуму Съезда донесли до первых лиц Министерства С/Х РФ тревожную ситуацию, грозившую региону даже срывом посевной.

В результате слаженной системной работы Орёл-АККОР с руководством АПК Орловской области уже после Съезда наша область была взята на оперативный контроль Минсельхоза РФ.

В итоге, были выделены дополнительные лимиты в размере 95 млн руб., в «теле» кредита - это 950 млн руб. при потребности фермерского сектора Орловской области около 750 млн руб. Таким образом, дополнительно выделенные средства покрыли всю потребность фермеров в льготном кредите не более 5%.

Причем, теперь, в отличие от первого реестра распределения лимитов, в реестре выделено отдельной строкой «кредитование малых форм хозяйствования».

Однако, из-за усложнившегося механизма одобрения заявок на кредит, сроки выдачи денежных средств затянулись вплоть до посевной (до настоящего времени). А многие так и не получили одобрения, подав заявку еще в феврале текущего года.

Те, кому всё-таки удалось получить льготный кредит, столкнулись с ещё одной проблемой. Порядок предоставления льготного кредита предусматривает ежемесячное подтверждение отсутствия задолженности (справка из налоговой по расчетам, штрафам, пеням). В случае образования задолженности в размере хотя бы в 1 копейки, заёмщика сразу переводят на рыночную ставку процента по выданному кредиту. В текущем году она составляет 14,4%-19% в зависимости от банка. И такие случаи уже не единичны в нашем регионе. С целью предотвращения подобных ситуаций следует внести поправку в порядок, которая бы предусматривала допуск задолженности хотя бы до 100 руб.

В агропромышленной сфере нашего региона активно развиваются процессы концентрации и укрупнения систем, обслуживающих основное сельскохозяйственное производство: финансовых, перерабатывающих, торговых, сервисных. На этой основе происходит монополизация этих сфер, что является основной причиной углубляющегося диспаритета цен на потребляемые сельхозтоваропроизводителями ресурсы и на производимое ими сельскохозяйственное сырье. Дополнительным фактором, усложняющим ситуацию, является присутствие крупных агропромышленных компаний.

В таких условиях основным методом защиты от агропромышленных монополий является метод, подтвержденный опытом европейских стран - это создание и развитие фермерской инфраструктуры: фермерских банков и других кредитно-финансовых учреждений кооперативного характера, страховых и лизинговых компаний, сбытовых перерабатывающих потребительских кооперативов.

Кооперирование является эффективным способом усиления малых форм хозяйствования. И в современных условиях высокого развития рыночных экономик и глобализации его значение возрастает. Сельскохозяйственные кооперативные формирования смогут составить конкуренцию коммерческим структурам и вынудят их предлагать сельхозтоваропроизводителям более мягкие условия сотрудничества. В этой связи скорейшего решения требует вопрос передачи в сельхозпотребкооперативы принадлежащих сейчас государству и муниципалитетам предприятий по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Диагностика уровня устойчивого развития сельских территорий на основе их мониторинга: монография / Парахин Н.В., Родимцев С.А., Гальянов И.В. Орёл: Изд-во Картуш, 2016. 498 с.

2. Комплексная оценка социо-эколого-экономического развития сельских территорий: монография / Богачев А.И., Гальянов И., Студенникова Н.С. Орел, 2016

3. Резвяков А.В., Резвякова И.В. Итоги диагностики сельскохозяйственной сферы деятельности сельских территорий Центрально-черноземного региона // Образование, наука и производство. 2016. №4. С 3640

4. Социальные факторы агропромышленного производства: монография / Гальянов И.В., Логвинова Р.М., Резвяков А.В., Родимцев С.А., Саран А.Ю., Студенникова Н.С. Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2014. 240 с.

5. Резвяков А. В., Суровцева Е. С. Об актуальных вопросах развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Российской Федерации // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2017. № 1 (41). С. 129-134

6. Суровцева Е.С., Грудкина Т.И., Резвяков А.В., Куницына Т.О. Синергетический эффект от членства субъектов малого агробизнеса в ассоциациях // Экономика сельского хозяйства России. 2017. № 4. С. 24-30

7. Дорохова В.И. Роль сельскохозяйственной кооперации в импортозамещении продовольствия // Вестник АПК Верхневолжья. 2016. № 2 (34). С. 15-24.

8. Голубева А.И., Дорохова В.И., Дугин А.Н. Состояние и перспективы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов (на материалах Ярославской области) // Вестник АПК Верхневолжья. 2013. № 4 (24). С. 8-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.