Научная статья на тему 'Развитие концептуальных положений теории формирования творческого потенциала предпринимательской структуры'

Развитие концептуальных положений теории формирования творческого потенциала предпринимательской структуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие концептуальных положений теории формирования творческого потенциала предпринимательской структуры»

В.Г. ШУБАЕВА

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ

Значимая роль и место творческой деятельности в сфере предпринимательства на современном экономическом этапе ставят перед нами задачу более глубокой разработки теоретических основ формирования и развития творческого потенциала в предпринимательской системе в целях понимания механизма его функционирования и активизации. «Идентификация возможностей и способностей объекта способствует правильному выбору оптимальных направлений и стратегий его развития. Незнание потенциала, его недооценка или переоценка, приводят к принятию ошибочных решений и неэффективному использованию, а зачастую иррациональной растрате ресурсов... Профессиональная диагностика и выявление основных направлений использования потенциала определяют будущее состояние исследуемого объекта и возможности совершенствования его функционирования, а значит, и будущие результаты его деятельности» [6].

При активной предпринимательской позиции, когда поиск и воплощение новых идей становятся нормой и стилем жизни предпринимателя вне зависимости от внешних условий, творческий потенциал будет представлять «энергию развития» как самого предпринимателя, так и организации в целом.

При развитии концептуальных положений теории формирования творческого потенциала в системе предпринимательства мы будем исходить из того, что творческий потенциал является не только интегрирующим свойством личности предпринимателя, опосредующим степень возможностей актуализации его творческих сил в конкретный момент, в конкретных условиях, но и свойством как предпринимательской команды, объединенной единой целью, так и компании в целом.

Объективным условием современного предпринимательства является усложнение предпринимательской функции и вовлечение в связи с этим в процесс предпринимательства все большего числа участников. Решения вырабатываются коллегиально, мера ответственности распространяется в зависимости от величины вложенного капитала. Данный факт выступает причиной рассредоточения данной функции на все большее число специализированных работников, образующих совокупного предпринимателя.

Исследуем творческий потенциал предпринимательской структуры, взяв за основу определение, предложенное А.В. Кругловым. Под творческим потенциалом компании он понимает: «способности компании к принятию и реализации творческих управленческих решений, способствующих достижению поставленных целей и формированию уникальных конкурентных преимуществ на базе использования собственных и привлеченных ресурсов» [2, с. 216].

Под способностями компании в данном случае мы будем подразумевать совокупность внутрифирменных умений и возможностей активизировать творческие потенции, опыт, профессиональные знания и т.д., имеющиеся в наличии как у самого предпринимателя и его команды, так и у каждого сотрудника предпринимательской структуры.

По мнению А.В. Круглова, структура творческого потенциала компании представляет собой совокупность и взаимодействие трех основных элементов: креативного потенциала сотрудников, организационно-экономический механизма управления креативным потенциалом компании и собственных и привлеченных ресурсов.

Исследователь считает, что творческий потенциал компании не является простой суммой творческих потенциалов ее сотрудников. Он обосновывает введение в структуру творческого потенциала компании элемента «организационноэкономический механизм управления творческим потенциалом» тем фактом, что он необходим для развития и реализации творческого потенциала сотрудников. «Сотрудники могут быть очень талантливыми людьми, но совсем не захотят реализовывать свой креативный потенциал на работе по различным причинам. Если же в компании будет создан механизм, стимулирующий креативность, то, скорее всего, потенциальная креативность сотрудников реализуется в рамках компании, и тогда мы получим синергетический эффект» [2, с. 218].

Таким образом, данный автор видит в организационно-экономическом механизме управления творческим потенциалом компании совокупность средств и методов организации и экономического обеспечения процесса разработки и принятия креативных управленческих решений.

Мы не можем не согласиться с тем, что организационно-экономический механизм играет важную и, часто, решающую роль в активизации творческих процессов на предприятии. Действительно, его основной целью является создание условий для реализации и развития творческого потенциала каждого сотрудника фирмы. При этом мы считаем, что данный механизм не может выступать в роли составного элемента творческого потенциала компании, так как он не является носителем творческих потенций, а лишь представляет собой инструмент воздействия на потенции внутри предприятия, создающий условия для развития и активизации творческого потенциала сотрудников компании.

При построении нашей модели творческого потенциала предпринимательской структуры мы отталкиваемся от того факта, что каждый представитель компании, выполняя ту или иную предпринимательскую подфункцию, является неотъемлемым и важным звеном в осуществлении процесса функционирования предпринимательской структуры.

При таком варианте развития сущностные признаки предпринимателя как отдельной личности переносятся, как мы уже отмечали, на совокупного предпринимателя. Совокупный предприниматель выступает в роли единого универсального работника, выполняющего предпринимательскую функцию. Творчество проявляется в процессе осуществления данной функции на постоянной основе.

Сотрудников предпринимательской структуры необходимо рассматривать не просто как творческий коллектив компании, а как совокупного универсального работника, у которого творчество является составляющей его деятельности. Творчество служит своеобразным каркасом в коллективной работе совокупного предпринимателя, оно становится мотиватором и центробежной силой, пробуждающей интерес работника к тому, что он делает. Речь идет о разделении и кооперации необычного типа труда - творческого труда. Разделение данного типа труда и кооперация внутри предпринимательской структуры происходит в форме творческого взаимодействия.

Творческое взаимодействие, по нашему мнению, должно определять корпоративное сознание. Корпоративное же сознание, по словам В.Н. Татаренко, способно вызвать к жизни тот самый фактор системной организованности, который может стать источником немыслимой для отдельных людей эффективности [4].

Таким образом, еще одной немаловажной составляющей совокупного творческого потенциала предпринимательской структуры, как мы считаем, является потенциал творческого взаимодействия внутри организации. Только при наличии данного потенциала реализация совокупного творческого потенциала предпринимательской структуры выдаст синергетический эффект, и только тогда он бу-

дет больше, чем сумма всех творческих потенциалов отдельно взятых сотрудников.

А.В. Круглов утверждает, что «коллективное творчество в рамках организации имеет больший эффект, чем творчество индивидуальное» [2, с. 219]. Исследователь объясняет также данный эффект значительно большими ресурсными возможностями организации, чем индивида.

Мы считаем, что по данному вопросу однозначного мнения существовать не может. Эффект зависит от уже упомянутого нами выше потенциала творческого взаимодействия внутри предпринимательской структуры, который напрямую взаимосвязан с функционированием организационно-экономического механизма управления творческим потенциалом фирмы. «Взаимодействие отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого» [5].

Таким образом, потенциал творческого взаимодействия представляет собой совокупность средств, способностей и возможностей каждого члена предпринимательской структуры (включая самого предпринимателя и его команду), которые обеспечивают установление такого уровня взаимодействия в коллективе, который бы максимальным образом способствовал выработке коллективного творческого решения.

Установка на взаимодействие предполагает понимание противоположной позиции, других интересов и потребностей, способность прийти к более широким и комплексным взглядам, сознанию приоритета более глубоких, сближающих и объединяющих различные позиции совместных интересов. Суть взаимодействия -максимально точное выражение и развитие всех возможностей, заложенных и возникающих в реальности, стабильность и постоянное структурное и функциональное совершенствование человека, компании, экономики.

Способность каждого сотрудника к внутрисистемному взаимодействию является ключевым составляющим элементом потенциала творческого взаимодействия. Не всегда наличие данной способности и желания отдельно взятого сотрудника является достаточным для реализации данного потенциала.

Безусловно, в данном случае также особо важная роль отводится организационно-экономическому механизму управления совокупным творческим потенциалом предпринимательской структуры. В частности, создание корпоративной культуры, позволяющей каждому сотруднику «пропитаться» общей идеей функционирования предпринимательской структуры, понять и принять ее ценности, установить эффективные внутрифирменные коммуникации, имеет приоритетное значение для формирования и реализации потенциала творческого взаимодействия.

Последней составляющей творческого потенциала предпринимательской структуры выступают привлеченные внешние творческие ресурсы в виде различного рода экспертов и консультантов, которые вступают во взаимодействие с внутренними творческими ресурсами компании.

Из всего вышеизложенного мы заключаем, что творческий потенциал предпринимательской структуры является сочетанием различных свойств и качеств совокупного работника компании, потенциально готовых к реализации посредством творческого взаимодействия и направленных на решение творческих предпринимательских задач.

Одним из «рычагов запуска» в действие данного потенциала является организационно-экономический механизм управления творческим потенциалом предпринимательской структуры. Модель совокупного творческого потенциала предпринимательской структуры представлена на рисунке.

Движущей силой запуска и организационно-экономического механизма является предприниматель, задающий центральный системообразующий компонент деятельности всей компании - ее цель. Постановка предпринимателем целей также представляет собой творческую задачу, так как этот процесс подразумевает вдохновление сотрудников компании на достижение этих целей, т.е. это задача, которая в первую очередь подразумевает «преобразование людей и коллективов из нейтральных, технических единиц в участников творческого процесса, у которых есть самостоятельность и заинтересованность в результате» [3]. Именно предприниматель, по словам Ж.Л. Серван-Шрейбера, «должен выступать тем, кто видит горизонты своего предприятия и показывает их тем, с кем работает» [1]. Отсюда предприниматель является направляющей силой движения механизма по реализации творческого потенциала предпринимательской структуры.

Потенциал творческого взаимодействия

Творческий потенциал

Творческий потенциал предпринимательской команды

Творческий потенциал сотрудников предприниматель ской структуры

Привлеченные

творческие

ресурсы

Организационно-экономический механизм управления творческим потенциалом предпринимательской структуры

Модель творческого потенциала предпринимательской структуры (совокупного работника)

Когда организационно-экономический механизм управления творческим потенциалом предпринимательской структуры уже запущен предпринимателем и дает свои результаты, сотрудники фирмы могут выступить своеобразным ускорителем его функционирования, побуждающим предпринимателя создавать дальнейшие условия, способствующие развитию творчества на предприятии, а также вектором, задающим направление данному развитию.

Литература

1. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Психология предпринимательства: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 174.

2. Круглов А.В. Методология формирования эффективных управленческих решений и обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур. Генезис и проблемы устойчивого развития. Креативность управленческих решений. Инновационная активность. Экономическая безопасность. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. С. 216.

3. Питерс, Томас Дж., Уотерман мл., Роберт Х. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. С. 141.

4. Татаренко В.Н. Информационная политика предприятия: Информация - параллельная реальность. Знаниеориентированный менеджмент. Маркетинг влияния. Моделирующие технологии. Новое измерение конкуренции. СПб.: Изд-во Борей Арт, 2006. С. 156.

5. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф.Ильичева, П.Н.Федосеева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 81.

6. Юлдашева О.У. Теория и методология формирования и развития маркетингового потенциала компании. СПб.: Изд-во Инфо-да, 2005. С. 62.

ШУБАЕВА ВЕРОНИКА ГЕОРГИЕВНА родилась в 1970 г. Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, заместитель декана факультета коммерции и маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.