Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ В ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ХХ ВЕКА'

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ В ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогика и психология профессионального воспитания / социальное воспитание студенческой молодежи / социальная активность личности / активная жизненная позиция личности / гражданская зрелость / общественная активность молодежи. / Pedagogy and psychology of professional education / social education of students / social activity of the individual / active life position of the individual / civic maturity / social activity of youth.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корня Г. А.

Автор статьи обращается к философско-педагогическому анализу феномена социальной активности личности, предпринимает попытку с позиций истории педагогики представить методологические подходы и концепции, отражающие основные направления исследований и теоретических поисков в сфере развития социальной активности студенческой молодежи, профессионального воспитания студенчества, сложившиеся в российской педагогике в ХХ–XXI вв. Особое внимание уделяется анализу теоретических концепций, в которых наиболее полно и всесторонне отражено влияние включенности студентов в жизнедеятельность общественных объединений и организаций на развитие социальной активности личности, формирование ее активной жизненной позиции, обретение опыта участия в жизни гражданского общества. Автор увязывает развитие социальной активности студенческой молодежи с демократизацией общественной жизни, референтностью студенческого самоуправления, сплоченностью, организованностью, ценностно-ориентационным единством студенческого коллектива, подчеркивает актуальность проблемы развития социальной активности студенческой молодежи в современной социальной ситуации российского общества, отмечает необходимость теоретической разработки методологии социального воспитания студенческой молодежи, обеспечения условий для реализации субъектности, инициативности, ответственности молодежных сообществ в образовательной среде университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корня Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL APPROACHES TO UNDERSTANDING THE PHENOMENON OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENT YOUTH IN RUSSIAN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF THE TWENTIETH CENTURY

The author of the article turns to the philosophical and pedagogical analysis of the phenomenon of social activity of the individual, makes an attempt, from the standpoint of the history of pedagogy, to present methodological approaches and concepts that reflect the main directions of research and theoretical searches in the field of development of social activity of student youth, professional education of students, which developed in Russian pedagogy in the 20th century -XXI centuries The author pays special attention to the analysis of theoretical concepts that most fully and comprehensively reflect the influence of students’involvement in the life of public associations and organizations on the development of an individual’s social activity, the formation of his active life position, and the acquisition of experience of participation in the life of civil society. The author links the development of social activity of student youth with the democratization of public life, self-referentiality of student self-government, cohesion, organization, and value-orientation unity of the student body. The author emphasizes the relevance of the problem of developing the social activity of student youth in the modern social situation of Russian society, notes the need for theoretical development of a methodology for the social education of student youth, providing conditions for the implementation of subjectivity, initiative, and responsibility of youth communities in the educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ В ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ХХ ВЕКА»

УДК 37.01+378.01

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ В ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ХХ ВЕКА

© 2024 Г. А. Корня

аспирант кафедры психологии образования и социальной педагогики

e-mail: kornya95@list.ru

Курский государственный университет

Автор статьи обращается к философско-педагогическому анализу феномена социальной активности личности, предпринимает попытку с позиций истории педагогики представить методологические подходы и концепции, отражающие основные направления исследований и теоретических поисков в сфере развития социальной активности студенческой молодежи, профессионального воспитания студенчества, сложившиеся в российской педагогике в ХХ-ХХ1 вв. Особое внимание уделяется анализу теоретических концепций, в которых наиболее полно и всесторонне отражено влияние включенности студентов в жизнедеятельность общественных объединений и организаций на развитие социальной активности личности, формирование ее активной жизненной позиции, обретение опыта участия в жизни гражданского общества. Автор увязывает развитие социальной активности студенческой молодежи с демократизацией общественной жизни, референтностью студенческого самоуправления, сплоченностью, организованностью, ценностно-ориентационным единством студенческого коллектива, подчеркивает актуальность проблемы развития социальной активности студенческой молодежи в современной социальной ситуации российского общества, отмечает необходимость теоретической разработки методологии социального воспитания студенческой молодежи, обеспечения условий для реализации субъектности, инициативности, ответственности молодежных сообществ в образовательной среде университета.

Ключевые слова: педагогика и психология профессионального воспитания, социальное воспитание студенческой молодежи, социальная активность личности, активная жизненная позиция личности, гражданская зрелость, общественная активность молодежи.

DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL APPROACHES TO UNDERSTANDING THE PHENOMENON OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENT YOUTH IN RUSSIAN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF THE TWENTIETH CENTURY

© 2024 G. A. Cornea

Postgraduate student of the Department of Psychology of Education and Social Pedagogy

e-mail: kornya95@list.ru

Kursk State University

The author of the article turns to the philosophical and pedagogical analysis of the phenomenon of social activity of the individual, makes an attempt, from the standpoint of the history of pedagogy, to present methodological approaches and concepts that reflect the main directions of research and theoretical searches in the field of development of social activity of student youth, professional education of students, which developed in Russian pedagogy in the 20th century -XXI centuries The author pays special attention to the analysis of theoretical concepts that most fully and comprehensively reflect the influence of students'

involvement in the life of public associations and organizations on the development of an individual's social activity, the formation of his active life position, and the acquisition of experience of participation in the life of civil society. The author links the development of social activity of student youth with the democratization of public life, self-referentiality of student self-government, cohesion, organization, and value-orientation unity of the student body. The author emphasizes the relevance of the problem of developing the social activity of student youth in the modern social situation of Russian society, notes the need for theoretical development of a methodology for the social education of student youth, providing conditions for the implementation of subjectivity, initiative, and responsibility of youth communities in the educational environment of the university.

Keywords: pedagogy and psychology of professional education, social education of students, social activity of the individual, active life position of the individual, civic maturity, social activity of youth.

Развитие современного высшего профессионального образования невозможно вне контекста социальной ситуации развития всего общества, вне понимания целей и перспектив модернизации всех сторон общественной жизни. Цели модернизации требуют от будущих специалистов не только освоения фонда современных компетенций и профессионального опыта, но и активной включенности в общественную жизнь, реализации гражданских прав и свобод, деятельного участия в жизни демократических институтов, в жизни всего гражданского общества. Такие цели модернизации предполагают обеспечение условий для развития и реализации студенческой молодежью социальной активности, инициативности, ответственности, накопления опыта участия в решении важнейших проблем общественной жизни. Решение столь важной психолого-педагогической задачи предполагает осмысление гуманитарной наукой возможностей образовательной среды университета в формировании активной жизненной позиции молодых граждан страны, развитии социальной активности будущих специалистов, включении их в продуктивные виды общественно полезной деятельности [29]. Обращение педагогики и психологии к проблеме социальной активности на современном этапе предполагает серьезный и объективный анализ идей, концепций и опыта социального воспитания студенческой молодежи в ХХ в., когда были реализованы очень продуктивные и полезные концепции и опыт социально-нравственного развития студенчества, профессионального воспитания будущих специалистов различного профиля. В последней четверти ХХ в. сложилось несколько научных подходов в понимании содержания и организации социального и профессионального воспитания студенческой молодежи, которые не утратили своей актуальности и эффективности в современных условиях и в современном контексте жизнедеятельности университетских сообществ, в социально-нравственном развитии молодых специалистов XXI в.

Интерес современного научного сообщества к проблеме развития социальной активности молодежи продиктован как ожиданиями социума, считающего ее ценнейшим ресурсом экономического роста и обеспечения благосостояния общества, так и особенностями самой этой социальной группы, которая стремится реализовать свои потребности и желания. Современное студенчество оказалось в сложной социокультурной ситуации: деструкция общественной морали, глобализация культуры, интенсификация влияния на молодежь информационной среды, сообществ в социальных сетях, продуктов массового искусства, моды оказывают дезориентирующее влияние на сознание юношества, внедряют ложные цели и ценности, порождают иллюзию социальной успешности, размывают границы долженствования, предлагают сомнительные способы самореализации, а в конечном счете уводят от саморазвития, активизации ресурсов личностного роста, движения

к собственным целям, приводя к нарастанию гедонистических, потребительских установок молодых людей, индивидуализму, социальной аномии, обособлению от социальной среды, разрушению межпоколенческих отношений. Последствия деструктивного влияния массовой культуры основательно представлены в исследованиях И.Е. Булатникова, убедительно обосновавшего целый ряд негативных тенденций в социально-нравственном развитии студенческой молодежи [7]. Времена меняются, меняя и представления молодежи о целях и ценностях социального бытия. Задачи социально-экономического, технологического, культурного развития России тесно связаны с реализацией созидательного потенциала молодежи, приходом в жизнь, в общественные отношения, в сферу образования, науки, духовной жизни ярких, энергичных, инициативных, активных граждан, таланты и способности которых с максимальной пользой будут реализованы на благо Отечества. Это означает, что цели модернизации России и ее успешность самым тесным образом зависят от развития социальной активности студенческой молодежи, готовности и способности молодых людей жить интересами и заботами общества о благополучии и процветании своей страны. Развитие социальной активности молодых людей становится важной стратегической задачей всей системы образования. Особыми возможностями и потенциалом в этом процессе обладает образовательная среда университета, создавая условия, предпосылки, мотивируя молодых людей на включение в активную общественную жизнь, реализацию своих способностей и талантов, накапливая опыт участия в важных социальных проектах, волонтерской деятельности, сохранении памятников истории и культуры, постигая великое наследие прежних эпох. Среда университета открывает широкий спектр возможностей для каждого студента, но многое в их реализации зависит от позиции наставников молодежи, преподавателей, которые открывают простор для обретения каждым будущим специалистом подлинной субъектности, инициативности, самостоятельности, ответственности, служащих фундаментом развития социальной активности студенческой молодежи [30]. Не менее важны и особенности организации образовательной деятельности, в которой также вполне возможны высокая активность студента, его самостоятельность, творческий поиск, истинная субъектность, обретение и обоснование собственной точки зрения на социальную реальность, способность и готовность ее отстаивать. Освоение обучающимися новых образовательных программ включает в себя не только изучение учебных дисциплин, но и полезную деятельность во внеучебное время.

Реализация значительного потенциала университетской образовательной среды в социально-нравственном развитии молодежи, реализации студентами своей социальной активности имеет продолжительную историю исследований. Известны работы целого ряда исследователей-психологов XIX в., в которых изучались проявления активности личности, их сопряженность с целым рядом параметров внешних условий образовательной среды (Н.Я. Грот, М.М. Троицкий, Н.Н. Иорданский и др.). Среди первых исследователей среды следует обратить внимание на вполне выразительные издания Н.Н. Иорданского, в которых предпринята попытка анализа влияния социальной среды на развитие социальной активности личности (Основы и практика социального воспитания. М., 1925; Организация детской среды. М., 1925). Важные и глубокие идеи диалектики влияния социальной среды и развития социальной активности личности получили воплощение в работах основателей культурно-исторического и деятельностного подхода в психологии Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. Их идеи позднее воплотятся в целый ряд важных исследований плеяды отечественных психологов, среди которых А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Д.Н. Узнадзе, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Л.И. Уманский,

К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, Б.Д. Парыгин и мн. др. В их работах очень убедительно показаны развитие высших психических функций, диалектика внутреннего и внешнего, процессов интериоризации и экстериоризации, коллективизм как базовый принцип социального бытия личности; охарактеризована связь мотивов и целей деятельности личности; отражены механизмы влияния совместной деятельности на становление социальности личности, всей палитры отношений человека с социальной средой. По сути, этими исследованиями была продолжена важная научная традиция в истории отечественной психологии, опирающаяся на марксистскую методологию в понимании диалектической природы отношений личности и социальной среды. Эта традиция продолжала идеи большого отряда отечественных педагогов и психологов, много и продуктивно размышлявших о реализации социальной активности личности (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель и др.). Акцент на развитие нового человека, формирование личности для новой советской эпохи некоторые исследователи связывали с наследием революционеров-просветителей, в работах которых новый тип личности провозглашается как одна из задач институтов социального воспитания. От идей Н.Г. Чернышевского и Л.Н. Толстого отечественная педагогическая мысль закономерно перерастала в теорию и практику социального воспитания, получив, пожалуй, наиболее яркое и полное воплощение в трудах и опыте С.Т. Шацкого, а позже воплотившись в уникальном социально-педагогическом эксперименте А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, в работах А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.П. Пинкевича, С.Н. Дурылина и др. Воспитание нового человека должна была обеспечивать и новая система социального воспитания, порывающая с архаичными традициями прошлого и ориентированная на массовое вхождение детей и молодежи в новую жизнь, в новую социокультурную реальность с принципиально новым набором целей, ценностей, норм социального поведения и отношений. Новый век требовал новых идей и новых подходов в теории и практике социального воспитания, о чем убедительно пишет Т. А. Ромм [31]. Правда, и отношение к новым идеям мыслителей новой эпохи не было однозначным: очень скоро часть из них попала под огонь жесткой критики «за педологические извращения», педология (а вместе с нею и многие ценные идеи социального воспитания) были преданы забвению на несколько десятилетий. Так идеология «победила» педологию, отбросив психологию и педагогику в прошлое, из которого наука выберется очень нескоро. Пострадавшей оказалась и проблематика социальной активности личности, на смену которой пришли более широкие понятия «гражданская активность», «гражданская позиция», «воспитание гражданина».

Как показывает знакомство с взглядами российских исследователей истории социального воспитания, феномен социальной активности на разных этапах рассматривался с разных позиций:

- в начальный период истории советского общества (20-30-е гг. ХХ в.) социальная активность личности интерпретировалась как некий синоним социального творчества, инициативы, революционной активности [13];

- в «сталинский период» (30-60-е гг. ХХ в.) происходит значительный перелом в системе научных взглядов, социальная активность связывается с активным трудом, дисциплиной, порядком, подчинением личности социальной системе;

- в период «политической оттепели» (60-70-е гг. ХХ в.) социальная активность трактуется как проявление активной жизненной позиции личности, как отражение идейной убежденности, нравственной принципиальности, готовности личности к отстаиванию общественных идеалов, убеждений, как единство слова и дела;

- в период «брежневский» (70-80-е гг. ХХ в.) социальная активность трактуется в социологии, психологии, педагогике преимущественно в рамках концепций

отношений личности и социальной среды, начинается разработка проблематики субъектности личности, растет внимание к роли потребностей и интересов личности в строительстве системы общественных отношений [10; 32; 36].

Проблемы социальной активности стали интенсивно разрабатываться после выступления Л.И. Брежнева на XXV съезде КПСС в середине 70-х гг. Был, по сути, мощный социальный заказ на разработку такой проблематики, как социальная активность. Разработкой этой проблематики занимался очень большой «научный цех» - от Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС до академических институтов Академии наук и АПН СССР.

Наиболее основательно проблематика социальной активности личности стала разрабатываться в 60-80-е гг. ХХ в., а в теоретическое осмысление отношений личности и социальной среды оказались вовлечены большой ряд российских философов, историков, социологов, психологов, педагогов. Именно в эти годы рождались и получили признание целостные социально-педагогические и социально-психологические теории, раскрывавшие всю логику и механизмы формирования социальности личности, развития ее социальной активности, включения в продуктивное взаимодействие с социальной средой. Особое внимание исследователей в этот период сосредоточено на становлении воспитательного коллектива как одного из важнейших факторов развития и реализации социальной активности личности. Исследователи фокусируют свое внимание на роли и возможностях пионерского и комсомольского коллективов, взаимодействии детской и молодежной общественных организаций с педагогическим сообществом. Отдельный ряд исследований был посвящен развитию лидерских, организаторских качеств молодежных вожаков, сплочению коллективов, их возможностям в развитии и реализации широкого комплекса личностных качеств молодежи. В этом контексте уместно назвать имена наиболее важных исследователей, чьи труды получили признание и стали руководством для педагогов-практиков: Л.И. Новикова, А.Т. Куракин, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, М.М. Ященко, С.Е. Хозе, Б.З. Вульфов, З.В. Коваленко, Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Л.Ф. Спирин, Т.Е. Конникова, К. Д. Радина, М.И. Рожков, П.В. Конаныхин,

B.В. Лебединский и мн. др. В книгах и статьях этих авторов были отражены не только концептуальные идеи, но и передовой опыт социального воспитания юношества, обеспечения условий для развития социальной активности молодежи. Осмыслению накопленных теоретических подходов и идей, практического опыта во многом способствовала серьезная методологическая и историко-педагогическая проработка проблематики развития социальной активности молодежи, механизмов ее включения в жизнедеятельность общественных объединений и организаций. В этом плане особенно продуктивными и содержательными оказались труды ряда исследователей, в работах которых представлена эволюция концепций социального воспитания и развития социальной активности детей и молодежи (З.И. Равкин, М.В. Богуславский,

C.В. Куликова, И.Г. Гордин, Н.Ф. Басов, В.А. Кудинов, Л.В. Алиева, Б.З. Вульфов, Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник, А.А. Слезин, В.А. Ванин, В.К. Григорова, Н.Л. Иванова, В.Б. Помелов, С.Г. Новиков, Е.А. Ефимова, Э.А. Мальцева и мн. др.).

В контексте развития социальной активности студенческой молодежи, пожалуй, особого внимания заслуживают оценки и суждения о реализации воспитательной функции молодежной общественной организацией в 70-80-е гг. ХХ в. известного исследователя Б.З. Вульфова [8; 28]. Его научная деятельность прочно связана с практикой социального воспитания отечественной молодежи в 60-90-е гг., на которые пришелся не только расцвет деятельности комсомола, но и его кризис, завершившийся, как известно, самороспуском организации молодежи. Анализируя кризис в комсомоле

и его причины, Б.З. Вульфов подчеркивал системный характер проблем в жизнедеятельности молодежной общественной организации и нарастание этих проблем в конце 80-х гг. [11]. По сути, исследователь в своих публикациях показал сужение возможностей общественной организации для социального развития молодых людей, реализации ими своего стремления к творчеству, к изменению социальной реальности и накопление критической массы неразрешимых противоречий в жизни комсомола, связанных с имитацией активности, слепым подчинением идеологическим нормам и принципам, разнонаправленным характером стремлений самой молодежи и ее лидеров, которые фактически должны были выполнять установки политического руководства страны. Такая ситуация лишала молодежь не только авторства в организации собственной жизнедеятельности, но и самой возможности быть субъектами, хозяевами своей социальной и профессиональной судьбы, творцами собственной жизни. Кризис стремительно нарастал и завершился крушением общественной организации молодежи. Следует отдельно отметить продуктивность системного подхода Б.З. Вульфова в анализе феномена социальной активности молодежи и факторов ее формирования [27].

Развитие социальной активности студенческой молодежи в советский период прочно увязывалось с принятием личностью идеологических установок партийного руководства, строгим соблюдением предписываемых комсомольским уставом норм и требований к социальному поведению молодого человека и принятых правил поведения в обществе. Молодой человек должен был постоянно доказывать свою идейную убежденность, политическую и моральную зрелость, готовность к реализации идеологических установок партии. Понятно, что такая жесткая регламентация поведения и отношений молодого человека, отсутствие подлинной самостоятельности в определении целей жизнедеятельности молодежного сообщества, обеспечения его подлинной самостоятельности, субъектности, инициативы сковывали социальные проявления молодых людей, лишали их возможности быть авторами собственной судьбы, а не исполнителями воли лидеров. Подчиненное, а порой откровенно униженное положение молодежных сообществ, их зависимость от воли руководителей дистанцировали от организации значительную часть наиболее социально зрелой, активной молодежи, неравнодушной к реалиям жизни. Это в полной мере проявлялось и в жизни студенческих молодежных сообществ, в которых формализм становился устойчивой чертой жизни, порождавшей устойчиво-негативное отношение к самой идее социальной активности личности. Кризис в комсомоле стал неизбежным. Образовавшийся «вакуум» стремительно заполнялся новыми формами досуга, в которых молодежь быстро переориентировалась на «западные нормы и ценности» [6; 7; 8; 27; 30]. Вслед за «студенческими кооперативами» появились и первые предприниматели, активно включившиеся в торговлю, «челночные туры», занявшие ларьки и торговые точки на рынках и в мелких магазинчиках... Из числа бывших комсомольских вожаков вскоре родились первые бизнесмены, сменившие свои комсомольские и стройотрядовские курточки на малиновые пиджаки. Так рождался из комсомольских лидеров слой российских предпринимателей. Надо сказать, что опыт работы в комсомоле для многих из них стал важной основой успеха в бизнесе. Появились и первые олигархи, которые не скрывали своего комсомольского прошлого, но быстро освоились в новой буржуазной реальности. Эти человеческие метаморфозы отражали идейное перерождение комсомольской «аристократии», отражавшей ее изначальный лукавый характер и тяготение к личному благополучию. Конечно, не все лидеры стали бизнесменами, не все «предали идеи» и расстались со своими идейными убеждениями. Но перерождение части комсомольской элиты произошло, что вполне убедительно отразил в своих произведениях Ю.М. Поляков, наглядно

показывая процесс зарождения и развития кризиса в комсомоле. Социальная активность молодежи оказалась лишена идейно-смысловой основы. Новой ценностно-смысловой основой для активности молодых людей стали деньги, личный успех, бизнес, политическая карьера. Пришло новое время - буржуазных ценностей, страна начала активное строительство капитализма. Социальная активность молодежи обрела новую модальность, новый вектор развития - молодым людям необходимо было приспосабливаться к новой жизни, к новым реалиям социального бытия. По сути, социальная активность никуда не исчезла, она приобрела новую направленность -направленность на себя [9; 13; 15; 17; 21; 26].

Сегодняшние попытки возродить общественные объединения, молодежные сообщества, возродить пионерию и комсомол имеют противоречивый характер. С одной стороны, эти попытки носят характер «инициативы сверху» (не подкрепляясь стремлением молодежи к объединению снизу), а с другой - в этих попытках возродить явно отсутствует идея, которая объединяла молодежь, привносила важный общественный смысл активной деятельности молодых людей, их включенности в большие и социально значимые дела. Сегодня нет того масштаба реализации энергии и творческой созидательной активности молодежи, которая была в 70-80-е гг. ХХ в., когда молодые люди принимали участие в строительстве БАМ и Саяно-Шушенской ГЭС, в освоении целины и возведении нового Братска. Социальная активность молодежи нуждается в масштабных целях и ценностях, позволяющих реализовать самостоятельность и доказать обществу свою взрослость, свою способность быть созидателями, активными и ответственными гражданами, включенными в решение крупных и важных государственных задач. Значит, социальная активность молодежи нуждается в масштабных проектах, в крупных замыслах и серьезной включенности в их реализацию. Без такого масштаба развитие социальной активности молодежи приобретает локальный, мелкий характер. Молодой человек не ощущает всей важности, значимости того дела, той общественно полезной деятельности, которой он отдает все свои силы, весь свой потенциал, всю свою созидательную энергию [5; 16; 18; 20].

Изменения во внешней социальной среде порождают не только личностные изменения и трансформации, но и развитие представлений о сущности социальных феноменов, их природе [14]. Это в полной мере относится и к феномену социальной активности личности. Если проследить эволюцию представлений об этом феномене, то в последние годы социальную активность принято трактовать как личностную социально-нравственную характеристику индивида, обнаруживаемую в продуктивной, осознанной общественно-полезной деятельности [19]. В философско-педагогической литературе термин «социальная активность» появляется в работах Ф.В.А. Дистервега, употребляется им в социально-культурном и психологическом контексте. Социальная активность предполагает высокий уровень субъектности личности, сознательность ее включения в систему социальных отношений и общественно полезную деятельность, убежденность в ее необходимости и целесообразности, готовность к совместному достижению целей такой деятельности, коллективизм, инициативность, ответственность [32; 34; 39]. Философы связывают феномен социальной активности личности с «превращением интереса личности в фактор ее действия», с целеполаганием субъекта, включенностью в целенаправленное преобразование действительности (И.Т. Фролов).

Многие исследователи в области педагогики и психологии трактуют социальную и общественную активность как тождественные понятия (К.А. Абульханова-Славская, Л.М. Архангельский, Т.Н. Мальковская и др.), акцентируя внимание на способности личности проявлять инициативу, ставить перед собой важные социально значимые цели, включаться в их реализацию,

принимать на себя ответственность за их достижение. В таком же контексте рассматривал социальную активность и В.М. Бехтерев. Социальная активность предполагает наличие личностно значимой, референтной среды, в которой и с участием которой реализуется общественно полезная деятельность личности [3; 33].

Многие педагоги подчеркивают значимость внешних условий для развития социальной активности личности, акцентируя внимание на вхождении молодого человека в социальную среду, его взаимодействии с этой средой, принятии ее норм и ценностей, предписываемых средой правил поведения и отношений, ролевого поведения [20]. При этом, разумеется, невозможно оставить вне поля зрения внутренние процессы в самой личности. Её цели и ценности, мотивы и установки, идеалы и убеждения - все они оказывают существенное влияние на включенность в социально значимую деятельность, инициативность, сознательность и ответственность личности, сотрудничество с другими участниками деятельности, удовлетворенность ее результатами [1; 2; 37; 38; 39; 40]. По мнению В.А. Петровского, социальная активность может трактоваться как проявление активной жизненной позиции субъекта, готовность и способность личности отстаивать своих взгляды и убеждения, доказывать единство слова и дела [18]. Психолог отмечает: «Активность есть совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности» [23].

По мнению целого ряда исследователей, в студенческом возрасте проявления социальной активности обусловлены целым рядом факторов, среди которых высокая степень сознательности молодых людей, наличие прочного общего образования, общей культуры, стремление к самостоятельности, субъектности, проявлению взрослости [25]. Но не менее важна еще и профессиональная составляющая, порождающая внутреннее ощущение включенности студента во взрослые, серьезные, социально-ответственные отношения [24; 39]. Оказывает влияние на развитие социальной активности студентов и направленность профессиональной подготовки, определяющей содержание и характер выполняемой студентами деятельности [4]. Как отмечают многие авторы, «социальной может быть признана лишь та активность, которая способствует общественному прогрессу, ориентирована на положительные общественные ценности, наполняющие жизнь человека высоким смыслом» [51]. Для анализа социальной активности важно видеть направленность деятельности, вектор реализации активности личности, меру и степень ее интенсивности: «Социальную активность следует рассматривать как меру интенсивности деятельности» [12]. Специфику развития социальной активности студентов В.А. Сластенин и его последователи трактуют как одно из возможных направлений профессионально-личностного развития будущих специалистов, как вектор их профессионального воспитания [22]. В этом же ключе размышляют о сущности и проявлениях социальной активности Е.П. Белозерцев, И.Ф Исаев, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев, А.Н. Ходусов, И.Е. Булатников, А.П. Бредихин, С.М. Салов, О.В. Парахина, М.И. Рожков и др.

Проведенный нами анализ теоретических исследований и концепций позволяет сделать вывод о том, что феномен социальной активности личности представлен в науке целым рядом теоретико-методологических подходов, позволяющих по-разному трактовать этот феномен:

- как важную социальную потребность личности, ориентирующую ее на включение в социально значимую деятельность, соответствующую целям, ценностям, установкам и мотивам личности, ее интересам и направленности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Т.Н. Мальковская);

- как важную способность личности к преобразованию действительности, предполагающую наличие социальных знаний, представлений, комплекс умений

и навыков, направленных на изменение действительности, ее преобразование в соответствии с целями и ценностями социальной среды (Т.Е. Конникова, К.Д. Радина, Т.Н. Мальковская, А.В. Зосимовский и др.);

- как важнейшую интегративную характеристику личности, отражающую инициативность, ответственность, требовательность, целеустремленность, убежденность личности, готовность действовать в интересах референтной группы (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, В.И. Селиванов и др.).

Указанные подходы в наибольшей степени соответствуют реалиям современной социокультурной ситуации, поскольку позволяют лучше понять природу этого важного интегративного личностного качества, его структуру, факторы и механизмы формирования, а также критериально-оценочные характеристики [6; 7; 35].

Следует отметить, что исследователи подчеркивают значимость таких проявлений социальной активности, в которых отражается социально-нравственная зрелость личности. В частности, среди таких проявлений называют готовность личности к социально-нравственному самоопределению, сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми в достижении общественно полезных целей, продуктивность общей деятельности, ее результативность.

Современное студенчество - это будущее страны, ее наиболее активная и социально-ответственная часть общества, интеллектуальная и духовная элита, от позиции которой зависит поступательное движение общества по пути социального, экономического и культурного прогресса государства. Обретение студенческой молодежью опыта реализации своей социальной активности служит фундаментом формирования гражданского облика, ответственности молодых людей за судьбу своей страны, ее будущее.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Социально-психологические аспекты активности личности / К. А. Абульханова-Славская // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. - Москва, 1983. - С. 7-22.

2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - Москва: Мысль. 1991. - С. 299.

3. Аверин, В. В. Психология: учебное пособие для студентов мед. вузов / Министерство здравоохранения РФ. С.-Петерб. гос. педиатр. мед. акад.; под редакцией В. А. Аверина. - Санкт-Петербург : СПбГПМА, 1999. - Часть 1. - 55 с.; Часть 2. - 56 с.

4. Андрамонова, И. М. Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики, 1960-1985 гг. автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / И. М. Андрамонова. - Кострома, 1999. - 17 с.

5. Байбородова, Л. В. Воспитательная деятельность / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. - Москва: КНОРУС, 2022. - 402 с.

6. Булатников, И. Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко: диалектика социального и индивидуального / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2013. -№ 2 (26). - С. 99-112.

7. Булатников, И. Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - №3 (23). - С. 60-72.

8. Булатников, И. Е. Философско-педагогическое наследие Б. З. Вульфова и реалии современного российского образования: векторы деструкции социальности молодёжи / И. Е. Булатников // Берегиня. 777. Сова. - 2022. - № 1 (52). - С. 185-200.

9. Васильева, С. Н. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи / С. Н. Васильева, О. Н. Мазина. // Молодой ученый. - 2015. - № 10 (90). - С. 1105-1108. - URL: https://moluch.ru/archive/90/18707/ (дата обращения: 29.01.2024).

10. Вульфов, Б. З. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П. И. Пидкасистый, Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. - Москва: Юрайт, 2012. - С. 724.

11. Вульфов, Б. З. Школьная комсомольская организация в системе воспитания личности старшеклассника: автореферат диссертации ... доктора пед. наук / Б. З. Вульфов.

- Москва: НИИ ОПВ АПН СССР, 1989. - 34 с.

12. Гура, В. В. Проблема развития социальной активности молодежи в виртуальном пространстве / В. В. Гура//Социально-педагогические проблемы детей и молодежи: сборник научных трудов. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 16-22.

13. Левкина, Т. И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности: автореферат диссертации . кандидата педагогических наук / Т. И. Левкина. - Владимир, 2000. - 20 с.

14. Литвинова, Т. И. Социальная активность молодежи как условие функционирования и развития социума / Т. И. Литвинова // Вестник Тверского государственного университета. Серия "Философия". - 2021. - № 3 (57). - С. 97-106.

15. Лодкина, Е. В. Социальная активность личности - залог успеха в профессиональной реализации / Е. В. Лодкина, Е. В. Мирошниченко // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - № 4 (6). - С. 89-95.

16. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко; составители Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. - Москва: Просвещение. 1988. - 304 с.

17. Мальковская, Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников: учебное пособие / Т. Н. Мальковская; ЛГПИ им. А. И. Герцена. -Ленинград, 1973. - 172 с.

18. Мальковская, Т. Н. Социальная активность старшеклассников / Т. Н. Мальковская. - Москва: Педагогика, 1988. - 144 с.

19. Мордкович, В. Г. Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения / В. Г. Мордкович. - Москва: Яникс. 2003. - 158 с.

20. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. - Москва: Академия, 2005. - 200 с.

21. Нам, М. Г. Формирование социальной и гражданской активности старших школьников: автореферат диссертации . кандидата педагогических наук / М. Г. Нам. -Уфа, 2006. - 22 с.

22. Педагогика профессионального образования / под редакцией В. А. Сластенина. - Москва: Академия, 2004. - 368 с.

23. Петровский, В. А. Активность, деятельность, индивидуальность: между вчера и завтра (методологические заметки) / В. А. Петровский // Мир психологии. Научно-методический журнал. - 2020. - № 2 (102). - С. 20-31.

24. Пилипенко, А. Э. Социальная активность студенческой молодежи: опыт исследования смысловых представлений / А. Э. Пилипенко, В. Г. Пантелеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2021. - №3 (284).

- С. 84-97.

25. Психолого-педагогическое сопровождение молодежи при развитии компетентности в проявлении социальной активности / И. В. Арендачук, Н. В. Усова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2022. - №4 (44). - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-molodezhi-pri-га2уМ1-котре1епШов11-у-ргоуау1епп-во1в1а1поу-ак11упов11 (дата обращения: 12.02.2024).

26. Пчелин, С. М. Психологическое исследование социальной активности личности: компоненты развития социальной активности личности / С. М. Пчелин // Сибирский педагогический журнал. 2008. №15. - иЯЬ: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/psiho1ogicheskoe-iss1edovanie-sotsia1noy-aktivnosti-1ichnosti-komponenty-razvitiya-sotsia1noy-aktivnosti-1ichnosti (дата обращения: 12.02.2024).

27. Репринцев, А. В. Научно-педагогическая школа Бориса Зиновьевича Вульфова: эпоха, идеи, судьбы, наследники / А. В. Репринцев // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №1-1. . - иЯЬ: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/nauchno-pedagogicheskaya-shko1a-borisa-zinovievicha-vu1fova-epoha-idei-sudby-nas1edniki (дата обращения: 12.02.2024).

28. Репринцев, А. В. Диалектика отношений учителя и культуры в условиях социальной неопределенности. Остается ли педагог субъектом культуры общества будущего? / А. В. Репринцев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. - № 3 (63). - С. 123-144. - иЯЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4538/ (дата обращения: 12.02.2024).

29. Репринцев, А. В. Информационная среда в личностном и профессиональном становлении специалиста: диалектика внешнего и внутреннего / А. В. Репринцев // Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании / под редакцией Р.С. Сафина, И.Э. Вильданова. - Казань, 2022. - С. 34-38.

30. Репринцев, А. В. Традиции и опыт профессиональной подготовки педагогических кадров для системы социального воспитания детей и молодежи во второй половине ХХ века: опыт осмысления и интерпретации / А. В. Репринцев // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2021. - Том 27. - № 4. - С. 10-22.

31. Ромм, Т. А. История социальной педагогики / Т. А. Ромм. - Москва: Юрайт, 2017. - 260 с.

32. Скляр, П. П. Развитие социальной активности молодежи: теоретико-методологические подходы и педагогическая технология / П. П. Скляр, С. В. Абрамова // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования: монография. - Петрозаводск: Новая Наука, 2020. - С. 176-194.

33. Социальная экология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт. 2013. - 517 с.

34. Степнова, Н. А. Социология молодёжи / Н. А. Степнова. - Москва: Мир,

2009.

35. Титова, Е. В. Методика воспитания: методологические аспекты: учебное пособие / Е. В. Титова. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 1996. - 52 с.

36. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков / Д. И. Фельдштейн. - Москва: Педагогика, 1982. - 224 с.

37. Хайкин, В. Л. Активность (характеристики и развитие) / В. Л. Хайкин. -Москва-Воронеж: МПСИ, 2000. - 448 с.

38. Чудновский, В. Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. - Москва, 1993. - Том 14. - №5. - С. 3-12.

39. Шабанов, А. Г. Социальная активность молодежи как социопедагогический феномен / А. Г. Шабанов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №2. -С. 384-393.

40. Шакирова, Э. Ф. Сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов в условиях педагогического колледжа / Э. Ф. Шакирова // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 5. - С. 26-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.