Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА'

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭКОУСТОЙЧИВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибе Екатерина Евгеньевна, Шибаева Галина Николаевна, Миронов Святослав Евгеньевич

В современных условиях развития образования все чаще появляются идеи того, что на формирование и развитие мировозренчиского механизма ребенка влияет не только учебники и уроки, но также и общение со сверстниками и внешкольные впечатления, которые ребенок получает от пространства, в котором производится обучение. Образовательные учреждения являются одним из первых архитектурных образцов, с которыми сталкивается человек. Воздействие, которое ребенок получает от пространств этих зданий, невозможно отрицать. Архитектурный облик внешнего и внутреннего пространства влияет на формирование благоприятной среды для развития подрастающего поколения. Эта материально-пространственная среда выступает в роли образовательного ресурса, которое постепенно подготавливает, хоть и не на прямую, как образовательный процесс обучения, молодое поколение к самореализации и успешной жизни в будущем. Работа направлена на поиск новых направлений и принципов в проектирования образовательных учреждений, которые бы с течением времени не переставали отвечать меняющимся тенденциям в сфере образования. Авторами рассмотрен положительный зарубежный опыт проектирования школьных зданий, сделан анализ принципов градостроительного проектирования объектов. Выявлены основные факторы, влияющие на устойчивость объектов. Проанализирован отечественный опыт проектирования школ. Отмечено, что на сегодняшний момент зачастую новое строительство является переработкой старых типовых проектов. Проведен анализ построенных образовательных учреждений города Абакана и прилегающих территорий. На основе анкетирования выявлены недостатки планировочных решений образовательных учреждений Республики Хакасия. Разработана концепция формообразования школьного здания с учетом всех факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS’ SUSTAINABLE DESIGN BASED ON FOREIGN EXPERIENCE

In modern conditions of the development of education, ideas are increasingly emerging that the formation and development of the worldview mechanism of the child is influenced not only by textbooks and lessons, but also by communication with peers and extracurricular impressions that the child receives from the space in which education is carried out. Educational institutions are one of the first architectural examples that a person encounters. The impact that the child receives from the spaces of these buildings cannot be denied. The architectural appearance of the external and internal space influences the formation of a favorable environment for the development of the younger generation. This material-spatial environment acts as an educational resource, which gradually prepares, although not directly, as an educational learning process, the younger generation for self-realization and a successful life in the future. The work is aimed at finding new directions and principles in the design of educational institutions that would not cease to respond to changing trends in the field of education over time. The authors considered the positive foreign experience in the design of school buildings, made an analysis of the principles of urban design of objects. The main factors influencing the stability of objects are identified. The domestic experience of designing schools is analyzed. It is noted that at the moment new construction is often a processing of old standard projects. The analysis of the constructed educational institutions of the city of Abakan and adjacent territories was carried out. Based on the survey, the shortcomings of planning decisions of educational institutions of the Republic of Khakassia were revealed. The concept of shaping the school building has been developed, taking into account all factors.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2022, №5, Том 14 / 2022, No 5, Vol 14 https://esj.today/issue-5-2022.html URL статьи: https://esj.today/PDF/54SAVN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Ибе, Е. Е. Развитие концепции устойчивого проектирования образовательных учреждений на основе зарубежного опыта / Е. Е. Ибе, Г. Н. Шибаева, С. Е. Миронов // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 5. — URL: https://esj.todav/PDF/54SAVN522.pdf

For citation:

Ibe E.E., Shibaeva G.N., Mironov S.E. Development of the concept of educational institutions' sustainable design based on foreign experience. The Eurasian Scientific Journal, 14(5): 54SAVN522. Available at: https://esj.today/PDF/54SAVN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Ибе Екатерина Евгеньевна

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Филиал в г. Абакан, Абакан, Россия

Доцент

Кандидат технических наук E-mail: Katerina.ibe@mail.ru

РИНЦ: https://elibrarv.ru/author_profile.asp?id=649187 Google Академия: https://scholar.google.ru/citations?user=vN6KlQ4AAAAJ

Шибаева Галина Николаевна

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Филиал в г. Абакан, Абакан, Россия Доцент, заведующая кафедрой «Строительство» Кандидат технических наук, доцент E-mail: shibaevagn@mail.ru

Миронов Святослав Евгеньевич

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Филиал в г. Абакан, Абакан, Россия Студент, группы 39-1 E-mail: miks0070@mail.ru

Развитие концепции устойчивого проектирования образовательных учреждений на основе зарубежного опыта

Аннотация. В современных условиях развития образования все чаще появляются идеи того, что на формирование и развитие мировозренчиского механизма ребенка влияет не только учебники и уроки, но также и общение со сверстниками и внешкольные впечатления, которые ребенок получает от пространства, в котором производится обучение. Образовательные учреждения являются одним из первых архитектурных образцов, с которыми сталкивается человек. Воздействие, которое ребенок получает от пространств этих зданий, невозможно отрицать. Архитектурный облик внешнего и внутреннего пространства влияет на формирование благоприятной среды для развития подрастающего поколения. Эта материально-пространственная среда выступает в роли образовательного ресурса, которое постепенно подготавливает, хоть и не на прямую, как образовательный процесс обучения, молодое поколение к самореализации и успешной жизни в будущем.

Работа направлена на поиск новых направлений и принципов в проектирования образовательных учреждений, которые бы с течением времени не переставали отвечать меняющимся тенденциям в сфере образования.

Авторами рассмотрен положительный зарубежный опыт проектирования школьных зданий, сделан анализ принципов градостроительного проектирования объектов. Выявлены основные факторы, влияющие на устойчивость объектов.

Проанализирован отечественный опыт проектирования школ. Отмечено, что на сегодняшний момент зачастую новое строительство является переработкой старых типовых проектов. Проведен анализ построенных образовательных учреждений города Абакана и прилегающих территорий. На основе анкетирования выявлены недостатки планировочных решений образовательных учреждений Республики Хакасия. Разработана концепция формообразования школьного здания с учетом всех факторов.

Ключевые слова: школьная архитектура; градостроительное проектирование; экоустойчивое проектирование; градостроительная концепция; образовательные учреждения; критерии эффективного проектирования; социально-коммуникационное пространство; Республика Хакасия

Образовательные учреждения являются одним из первых архитектурных образцов, с которыми сталкивается человек. С начало детский сад, потом школа, человек растет и взрослеет в стенах этих учреждений. Поэтому воздействие, которое ребенок получает от пространств этих зданий невозможно отрицать. Понимая это можно сказать, что архитектурный облик внешнего и внутреннего пространства в полной мере может, повлияет на формирование благоприятной среды для развития подрастающего поколения.

Многие представления о том, что только семья и образовательный процесс выполняет главную роль в формировании мировоззренческого механизма ребенка на сегодняшний момент были опровергнуты многими психологами. Тема создание правильной обстановки для роста и коммуникации была подтверждена в работе Ю.А. Кочетковой [1], где на обсуждение выносится коммуникативная проблема, влияющая на детей дошкольного возраста. Влияние архитектурного облика на формирование сознания человека можно увидеть в исследованиях Е.И. Виноградова и Е.В. Килимник [2], в которых освещается анализ работ Российских и Западных ученых, изучающих взаимосвязь психологии и архитектуры.

Из зарубежных авторов можно выделить I. Enmarker, E. Boman и их работу «Noise annoyance responses of middle school pupils and teachers» [3], в которой проводится аналитическая работа по результатам опроса, выявлялись критерии учреждений, которые влияли на повышение стресса учеников и выявлялось что может служить их раздражителем. Также авторы проводили комплексный анализ рекреационных зон образовательных учреждений. Влияние архитектуры и внутреннего пространства на когнитивные процессы учеников хорошо освещается авторами Mar Llorens-Gâmez, Juan Luis Higuera-Trujillo, Carla Sentieri Omarrementeria, Carmen Llinares в работе «The impact of the design of learning spaces on attention and memory from a neuroarchitectural approach» [4]. В работе производится анализ дизайна учебных помещений и их влияние на процессы восприятия, обучения и внимания с точки зрения нейроархитектурного подхода.

Образцом реализации современных подходов в проектировании образовательных учреждений можно увидеть во множестве примеров зарубежных учреждений. Так автор статьи Матвеева О.М. [5] производит анализ зарубежного опыта на примере начальной школа «Оливье де Серр» в Париже, Франция, построенной в 2015 году, проектировщиком Жан-Франсуом Шмиттом, также автор рассматривает школьное здание «Solvgade» построенное в 2012 г. в историческом районе Копенгагена «Nyboder».

Введение

Рисунок 1. Школа 0restad High School Копенгаген, Дания1

Школа «0restad High School» (рис. 1), расположенная в городе Копенгаген, Дания, рассмотренная в статье [6]. Пример школы «Opinmaki» (рис. 2), располагающейся в городе Эспоо, Финляндия, рассмотренная в статье [7]. Примеров современного подхода является школа «KHR Arkitektur Atuarfik Hans Lynge» спроектированная под суровые климатические условия в городке Нук в Гренландии (рис. 3) рассмотренная в статье [8].

Рисунок 2. Международная школа Opinmäki Эспоо, Финляндия2

Рисунок 3. Школа KHR Arkitektur Atuarfik Hans Lynge в городке Нук в Гренландии3

1 Школа 0restad High School. — URL: https://www.architonic.com/en/project/3xn-orestad-college/5100079.

2 Школа Opinmaki. — URL: https://finnisharchitecture.fi/opinmaki-school-and-learning-centre/.

3 Школа KHR Arkitektur Atuarfik Hans Lynge. — URL: https://khr.dk/en/projects/atuarfik-hans-lynge-school/.

В статье под авторством Кочкин В.В., Турыгина Е.М [9] производится комплексная оценка развития строительства дошкольных учреждений за границей. Рассматривается учреждение «Tellus Nursery School» либо же «Солнечный детский сад» (рис. 4), находящийся в городе Стокгольме. Следующий пример энергоэффективный детский сад в городе Херсхольм, Дании под названием «Solhuset» (рис. 5) новый тип здания для детских учреждений, построенный в 2011 году по принципам «Active House» [10].

Рисунок 4. Детский сад Tellus Nursery School в г. Стокгольме4

Рисунок 5. Детский сад «Solhuset» в городе Херсхольм5

Пример очень интересного решения реализовало архитектурное бюро Trace Architecture Office (TAO) которое в 2022 году завершило строительство начальной школы Qinyijian (рис. 6) расположенной в Дэян, Сычуань. Проект представляет собой обширный участок в виде сетки модулей, которые выполняются из двухэтажных учебных блоков, классы и дворы соединены общими коридорами, образуя единую сетку в учебном блоке.

Российскими примером современных школ можно назвать международную частную школу, построенную в 2014 году в г. Казани, Россия. Спроектированная компанией «Fielding Nair International» во главе с архитектором Джеем Литманом совместно с ГУП «Татинвестгражданпроект» (рис. 7) [7].

4Детский сад Tellus Nursery School. — URL: https://www.architonic.com/es/proiect/tham-videgard-arkitekter-tellus-nursery-school/5100796.

5 Детский сад Solhuset. — URL: https://archi.ru/projects/world/7708/detskii-sad-solhuset. Страница 4 из 17

Рисунок 6. Начальная школа Qinyijianрасположенная в Дэян, Сычуань, Китай6

Рисунок 7. Международная частная школа, построенная в 2014 году в г. Казани, России7

Рисунок 8. Школа под названием «Точка будущего» в городе Иркутск, России8

6 Школа Qinyijian. — URL: https://www.designboom.com/architecture/trace-architecture-office-qingyiiiang-elementarv-school-china-05-19-2022/.

7 Международная школа Казани. — URL: https://smapse.ru/mezhdunarodnava-shkola-kazani/.

8 Школа «Точка будущего». — URL: https://archi.ru/projects/world/15318/obrazovatelnyi-kompleks-tochka-buduschego-v-irkutske.

Пример проекта школы под названием «Точка будущего» (Умная школа) в городе Иркутск (рис. 8), основными идеями в создании данной школы были принципы открытости, многофункциональности и трансформируемости пространств [11]. Еще один отечественный пример школы на 198 человек под названием «Wunderpark International School» (рис. 9) в Московской области, авторы проекта архитектурное бюро ARCHSTRUKTURA. Школа позиционирует себя как интеллектуальное пространство, в центре которого стоит личность ученика.

Использование новых материалов и инновационных технологий в проектировании образовательных учреждений играет очень большую роль. Автор Бабаян А.Д. как раз рассматривает в своей статье [12] новые строительные технологии, которые используются в строительстве детских садов. Так же можно затронуть работы авторов автор А.Л. Поздняков, Е.В. Позднякова, Ю.В. Скрипкина, Т.А. Ефанова в статье [13], в которой изучаются новые подходы в формировании архитектурно-планировочных и функциональных решений школьных зданий [14]. Автор статьи [15] подробно разбирает в своей работе принцип функционально-временного и функционально-пространственного зонирования. Автор выделяет как данные принципы построения и зонирования влияют на протекающие процессы в образовательном учреждении.

Рисунок 9. Школа на 198 человек под названием Wunderpark International School расположенная в Московской области9

В статье [16] автора Бабаева М.А. рассматривается проблема развития архитектуры общеобразовательных учреждений. Определяются пути модернизации объемно-планировочной структуры современной школы и выделяются инновационные тенденции

9 Школа Wunderpark International School. — URL: https://archi.ru/tech/88117/park-chudes-skvoznoi-leitmotiv-

klinkera.

проектировании общеобразовательных учреждений, в сторону которых нужно двигаться, одни из них касающиеся: экологичности, комфортности, безопасности.

В статье Кузнецовой Е.П., Садыковой А.Э. [17] анализируются основные современные тенденции развития архитектуры дошкольных образовательных учреждений в России и других странах. Производится сопоставление нашего подхода в проектировании образовательных учреждений и зарубежного. В статье [18] поднимается вопрос переосмысления отечественного подхода к проектированию и строительству школьной инфраструктуры. Предлагается вариант разработки специализированной программы строительства школ, обозреваются подобные программы на примерах США, Новой Зеландии, Великобритании. Вопросы о переосмыслении опыта поднимаются в исследованиях Позднякова Е.В. о Российском опыте организации объемно-планировочной структуры зданий школ [19]. В статье автор проанализировал зарубежную и отечественную практику строительства образовательных учреждений выделил характерные процессы внутренних систем коммуникаций, при помощи которых формируются функционально-композиционные схемы образовательных учреждений [19].

Поэтому с меняющимися тенденциями в сфере строительства и государственными программами по поддержки и развитию образования и образовательных учреждений, освещение уже имеющихся и поиск новых принципов проектирования и модернизации как функциональных процессов школьного здания так архитектурных форм является актуальной задачей, которой также давно широко занимаются многие зарубежные исследователи в сфере архитектуры.

Для исследования взяты примеры зарубежных образовательных учреждений, выделены критерии, по которым можно оценить соответствие образовательных учреждений современным стандартам.

Следующими этапом исследования было проведение анализа архитектурного фонда образовательных учреждений города Абакана Республики Хакасия. Проводилось их сравнение с основными критериями, которые присущи на данный момент современным образовательным учреждениям.

Так же для исследования мнения населения г. Абакана проводилось анкетирование по теме выявления критериев, которые могут соответствовать современным образовательным тенденциям. В анкете выделялся ряд вопросов, касающийся соответствию и комфортности образовательных учреждений г. Абакана и ряд вопросов направленных на выявление критериев, которые с точки зрения населения являются характерными и необходимыми в современных образовательных учреждениях.

Проводился анализ зарубежной нормативной документации, которая регламентирует сферу строительства образовательных учреждений.

Заключительным этапом было проектирование модели современного образовательного учреждения на основе выделенных критериев.

На примере города Абакан был проведен анализ архитектурного фонда образовательных учреждений. Было выявлено, что фактически вся часть школ и дошкольных образовательных учреждений построена в советские времена по типовым сериям того времени.

Материалы и методы исследования

Результаты

Основная часть детских садов построена по типовой серии 2С-04-3/66, 2С-04-3/71, 214-1-117.

Школьные примеры представлены из типовых серий 2С-02-9(2С-02-10), 222-1-158, 222-1-126 и школы серии 2-02-17 построенной примерно в 1957 году.

Так же был проведен анализ построенных образовательных учреждений относительно недавно.

Первый пример — детский сад на 95 мест в с. Знаменка Минусинского района (рис. 11). Детский сад представляет собой двухэтажное здание блочного типа, состоящее из четырех блок-секций (рис. 10). По факту данное учреждение представляет интерпретацию типовой застройки и обладает фактически всеми теми же недостатками, что и типовые проекты советских времен, главное, что зачастую страдает в подобного рода в детских садах — это именно архитектурные формы здания, энергоэффективные критерии и эстетические решения.

Второй пример — Школа на 165 учащихся в с. Кордово, Курагинский район (рис. 12). Двухэтажное здание, состоящее из нескольких блок-секций. Можно сказать, что данная школа является подобием типовых проектов и спроектирована по такому же принципу, как и советские школы типовой серии. Можно даже увидеть, что данная школа схожа с типовой серией 2С-02-10/71 (2С-02-9) и повторяет большую часть помещений (рис. 13). Да, данные проекты хороши для реализации учреждений с высокой плотностью и хорошей вместительностью, также данные проекты обходятся намного дешевле, чем и прекрасно подходят для реализации школ в минимально короткие сроки. Но на сегодняшний момент времена сильной нехватки средств закончились, и мировая практика уже давно пришла к выводу, что типовизация образовательных учреждений не является перспективным направлением развития.

Рисунок 10. План 1-этажа детского сада на 95 мест в с. Знаменка, Минусинский района, Россия (разработано авторами)

Рисунок 11. Детский сад на 95 мест в с. Знаменка, Минусинский района, Россия (фото авторов)

Рисунок 12. Школа на 165 учащихся в с. Кордово, Курагинский район, Россия (разработано авторами)

Т .?. Т .?.?.?. ТЫ - ? - Т - Т - Т - ?

Рисунок 13. План первого этажа школы на 165 учащихся в с. Кордово, Курагинский район, Россия (Разработано авторами)

За последние несколько лет в республике Хакасия начали строить школы по типовому, но относительно современному проекту. Лицей имени Н.Г. Булакина, СОШ № 31 и будущая школа в с. Белый Яр рассчитаны на 1000 мест. Особенностью школ является наличие современных рекреационных пространств, комфортная прилегающая территория, содержащая большое количество спортивных элементов.

Нормативное регулирование сферы проектирования образовательных учреждений в России основано на действии нескольких сводов правил, касающихся требований к планировке здания и участка и обеспечению различных видов безопасности. При этом не оговариваются требования к функциональности образовательного процесса, его гибкости. Отличием зарубежной нормативной базы (табл. 1) от российской является ориентация первой в том числе на психоэмоциональное состояние обучающихся, экологичность проектирования и устойчивое внедрение объектов в окружающую среду [20-25].

Таблица 1

Зарубежные нормативы в сфере проектирования образовательных учреждений

№ п/п Наименование документа Пояснение по документу

1 Public School Facility Construction Guidelines10 Составлен Министерством образования США, разработан для описания относительных планировочных решений и размеров, инженерных сетей, конструктивных элементов, энергоэффективности и других элементов инфраструктуры школ.

3 Healthy School Buildings11 Данный документ был создан «United States Environmental Protection Agency», регулирует выполнение всех требований энергоэффективности и экологичности в школьных зданиях, как на этапе строительства, так и во время эксплуатации.

4 Whole Building Design Guide12 Нормативная база, созданная при помощи «National Institute of Building Sciences». Данный ресурс нацелен на переосмысление прежних опытов строительства, улучшение школьного пространства и увеличение экологической безопасности зданий образовательных организаций.

6 Designing Schools in New Zealand Requirements and Guidelines13 Государственный сайт Новой Зеландии, на котором собрана вся информация, касающаяся проектирования и эксплуатации зданий образовательных учреждений собрана на государственном сайте Министерства образования Новой Зеландии. На сайте собраны информационная база и нормативы, касающиеся всех аспектов школьного проектирования.

7 Building Bulletin 98: Briefing Framework for Secondary School Projects, Building Bulletin 99: Briefing Framework for Primary School Projects14 Одни из главных нормативных документов устанавливающих требования при проектировании образовательных учреждений в Великобритании. Building Bulletin подразделяются по номерам: 93, 98, 99, 101 и т. д., каждый документ нормирует собственную сферу влияния.

Составлена авторами

10Public School Facility Construction Guidelines. — URL: https://www.wbdg.org/building-types/educational-

facilities.

11 Healthy School Buildings. — URL: https://schools.forhealth.org/risk-reduction-strategies-for-reopening-schools/healthy-buildings/.

12 Whole Building Design Guide. — URL: https://www.wbdg.org/building-types/educational-facilities.

13 Designing Schools in New Zealand Requirements and Guidelines — URL: https://www.education. govt.nz/sch ool/property-and-transport/projects-and-design/design/design-standards/education-infrastructure-design-guidance-documents/#using-document.

14 Building Bulletin 98 and 99: school project briefing frameworks. — URL: https://www. gov.uk/government/p ublications/building-bulletin-98-and-99-school-project-briefing-frameworks.

Результаты анкетирования населения

В целях исследования потребностей населения в создании комфортных образовательных учреждений и разработки критериев комфортности, было проведено анкетирование взрослого населения. В качестве респондентов выбирались люди, имеющие детей в возрасте от 7 до 17 лет, пользующиеся услугами образовательных учреждений в различных районах республики. В результате проведенного анкетирования было опрошено 300 респондентов. Было выявлено, что основными критериями современного образовательного учреждения на первом месте являются: эстетическая значимость объекта и психологический комфорт, архитектурная выразительность, разнообразие цветовой палитры и материалов отделки.

Обсуждение

Проанализировав примеры зарубежных образовательных учреждений, и ознакомившись с научными работами, посвященными изучению зарубежного опыта в сфере строительства образовательных учреждений и архитектурно-планировочной структуры, можно отметить, что школы и детские сады стараются адаптировать к местности и климату, населенному пункту и окружающей застройке. А это ведет к тому, что типовые проекты для данного подхода в строительстве не совсем подходят, что подталкивает к проектированию уникальных образовательных учреждений, которые гармонично вписываются как в городской, так и в сложный ландшафт.

Еще один немаловажный факт — это достижение в образовательном учреждении энергоэффективности и эргономичности. Хоть данный пункт и является сильно заезженным и используется почти во всех «современных проектах», но для школ и детских садов этот критерий выполняет важную роль. Использование современных инженерных сетей, правильное ориентирование здания по сторонам света, использование по максимуму естественной освещенности — все это ведет к неминуемой модернизации образовательных учреждений и достижению их по праву называться современными объектами.

Отделка и ограждающие конструкции также связаны с достижением энергоэффективности, а также затрагивают и эстетический критерий. Использование широкого спектра колористических цветов и материалов в отделке позволяет добиться слияния ландшафта и образовательного учреждения. Также использование правильных сочетаний цветов отделки и материалов положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся, это позволяет им развиваться, не зацикливаясь на однотонных и не гармоничных постройках.

Форма, либо же архитектурный образ учреждения также влияет на формирование мировоззренческого механизма ребенка. Место, в котором находится ребенок, должно подталкивать его к исследованию, оно должно быть необычным. Использование непривычных архитектурных форм здания, в форме круга или многогранника, либо же использование неординарных форм в формировании фасадов и интерьеров. Все это подталкивает ребенка к изучению и исследованию, это формирует неординарное мышление и не гасит творческий потенциал.

Так же, как и форма здания, на ребенка влияет внутреннее пространство. Формирование планировки играет одну из важных ролей. Ребенок находится в этих помещения продолжительное время и, хоть не напрямую, но эти помещения влияют на учащегося. Внутреннее пространство должно быть:

• красочным, выполняться из ярких, но гармоничных колористических оттенков, не используя сочетания чересчур токсичных расцветок в интерьере;

• помещение должно быть светлым; темные помещения обладают угнетающими свойствами, как для ребенка, так и для любого взрослого человека;

• творческим; в помещениях должны реализовываться различные информационные стенды и творческие уголки для отдыха и общения;

• эргономичным; помещение должно быть удобным и при этом выполнять все необходимые функции для образовательного процесса.

Планировка, по мере возможности, должна быть гибкой, помещения должны быть многофункциональными и разномасштабными, чтобы они могли позволить трансформацию оборудованием или перегородками. Также создание открытых пространств, которые бы позволяли реализовывать коммуникацию нескольких потоков обучающихся. Помимо открытых пространств реализация мест для тихого отдыха для малых групп учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сейчас в России начинают появляться школы и детские сады, которые хоть и кажутся чересчур экспериментальными для нашей страны, но зачастую выглядят значительно более эстетично и функционально. Да, большинство из них проектируется зарубежными архитектурными бюро, но это первые шаги, которые могут помочь нашей практике строительства образовательных учреждений.

Проектирование модели образовательного учреждения

С помощью анализа большой практики проектирования было составлено несколько концепций формообразования образовательного учреждения путем комбинации блоков, разделенных по назначению, например: учебные блоки младшей школы, средней школы, блоки старшей школы, блоки спортивных помещений, блоки зрительного зала и классов творческой направленности. Было составлено шесть комбинаций (рис. 14).

Рисунок 14. Примерные комбинации форм рассматриваемых для проектирования модели современного образовательного учреждения (разработано авторами)

54SAVN522

В конечном итоги предпочтение было отдано комбинации № 6, приблизительный пример формы образовательного учреждения представлен на рисунке 15. Данная комбинация хорошо сочетала в себе выделенные критерии современного образовательного учреждения и принцип разработанного функционального зонирования.

Рисунок 15. Форма образовательного учреждения (Разработано авторами)

Выводы

1. Российская практика строительства современных образовательных учреждений находится на начальном этапе формирования собственной концепции.

2. Современные образовательные учреждения хоть и появляются на территории России, но зачастую строятся с помощью зарубежных архитектурных бюро.

3. Регионам России, в том числе Республике Хакасия, требуется переосмысление практики строительства образовательных учреждений.

4. Требуется использование выделенных критериев современных образовательных учреждений при проектировании новых учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 3. С. 77-87.

2. Виноградова Е.И., Килимник Е.В. Анализ архитектурно-психологические исследований конца XX — начала XXI // Артикульт. 2020. № 3(39). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-arhitekturno-psihologicheskih-issledovaniy-kontsa-xx-nachala-xxi-veka (дата обращения: 25.10.2022).

3. I. Enmarker, E. Boman. Noise annoyance responses of middle school pupils and teachers // Journal of Environmental Psychology. 2004. Vol. 24, pp. 527-536. [Electronic resource]. — URL: https://www.researchgate.net/publication/222619214 Noise annoyance response of middle school pupils and teachers (дата обращения: 25.10.2022).

Страница 13 из 17

54SAVN522

5.

6.

7.

8.

Mar Llorens-Gamez, Juan Luis Higuera-Trujillo, Carla Sentieri Omarrementeria, Carmen Llinares. The impact of the design of learning spaces on attention and memory from a neuroarchitectural approach: A systematic review // Frontiers of Architectural Research. 2022. Vol 11, Issue 3, pp. 542-560, ISSN 2095-2635. — URL: https://doi.org/ 10.1016/j.foar.2021.12.002 (дата обращения: 20.10.2022).

Матвеева, О.М. Энергоэффективные здания — мейнстрим зарубежного архитектурного проектирования школ / О.М. Матвеева, Т.Я. Вавилова // Архитектура и дизайн: история, теория, инновации. — 2018. — № 3. — С. 284288. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35280268 (дата обращения: 23.10.2022).

Филанова Т.В., Михайлова Е.А., Сухова Т.С. Применение современных принципов проектирования школьных зданий в проектной деятельности [Электронный ресурс] / Филанова Т.В., Михайлова Е.А., Сухова Т.С. // Самарский государственный технический университет. — Самара, 2020. — С. 64-75. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43120128 (дата обращения: 23.10.2022).

Плетминцева М.А., Ещина Е.В. Проектирование зданий общеобразовательных учреждений: современный научно-практический опыт [Электронный ресурс] / Плетминцева М.А., Ещина Е.В. // Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2020. — С. 6. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42842937 (дата обращения: 30.10.2022).

Войтович К.А. Зарубежный и отечественный опыт формирования школьных зданий в условиях крайнего севера [Электронный ресурс] / Войтович К.А., Киселева О.В. // Сибирский Федеральный Университет. — Красноярск, 2020. — С. 215-226. — URL: https://www.elibrary.ru/item .asp?id=43164406 (дата обращения: 30.10.2022).

Кочкин В.В., Турыгина Е.М. Анализ развития строительства детских дошкольных учреждений за рубежом [Электронный ресурс] / Кочкин В.В., Турыгина Е.М. // Кубанский государственный аграрный университет им. И Т. Трубилина. — Краснодар, 2017. — С. 286-289. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29710607 (дата обращения: 30.10.2022).

Агеева Е.Ю., Новикова М.А. Энергоэффективные технологии принципы экологического строительства детских дошкольных учреждений (на примере детского сада Solhuset в г. Хёрсхольм, Дания) [Электронный ресурс] / Агеева Е.Ю., Новикова М.А. // Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. — Нижний Новгород, 2017. — С. 138-140. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30609977 (дата обращения: 20.10.2022).

Агеева Е.Ю. Взаимосвязь творческого развития личности и архитектуры школьного пространства (на примере инновационной школы в Иркутске) / Е.Ю. Агеева, А.А. Сидорина // Великие реки 2017: труды конгресса 19-го Международного научно-промышленного форума: в 3 томах, Нижний Новгород, 16-19 мая 2017 года / Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2017. — С. 140-143. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30609978 (дата обращения: 20.10.2022).

54SAVN522

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Бабаян А.Д. Инновационные технологии в строительстве детского сада [Электронный ресурс] / Бабаян А.Д., Аксёнова С.М. // Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет. — Омск, 2018. — С. 340-346. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34877206 (дата обращения: 15.10.2022).

Николаева Д.А. Обзор зарубежных подходов к проектированию школьной инфраструктуры и возможность их применения в России / Д.А. Николаева // Аллея науки. — 2018. — Т. 4. — № 5(21). — С. 871-877. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35184271 (дата обращения:30.10.2022).

А.Л. Поздняков, Е.В. Позднякова, Ю.В. Скрипкина, Т.А. Ефанова. Тенденции и принципы проектирования современных общеобразовательных школ / А.Л. Поздняков, Е.В. Позднякова, Ю.В. Скрипкина, Т.А. Ефанова // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2018. — Т. 22. — № 6(81). — С. 72-80. — DOI 10.21869/2223-1560-2018-22-6-72-80. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37108992 (дата обращения: 30.10.2022).

Мухиддинзода Б. Визуальное пространство школьного здания и учебного класса / Б. Мухиддинзода // Вестник Академии образования Таджикистана. — 2020. — № 2(35). — С. 51-57. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43989953 (дата обращения: 15.10.2022).

Бабаева М.А. Архитектурные тенденции проектирования современных школ. Перспективы их развития. архитектура современных общеобразовательных учреждений / М.А. Бабаева, Я.А. Немцева // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 18 декабря 2019 года.

— Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2019. — С. 159-169. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41899020 (дата обращения: 15.10.2022).

Кузнецова Е.П., Садыкова А.Э. Современные здания дошкольных образовательных учреждений: сравнение тенденций развития архитектуры в отечественной и зарубежной практике строительства [Электронный ресурс] / Кузнецова Е.П., Садыкова А.Э. // Пермский национальный исследовательский политехнический университет. — Пермь, 2016. — С. 27-35. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27515029 (дата обращения: 20.10.2022).

Николаева Д.А. Обзор зарубежных подходов к проектированию школьной инфраструктуры и возможность их применения в России / Д.А. Николаева // Аллея науки. — 2018. — Т. 4. — № 5(21). — С. 871-877. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35184271 (дата обращения: 25.10.2022).

Позднякова Е.В. Особенности организации объемно-планировочной структуры зданий школ (российский опыт) / Е.В. Позднякова, М.М. Звягинцева, А.Л. Поздняков // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2016. — № 4(67). — С. 87-96. — URL:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27311524 (дата обращения: 25.10.2022).

Cole L.B. The teaching green school building: A framework for linking architecture and environmental education //Environmental Education Research. — 2014. — Т. 20.

— № 6. — С. 836-857. — URL:

https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/13504622.2013.833586 (дата обращения: 15.10.2022).

54SAVN522

21. da Gra9a V.A.C., Kowaltowski D.C.C.K., Petreche J.R.D. An evaluation method for school building design at the preliminary phase with optimisation of aspects of environmental comfort for the school system of the State Sao Paulo in Brazil // Building and Environment. — 2007. — Т. 42. — № 2. — С. 984-999. — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0360132305004610 (дата обращения: 15.10.2022).

22. Perez Y.V., Capeluto I.G. Climatic considerations in school building design in the hothumid climate for reducing energy consumption // Applied Energy. — 2009. — Т. 86.

— № 3. — С. 340-348. — URL:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0306261908001311 (дата обращения: 18.10.2022).

23. Sigur6ardottir A.K., Hjartarson T. The idea and reality of an innovative school: From inventive design to established practice in a new school building // Improving schools.

— 2016. — Т. 19. — № 1. — С. 62-79. — URL:

https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1365480215612173 (дата обращения: 18.10.2022).

24. Alhilli H.K., Burhan A.M. Developing a system for assessing the sustainability in school building projects // Environment, Development and Sustainability. — 2021. — Т. 23. — № 12. — С. 17483-17502. — URL:

https://link.springer.com/article/10.1007/s10668-021-01397-x (дата обращения: 18.10.2022).

25. §enyigi t V., Memduhoglu H.B. End-user preferences in school design: A qualitative study based on student perspective // Building and Environment. — 2020. — Т. 185.

— С. 107294. — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S03601 3232030665X (дата обращения: 15.10.2022).

Ibe Ekaterina Evgen'evna

Siberian Federal University Abakan branch, Abakan, Russia E-mail: Katerina.ibe@mail.ru RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=649187 Google Scholar: https ://scholar. google. ru/citations?user=vN6KlQ4AAAAJ

Shibaeva Galina Nikolaevna

Siberian Federal University Abakan branch, Abakan, Russia E-mail: shibaevagn@mail.ru

Mironov Svyatoslav Evgen'evich

Siberian Federal University Abakan branch, Abakan, Russia E-mail: miks0070@mail.ru

Development of the concept of educational institutions' sustainable design based on foreign experience

Abstract. In modern conditions of the development of education, ideas are increasingly emerging that the formation and development of the worldview mechanism of the child is influenced not only by textbooks and lessons, but also by communication with peers and extracurricular impressions that the child receives from the space in which education is carried out. Educational institutions are one of the first architectural examples that a person encounters. The impact that the child receives from the spaces of these buildings cannot be denied. The architectural appearance of the external and internal space influences the formation of a favorable environment for the development of the younger generation. This material-spatial environment acts as an educational resource, which gradually prepares, although not directly, as an educational learning process, the younger generation for self-realization and a successful life in the future.

The work is aimed at finding new directions and principles in the design of educational institutions that would not cease to respond to changing trends in the field of education over time.

The authors considered the positive foreign experience in the design of school buildings, made an analysis of the principles of urban design of objects. The main factors influencing the stability of objects are identified. The domestic experience of designing schools is analyzed. It is noted that at the moment new construction is often a processing of old standard projects.

The analysis of the constructed educational institutions of the city of Abakan and adjacent territories was carried out. Based on the survey, the shortcomings of planning decisions of educational institutions of the Republic of Khakassia were revealed. The concept of shaping the school building has been developed, taking into account all factors.

Keywords: school architecture; urban planning; sustainable design; urban planning concept; educational institutions; criteria for effective design; social and communication space; Republic of Khakassia

54SAVN522

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.