Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативная экономика Республики Саха (Якутия) / креативные индустрии в Республике Саха (Якутия) / креативный кластер «Квартал труда» / креативная экономика в России / креативные индустрии в России / creative economy in the Republic of Sakha (Yakutia) / creative industries in the Republic of Sakha (Yakutia) / creative cluster “Labor Quarter” / creative economy in Russia / creative industries in Russia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логунцова Ирина Вячеславовна

Креативность — одна из ключевых компетенций XXI в., открывающая практически безграничные возможности в поиске уникальных и новаторских решений в нашем постоянно меняющемся мире. Важнейшей составляющей инновационного развития является креативная экономика, основами которой выступают культурные ресурсы и творческий подход. Креативная экономика становится мейнстримом в процессах трансформации социально-экономических систем. Она способствует раскрытию творческого потенциала регионов, выстраиванию в них механизмов поддержки творческих инициатив. Организация Объединенных Наций объявила 2021 г. Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. В России к данной теме также наблюдается большой интерес на всех уровнях власти. Два года назад была принята Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. В настоящее время идет разработка соответствующего федерального законопроекта. В статье анализируется опыт практического применения идей креативной экономики в Республике Саха (Якутия), признанной самым креативным регионом 2022 г. по итогам Национальной премии в области креативных индустрий Russian Creative Award. Автор выявляет особенности, проблемы и перспективы развития нового сектора экономики, используя методы анализа литературы, обобщения, сравнения и др. Автор статьи полагает, что при соблюдении ряда условий, опыт Якутии может быть масштабирован во многих других регионах РФ, стремящихся реализовать свой креативный потенциал, диверсифицировать экономику и уменьшить отраслевую зависимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CREATIVE ECONOMY CONCEPT IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) AT THE PRESENT STAGE

Creativity as one of the key competencies of the 21st century opens up almost limitless opportunities in the search for unique non-standard and innovative solutions in our constantly changing world. Th e most important component of innovative development is the creative economy, the foundations of which are cultural resources and creativity. In recent years, the creative economy has become a kind of mainstream in the processes of transformation of socio-economic systems. It contributes to the disclosure of the creative potential of a particular region, the building of mechanisms in it to support creative initiatives. Today, in many countries of the world, the development of the creative sector of the economy is a state priority. Th e United Nations has declared 2021 the International Year of the Creative Economy for Sustainable Development. In Russia, there is also great interest in this topic at all levels of government. Two years ago, a Concept was adopted for the development of creative industries and mechanisms for their state support in large and largest urban agglomerations until 2030. Th e relevant federal draft law is currently being developed. Th is article analyzes the experience of practical application of the ideas of the creative economy in the Republic of Sakha (Yakutia), recognized as the most creative region in 2022 by the results of the National Award in the fi eld of creative industries Russian Creative Awards. Th e author identifi es the features, problems and prospects for the development of a new sector of the economy using the method of literature analysis, the method of generalization, comparative analysis, etc. Th e author of the article believes that if a number of conditions are met, the experience of Yakutia can be scaled in many other regions of the Russian Federation seeking to realize their creative potential, diversify the economy and reduce industry dependence.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2024. Т. 21. № 1 Lomonosov Public Administration Journal. Series 21. 2024. Vol. 21. No. 1

Научная статья |@_®®J

DOI: 10.55959/MSU2073-2643-21-2024-1-30-47

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

И.В. Логунцова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

Москва, Российская Федерация

latuton@yandex.ru

Аннотация. Креативность — одна из ключевых компетенций XXI в., открывающая практически безграничные возможности в поиске уникальных и новаторских решений в нашем постоянно меняющемся мире. Важнейшей составляющей инновационного развития является креативная экономика, основами которой выступают культурные ресурсы и творческий подход. Креативная экономика становится мейнстримом в процессах трансформации социально-экономических систем. Она способствует раскрытию творческого потенциала регионов, выстраиванию в них механизмов поддержки творческих инициатив. Организация Объединенных Наций объявила 2021 г. Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. В России к данной теме также наблюдается большой интерес на всех уровнях власти. Два года назад была принята Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. В настоящее время идет разработка соответствующего федерального законопроекта. В статье анализируется опыт практического применения идей креативной экономики в Республике Саха (Якутия), признанной самым креативным регионом 2022 г. по итогам Национальной премии в области креативных индустрий Russian Creative Award. Автор выявляет особенности, проблемы и перспективы развития нового сектора экономики, используя методы анализа литературы, обобщения, сравнения и др. Автор статьи полагает, что при соблюдении ряда условий, опыт Якутии может быть масштабирован во многих других регионах РФ, стремящихся реализовать свой креативный потенциал, диверсифицировать экономику и уменьшить отраслевую зависимость.

© Логунцова И.В., 2024

Ключевые слова: креативная экономика Республики Саха (Якутия), креативные индустрии в Республике Саха (Якутия), креативный кластер «Квартал труда», креативная экономика в России, креативные индустрии в России.

Для цитирования: Логунцова И.В. Развитие концепции креативной экономики в республике Саха (Якутия) на современном этапе // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2024. Т. 21. № 1. С. 30-47.

Дата поступления в редакцию: 17.10.2023.

DEVELOPMENT OF THE CREATIVE ECONOMY CONCEPT IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) AT THE PRESENT STAGE

Loguntsova I.V.

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation latuton@yandex.ru

Abstract. Creativity as one of the key competencies of the 21st century opens up almost limitless opportunities in the search for unique non-standard and innovative solutions in our constantly changing world. The most important component of innovative development is the creative economy, the foundations of which are cultural resources and creativity. In recent years, the creative economy has become a kind of mainstream in the processes of transformation of socio-economic systems. It contributes to the disclosure of the creative potential of a particular region, the building of mechanisms in it to support creative initiatives. Today, in many countries of the world, the development of the creative sector of the economy is a state priority. The United Nations has declared 2021 the International Year of the Creative Economy for Sustainable Development. In Russia, there is also great interest in this topic at all levels of government. Two years ago, a Concept was adopted for the development of creative industries and mechanisms for their state support in large and largest urban agglomerations until 2030. The relevant federal draft law is currently being developed. This article analyzes the experience of practical application of the ideas of the creative economy in the Republic of Sakha (Yakutia), recognized as the most creative region in 2022 by the results of the National Award in the field of creative industries Russian Creative Awards. The author identifies the features, problems and prospects for the development of a new sector of the economy using the method of literature analysis, the method of generalization, comparative analysis, etc. The author of the article believes that if a number of conditions are met, the experience of Yakutia can be scaled in many other

© Loguntsova I.V., 2024

regions of the Russian Federation seeking to realize their creative potential, diversify the economy and reduce industry dependence.

Keywords: creative economy in the Republic of Sakha (Yakutia), creative industries in the Republic of Sakha (Yakutia), creative cluster "Labor Quarter", creative economy in Russia, creative industries in Russia.

For citation: Loguntsova I.V. Development of the creative economy concept in the Republic of Sakha (Yakutia) at the present stage // Lomonosov Public Administration Journal. Series 21. 2024. Vol. 21. № 1. P. 30-47.

Received: 17.10.2023.

Введение

В последнее время много говорится о перспективе влияния искусственного интеллекта на занятость, о вытеснении человеческого труда процессами роботизации и распространении новых технологий. На наш взгляд, эта угроза касается не всех компетенций работников, в частности — креативности. Как отмечают эксперты, чем выше доля креативности в той или иной профессии, тем меньше вероятность ее компьютеризации. Новые технологии в креативных профессиях не столько заменяют человека, сколько выступают в качестве дополнения, способствуя более высокой эффективности труда1. Креативность сегодня играет ключевую роль в технологическом, экономическом и социальном развитии2.

Кроме того, на современном рынке меняются вкусы потребителей и, соответственно, спрос на продукты и услуги, поэтому успешные бизнес-решения стали во многом зависеть от уровня их креативности, а также способности производителей быстро адаптироваться к изменениям. Под креативностью в статье понимается способность решать существующие задачи нестандартным новаторским способом и находить наилучшее решение в условиях постоянно меняющейся среды.

Актуальным трендом постиндустриального мира стало появление феномена креативной экономики и распространение идей данной концепции по всему миру. Стоит отметить, что эти идеи тесно связаны с концепцией экономики знаний, в которой рост обеспечивается за счет инвестиций в человеческий капи-

1 Аузан А.А., Бахтигараева А.И., Брызгалин В.А. Развитие креативной экономики в контексте современных вызовов // Журнал новой экономической ассоциации. 2022. № 2 (54). С. 214-215.

2 Vojtovic S. Creative industry as a sector of the new economy // Actual problems of modern economy development. 2015. С. 25.

тал3. Термин «креативная экономика» впервые появляется в зарубежной научной литературе в начале 2000-х гг. Одной из первых авторитетных работ по данной теме стала книга британского ученого Джона Хокинса «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги», изданная в 2001 г.4 Новая концепция стала популярной не только в научных кругах, но и среди государственных управленцев разного уровня.

Пионером в развитии креативного сектора экономики5 принято считать Великобританию, где в 1998 г. был издан документ по картированию креативных индустрий (Creative Industries Mapping Document), в основу которого была положена статистика занятости и оборотов по двенадцати субсекторам. Этот документ позволил создавать стратегии развития креативных индустрий в культурной и экономической политике по всей стране. Более того, многие другие государства взяли его за основу для формирования собственных стратегий6. Сегодня в мире условно выделяют американскую, скандинавскую, восточно-азиатскую модели развития креативного сектора экономики. В первой из них наибольшее количество креативных инициатив рождается на субнациональном уровне, и основной упор делается на предпринимательскую культурную политику, а также на стратегию развития креативного класса (США). Вторая модель предполагает выраженный централизованный характер культурной политики, а также фокус на эгалитаризм и национальную идентичность (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия). В третьей модели креативные индустрии являются ключевым ресурсом повышения экспортного потенциала. Кроме того, следует отметить укрепление геополитической позиции Китайской народной республики (Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Китай)7.

Во многих государствах сегодня экономический вклад креативных индустрий может составлять до десяти и более процентов валового внутреннего продукта (ВВП). Капитализация креативных

3 Перспективы креативной экономики в 2022 году. Обзор // Издание Организации объединенных наций. С. 1. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ditctsce2022d1_overview_ru.pdf (дата обращения: 20.07.2023)

4 ХокинсДж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги?: М. Классика — XXI, 2006.

5 В данной работе термины «креативная экономика», «креативный сектор экономики», «креативный сектор» используются в качестве синонимов.

6 Зеленцова Е.В., Гладких Н.В. Творческие индустрии: теории и практики». М.: T8 Rugram, 2021. С. 75-76.

7 Хестанов Р.З. Креативные индустрии — модели развития // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 179.

индустрий в глобальном масштабе оценивается в 2,3 трлн долл. США.8 За последние годы экспорт креативных товаров и услуг демонстрирует значительный рост, что объясняется высокой динамикой экспорта программного обеспечения и услуг по исследованиям и разработкам. Стоит заметить также, что в связи с процессами цифровизации некоторые товары все больше становятся креативными услугами9. В период с 2010 по 2020 гг. экспорт креативных услуг вырос в 2,5 раза и составил 1,06 трлн долл. США10.

В России креативный сектор экономики находится в стадии становления, но уже привлекает к себе много внимания. В 2021 г. в РФ была принята Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г.11, а также создана Федерация креативных индустрий, целью которой является объединение ведущих профессиональных организаций, творческих союзов и успешных компаний креативного бизнеса12.

Согласно оценке Агентства стратегических инициатив (АСИ) в

2020 г., в РФ приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВВП страны составляет 4,98%, количество организаций креативных индустрий — 9,68%, количество сотрудников организаций креативных индустрий — 4,98%. Наша страна входит в топ-десять стран с наибольшим показателем вклада креативных индустрий в ВВП в номинальном выражении13.

На наш взгляд, большим потенциалом дальнейшего развития креативной экономики в стране обладают многочисленные субъек-

8 Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Романова В.В., Щербакова И.В. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития. М.: Grey Matter. 2021. С. 6-7.

9 Перспективы креативной экономики в 2022 году. Обзор // Издание Организации объединенных наций. С. 3. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ditctsce2022d1_overview_ru.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

10 Бунеев Т.П., Зайончковский А.И. Россия: общество, политика, история. 2023. № 1 (6). С. 106.

11 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября

2021 года № 2613-р об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. URL: http://static. government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

12 Официальный сайт Федерации креативных индустрий URL: https://www. creative-russia.ru/?ysclid=lje57y9ikk471908011 (дата обращения: 20.07.2023).

13 Журавлева Т., Токарев И., Гай О. Атлас креативных индустрий Российской Федерации: М.: Агентство стратегических инициатив, 2021. С. 472.

ты РФ. Целью данной статьи является анализ практики реализации идей креативной экономики в Республике Саха (Якутия), как одной из лучших в стране, что может послужить основой для ее дальнейшего масштабирования.

Для достижения поставленной цели в настоящей статье использовались различные методы исследования: анализ литературы, метод обобщения, сравнительный анализ и др. При рассмотрении особенностей креативной экономики Республики Саха (Якутия) анализировались соответствующая нормативно-правовая база Республики, данные исследований по креативным индустриям федерального уровня, научная литература — статьи и монографии, статистическая и другая актуальная информация профессиональных организаций креативного сектора.

По теме креативной экономики написано немало работ зарубежных и российских авторов. В числе самых известных трудов помимо упомянутой выше книги Джона Хокинса «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги», в которой автор рассуждает о формировании особой интеллектуальной среды, где творчество обладает социально-экономическим измерением, можно также выделить работу Ричарда Флориды «Креативный класс. Люди, которые создают будущее». В этой работе автор вводит понятие креативного класса — новой социальной группы, части среднего класса, которая формирует общественное мнение и чьей функцией является «создавать значимые новые формы». Ричард Флорида разделяет креативный класс на две группы: «суперактивное ядро» и «креативных специалистов»14. Представители креативного класса концентрируются в тех местах, где есть открытость, толерантность и творческая атмосфера. Этим требованиям отвечают так называемые креативные города, отличительные черты и преимущества которых описаны в книге еще одного известного специалиста Чарльза Лэндри «Креативный город»15. Что касается российских авторов, то следует выделить книгу А.А. Аузана «Культурные коды экономики. Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа», в которой показано влияние культуры на благосостояние государств мира16, а также монографию Е.В. Зе-ленцовой и Н.В. Гладких «Творческие индустрии: теории и практи-

14 Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее: М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. С. 58.

15 Лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом «Классика — XXI»,

2006.

16 Аузан А.А. Культурные коды экономики. Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа. М.: АСТ, 2022.

ки», рассматривающей генезис креативной экономики и истории успеха в зарубежной и российской практике.

Понятие креативной экономики

Существуют разные точки зрения относительно того, как трактовать термин «креативная экономика». Первый из них связан с пониманием данного вида экономики в качестве совокупности креативных индустрий. Согласно второй точке зрения, ядро новой экономики формирует имеющаяся в ней доля креативных профессий. Третий подход во главу угла ставит креативный продукт18. В данной работе мы будем придерживаться первого из перечисленных подходов.

Креативный продукт можно определить как результат творческой деятельности, который имеет экономическое применение и обладает культурным смыслом19. Важно не только научиться правильно производить и позиционировать креативный продукт, но и налаживать для него каналы сбыта, выводить на новые рынки. Сегодня в этом направлении деятельности много возможностей в связи с развитием интернет-коммуникаций.

Креативные индустрии представляют собой такие сферы деятельности, в которых в процессе творческой активности и управления интеллектуальной собственностью производятся экономически ценные товары и услуги, что в том числе способствует росту качества жизни в обществе20.

Существует множество классификаций креативных индустрий. Они тесно связаны с национальной и региональной спецификой, различаясь по своим характеристикам от государства к государ-ству21. В Основах государственной культурной политики России к

17 Зеленцовой Е.В., Гладких Н.В. Творческие индустрии: теории и практики. М.: T8 Rugram, 2021.

18 Аузан А.А., Бахтигараева А.И., Брызгалин В.А. Развитие креативной экономики в контексте современных вызовов // Журнал новой экономической ассоциации. 2022. № 2 (54). С. 213-214.

19 Боровинская Д.Н. «Креативный продукт»: основания определения понятия // Современные социокультурные практики. 2016. № 2 (6). С. 13.

20 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года № 2613-р об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. С. 2. URL: http://static. government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

21 Бунеев Т.П., Зайончковский А.И. // Россия: общество, политика, история. 2023. № 1 (6). С. 108.

креативным индустриям относят следующие виды деятельности: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации22. Креативные индустрии участвуют в создании добавленной стоимости для всех участников процесса экономической деятельности.

С понятием креативных индустрий тесно связан термин «креативное предпринимательство», подразумевающий экономическую деятельность, направленную на получение прибыли в результате распоряжения результатами интеллектуальной деятельности и способствующей формированию и развитию креативных индустрий23.

Большие возможности для креативной экономики в процессах производства, распространения и потребления креативного продукта открывают технологии индустрии 4.0 (например, использование технологий виртуальной и дополненной реальности, блокчейна, 3Б-печати, беспилотных летательных аппаратов и пр.)24.

Сторонники креативной экономики полагают, что ее развитие положительно воздействует на развитие малого и среднего бизнеса, способствует росту рынка труда, повышению конкурентоспособности компаний, увеличению и реализации экспортного потенциала, а также раскрытию творческих способностей людей, улучшению имиджа регионов и в целом — повышению качества жизни. Кроме того, креативный сектор экономики создает благоприятные условия для привлечения талантов и общего социально-экономического развития как отдельных регионов, так и государства в целом. Таким образом, развитие креативной экономики оказывает непосредственное влияние на укрепление конкурентоспособности национальной экономики25.

22 Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 Об утверждении Основ государственной культурной политики. С. 6. URL: http://static.government.ru/media/ acts/files/0001201412250002.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

23 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года № 2613-р об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. С. 3. URL: http://static. government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

24 Перспективы креативной экономики в 2022 году. Обзор // Издание Организации объединенных наций. С. 9. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ditctsce2022d1_overview_ru.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

25 Paltasov O., Zharov Y. Theoretical and methodological aspects of creative economy development "The EUrASEANs: journal on global socio-economic dynamics". 2018. Vol. 6 (13). November-December. P. 8-9.

Стоит заметить, что развитие креативного сектора экономики соответствует актуальному тренду экологичности производства, поскольку большинство креативных продуктов нематериальны и не требуют больших затрат природных ресурсов26.

Кроме того, примечательно то, что в периоды экономических кризисов креативный сектор, как правило, переживает больший спад, чем другие сектора, в то время как в условиях экономического роста показывает сравнительно более высокие результаты27.

Исходя из имеющегося опыта, можно утверждать, что собственный креативный человеческий капитал в современных компаниях оказывает значительное влияние на их инновационную активность. Данный феномен получил название креативной интенсивности, под которой понимают общую долю креативных занятий в общем количестве занятых. Развитие креативной экономики как системы предполагает увеличение креативной интенсивности компаний вне креативных индустрий и развитие самих этих индустрий.

Многие исследователи называют креативную экономику экономикой будущего, отмечая при этом, что ее потенциал часто не реализован в полной мере. Согласно исследованию, проведенному Институтом национальных проектов совместно с экономическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова по заказу Федерации креативных индустрий, основным препятствием в развитии креативной экономики в РФ сегодня является наличие институциональных и социокультурных барьеров. Институциональные проблемы в большей степени имеют отношение к следующим областям: экспорт, человеческий капитал, финансирование, регулирование, интеллектуальная собственность. Социокультурные барьеры касаются ценностей и установок в обществе. При этом в нашей стране есть существенное конкурентное преимущество в сравнении с другими государствами — значительные запасы человеческого капитала, который, однако, пока не дает больших экономических результатов28.

Из всех перечисленных выше институциональных проблем хотелось бы особенно выделить проблему управления интеллектуальной собственностью как одну их ключевых. Существующая практика использования интеллектуальных прав, в том числе

26 Аузан А.А., Бахтигараева А.И., Брызгалин В.А. Развитие креативной экономики в контексте современных вызовов // Журнал новой экономической ассоциации. 2022. № 2 (54). С. 215.

27 Kacerauscas T. The creative sector and class of society // Tomsk State University Journal of philosophy, sociology and political science. 2020. № 57. С. 38.

28 Там же. С. 213.

государственной регистрации сделок с такими правами, а также механизмы их защиты не позволяют авторам эффективно распоряжаться результатами своего интеллектуального труда29.

Вместе с тем, многие регионы РФ сегодня поставили перед собой задачу создать благоприятные условия для коммерциализации своего креативного потенциала. По оценке АСИ, вклад креативный индустрий региональных центров в экономику России составляет 5%30.

Особенности развития креативного

сектора экономики в Республике Саха (Якутия)

По итогам Российской национальной премии в сфере креативных индустрий (Russian Creative Awards) в 2022 г. самым креативным регионом РФ признана Республика Саха (Якутия)31. Власти Якутии заявляют, что современная экономика Республики должна базироваться на трех направлениях: модернизированная традиционная экономика, инновационная экономика, креативная экономика. Возможности последней практически безграничны, так как у человека невозможно забрать мысли и идеи32.

Самый большой регион России имеет ряд отличительных особенностей. Основу региональной экономики на данный момент составляют добывающая, нефтегазовая, алмазодобывающая промышленности. Суровые климатические условия оказывают определенное влияние на экономическое развитие, поскольку они являются сдерживающими факторами в увеличении численности населения, а также в развитии транспортной и социальной инфраструктуры. При этом эксперты отмечают, что существующие проблемы развития Якутии можно решить только при помощи инновационно-креативного подхода33.

29 Kurumchina A.E. Creative industries in Russia in post covid-19 time: the case of Urals Region // Service Plus. 2022. Vol. 16. № 4. P. 95.

30 Евсеев И. Таланты, идеи и возможности. Почему в Якутии намерены развивать креативную экономику. URL: https://ysia.ru/talanty-idei-i-vozmozhnosti-pochemu-v-yakutii-namereny-razvivat-kreativnuyu-ekonomiku/?ysclid=lj2ul2i1 1i802593294 (дата обращения: 20.07.2023).

31 Российская национальная премия в сфере креативных индустрий — 2022. URL: https://2022.rc-awards.ru/finalists/11 (дата обращения: 20.07.2023).

32 Полетаева М. Курс на креативную экономику. URL: https://glava.sakha. gov.ru/news/front/view/id/2933575?ysclid=lj2qjalt43928959410 (дата обращения: 20.07.2023).

33 Николаева И.В., Иванова Л.Д., Ван-Чу-Лин А.Т. Креативная экономика Республики Саха (Якутия): перспективы развития // Вест. Северо-Восточного федерального ун-та имени М.К. Аммосова. 2022. № 2 (27). С. 48.

Республика Саха (Якутия) стала первым регионом в стране, где в 2019 г. на уровне Правительства был принят стратегический документ по развитию креативной экономики — Концепция развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 г.34 Под креативной экономикой понимается «экосистема взаимодействия креативных индустрий и отраслей экономики вне креативных ин-дустрий, способствующая повышению конкурентоспособности предприятий, улучшению качества конечной продукции, их продвижению на рынках присутствия, увеличению объемов продаж и масштабированию их деятельности». Главной целью концепции заявлено обеспечение высоких темпов роста несырьевых отраслей экономики Республики. Для ее достижения предполагается увеличение креативной интенсивности вне креативных индустрий до 3% и увеличение вклада креативных индустрий в ВРП до 2%. На сегодняшний день вклад креативных индустрий в региональную экономику составляет всего 1,7% от ВРП35.

Другими словами, креативный сектор Республика Саха (Якутия) только начинает формироваться. По оценке АСИ, Якутия относится к регионам, требующим особого внимания в развитии данного сектора, поскольку, обладая высоким уровнем индекса человеческого развития (ИЧР), вклад креативных индустрий в экономику региона пока не столь велик. По состоянию на 2020 г. Республика занимала 61 место в рейтинге субъектов РФ по приближенной оценке вклада креативных индустрий в ВРП; 36 место в рейтинге субъектов РФ по количеству организаций, задействованных в креативных индустри-ях; 27 место в рейтинге субъектов РФ по общей выручке организаций, связанных с креативными индустриями36.

Сегодня в Якутии работает 5,5 тыс. организаций в креативных индустриях (9,4% от всех организаций Региона), в которых трудится 5,3 тыс. чел. (1,6% от общего числа сотрудников организаций). Выручка организаций креативных индустрий региона составля-

34 Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2019 года № 1736-р Об утверждении Концепции развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года. URL: https://krrsy.ru/wp-content/ uploads/2020/02/Koncepciya-razvitiya-kreativnoy-yekonomiki-RS-YA-1.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

35 Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2019 года № 1736-р Об утверждении Концепции развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года. С. 20. URL: https://krrsy.ru/wp-content/ uploads/2020/02/Koncepciya-razvitiya-kreativnoy-yekonomiki-RS-YA-1.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

36 Журавлева Т., Токарев И., Гай О. Атлас креативных индустрий Российской Федерации: М., Агентство стратегических инициатив. 2021. С. 107-112.

ет 29,5 млрд руб. (2,9% от суммарной выручки всех организаций Якутии)37.

Креативная экономика является площадкой для малого и среднего бизнеса. По количеству субъектов малого и среднего бизнеса на душу населения Республика Саха (Якутия) входит в топ-5 регионов нашей страны. Однако по качественным характеристикам предпринимательства отмечается сравнительно незавидное положение Республики. Так, например, невелико общее количество экспортно ориентированных предприятий в Якутии (всего 0,36%)38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшее количество якутских креативных предпринимателей по состоянию на 2019 г. сконцентрировано в промышленных районах Республики: Нерюнгринском, Мирнинском, Алданском, Хангаласском, Ленском39.

Опорными точками развития креативной экономики в Якутии являются следующие проекты: «Парк будущих поколений», направленный на формирование комфортных пространств и преображение общественных территорий; подготовка креативных кадров на базе Арктического государственного института культуры и искусств и Северо-Восточного федерального университета М.К. Ам-мосова; создание креативных кластеров; функционирование Фонда поддержки креативных индустрий и талантов.

Основной организацией, ответственной за реализацию Концепции, является АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)». Ее исполнение возложено на Министерство цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) и Министерство культуры и духовного развития Республики.

Якутские креативные индустрии уже сегодня активно участвуют в экономических процессах не только внутри региона, но и далеко за его пределами. Кинематограф, информационные технологии, компьютерные игры и ювелирная продукция занимают лидирующие позиции на рынке и считаются локомотивом креативного сектора экономики Республики40. В числе недостаточно

37 Там же. С. 430.

38 Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2019 года № 1736-р Об утверждении Концепции развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года. С. 4. URL: https://krrsy.ru/wp-content/ uploads/2020/02/Koncepciya-razvitiya-kreativnoy-yekonomiki-RS-YA-1.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

39 Там же. С. 11-12.

40 Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2019 года № 1736-р Об утверждении Концепции развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года. С. 10. URL: https://krrsy.ru/wp-content/

развитых направлений креативных индустрий: архитектура, маркетинг, дизайн41.

В 2018 г. в Якутии открылся первый на Дальнем Востоке «Парк высоких технологий — ИТ Парк Якутск». Примечательно, что такой отдаленный регион и край вечной мерзлоты обеспечивает сегодня 85% экспорта ИТ-услуг на Дальнем Востоке42.

Представляется, что эффективный способ привлечь внимание к Республике — снимать хорошее кино, которое сможет вызвать интерес у потенциальных туристов и инвесторов. Кассовые сборы якутских фильмов в 2022 г. составили более 70 млн руб. Зрителей подкупает их реализм, простота и душевность43. В прошлом году в Республике принят закон «О поддержке кинематографии в Республике Саха (Якутия)»44, была сформирована единая дальневосточная комиссия и программа дальневосточных рибейтов, которые позволяют компенсировать половину затрат на съемки для отечественных кинокомпаний, если они проходят в дальневосточном регионе.

Традиционные ремесла Якутии сегодня также включаются в понятие креативной экономики. В Республике принята Концепция развития народно-художественных промыслов в период до 2033 г.45 Президент Республики издал указ о поддержке олонхо, традиционного эпического якутского искусства. Но основе олонхо возрождаются традиционные праздники и обряды, исполнительское искусство, архитектура, художественные промыслы и пр.46 В качестве крупнейшего национального события позиционируется якутский

uploads/2020/02/Koncepciya-razvitiya-kreativnoy-yekonomiki-RS-YA-1.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

41 Николаева И.В., Иванова Л.Д., Ван-Чу-Лин А.Т. Креативная экономика Республики Саха (Якутия): перспективы развития // Вестн. Северо-Восточного федерального ун-та имени М.К. Аммосова. 2022. № 2 (27). С. 50.

42 Каких высот достигла Якутия в сфере креативной индустрии URL: https:// ulus.media/2023/05/25/kakih-vysot-dostigla-yakutiya-v-sfere-kreativnoj-industrii/?ysc lid=ljecncyj4i569556681 (дата обращения: 20.07.2023).

43 Там же.

44 Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2022 года № 2521 о Законе Республики Саха (Якутия) «О государственной поддержке кинематографии в Республике Саха (Якутия)» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1 400202206230007?ysclid=lkaxfr674x910126645 (дата обращения: 20.07.2023).

45 Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2023 года № 573-р «Об утверждении концепция развития народно-художественных промыслов в период до 2033 г.» URL: https://minkult.sakha.gov.ru/news/front/view/ id/3363834?ysclid=lkaz5kie40684459576 (дата обращения: 20.07.2023).

46 Ермолаев А.А. Олонхо и традиционное наследие в контексте креативной экономики в Республике Саха (Якутия) // Сборник материалов всероссийской

праздник «Ысыах Туймаады». Разработан туристический маршрут «Сокровища Якутии»47.

Как показывает мировой опыт, объединение различных креативных индустрий на одной площадке в единый кластер имеет большой эффект. Крупные кластеры становятся культурно-до-суговыми центрами, создают инновационную среду в городах и регионах и формируют их уникальный облик. Они создают условия для неформального взаимодействия между представителями креативных индустрий, что способствует установлению делового сотрудничества и в смежных отраслях. На данный момент креативные кластеры Якутии сосредоточены в ее столице — городе Якутске, что делает город не только административным, но и креативным центром Республики. Доля валового муниципального продукта (ВМП) креативных индустрий Якутска составляет 89%. Перспективные креативные отрасли города: ремесла, кино и теле-видение48.

В 2022 г. в Якутске был организован креативный кластер «Квартал труда» на базе территории опережающего развития. Для создания кластера выделено полузаброшенное промышленное здание как старт программы редевелопмента. Резиденты кластера должны получить различные льготы, в том числе налоговые, а также административную поддержку. Основными направлениями деятельности резидентов являются: кинематограф, анимация, дизайн, цифровой контент. На территории кластера будут созданы профессиональные творческие студии, офисные и производственные площадки, помещения для проведения образовательных мероприятий, выставок, концертов49.

Корпорация развития Республики Саха (Якутия) совместно с Федерацией креативных индустрий при поддержке Фонда культурных инициатив весной 2023 г. реализовали проект-исследование ДивноРоссия СМго^егКш81а), в результате которого было опреде-

научно-практической конференции «Якутский героический эпос олонхо: сохранение, изучение, развитие»: Якутск, 2020. С. 389-396.

47 Володина С. Творческий расчет: как в Якутии развивают креативную экономику. URL: https://plus.rbc.ru/news/63dcd7277a8aa9898555025c?ysclid=lj2pfqae iu222895902 (дата обращения: 20.07.2023).

48 Бунеев Т.П., Зайончковский А.И. // Россия: общество, политика, история. 2023. № 1 (6). С. 118. https://elibrary.ru/download/elibrary_53759387_62400338.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

49 Володина С. Творческий расчет: как в Якутии развивают креативную экономику. URL: https://plus.rbc.ru/news/63dcd7277a8aa9898555025c?ysclid=lj2pfqae iu222895902 (дата обращения: 20.07.2023).

лено 86 уникальных местных креативных продуктов, размещенных на онлайн витрине проекта. Эксперты исследования полагают, что эти продукты влияют на формирование нового имиджа региона и обладают экспортным потенциалом. Лидирующими креативными индустриями региона были признаны: кинематограф, видеоконтент, фотография, местные ремесла, предметный дизайн, разработка игр, мода50.

Одним из ключевых направлений развития креативного сектора в Республике Саха (Якутия) является повышение уровня подготовки и компетентности в сфере творческих и предпринимательских навыков. Связь между образовательными организациями и бизнес-структурами в креативной экономике Республики реализуется следующим образом: первые создают новое знание, вторые применяют их в жизни и экономике через инновации51.

Примечательно, что в Якутии существует множество проектов, направленных на формирование креативных навыков у детей и молодежи. Так, например, в 2022 г. в Якутии открылась Арктическая креативная академия, годом ранее — детский образовательный проект «Proskills Yakutia». В рамках реализации проекта «Культурный код Арктики: креативная школа будущего» на базе АГИКИ планируется создание центра креативных и цифровых компе тенций.

Сегодня Республика является примером системной и институциональной поддержки креативных индустрий со стороны региональных властей. Можно выделить следующие направления поддержки: инфраструктурная (поддержка создания и развития инфраструктуры субъектов МСП), экспортная (поиск потенциальных покупателей на внешних рынках), финансовая (субсидии на поддержку народных художественных промыслов), кадровая (разработка системы повышения квалификации сотрудников креативных индустрий), маркетинговая (программы продвижения культуры и туризма), консультационная52.

50 Евсеев И. Таланты, идеи и возможности. Почему в Якутии намерены развивать креативную экономику. URL: https://ysia.ru/talanty-idei-i-vozmozhnosti-pochemu-v-yakutii-namereny-razvivat-kreativnuyu-ekonomiku/?ysclid=lj2ul2i1 1i802593294 (дата обращения: 20.07.2023).

51 Афанасьев И.А., Ноговицын Р.Р. Современный этап социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и новые задачи АГИ КИ // Вест. СевероВосточного федерального ун-та имени М.К. Аммосова. 2020. № 2 (18). С. 12-21.

52 Журавлева Т., Токарев И., Гай О. Атлас креативных индустрий Российской Федерации: М., Агентство стратегических инициатив. 2021. С. 69-70. URL: https://100gorodov.ru/creativeindustries (дата обращения: 20.07.2023).

Заключение и рекомендации

Таким образом, с одной стороны, имеющийся опыт Республики Саха (Якутия) свидетельствует о том, что региональные власти имеют передовые взгляды на развитие креативной экономики, возводя ее в ранг регионального приоритета. С другой стороны, на сегодняшний день креативный рынок Республики находится в стадии становления и, несмотря на различные формы поддержки, актуальными остаются следующие проблемы: недостаток кадров, неразвитость инфраструктуры и креативных пространств для формирования креативной среды, недостаточно динамичная монетизация креативного продукта и пр.

Можно предположить, что одной из причин недостаточного вклада креативных индустрий в валовый региональный продукт региона (ВРП) является малочисленность населения Якутии53 (1,6% по данным АСИ)54. Эксперты также отмечают весьма неординарную ситуацию, когда наблюдается сильная заинтересованность властей в развитии креативного сектора, однако имеется недостаточная готовность к этому бизнес-сообщества55.

В качестве рекомендаций по дальнейшему развитию креативной экономики в Республике Саха (Якутия) назовем следующие направления деятельности:

1. Наращивание креативной интенсивности предприятий Республики.

2. Укрепление взаимодействия региональных бизнеса и власти в вопросах развития и поддержки креативного рынка.

3. Распространение практики создания креативных кластеров в различных городах Якутии.

4. Активизация продвижения креативной продукции Региона на внутреннем и внешнем рынках.

5. Развитие инфраструктуры и нормативно-правовых основ поддержки креативных индустрий.

6. Расширение имеющихся инструментов поддержки креативного сектора.

Итак, креативная экономика предполагает новый подход к творчеству как к способу коммерциализации талантов. Главный

53 Для сравнения вклад креативных индустрий в ВРП Москвы составляет 18,5%.

54 Журавлева Т., Токарев И., Гай О. Атлас креативных индустрий Российской Федерации: М., Агентство стратегических инициатив. 2021. С. 107.

55 Николаева И.В., Иванова Л.Д., Ван-Чу-Лин А.Т. Креативная экономика Республики Саха (Якутия): перспективы развития // Вестн. Северо-Восточного федерального ун-та имени М.К. Аммосова. 2022. № 2 (27). С. 51.

ресурс креативной экономики — умения и творческие способности человека. В нашей стране огромный потенциал, представленный значительным запасом человеческого капитала и большим разнообразием историко-культурных особенностей многочисленных регионов РФ. Опыт Республики Саха (Якутия) демонстрирует развитие нового для РФ направления экономической деятельности, одной из целей которого является уход от сырьевой зависимости и поиск новых точек роста, что без сомнения может служить полезным примером и для многих других регионов России. На наш взгляд, практически у каждого региона РФ, вставшего на путь развития креативной экономики, подобно Республике Саха (Якутия), есть все шансы добиться успеха в этом направлении деятельности при условии определения своей уникальной ниши на креативном рынке, установления двустороннего взаимодействия с местным сообществом, а также создания региональной системы поддержки талантов.

Литература

Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Романова В.В., Щербакова И.В. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития. М.: Grey Matter, 2021. 44 с.

Аузан А.А. Культурные коды экономики. Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа: М.: АСТ, 2022. 160 с.

Аузан А.А., Бахтигараева А.И., Брызгалин В.А. Развитие креативной экономики в контексте современных вызовов // Журнал новой экономической ассоциации. 2022. № 2 (54). С. 213-220.

Афанасьев И.А., Ноговицын Р.Р. Современный этап социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и новые задачи АГИ КИ // Вест. Северо-Восточного федерального ун-та имени М.К. Аммосова. 2020. № 2 (18). С. 12-21.

Боровинская Д.Н. «Креативный продукт»: основания определения понятия // Современные социокультурные практики. 2016. № 2 (6). С. 13-15.

Бунеев Т.П., Зайончковский А.И. // Россия: общество, политика, история. 2023. № 1 (6). С. 102-121.

Ермолаев А.А. Олонхо и традиционное наследие в контексте креативной экономики в Республике Саха (Якутия) // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Якутский героический эпос олонхо: сохранение, изучение, развитие». Якутск, 2020. С. 389-396.

Журавлева Т., Токарев И., Гай О. Атлас креативных индустрий Российской Федерации: М.: Агентство стратегических инициатив, 2021. 558 с.

Зеленцова Е.В., Гладких Н.В. Творческие индустрии: теории и практики. М.: T8 Rugram, 2021. 210 с.

Николаева И.В., Иванова Л.Д., Ван-Чу-Лин А.Т. Креативная экономика Республики Саха (Якутия): перспективы развития // Вест. Северо-Восточного федерального ун-та имени М.К. Аммосова. 2022. № 2 (27). С. 46-54.

Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 384 с.

Хестанов Р.З. Креативные индустрии — модели развития // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 173-196.

Kacerauscas T. The creative sector and class of society // Tomsk State University Journal of philosophy, sociology and political science. 2020. № 57. С. 33-42.

Kurumchina A.E. Creative industries in Russia in post covid-19 time: the case of Urals Region // Service Plus. 2022. Vol. 16. № 4. P. 83-96.

Paltasov O., Zharov Y. Theoretical and methodological aspects of creative economy development // The EUrASEANs: journal on global socio-economic dynamics. 2018. Vol. 6 (13). November-December. P. 1-17.

Vojtovic S. Creative industry as a sector of the new economy // Actual problems of modern economy development. 2015. Р. 21-26.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ:

Логунцова Ирина Вячеславовна — к.э.н., доцент факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; e-mail latuton@yandex.ru

ABOUT THE AUTHOR:

Loguntsova I. — PhD, Associate Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. e-mail: latuton@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.