Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОНКУРСНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

РАЗВИТИЕ КОНКУРСНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОНКУРСНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

РАЗВИТИЕ КОНКУРСНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Н. Н. Травкина, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой профессионального образования Курского института развития образования

Инновационные процессы в образовании неразрывно связаны с развитием конкурсного движения, направленного на диссеминацию лучших практик, достижений и педагогических идей на муниципальном, региональном и межрегиональном уровне. В современных условиях, когда государственная политика выделяет приоритеты в поддержке и распространении содержательных, творческих инициатив, участие в конкурсах становится важным фактором профессионального развития педагога, приобретения им способности к системному видению педагогической реальности в условиях модернизации профессионального образования.

В системе среднего профессионального образования Курской области традиционно проводится не менее пяти конкурсов, каждый из которых имеет направленность на выявление и распространение в профессиональной педагогической среде лучших достижений по актуальным направлениям развития образовательного процесса.

Так, в целях выявления лучших практик создания воспитывающей среды в студенческом общежитии, внедрения инновационных форм и методов организации внеучебной социокультурной деятельности молодежи с 2018 года проводится областной смотр-конкурс по организации воспитательной работы в общежитиях профессиональных образовательных организаций.

В рамках данного конкурса происходит выявление актуальных и перспективных методик воспитания, используемых в практике работы общежитий ПОО; обновление содержания и структуры педагогической деятельности, направленной на организацию воспитывающего познавательного досуга молодежи в общежитии; стимулирование процесса совершенствования воспитательной работы и повышение роли органов студенческого самоуправления в решении социальных проблем студентов, формирование здорового образа жизни в студенческой среде и др.

Итоги конкурса позволяют пополнять информационный банк новых форм досуговой деятельности, адекватных современным ценностным ориентациям студенческой молодежи, привлекать внимание педагогической общественности к важности создания «модели социального поведения» обучающихся ПОО.

Ежегодно АНО «Национальное агентство развития квалификаций» проводит Всероссийский конкурс лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена (при

поддержке Минтруда России) с целью поиска готовых к тиражированию и внедрению успешных кейсов подготовки кадров работодателями и образовательными организациями.

Профессиональные образовательные организации Курской области принимают участие в данном конкурсе с 2017 года, проводя предварительный отбор практик на региональном этапе. Результаты 2020 года показали, что профессиональные образовательные организации Курской области обеспечивают поиск, разработку и внедрение результативных практик и эффективных моделей подготовки для регионального рынка труда кадров, способных работать в конкурентной экономической среде. В базе данных лучших практик АНО «НАРК» за 2018 год размещена практика «Наставничество — ключ к профессионализму» (ОБПОУ «Курский техникум связи») победителя всероссийского этапа данного конкурса в номинации «Кадры профессионального образования» (https://bc-nark.ru/projects/all/best/ base/archive/507/).

В целях повышения эффективности воспитательной деятельности в условиях модернизации региональной системы профессионального образования, обновления содержания и структуры воспитательной деятельности на основе отечественных традиций и современного опыта стимулирования деятельности классных руководителей (кураторов учебных групп) по внедрению в образовательный процесс перспективных методик воспитания в Курской области ежегодно проводится конкурс «Портфолио классного руководителя».

На развитие творческого потенциала педагогических работников системы среднего профессионального образования, выявление инноваций в методическом, дидактическом обеспечении учебного процесса, развитие и обновление содержания, методов, средств обучения и воспитания направлен ежегодный областной конкурс педагогической и методической продукции «Ярмарка педагогических достижений». Участники представляют для внешней экспертизы следующие виды педагогического и методического продукта: методические рекомендации; авторские программы; программы мастер-классов, семинаров; концепции педагогической деятельности; проекты инновационных уроков и внеурочных мероприятий; инновационные проекты заседаний педагогических советов; разработки учебно-программной документации.

Однако наиболее значимым для педагогов системы среднего профессионального образования является областной конкурс «Преподаватель

года», «Мастер года». Предшественником данного конкурса был областной конкурс «Педагогическое мастерство», проводимый с 1996 года для педагогических и руководящих работников учреждений профессионально-технического образования Курской области. Конкурс являлся настоящей педагогической лабораторией для смелых, творческих, неравнодушных педагогов, аукционом педагогических достижений, мастерской инноваций. Кроме того, его рассматривали как резерв педагогических кадров, поскольку более половины победителей конкурса переходили со временем на руководящие должности своих или профильных учебных заведений.

С 2009 года по согласованию с областным комитетом профсоюзов работников народного образования и науки Курской области этот конкурс приобрел новый статус — областной конкурс профессионального мастерства «Преподаватель года», «Мастер года» среди педагогов профессиональных образовательных организаций по разработке и внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий. Решая задачи поддержки и поощрения талантливых педагогических работников, стимулирования их дальнейшего интеллектуального, профессионального роста, социальной активности в повышении эффективности использования имеющихся ресурсов подготовки кадров для экономики региона, данный конкурс становится настоящим испытанием психологической устойчивости, самообладания, умения управлять творческим самочувствием его участников. Длительный опыт проведения данного конкурса показал, что в тех коллективах, где подготовка к конкурсу начинается задолго до его открытия, где вместе с конкурсантом работает команда педагогов-новаторов, представителей методической службы колледжа, всегда есть достойный результат.

Какие конкурсные испытания проходили участники конкурса в 2020 году? Вместе с заявкой-анкетой победитель конкурса в образовательной организации отправляет письменную аннотацию представляемого им опыта использования в образовательном процессе инновационной образовательной технологии. Первое и второе конкурсное задание — «Краткое представление использования инновационной образовательной технологии», «Визитная карточка» — проводились в дистанционном формате. Экспертная комиссия оценивала содержание представленных конкурсантами материалов, направленных на разработку и внедрение в учебный процесс инновационной образовательной технологии по следующим крите-

риям: образовательная и методическая ценность инновации; оригинальность представленной инновации; востребованность, возможность ее широкого применения в учебном процессе; эффективность применения ресурсного обеспечения; культура представления информации (до 5 баллов по каждому критерию).

Конкурсное испытание «Визитная карточка» представляет собой презентацию на тему «Моя профессия — преподаватель» или «Моя профессия — мастер производственного обучения» в PowerPoint в произвольной форме, в объеме не более 10 слайдов с краткой информацией о конкурсанте, динамике результатов его педагогической деятельности (учебной, учебно-методической, научно-методической, внеурочной), реализуемых инновационных проектах и др. Содержание слайдов должно позволить членам жюри наиболее полно представить педагогический опыт конкурсанта по следующим критериям: емкость изложения информации о себе; результативность педагогической деятельности; эстетика подачи материала; обоснованность и рациональность использования графических объектов; доступность информации для восприятия (до одного балла по каждому критерию).

К очному этапу конкурса по положению допускаются 10 финалистов, набравших максимальное количество баллов. По сложившейся традиции право торжественного открытия очного этапа конкурса получает образовательная организация, педагог которой стал победителем подобного конкурса в прошлом году. В день открытия конкурса финалисты проходят два конкурсных испытания: «Ораторское искусство» и «Разговор с обучающимися».

Тему, по которой жюри оценивает ораторские навыки конкурсанта, финалистам сообщают за один день до прохождения данного этапа. Регламент выступления участника — минута. Критерии оценивания: глубина раскрытия темы; оригинальность авторской мысли; емкость, точность ее представления; убедительность и богатство речи; соблюдение регламента выступления (до двух баллов по каждому критерию).

Конкурсное задание «Разговор с обучающимися» представляет собой беседу участника с обучающимися различных профессиональных образовательных организаций Курска. Конкретную тему для обсуждения участники выбирают путем жеребьевки за день до открытия конкурса. Так, в 2020 году участники конкурса должны были в течение 7 минут организовать обсужде-

ние следующих тем, актуальных для молодежной общественности:

Зависит ли будущее от меня? Достойные наследники Великой Победы. В здоровом теле — здоровый дух... Сила и мощь России — в правде. Добровольчество. Требование времени или веление сердца?

Жюри оценивало конкурсное задание по следующим критериям: достижение воспитательной цели дискуссии, аргументированность и доступность изложения конкурсантом собственной точки зрения; создание атмосферы взаимоуважения и толерантности в процессе дискуссии; включение каждого студента в обсуждение, организация взаимодействия студентов между собой; адекватность восприятия педагогом мнения студентов, их высказывания; глубина выводов и обобщений (до 3 баллов по каждому критерию).

После завершения первого дня конкурс переносится в учебные аудитории и мастерские образовательных организаций, где финалисты проходят еще два испытания.

Участники конкурса проводили открытое учебное занятие. В течение 45 минут жюри оценивали профессиональную компетентность и опыт конкурсанта в процессе проведения учебного занятия. В данном испытании участник может получить максимальное количество баллов — 40.

В номинации «Преподаватель года — 2020» конкурсант проводит урок теоретического обучения. Критерии оценивания:

предметная компетентность (фундаментальность знания, глубина раскрытия темы, направленность занятия на формирование общих и профессиональных компетенций; создание и поддержание высокого уровня познавательной мотивации);

методическая компетентность (наличие планируемых результатов (достижение целей) в компетентностном формате, использование инновационных педагогических технологий, дидактическая целесообразность и оригинальность методических приемов; создание условий для использования обучающимися разных типов и видов источников знаний, само-и взаимообучения);

психолого-педагогическая компетентность (высокая интенсивность и результативность деятельности обучающихся; гуманистическая направленность урока; создание и поддержание высокого уровня познавательной мотивации и интенсивности деятельности обу-

чающихся, соответствие содержания, методов, технологий обучения целевым установкам занятия);

коммуникативная компетентность (умение устанавливать контакт с обучающимися, организовать продуктивное сотрудничество и эффективное взаимодействие обучающихся друг с другом по достижению целей занятия; владение ораторским искусством; грамотность речи);

информационная компетентность (способность формулировать учебные проблемы разными способами, владение информационно-коммуникационными технологиями, использование цифровых образовательных ресурсов).

В номинации «Мастер года — 2020» конкурсант проводит вводный инструктаж урока производственного обучения. Критерии оценивания:

профессиональная компетентность (высокий уровень владения ремеслом; рациональность действий при демонстрации трудовых приемов; фундаментальность знания профессии, глубина раскрытия темы в соответствии с перспективами развития отрасли и запросами регионального рынка труда; учет требований ФГОС СПО, профессиональных и международных стандартов WorldSkills Russia);

методологическая компетентность (использование современных образовательных технологий; соблюдение требований к структуре учебного занятия; дидактическая целесообразность и оригинальность методических приемов; создание условий для использования обучающимися разных типов и видов источников знаний, само- и взаимообучения);

психолого-педагогическая компетентность (гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса; создание и поддержание высокого уровня познавательной мотивации и интенсивности деятельности обучающихся, направленность занятия на формирование общих и профессиональных компетенций);

коммуникативная компетентность (умение устанавливать контакт с обучающимися, организовывать совместную деятельность по достижению целей занятия; владение ораторским искусством; грамотность речи);

информационная компетентность (способность формулировать учебные проблемы разными способами; применение информационно-коммуникационных технологии и цифровых образовательных ресурсов).

Сразу после проведения учебного занятия конкурсант проводит его самоанализ, демон-

стрируя способность анализировать и оценивать свою деятельность. Продолжительность самоанализа — до 7 минут.

Максимальное количество баллов — 10. Критерии оценивания: способность к анализу собственной деятельности, установлению причинно-следственных связей, критичность мышления, умение видеть профессиональные затруднения, планировать и осуществлять выход из сложившейся ситуации, глубина осмысления деятельности и перспектив развития.

2020 год — юбилейный: системе профессионально-технического образования России исполнилось 80 лет. Большой вклад в развитие профессиональной школы внесли ветераны педагогического труда. Именно они были приглашены на очные мероприятия проводимых в текущем году конкурсов профессионального мастерства в качестве независимого жюри.

Конкурс профмастерства — это публичное выступление, требующее больших нервных затрат, на которое педагоги идут не всегда охотно, часто сдерживают честолюбивые порывы, опасаясь неудачи. Как помочь и мотивировать педагога принять участие в конкурсе? Оргкомитет областного конкурса «Преподаватель года», «Мастер года», учитывая, что это сложный, психологически напряженный и в то же время престижный конкурс в региональной системе СПО, определил следующие преференции для его участников. Среди финалистов конкурса нет проигравших — есть победитель, дипломанты и призеры. По результатам очного тура определяются: победитель — обладатель гран-при конкурса; дипломанты конкурса, занявшие I, II, III места среди преподавателей; дипломанты конкурса, занявшие I, II, III места среди мастеров производственного обучения; призеры конкурса в номинациях: «Создание инновационной предметно-развивающей и воспитывающей среды», «Творческое отношение к профессиональной деятельности», «Неординарность решения учебно-производственных задач». В положении конкурса указано, что руководителям профессиональных образовательных организаций рекомендуется рассмотреть вопрос об установлении надбавки к должностному окладу в размере 30-75 % (в зависимости от полученного результата) в течение учебного года, следующего после окончания областного конкурса.

Постеры с информацией о победителях и дипломантах конкурса ежегодно размещаются на главной улице Курска, что повышает престиж педагогической профессии, формирует позитив-

ное общественное мнение о системе среднего профессионального образования.

Конкурсы — это демократичный механизм оценки и вознаграждения труда педагога. Чем выше статус конкурса, тем престижнее в нем участие. Поэтому важно, чтобы победители регионального конкурса смогли достойно представить себя и свои достижения на межрегиональных, всероссийских и других уровнях.

Так, в 2015 и 2016 годах победители областного конкурса «Преподаватель года» приняли участие во Всероссийском конкурсе по разработке и внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий среди молодых преподавателей, доцентов, профессоров, деканов, заведующих кафедрами вузов и колледжей России, проводимым АНО «Национальное рейтинговое аттестационное агентство» (Росрейтинг). Результативность курских педагогов: в номинации «Лучший молодой преподаватель СПО» 2-е место в 2015 году занял С. С. Котов, преподаватель профессионального цикла дисциплин Курского техникума связи; 2-место в 2016 году заняла Т. А. Полянская, преподаватель литературы Курского автотехнического колледжа.

В 2019 году в международном конкурсе методических и научно-методических работ, цель которого — способствовать повышению профессионального уровня педагогических работников, в том числе овладению ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками. Победителями стали Ю. В. Гоготова (преподавтель Курского педагогического колледжа) и И. А. Шпилев (преподаватель Курского государственного политехнического колледжа).

В 2020 году впервые представители системы среднего профессионального образования Курской области принимали участие в Межрегиональном конкурсе профессионального мастерства педагогов учреждений среднего профессионального образования, который был организован в дистанционном формате Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования в рамках мероприятий, посвященных 80-летию профессионально-технического образования России.

Для участия в конкурсе были делегированы абсолютный победитель областного конкурса «Преподаватель года — 2020» среди педагогов ПОО по разработке и внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий Галина Валентиновна Михайлова (Курский педагогический колледж) и дипломант 1-й сте-

пени вышеназванного конкурса Валентина Анатольевна Шкурина (Курский электромеханический техникум).

Конкурсанты представляли себя, раскрывая тему «Мое педагогическое кредо» в формате самопрезентации на платформе Zoom, направляли для оценивания жюри аннотацию и ссылку на собственный образовательный интернет-ресурс, образовательный проект и видеозапись учебного занятия. Победителем в номинации «Лучший преподаватель профессионального цикла» Межрегионального конкурса профессионального мастерства педагогов учреждений среднего профессионального образования стала Галина Валентиновна Михайлова, преподаватель Курского педагогического колледжа (721 балл). Преподаватель физики Курского электромеханического техникума Валентина Анатольевна Шкурина достойно прошла все конкурсные испытания и вошла в число 10 лучших педагогов России в номинации «Лучший преподаватель общеобразовательных дисциплин» (587 баллов).

Следует отметить напряженную, творческую, ответственную работу оргкомитета межрегионального конкурса, позволившую провести мероприятие на высоком организационной и научно-методическом уровне. Для объективности оценки в состав жюри были включены представители всех регионов-участников, что позволило подвести итоги конкурса с детальным обсуждением всех его этапов. Члены жюри увидели узкие места в подготовке своих конкурсантов, определили инновации в проектировании учебного занятия, реализации образовательных проектов других регионов, которые необходимо транслировать на местах. Так, многие члены жюри отметили высокий уровень организации и проведения урока открытия нового знания преподавателем иностранного языка Анжеро-Судженского политехнического колледжа (Кемеровская область) Маргаритой Николаевной Селивановой, которая была признана победителем в номинации «Лучший преподаватель общеобразовательных дисциплин» (713 баллов). Данный урок был проанализирован на заседании научно-методического объединения преподавателей иностранного языка курских колледжей и техникумов. Высокий темп подачи материала, методическое мастерство, высокая цифровая и предметная культура педагога, коммуникационная культура обучающихся, продемонстрированные на учебном занятии, станут эталоном для транслирования в практике деятельности курских педагогов.

Результаты данного конкурса еще раз подтвердили, что активизация конкурсного движе-

ния на муниципальном и региональном уровне приносит значимые результаты. Жюри отметило высокую профессиональную компетентность, культуру труда, умение на практике применять современные технологии обучения, творческий подход и активную личную педагогическую позицию участников конкурса тех регионов, где смотры-конкурсы среди педагогов СПО проводятся системно. Таким образом, конкурсы педа-

гогического мастерства можно рассматривать как важный этап повышения профессионализма педагогов, открытое массовое педагогическое соревнование, ориентированное на профессиональный рост педагога, способствующее эффективному развитию системы профессионального образования, широкому внедрению в практику новых технологий обучения и воспитания будущих профессионалов.

КОНКУРСНОЕ И ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

З. Р. Шестакова, преподаватель Мариинского политехнического техникума

В настоящее время конкурсное движение набирает силу и является неотъемлемой частью образования. Кто-то скажет, что это лишняя суета, трата драгоценного учебного времени и вообще уход от образовательных программ. Но это далеко не так, если подготовку к конкурсам, олимпиадам, фестивалям и т. д. вести нерационально и непродуманно. Многие конкурсы, казалось бы, не подходящие к профессиональной подготовке, отлично тренируют общие компетенции, прописанные в федеральных государственных стандартах среднего профессионального образования. Раскрытие интеллектуальных и творческих особенностей детей — одно из условий современного образования. И ошибочно считать, что такие конкурсы не способствуют развитию в дальнейшем и профессиональных качеств будущих специалистов. И еще одна ошибка преподавателей, на мой взгляд, когда они начинают подготовку участников конкурса, выбирая наиболее успешного, несмотря на его желание. Некоторые студенты, не имеющие выдающихся знаний, имеют большое желание, которое может перерасти в успех. Зачастую мы их даже не замечаем, а они не решаются признаться о своем желании, боясь не справиться. Вот здесь и необходимы психолого-педагогические умения и знания, а также поддержка преподавателя. Участие студентов в конкурсном движении поможет убедиться в правильности выбранного профессионального пути, открыть множество положительных сторон своей будущей профессии и помочь понять сущность своего выбора и профессионального мастерства.

Светлана Сергеевна Козлова, преподаватель профессиональных дисциплин и модулей специальности «товароведение и экспертиза продо-

вольственных товаров» Мариинского политехнического техникума, давно отошла от традиционного «натаскивания» отличников. Ее основной метод в подготовке участников — это желание обучающегося участвовать в конкурсе. И в процессе подготовки такие студенты очень часто раскрываются в своем творчестве. Пусть не всегда есть призовые места, но это и не главное. Многие обучающиеся, ставшие участниками того или иного конкурса, повышают свою самооценку, уверенность в своих силах и, как следствие, повышается и активность в обучении. Особенно этому способствуют чемпионаты профессионального мастерства «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia и «Аби-лимпикс», а также олимпиады профмастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования. Светлана Сергеевна привлекает своих обучающихся к участию во всех доступных компетенциях, которые хоть как-то связаны с профессиональной деятельностью будущих выпускников. Да и сам преподаватель не отстает от своих студентов, вместе с ними осваивая все новые и новые компетенции. Развивая своих обучающихся, преподаватель тоже самосовершенствуется. В этом году, работая в экспертном сообществе, С. С. Козлова получила еще одно свидетельство на право проведения чемпионатов по стандартам WorldSkills в рамках своего региона по компетенции «визуальный мерчендайзинг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.