Научная статья на тему 'Развитие конкурентной среды в условиях российского менталитета'

Развитие конкурентной среды в условиях российского менталитета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Ирина Витальевна

В статье рассматривается формирование конкурентной среды в России с учетом российской ментальности. На основе проведенного анализа предложены мероприятия по повышению конкурентного потенциала отечественных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Competitive Environment

The article considers formation of competitive environment in Russia, taking into account the Russian mentality. On the basis of the analysis conducted by the author, measures to improve the competitive potential of domestic enterprises are proposed.

Текст научной работы на тему «Развитие конкурентной среды в условиях российского менталитета»

развитие

конкурентной среды в условиях российского

менталитета

Иванова Ирина Витальевна

аспирантка факультета экономики и управления, Камчатский государственный технический университет, г. Петропавловск-Камчатский pk.cam@yandex.ru

_Аннотация

В статье рассматривается формирование конкурентной среды в России с учетом российской ментальности. На основе проведенного анализа предложены мероприятия по повышению конкурентного потенциала отечественных предприятий.

Ключевые слова: инновационная экономика, инновация, конкурентная среда, конкуренция, конкурентоспособность, хозяйственная (экономическая) деятельность

Конкурентная среда включает широкий спектр переменных, в том числе систему ценностей, формирующуюся на основе базовых черт менталитета нации. Он представляет собой специфический тип мышления и характеризует работу коллективного сознания [5].

Экономическая ментальность является основой культурной среды, взаимосвязанные элементы которой оказывают влияние на хозяйственную деятельность.

Рассмотрение узловых проблем институциональных отношений в Российской Федерации позволяет проанализировать баланс характеристик национального менталитета по направленности воздействия на экономические процессы. Сильные и слабые ментальные характеристики необходимо учитывать при формировании стратегии перехода к инновационной экономике. Современной российской ментальности свойственно динамическое развитие. На этом осно-

иЭк_

жсийское предпринимательство, № 1 (199)/январь 2012

Таблица 1

Соответствие базовых российских ментальных черт

Потенциал ментальных черт Ментальные черты Возможное преобразование конкурентной среды

Сильные черты (конкурентный потенциал) Коллективизм, склонность к сопереживанию Коллективная ответственность, коллективный контроль, оплата труда по показателям группы

Индивидуализм Оплата по личному вкладу, личные способности - двигатель карьеры

Терпеливость Достижение поставленных целей, преодоление препятствий путем упорного труда и креативных решений

Развитая интуиция Улавливание колебаний конъюнктуры рынка, гибкость производственных и управленческих решений

Неоднозначные черты (конкурентный потенциал) Патернализм, державность Сильная государственная поддержка хозяйственных организаций

Подражательность Возможность эффективного использования зарубежного опыта

Мечтательность (устремление к трансцендентному) Мягкость в управлении, отсутствие четко сформулированных целей и задач деятельности, но, наряду с этим, креативный подход в решении производственных задач

Слабые черты (антиконкурентный потенциал) Недоверие к окружающим (анархизм), преобладание неформальных отношений Недоверие к руководству, в производственном процессе на первый план выдвигаются личностные факторы

Неразвитость правосознания, неуважение к частной собсшенности (нигилизм) Отсутствие моральных ценностей в области правовых отношений и отношений собственности

Склонность к не просчитанным рационально поступкам Допущение халатного отношения к должностным обязанностям, детальная непроработанность решений производственныхикоммерческихзэдж

Иждивенчество Низкая производительность труда, управление осложняется необходимостью постоянного принуждения

вании можно проследить соответствие влияния ведущих черт российской ментальности на характер конкурентных преобразований, представленное в табл. 1 (см. на с. 33) [4]. Классифицируя ментальные характеристики, нельзя не учитывать также дуализм российского менталитета. Из-за особенностей исторического развития в нем закрепились противоречивые черты: индивидуализм - коллективизм, трудовая мотивация - иждивенчество, догматизм - стремление к новому. При разработке стратегии совершенствования конкурентной среды необходимо принять во внимание, что на начальном этапе формирования рыночной экономики стала доминировать ментальная черта «индивидуализм», где ориентация делается на личность, осуществляется индивидуальный контроль, ведется учет личного вклада и оплата согласно ему.

ом К

сильные и слабые

ментальные

характеристики

необходимо

_учитывать

_при формировании

стратегии перехода к инновационной _экономике

ный потенциал юнальные номические интересы

Мероприятия, помогающие выделить и использовать конкурентный потенциал, заложенный в российских ментальных чертах, можно проводить на различных уровнях хозяйствования в соответствии с иерархической структурой конкурентной среды (см. табл. 2 на с. 35) [3].

Необходимо время для того, чтобы предложенные мероприятия проникли на все уровни институциональной системы и укоренились в них хотя бы в минимальной степени. Желательно дать возможность проявиться последствиям спонтанных взаимодействий, которые часто ведут к адаптации новых институтов.

Так, экономическое взаимодействие в современном мире в значительной степени характеризуется активным участием в нем наднациональных региональных объединений, стремящихся к реализации своих интересов. Мировой опыт показывает, что способность государств к интегрированию и потребность в нем обусловлены сочетанием ряда факторов: естественными - географической и культурной близостью; экономическими - синергией воспроизводственных систем участников; политическими - волей к интеграции [2].

российское предпринимательство, № 1 (199)/январь 2012

Таблица 2

Мероприятия по культивированию и использованию конкурентного потенциала российских ментальных черт на различных уровнях конкурентной среды

Уровень конкурентном среды Формы использования и культивирования конкурентного потенциала ментальных черт

Мегауровень Формирование положительного имиджа страны происходит при учете следующих сильных ментальных черт: коллективизма и державности (при структурировании переговорных процессов), терпеливости (при осуществлении внешнеторговых сделок и совместной производственной деятельности)

Макроуровень Создание общероссийской карты ментальности, цель которой - выявить соотношение сильных и слабых ментальных черт населения на территории страны. Создание общероссийской психолого-социальной службы с отделениями в регионах и на предприятиях, в задачи которых будут входить составление карт ментальности, а также моделирование на их основе конкретных систем управления

Мезоуровень Разработка региональными социально-психологическими службами специальных анкет, включающих вопросы об отношении к предпринимателям, к богатым людям, к рынку, к самостоятельности; вопросы об этичности предпринимательства, богатства; оценку справедливости народных пословиц по поводу рациональности, удачи; отношение к представителям тех наций, которые ассоциируются с определенными типами предпринимательства и преобладающими в данных регионах. Ментальной основой данных преобразований выступает терпеливость и конфессиональная толерантность. Создание коучинг-центров, задача которых - популяризация венчурных инвестиций. Трансцендентность и стремление к новому - ментальная основа данных изменений, которые, в первую очередь, затрагивают мировоззрение российских предпринимателей и управленцев

Микроуровень Формирование корпоративной культуры хозяйственной организации при сочетании элементов капиталистической ментальности (рациональность -стремление к богатству как самоцель, стремление зарабатывать и стремление инвестировать; честность - готовность выполнять взятые на себя обязательства, согласие сообщать о себе негативную информацию; самостоятельность -индивидуализм; стремление к лидерству; стремление к новаторству; готовность к риску) и перспективных ментальных черт россиян

Наноуровень Формирование перспективных ценностных основ экономической деятельности с учетом сильных ментальных черт. Актуализация профессиональных знаний, трансформация социальных и экономических приоритетов в корреляции с этическими и культурными, которые не должны расходиться с экономическими выгодами. Преодоление разрыва ценностных представлений с реальным экономическим поведением. Использование образовательных возможностей для повышения общей экономической культуры, получения новых профессиональных знаний

оми

„нельзя не учитывать

также дуализм

российского

менталитета.

Из-за особенностей

исторического

ра

звития в нем

закрепились

противоречивые

черты

Поэтому межгосударственные экономические блоки различаются как по количеству участников, так и по глубине и характеру выбранной интеграционной стратегии, сферам и масштабам деятельности, институциональному устройству. Традиционными предпосылками их формирования выступают географическая близость интегрирующихся стран, сравнительно близкий и достаточно высокий уровень социально-экономического развития, общность историко-культурных корней, возможность взаимодополнения национальных хозяйств, наличие совпадающих интересов по основным вопросам региональной динамики и трансформации экономического пространства, совместимость институциональной среды. В настоящее время они дополняются необычными чертами. В число последних входят: несопредельность границ (появление сетевой модели интеграции как альтернативы ее региональной модели); внесистемная интеграция на многих ярусах мирового пространства (производственном, финансовом, информационном, этническом и т.д.); широкий спектр различий участников (вовлечение менее развитых партнеров в интеграционные блоки высокоразвитых стран); экстравертность, то есть включение входящих в региональные соглашения стран в общемировые глобальные процессы (в отличие от интравертности, то есть, прежде всего, протекционистской направленности «старого» регионализма). Все это выходит за привычные теоретические представления о межгосударственной интеграции [1]

Заключение

Экономический менталитет как фактор конкурентоспособности находится в неразрывной связи с такими институтами, как экономическая культура, традиции, формируя в конечном итоге институциональную систему хозяйствования с ее формальными и неформальными правилами. Анализ структуры национального экономического менталитета дает возможность эффективно использовать имеющиеся ментальные ресурсы общества при проведении конкурентных преобразований.

ое предпринимательство, № 1 (199)/январь 2012

Литература

1. Васильева ЗЛ. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - №2. - 83-91 с.

2. Варфоломеев В.П. Управление высокотехнологичным производством. — М.: Экономика, 2009. -203 с.

3. Новокшонова Л.В., Хазан М.Ю. Экономика и финансы // Вестник Нижегородского университета им.Н.ИЛобачевского. - 2009. - № 1. - 168 с.

4. Хазан М.Ю. Роль мультикультурных практик в области государственного регулирования миграционных процессов // VI международная научно-практическая конференция «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект». Нижний Новгород: Изд-во ИНГУ, 2007. - Том 2. - 385 с.

5. Экономическая ментальность россиян: Тула -Россия - мир (грантовое исследование № КТК-292-2-02 10. В. Латова, Н.В. Латова, Т.С. Вуколовой) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ecsocman.edu.ru/db/msg/115492.html.

экономический менталитет как фактор конкурентоспособности находится в неразрывной связи с такими институтами, как экономическая культура, традиции

Irina V. Ivanova

Postgraduate Student, Faculty of Economics and Management, Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky

Improving the Competitive Environment

_Abstract

The article considers formation of competitive environment in Russia, taking into account the Russian mentality. On the basis of the analysis conducted by the author, measures to improve the competitive potential of domestic enterprises are proposed.

Keywords: innovative economy, innovation, competitive environment, competition, competitiveness, economic activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.