Научная статья на тему 'Развитие комплаенс-контроля в банках второго уровня'

Развитие комплаенс-контроля в банках второго уровня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / БАНКИ ВТОРОГО УРОВНЯ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурмагамбетов С. З.

В научной статье рассмотрены основные понятия комплаенс-контроля, как важного инструмента финансового мониторинга в целях противодействия отмывания преступных доходов в коммерческих банках. А так же предложены основные направления по развитию комплаенс-контроля в банках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие комплаенс-контроля в банках второго уровня»

дисс. ... кандидата экономических наук / ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве. - Москва: РАСХН, 2007.

3. Управление финансами предприятия / В.П. Савчук. - 2-е изд., стереотип. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 480 с.: ил.

4. Галицких В.Н. Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур АПК: дисс. ... кандидата экономических наук / Научно-исследовательский институт экономики и организации аграрно-промышлен-ного комплекса Центрально-Черноземного района РФ Российский академии сельскохозяйственных наук. - Елец, 2008.

РАЗВИТИЕ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В БАНКАХ ВТОРОГО УРОВНЯ

© Нурмагамбетов С.З.*

Новый экономический университет им. Т. Рыскулова, Республика Казахстан, г. Алматы

В научной статье рассмотрены основные понятия комплаенс-кон-троля, как важного инструмента финансового мониторинга в целях противодействия отмывания преступных доходов в коммерческих банках. А так же предложены основные направления по развитию комплаенс-контроля в банках.

Ключевые слова комплаенс-контроль, финансовый мониторинг, банки второго уровня, предотвращение легализации доходов, финансирование терроризма.

В настоящее время во время мировой финансовой глобализации значительно активизируется финансовое управление, в частности, под воздействием растущих требований к повышению результативности финансового мониторинга, как важнейшей части финансового контроля в целях противодействия легализации преступных доходов.

Базовыми факторами роста роли финансового мониторинга банков второго уровня в управлении рисками, связанными с легализацией преступных доходов, являются:

- нарастание угроз финансовой безопасности, особенно в современных условиях расширения теневой, противозаконной деятельности;

- рост высокотехнологичных финансовых инноваций, обладающих уникальными возможностями для реализации различного рода интересов хозяйствующих субъектов;

* Докторант специальности «Финансы и кредит».

- масштабная либерализация движения капиталов;

- доступность мирового финансового рынка, в частности оффшорных зон для легализации преступных доходов для недобросовестных хозяйствующих субъектов [1].

Важным инструментом развития финансового мониторинга является комплаенс-контроль в системе обеспечения безопасности в коммерческих банках. Рассмотрим основные понятия комплаенс-контроля в банках второго уровня.

Комплаенс (англ. compliance - согласие, соответствие; происходит от глагола to comply - соответствовать) - означает действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение [2].

«Комплаенс» представляет собой соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам. Под соответствием подразумевается часть системы управления / контроля в организации, связанная с рисками несоответствия, несоблюдения требований законодательства, нормативных документов, правил и стандартов надзорных органов, отраслевых ассоциаций и саморегулируемых организаций, кодексов поведения и т.д. Такие риски несоответствия в конечном итоге могут проявляться в форме применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, финансовых или репутационных потерь как результат несоответствия законам, общепринятым правилам и стандартам [3].

Соответствие законам, правилам и стандартам в сфере комплаенса обычно касается таких вопросов, как соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке, управление конфликтами интересов, справедливое отношение к клиентам и обеспечение добросовестного подхода при консультировании клиентов. К сфере комплаенса относятся также специфические области, такие как: противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; разработка документов и процедур, обеспечивающих соответствие деятельности компании действующему законодательству; защита информационных потоков, противодействие мошенничеству и коррупции, установление этических норм поведения сотрудников и т.д. [4].

Документ базельского комитета по банковскому надзору «Комплаенс и его функции в банках» в 2005 году, где рассмотрены следующие основные пункты, такие как отмечен особый статус службы комплаенс-контроля в банках, управление комплаенс рисками должно быть в каждом банке в соответствии со спецификой деятельности банка [5].

Служба комплаенс-контроля в БВУ должны осуществлять функции в соответствии с рекомендациями базельского комитета: обнаружение и оценка комплаенс-рисков, в соответствии с деятельностью банка, и систематическая оценка уровня комплаенс-рисков; осуществление рекомендаций руководству банка, действующему законодательству, правил и стандартов, а так

же разработка инструкций персоналу банка в отношении надлежащего соблюдения законов, правил и стандартов, в том числе законов о борьбе с отмыванием денег; оценка соответствия внутренних процедур и операций действующему законодательству; обучение персонала банка соблюдению законодательства, правил и стандартов; поддержание контактов с соответствующими внешними органами, включая органы регулирования.

В связи с нарастанием финансовых угроз, приводящих к возникновению риска легализации преступных доходов, необходимы адекватные специфике деятельности банка и его клиентуры модели управления и оценки этих рисков.

Банк второго уровня осознает всю важность вопроса, свидетельством чего служит разработка внутренних нормативных документов по вопросам деятельности банка в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, таких как политика «Знай своего клиента». При установлении деловых отношений с клиентами банка, или проверки достоверности в ранее установленных отношениях необходимо осуществлять надлежащую проверку клиента в соответствии с политикой «Знай своего клиента» в банке (рис. 1).

Фиксирование сведений

дня идентификации получателя по операции и его представителя, а также отметка о сверке их подписи

Проведение на постояннойоснове проверки деловых отношений и изучение операций, осуществляемых

Фиксирование сведений для идентификации

физического и юридического лица совершающего операцию

Установление предполагаемой цели и характера деловых

Рис. 1. Политика банка «знай своего клиента»

Источник: разработано автором на материалах банка.

Надлежащая проверка клиента состоит из четырех составляющих, таких как фиксирование сведений для идентификации физического и юридического лица совершающего операцию, фиксирование сведений для идентификации получателя по операции и его представителя, а также отметка о сверке их подписи, проведение на постоянной основе проверки деловых отношений и изучение операций, осуществляемых клиентом. Целями полити-

ки «Знай своего клиента» являются три основных этапа: предотвращение, обнаружение, отчетность рассмотренных на рис. 2.

Рис. 2. Цели политики «Знай своего Клиента»

Источник: разработано автором на материалах банка.

Отказ от проведения операций с деньгами и (или) иным имуществом и приостановление подозрительных операций.

В 1 этапе «Предотвращение» входят следующие шаги, такие как идентификация Клиента, знай своего Клиента, углубленная надлежащая проверка, оценка риска.

Второй этап «Обнаружение» состоит мониторинг транзакций клиента, описание поведения клиента, периодический просмотр.

Третий этап «Отчетность» состоит из уведомления о подозрительных операциях, информирование руководства, анализ рисков, приостановление операций.

Рассмотрев данные по целям и политики банка, «Знай своего клиента», а так же политики противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и внутренним положениям о правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма в банках второго уровня необходим общий механизм по мерам о противодействия легализации (отмыванию) доходов рассмотренный на рис. 3.

Меры по противодействию отмывания доходов и финансированию терроризма помогает банку решить сразу несколько проблем. В частности, сбору информации на систематической основе при идентификации и проверки

клиентов, что позволяет: создать базу данных для будущих прогнозов рисков, выявить операции подлежащие обязательному контролю и выявлению подозрительных операций; документально зафиксировать эти вышеуказанные меры, выделив основные направления развития механизма финансового мониторинга; хранение информации и сведений, полученных в результате осуществления внутреннего контроля по противодействию отмывания доходов и финансированию терроризма; постоянному совершенствованию комплаенс-контроля и развитием его инструментария; постоянным обучением и повышением квалификации работников банка, осуществляющих комплаенс-контроль.

Меры по

противодействию отмывания доходов и финансированию терроризма

Обучение работников Банка методам по противодействию отмывания доходов и финансированию терроризма

Идентификация и проверка клиентов

Хранение информации и сведений, полученных в результате осуществления внутреннего контроля ио по противодействию отмывания доходов и финансированию терроризма

Выявление операций подлежащих обязательному контролю и

выявление подозрительных операций

Документальное фиксирование сведений

Рис. 3. Механизм по мерам о противодействия легализации (отмыванию) доходов

Источник: разработано автором на материалах банка.

Согласно выше рассмотренным определениям и специфики банковского мониторинга и связанных с ним рисков, основная задача комплаенс-контроля -это обнаружение фактов и признаков легализации преступных доходов в банках второго уровня. Современные банки, как никто другой, должны смотреть в будущее и понимать, что оно диктует нам соблюдение установленных регламентов и норм для сохранения своих средств и репутации.

В условии современной конкуренции очень остро стоит вопрос качества и надежности банка предоставляющего свои услуги на рынке. Комплаенс-контроль является действенным способом снижением рисков в банке, а так же эффективный инструмент по привлечения клиентов, инвесторов. Комплаенс -это важный инструмент системы корпоративного управления, необходим для

принятия руководством управленческих решений, а значит способствует достижению поставленных целей как стратегических, так и тактических.

Таким образом, основными направлениями по развитию комплаенс-контроля, как механизма финансового мониторинга по нейтрализации риска легализации доходов в коммерческих банках состоит из отработанного механизма мониторинга по мерам о противодействии легализации доходов; анализе информации, представленных клиентом при его идентификации и проверке, обязательно включающий сведения о финансовой устойчивости и деловой активности; при мониторинге так же выявлять операции клиента подлежащих обязательному контролю и сохранять данную информацию и сведения, полученные в результате данного контроля; а так же постоянно повышать квалификацию сотрудников банка.

Список литературы:

1. Косюк А.В. Финансовый мониторинг как система нейтрализации риска вовлечения коммерческих банков в легализацию преступных доходов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/finanso-vyi-momtoring-kak-sistema-neitralizatsii-riska-vovlecheniya-kommercheskikh-bankov-v.

2. Бизнес. Оксфордский толковый словарь. Англо-русский словарь. - М.: Прогресс-Академия, РГГУ 2013. - 752 с.

3. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.oig/wiki/.

4. Журнал РЦБК. - 2011. - № 8.

5. http://www.bis.org/bcbs/.

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

© Поступинский И.А.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

В статье определены особенности инвестиций в основной капитал в России в 2005-2014 гг. Проанализирована структура источников финансирования, выделены их основные тенденции. Сформулированы причины различной динамики финансирования инвестиционной деятельности компаний в России.

Ключевые слова инвестиции, капитальные вложения, кредит, эмиссия акций, просроченная задолженность.

* Аспирант кафедры «Корпоративные финансы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.