УПРABЛEHИE
2. Ханина, А.В. Совершенствование механизма развития государственных корпораций в высокотехнологическом секторе экономики. Автореф. дисс. канд. эк. наук. 08.00.05. [Текст] / А.В. Ханина. - М.: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», 2015 - 31 с.
3. О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях [Электронный ресурс] / Официальный сайт Банка России - Режим доступа: http://www.cbr. ru/psystem/p-sys/119-t.pdf
4. Орехов С.А., Семенова С.В. Проблемы оценки эффективности интеграционных преобразований. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
5. Алексеева, Ю.В. Проблемы интегрированных корпоративных структур в России. [Текст] / Ю.В. Алексеева // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - 2011. - № S3 / 2011 - С. 57-66
6. Развитие отечественного рынка производных финансовых инструментов. Егоров А.Ю. Инновационная экономика и современный
менеджмент. 2015. №5(6).С.27-31.
7. Сергеева, И.Г., Грачева, Е.А. Управление корпоративными рисками в предпринимательской деятельности [Текст] / И.Г. Сергеева, Е.А. Грачева. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2014. - №4 - С. 280-287
8. Обзор банковского сектора Российской Федерации (Интернет-версия) №166 август 2016 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Банка России - Режим доступа: http://cbr.ru/analytics/ bank_system/obs_1608.pdf
9. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2014 - 306 с.
10. О функциональном развитии менеджмента. Егоров А.Ю. Инновационная экономика и современный менеджмент. 2016. №1(8).С.28-35.
11. О рисках внешнеэкономической деятельности современных компаний. А.А. Сафронова. Инновационная экономика и современный менеджмент. 2015. №6(7). С. 3-9.
УДК 33
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ РИСК-МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Корнеев Д.В., к.э.н., директор, ООО «Первый термометровый завод»
Автором обосновано применение синергетического подхода в сфере развития компетенций риск-менеджеров в условиях трансформации внутреннего аудита в риск ориентированный внутренний аудит. Научная новизна предлагаемого подхода состоит в выявлении видов синергии, проявления которых можно ожидать в условиях внедрения синергетического подхода в систему развития компетенций риск-менеджеров.
Ключевые слова: синергетика, компетенция, риск-менеджмент, самоорганизация, саморазвитие, синергетический эффект.
SKILLS RISK MANAGERS IN CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF INTERNAL
AUDIT
Korneev D., Ph.D., Director of the 1st thermometer factory
The author substantiates the application of synergetic approach in the sphere of development of competencies of risk managers in the transformation of internal audit in risk-based internal audit. Scientific novelty of the proposed approach is to identify the kinds of synergies, the manifestation of which can be expected in the conditions of introduction of synergetic approach to the development of the competence of risk managers.
Keywords: synergetic, competence, risk management, self-organization, self-development, a synergistic effect.
Внедрение в работу интегрированных предпринимательских структур (ИПС) принципов риск ориентированного внутреннего аудита (РОВА) требует развития компетенций риск-менеджеров. Действующую традиционную систему повышения квалификации управленческих кадров можно охарактеризовать как систему, стремящуюся к абсолютной объективности, конкретности, определенности. Однако, как показывают реализация современных экономических условий, такая система не является жизнеспособной из-за непрерывных изменений во внутренней и внешней среде ИПС, кризисы и хаос воспринимаются исключительно с деструктивной позиции, нестабильность оценивается как негативный фактор, восприятие управленческих воздействий заключается в пропорциональности приложенных усилий и получаемого результата. Очевидно, что подготовка квалифицированных специалистов новой формации не представляется возможной в рамках традиционной теории образования. Среди ученых, чьи идеи положены в основу использования синергетического подхода к организации образовательного процесса, можно назвать И.А. Базелюка [1], В.Н. Введенского [2], Т.Я. Дубни-щеву [3], К.В. Конореву [4], Л.Д. Медведеву [5], С.Л. Новолодскую [8], А.П. Стуканову [10] и др. Опираясь на положения, изложенные в научных трудах названных авторов, можно предположить, что сущность развития компетенций в измерениях синергетического подхода заключается в самоорганизации специалиста как единой слаженной системы.
Цель статьи заключается в обосновании применения синерге-тического подхода в сфере развития компетенций риск-менеджеров в условиях трансформации внутреннего аудита в риск ориентированный.
Термин «синергетика» в переводе с греческого означает «совместное действие» [7, с.2], то есть согласованное действие всех элементов системы. Такое «совместное действие» приобретает
особое значение именно в рамках обозначенной выше трансформации внутреннего аудита в риск ориентированный, поскольку в условиях этой трансформации на риск-менеджера возлагается задача генерирования новых идей по нивелированию рисков ИПС за счет совместного использования инструментария риск-менеджмента и внутреннего аудита.
Синергетический подход в качестве современной модели развития компетенций призван помогать в формировании личности и профессионального интереса специалиста по риск-менеджменту. Синергетическую парадигму целесообразно воспринимать как принципиально новый путь для развития компетенций. Синергети-ческий синтез знания и возникающее на его основе новое видение мира, связанное с познанием процессов самоорганизации, раскрытием глубокой связи между порядком и хаосом, обратимыми и необратимыми процессами, случайностью и необходимостью, линейностью и нелинейностью, вносят существенные дополнения и изменения в современную научную картину мира, в перестроение мировоззренческих и методологических основ современной науки. Необходимость привлечения синергетики в систему развития компетенций вызвана все более тесным взаимодействием разных наук и дисциплин. Именно эта тенденция определяет характер будущего, одновременно усложняя познавательный и образовательный процесс. В силу этого способность нелинейно и целостно мыслить приобретает особую ценность. Поэтому одной из приоритетных задач перестройки современной системы развития компетенций является формирование креативного мышления, умения понимать широкий и даже глобальный контекст любой исследуемой проблемы. Таким образом, синергетический подход является методологической основой системы развития компетенций специалистов, поскольку представляет собой единый междисциплинарный подход к исследуемым объектам - сложным системам.
88 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j 6 2016 j
В рассматриваемой сфере основной интерес синергетический подход представляется с точки зрения развития креативных способностей специалистов, чья деятельность связана с выявлением рисков и нивелированием их воздействия на интегрированные предпринимательские структуры. Основой синергетического подхода выступает самоорганизация, которая при наличии дополнительных условий способна перерасти в саморазвитие [9, с.19]. При этом механизм самоорганизации предполагает определенную поэтапность. Так, сначала объекты (в рассматриваемом контексте риск-менеджмента и внутренний аудита) ведут себя совершенно независимо, в их использовании не наблюдается взаимной упорядоченности, а первоначальное состояние можно охарактеризовать понятием «хаос» (беспорядок). При определенных условиях реализуется взаимодействие между названными объектами, и они становятся участниками согласованного коллективного движения (так, с нашей точки зрения, в рамках ИПС начинает функционировать система риск ориентированного внутреннего аудита). В результате этого, хаос сменяется порядком, и возникает некая устойчивая структура (в данном случае структура РОВА). Другими словами, на постоянной основе устанавливается взаимосвязь между компонентами, превращающимися из автономных объектов в элементы упорядоченной системы. Этот этап самоорганизации связан с работой механизма кумуляции, то есть объединения, концентрации элементов в структуру.
Будучи междисциплинарной наукой, синергетика признает наличие иррационального, интуитивного знания, и результаты, полученные с помощью точных методов, дополняет результатами, которые базируются на интуиции. В связи с этим синергетику целесообразно рассматривать как базу для развития компетенций риск-менеджеров, поскольку именно синергетика предполагает выбор эвристических методов поиска новых знаний, открытия новых истин, которые опираются на интуицию, воображение, творчество. Другими словами, синергетический подход предполагает сочетание между абстрактно-логическим и образно-интуитивным, рациональным и иррациональным способами мышления, постулированием неотделимости порядка и хаоса. На наш взгляд, такая интерпретация синергетического подхода позволяет экстраполировать его сущность в систему развития компетенций специалистов по риск-менеджменту.
При этом развитие компетенций необходимо рассматривать с позиций синергетики по следующим причинам. Компетентность как приобретенная в процессе обучения интегрированная способность специалиста складывается из знаний, опыта, ценностей. Перечисленные элементы предполагается целостно реализовывать в ходе профессиональной деятельности. Их следует рассматривать как сложное образование, которое нельзя свести к арифметической сумме элементов. Знания нельзя приплюсовать к действиям, достижения не тождественны опыту, но вклад каждого из этих элементов интегрируется в качественно ином образовании - компетенции. Заметим, что линейные функции не действуют и в процессах, связанных с динамикой феномена развития профессиональных навыков. Например, увеличение объема знаний не гарантирует пропорционального роста уровня компетентности. Специалист с 10-летним опытом работы отнюдь не будет в 10 раз более компетентен по сравнению со специалистом только что зачисленным на свою должность. Курсы повышения квалификации определенной интенсивности не обеспечат рост компетентности в таком же объеме. Приобретение компетентности происходит не с постоянной скоростью, т.е. неравномерно. Следовательно, компетентность исключает линейные закономерности, а нелинейность является ее основополагающим признаком.
С позиции синергетики развитие компетенций представляет собой сложную систему с взаимосвязанными и взаимообусловленными составляющими, с определенным типом самоорганизации и саморегуляции. Кроме того, развитие компетенций является открытой системой, так как создает возможности не только для восприятия инновационных тенденций извне. Открытость системы развития компетенций приводит к появлению в ней инноваций, увеличению степени внутреннего многообразия, а, следовательно, внутренних противоречий. Противоречие между единством и многообразием заключается в необходимости поддерживать инновации и, одновременно, сохранять единство и общность требований к результатам процесса развития компетенций. Специфика синергетического подхода заключается в том, что противоречия понимаются не как недостатки, а как внутренний источник развития системы. Этот подход предполагает изменение содержания всей системы.
В соответствии с методологией синергетики изменения в организации, системы развития компетенций направлены на использование возможностей самостоятельной познавательной активности риск-менеджеров, самостоятельной постановки и решения проблем, прежде всего, в коллективной работе, в групповой дискуссии и т.п. Это предполагает выявление сложности и многовариантности ситуации, привлечения интегрированного комплекса методов, реализующих и абстрактно-логические, и образно-интуитивные познавательные способности риск-менеджера. Способность увидеть проблему, выбрать адекватный вариант ее решения требует осознания целостности ситуации, единства и взаимосвязи ее аспектов, направленности саморазвития, вариативности воздействия на нее.
Комплекс категорий синергетики позволяет по-новому осмыслить ряд проблем, которые являются актуальными в современной системе развития компетенций. Принцип саморазвития побуждает систему развития компетенций к непрерывному самообновлению. Вместе с тем, стремление решить проблему за счет частичного усовершенствования отдельных сторон деятельности специалистов задерживает проникновение инновационных идей в сферу применения профессиональных компетенций.
Система развития компетенций представляет собой одну из разновидностей социальных систем, поэтому закономерности развития социальных систем распространяются и на нее. Для системы развития компетенций как социального организма должны быть присущи функции гибкой адаптации к изменениям во внешней и внутренней среде ИПС как среде выполнение профессиональных функций специалистов. Помимо этого, названная система, должна быть восприимчива к воспроизводству накопленного ранее опыта; должна отвечать на вызовы со стороны будущего, которые побуждают пересматривать цели и идеалы профессиональной подготовки; должна предусматривать помощь специалисту в преодолении неустойчивости за счет выработки системного, комплексного взгляда на мир, выявления резонансных воздействий на систему, в рамках которой этот специалист выполняет свои профессиональные функции.
Синергетическое мышление заключается в применении таких обновленных тенденций, как диалогизм, открытость будущему, обоснованность и гармонизация выработанных предыдущим историческим опытом регуляторов. Главным отличием современной системы развития компетенций становится акцент на внутренних процессах, происходящих в человеке, - в его собственном восприятии профессиональных проблем. Поэтому проблема дисциплины в профессиональной деятельности отходит на второй план, выдвигая вперед феномен ответственной свободы. Такая система развития компетенций направлена на развитие свободной личности специалиста.
Процесс становления и развития профессиональных компетенций с позиции теории самоорганизации является нелинейным процессом самозарождения порядка. Новая компетенция возникает как отклонение, становясь, по сути, инновацией. Преобладание инноваций над традициями, т.е. ранее сформированными знаниями, становится толчком к новым, альтернативным параметрам порядка. Следствием этого, при определенных условиях, является переход системы на новый уровень, характеризующийся новыми параметрами порядка. [6] Противопоставление новых компетенций и традиций трактуется как конфликт. С другой стороны, новые компетенции в процессе становления и развития инициируют процессы самоорганизации в системе и являются ее имманентным элементом, что обеспечивает процессы саморазвития. Поэтому в процессе становления и развития новая компетенция «балансирует» на грани порядка и хаоса, создания и разрушения. Она является одновременно продуктом целенаправленной спланированной деятельности и результатом взаимодействия сложных структур, которые способны к самоорганизации и спонтанному возникновению.
Синергетический подход к процессу развития компетенций специалистов по риск-менеджменту должен базироваться на определенных принципах, сущность которых изложена ниже.
Принцип открытости позволяет системе развития компетенций быть способной к самоорганизации, саморазвитию, свободно пользоваться информационными системами, которые в современных условиях играют существенную роль в повышении профессионализма. Синергетическая теория убедительно доказывает, что развитие возможно только в открытых системах, которые постоянно обмениваются с внешней средой веществом, энергией и информацией. Переработка, интеграция различной информации ведут к новым формам организации и упорядоченности. Недостаток и неполнота
ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №6 2016 | 89
информации приводят к разрушению системы. Исключительно сложным, интересным и малоизученным процессом является самоорганизация знания, под которой понимается возникновение у специалистов необходимой системы знаний. При этом выделение основных идей, навыков, концепций является своеобразной самоорганизацией, подразумевающей выделение параметров порядка. Собственно, синергетика дает возможность найти общие универсальные идеи и принципы, чтобы справиться с огромным количеством информации.
Принцип целостности заключается в способности видеть сначала целое, а затем составляющие его части, в способности к умственному синтезу как важнейшей особенности когнитивной и креативной деятельности человека. Лишенный таких способностей специалист видит только части, отдельное, единичное. Не зная контекста, значение какой-то непонятной части (не говоря уже о значении целого) остается для него неизвестным. Настоящий профессионал в сфере риск-менеджмента видит не только конечные результаты своей деятельности, но и промежуточные результаты, отслеживает взаимосвязи между элементами и их влияние на достижение выбранного аттрактора. Он осуществляет надзор не только за функционированием отдельных элементов системы управления рисками, но и за этой системой в целом и при необходимости предлагает руководству выверенные корректирующие действия для повышения ее эффективности. Принцип целостности в обучении риск-менеджменту заключается в разработке и реализации таких учебных программ, которые дают возможность понять, осознать необходимость ее функционирования не только как определенных составляющих, но и как единого целого с ее взаимосвязями и организацией.
Принцип когерентного знания связан с применением знания, которое возникает в момент коллективного творчества специалистов, благодаря созданной синергетической среде для развития компетенций. Распространение компетенций среди специалистов включает так называемый «коллективный мозг».
Принцип нелинейности заключается в личностной направленности процесса обучения специалистов по риск-менеджменту. При этом каждый конкретный специалист с его неповторимостью рассматривается как постоянный источник стихийности, неупорядоченности и в то же время источник развития.
Таким образом, новая компетенция представляет собой созданную благодаря творческой деятельности реальность, основное содержание которой находится в определенном противоречии с существующей традицией в профессиональной деятельности. В то же время возникновение любой новой компетенции возможно лишь в условиях постоянного совершенствования профессиональной деятельности. Поэтому, можно утверждать, что осуществляемая профессиональная деятельность и развитие новых компетенций находятся в постоянном диалоге. Следовательно, и традиционное, и инновационное являются взаимодополняющими составляющими системы развития компетенций, поскольку их взаимодействие приводит к новому качественному состоянию системы.
Синергетический подход утверждает идею самоорганизации, пробуждения собственных сил и способностей риск-менеджера, инициирование индивидуальных путей развития, является креативным принципом процессов самосозидания. В процессе развития компетенций с учетом специфики профессиональной совместной деятельности риск-менеджеров и риск ориентированных внутренних аудиторов, на наш взгляд, могут генерироваться следующие виды синергии:
- горизонтальная (например, когда риск-менеджер осваивает приемы внутреннего аудита) и вертикальная (например, когда риск-менеджер повышает уровень своей квалификации) интеграция на основе внешней информации способствует прогнозированию потребностей в инновационных изменениях (новых компетенциях) и оперативному обновлению системы развития компетенций, а также созданию собственной стратегии личностно-профессионального развития риск-менеджера (стратегическая синергия);
- аксиологизация целей, содержания и результатов интеллектуальной деятельности, формирование интеллектуальной культуры, включенность в процессы инновационного развития, осознание риск-менеджером принадлежности к профессиональной общности мотивирует саморазвитие, стремление к творческой самореализации и личностно-профессиональному самосовершенствованию (моти-вационная синергия);
- привлечение риск-менеджеров к творческой деятельности
способствует активному формированию профессиональных умений и навыков в сфере риск ориентированного внутреннего аудита (функциональная синергия);
- трансформация компетенций среди риск-менеджеров в интегрированных предпринимательских структурах, когда овладение умениями одними специалистами способствует усвоению другими специалистами способов профессиональной деятельности и личностному саморазвитию (операционно-развивающая синергия);
- объединение в команде способностей риск-менеджеров в процессе совместного решения проблемной задачи создает возможность каждому из них наблюдать за процессом творчества других и стимулировать собственную интеллектуальную деятельность (командная синергия);
- диверсификация методов развития компетенций и возможность осуществления интеллектуального поиска обеспечивают возможность риск-менеджеру получить эффективный результат, максимально реализовать свои интеллектуально-творческие способности (когнитивно-творческая синергия);
- потенциальные возможности систем развития компетенций и множественность коммуникаций создают возможности для развития рефлексивных механизмов (рефлексивная синергия).
Результатом действия стратегической, мотивационной, функциональной, операционно-развивающей, командной, когнитивно-творческой, рефлексивной видов синергии является возникновение синергетического эффекта, что обусловливает новое качество развития компетенций риск-менеджеров.
Синергетический подход к развитию компетенций риск-менеджеров заключается в постепенном восхождении специалиста к наивысшей степени - способности к самоорганизации, самообразованию, самореализации. Следовательно, организация развития компетенций риск-менеджеров на основе синергетического подхода является закономерным, динамичным и развивающимся процессом. Внедрение этого подхода способствует разрешению противоречий между существующей системой повышения квалификации управленческих кадров и потребностями системы развития компетенций риск-менеджеров в условиях внедрения РОВА. Научная новизна предлагаемого подхода состоит в выявлении видов синергии, проявление которых можно ожидать в условиях внедрения синергетиче-ского подхода в систему развития компетенций риск-менеджеров.
Литература:
1. Базелюк И.А. Направления использования синергетического подхода в образовании // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 18. - С. 461-463.
2. Введенский В.Н. Синергетический подход в науке и образовании // Социосфера. - 2014. - № 1. - С. 189-190.
3. Дубнищева Т.Я. Синергетическое моделирование управления образованием // Идеи и идеалы. - 2013. - Т. 2. - № 4. - С. 3-12.
4. Конорева К.В. Синергетическая идея как основа социокультурного проектирования в образовании // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2011. - № 1. - С. 71-73.
5. Медведева Л.Д. Сущность интеграционно-синергетического подхода в экономическом образовании // Сборник научных трудов «Проблемы и перспективы развития социально-экономических систем в условиях модернизации». - 2009. - С. 17-20.
6. Менеджмент-консалтинг. [Текст] / С.А. Орехов, И.В. Дарда, С.С. Степанов: учебник. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2012.
7. Мокшанцев Л.В. Еще раз о синергетике // Гуманитарный вестник. - 2014. - № 7 (21). - С. 2.
8. Новолодская С.Л. Синергетический подход к исследованию педагогических проблем в поликультурном образовании // Инновации в образовании. - 2012. - № 1. - С. 60-72.
9. Рахманов Б.У. Самоорганизация и личность в синергетике // Высшая школа. - 2015. - № 4. - С. 18-23.
10. Стуканов А.П. Реалии синергетического управления дополнительным профессиональным образованием // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 135-140.
90 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | 6 2016 |