УДК 331.101.3
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРА
А. А. Киргизова, В.В. Киргизов Научный руководитель - Г.М. Гринберг
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: lisonik78@mail.ru
Цель данной статьи выявление перспективных путей развития компетенций в инженерном образовании.
Ключевые слова: профессиональная культура, профессиональное образование, квалификация, инженер, компетенции.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE COMPETENCIES ENGINEER
A.A. Kirgizova, V.V. Kirgizov Scientific Supervisor - G.M. Grinberg
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: lisonik78@mail.ru
The purpose of this article is to identify promising ways of developing competencies in engineering education.
Keywords: professional culture, professional education, qualification, engineer, competencies.
Инженерная профессия предполагает получение технического образования и определенный уровень квалификации. Инженеры проводят оптимизацию уже имеющихся разработок по различным направлениям, а также способствуют внедрению новых проектов с учетом современных технологий. В обязанности инженера также входит разработка методов испытания устройств и анализ результатов. Должность связана с большой ответственностью. Уровень развития компетенций работников этой профессии зависит от качества профессиональной подготовки —содержания, необходимости полученных знаний, навыков, умений.
Научные достижения последних лет требуют от инженера не только профессиональных навыков и специальных знаний, но и высокой профессиональной культуры, которая складывается из культуры речи, поведенческой и общей культуры. Важно, чтобы специалисты имели не только серьезную профессиональную подготовку, но и обладали высокой профессиональной культурой.
Профессиональная культура - это универсальная система, включающая мастерские знания и ценности, которые в виде образцов и норм, принятых в конкретной профессиональной области, регулируют деятельность внутри нее [1].
К свойствам профессиональной культуры относятся:
- интегративность — отображает влияние всех ее компонентов на культуру личности в целом и общее развитие самой культуры;
- социальность — дает возможность эффективно создавать общественное богатство;
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3
- личностный характер — знания, умения и навыки удовлетворяют потребности личности в выполнении высокопрофессиональной деятельности и росте;
- динамичность — представляет принудительную мотивационную силу, способность регулировать направление развития персоналистических качеств;
- непрерывность — способствует саморазвитию индивидуума, удовлетворяющего внутренние профессионально направленные стимулы [2].
Всё большее значение придаётся владению культурой профессионального общения, готовности применять профессионально-значимые качества, компетенции на практике. Культура профессиональной деятельности определяет репутацию организации и отдельных специалистов. Поэтому для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту требуется в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистическими, коммуникативными и поведенческими компетенциями в профессиональном общении.
В обследовании инженерных кадров России, которые провел Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, использовалась прямая характеристика работниками имеющихся и требуемых навыков, что отражено на рис.1 [3].
Рис. 1. Компетентностный профиль инженеров
Современная программа ВУЗА должна быть нацелена на развитие не только основы грамотного письма, но и вооружить будущего специалиста знаниями различных стилей речи и свободным их владением. Перестройка всей системы образования в соответствии с современными требованиями на деле означает глубокие изменения в целях, содержании, формах и методах обучения.
Ученые считают, что будущему профессионалу следует усвоить следующие структурные элементы культуры:
- душевную — выражение опыта психического существования человека и регулирования эмоционального взаимодействия с окружающими;
- разумной деятельности — включение логических, информационных, языковых компонентов;
- духовную — средоточие опыта ценностно-нормативной деятельности;
- профессиональную — интегральное воплощение всех элементов культуры в социально-профессиональном отношении.
Процессы экономического, политического и социального развития страны всегда находят ясное отражение в инженерном образовании, меняя его концепцию, структуру, содержание, вызывая новые отношения к формированию личности будущего инженера. Поэтому в программе инженерного образования важными должны быть и ценностные ориентиры, в числе которых находится культура личности.
Имидж специалиста предполагает наличие общей культуры, без которой вряд ли будет культура профессиональная.
Таким образом, уровень профессиональной культуры является той основной характеристикой личности будущего инженера, которая не только будет определять уровень и качество мастерства в определённой трудовой деятельности, но и позволит специалисту с творческим походом относиться к своей работе, уважать труд окружающих людей. Высокий уровень профессиональной культуры позволит владеть ситуацией в любых условиях и при этом всегда оставаться человеком с большой буквы.
Библиографические ссылки
1. Культура профессиональной деятельности работника [Электронный ресурс]. URL: https://wiki.fenix.help/kulturologiya/professionalnaya-kultura (дата обращения: 24.03.2022).
2. Имомов М. П. Научно-методические основы формирования профессиональной культуры у учащихся / М. П. Имомов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 418-421. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5572/ (дата обращения: 24.03.2022).
3. Шматко Н. А., 2012. «Компетенции Инженерных Кадров: Опыт Сравнительного Исследования В России И Странах Ес, «Foresight-Russia Форсайт, CyberLeninka; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», vol. 6(4), pages 032-047.
© Киргизова А. А., Киргизов В.В., 2022