УДК 37.035 Кодзоков Султан Амурбиевич
адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ КУРСАНТА ВУЗА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД
Kodzokov Sultan Amurbiyevich
Graduate student, St. Petersburg Military Institute of the Internal Troops of the Ministry of International Affairs of Russia
DEVELOPMENT OF GOAL-SETTING ABILITY OF MILITARY SCHOOL STUDENTS IN THE INSTITUTES OF THE INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNATIONAL AFFAIRS OF RUSSIA
Аннотация:
В статье раскрыты тенденции военного образования, когда наращивание и усложнение боевых и учебно-воспитательных задач ведет к росту требований к военно-профессиональным качествам курсанта, к его подготовке. Показаны особенности развития компетенции целеполагания средствами самостоятельной работы курсанта военного вуза.
Ключевые слова:
самостоятельная работа курсанта, компетенция целеполагания, служебно-боевая деятельность, системный подход, стратегия.
Summary:
The article discusses tendencies of military education, when growth and complication of battlefield and academic objectives conduce to increase of requirements to students’ professional skills and their training. The author considers specifics of development of the students’ goal-setting competence by means of unsupervised learning in a military institute.
Keywords:
unsupervised work of military school students, goal-setting ability, military service activity, system approach, strategy.
Важной особенностью военного образования является смещение вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы, на чем акцентируется внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте [1]. В документе указано, что выпускник должен обладать способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности, что отнесено к общекультурной компетенции. Кроме того, в стандарте в рамках профессиональных компетенций отмечается, что курсант должен уметь проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебновоспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся - это, по сути, характеризует содержание компетенции самосовершенствования и саморазвития.
Эту тенденцию в мировом образовании еще в 2003 г. отмечали Гордон Драйдент и Джанет Вос в своем совместном труде «Революция в обучении», где они говорили о том, что «обучение очень быстро будет превращаться в самообучение, - самостоятельно направляемое и самостоятельно выполняемое учащимися» [2, с. 42].
Самостоятельная работа в образовательном процессе предполагает определенные действия, которые выполняют курсанты в процессе научно-познавательной, научно-практической и научно-профессиональной деятельности [3]. Сущность ее заключается в освоении, расширении знаний, в становлении умений и навыков самостоятельного умственного труда, в образовании самостоятельного рационального мышления и способностей к самоорганизации и самовоспитанию, что невозможно без развития компетенции целеполагания. Основу самостоятельной работы составляют самостоятельные действия курсанта без непосредственного руководства педагога, где курсант сам выбирает способы их выполнения и проверки, совмещает исполнительные и контрольные действия одновременно, отмечает П.И. Пидкасистый [4, с. 39].
Таким образом, от простой передачи знаний, умений и навыков от преподавателя к курсанту мы переходим к новому уровню обучения, где основной задачей образовательного процесса будет формирование у курсанта умения учиться.
На современном этапе становления образования мы уверенно можем говорить об изменении позиции педагога и обучающегося: основная задача педагога не вещание готовых зна-
ний, а управление учением; позицией обучающегося становится - научиться можно только самому, признавая, что познание всегда осуществляет сам человек.
Залог успеха - научить курсанта осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, с научной информацией, научить разрешать сложные противоречивые ситуации, развивать познавательную деятельность, компетенции целеполагания, формировать навыки непрерывного повышения своей квалификации. Эти приобретаемые навыки необходимы при решении поставленных задач не только в период обучения в вузе, но и в период служебнобоевой деятельности в дальнейшем.
Выполняемая курсантами самостоятельная работа представлена разными видами, объединенными в группы:
- по дидактической цели - познавательная, практическая, обобщающая;
- по характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач: исследовательская, творческая, познавательная и т.д.
- по уровню проблемности: репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;
- по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная;
- по методам научного познания: теоретическая, экспериментальная.
По формам организации возможна самостоятельная работа:
- фронтальная - учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение;
- групповая - для выполнения учебных заданий обучающиеся разбиваются на группы (по 3-6 чел.);
- парная, например, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном кабинете;
- индивидуальная - каждый обучающийся выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему.
Наиболее распространенные виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной и научной литературой.
Самостоятельная работа обучающегося включает этапы вовлечение обучающегося в образовательный процесс путем расширения и углубления понимания исследуемых объектов; проецирование своей деятельности в процесс целеполагания; построение схемы для проектирования в рабочем плане; соотнесение предстоящей деятельности со схемой проектируемой работы в осуществляемом процессе целеполагания; проверка деятельности обучающегося и другое.
Эффективность самостоятельной работы курсанта зависит от уровня ее организации, содержания и характера знаний, логики учебного процесса. Педагог при этом осуществляет постановку цели и задачи работы, дает подробный инструктаж курсанту о целях и способах выполнения предлагаемой работы, определяет формы отчетности, объем и время выполнения задачи, срок представления результатов. Мотивирование курсантов на выполнение учебных заданий, определение алгоритма при выполнении задания; разбивку задания на ряд составных частей (более мелких и простых операций-заданий), включение упражнений, ориентированных на частичную самостоятельную работу (вспомогательные, наводящие вопросы, алгоритм), проведение групповых и индивидуальных консультаций, проверки правильности выполнения задания через контроль с диагностикой и оценкой этапов (самоконтроль или контроль преподавателя) и организацию гибкого образовательного процесса путем обратной связи для возможности внесения корректировок в процесс обучения.
Для того чтобы самостоятельная работа была эффективной, необходимо системно подойти к ее организации. В основе системного подхода лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений.
Говоря о системном подходе, можно говорить о таком способе организации наших действий, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом их постановки. К основным принципам системного подхода относятся целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое, уровень строения элементов, структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках структуры.
Системный подход позволяет оценить и реализовать, рационально организовать самостоятельную деятельность курсанта в образовательном процессе, а также приобрести навыки по организации, управлению своей деятельностью и проверке затраченных сил и средств, где в свою очередь специально проводится осмысление рационального использования своей де-
ятельности в установленных параметрах времени. Приобретение навыка рационального управления своим временем позволит курсанту представить целостность картины выполняемой задачи, получить опыт выбора инструмента и подхода при выполнении конкретно поставленной задачи, построения схемы, плана действий, позволяющих достичь запланированной цели, отмечает М.М. Панов [5, с. 73]. Построение схемы деятельности включает в себя набор целостной системы связей и соотношений, что придает самостоятельной работе широкий спектр выбора способов деятельности, планирования, распределения, выстраивания логической цепочки достижения цели, определение схемы проецирования деятельности, создание схемы прогноза деятельности и затрат времени, составление списков и расстановки приоритетов для проверки результата.
Использование в обучении и воспитании курсанта одностороннего, однобокого подхода недопустимо, так как одной логически построенной линейной текстовой информации бывает для курсанта не достаточно. Из-за этого при подготовке возникают сложности в целостном восприятии поставленной задачи, что затрудняет выявление курсантом существующей системы связей как целостного элемента в построении модели собственной деятельности при выполнении задания.
Основная задача учебно-методического обеспечения [6] и развития у курсанта компетенций целеполагания в самостоятельной работе состоит в освоении им изучаемых тем по дисциплине (по средствам педагогического сопровождения и формирования навыков представления целостной картины деятельности), формировании умения анализировать, разрешать различные педагогические ситуации. Ее решение позволит осуществлять правильные, рациональные, педагогически обоснованные практические действия.
Термин «целеполагание» в научно-педагогической литературе применяется для обозначения системы взаимоотношений в планировании собственной деятельности по выполнению поставленной задачи, согласно логически построенной схеме самим обучающимся курсантом, которая должна быть выполнена в запланированное время в полном объеме и рационально. Для достижения результата курсант должен:
- знать объем выполняемой задачи;
- сроки ее выполнения;
- оценить степень сложности поставленной задачи;
- спланировать свое рабочее время;
- представить в целом всю картину выполняемой задачи;
- соотнести полученный ранее опыт с исполняемой задачей;
- построить схему выполнения задачи с учетом степени важности;
- уметь правильно установить цель и выбрать подход для ее достижения.
Предполагаемая результативность целеполагания в образовательном процессе позволит
курсанту увеличить продуктивность самостоятельной деятельности, по-новому взглянуть на систему связей приобретенного опыта, соотнести свои знания на представление в целом всей картины выполняемой задачи, уверенно определить цель и компоненты, выбрать подход к решению поставленной проблемы в самостоятельной работе.
Целеполагание также можно соотнести с системой связей для определения структуры и цели выполняемой задачи, подчеркивает С.В. Кривых [7, с. 79]. Целеполагание является основной составляющей в воспитании курсанта в образовательном процессе военного вуза. Целеполагание предполагает обозначение многоуровневой системы связи при построении действий курсанта, как будущего командира определенного подразделения внутренних войск МВД России, задачи которого предполагают не только успешную организацию деятельности военнослужащего, но и управление в командовании.
Построение системы связей в процессе развития целеполагания при организации самостоятельной деятельности курсанта, обучаемый приобретает знания и вырабатывает навыки владения технологиями организации времени и рационального его использования, умения выбора стратегии оптимального подхода к подготовке к занятиям по изучаемым дисциплинам (например, огневая подготовка, общевойсковая тактика и тактика внутренних войск, топография), в соответствии с общим планом и систематическим внедрением противодействий противнику.
Построение системы, в которой на первом месте присутствует целеполагание, при организации самостоятельной деятельности курсанта, влияющее на выбор стратегии построения деятельности, использование накопленного опыта, знаний, позволяющих выстроить связи между элементами этой системы, выступают важными условиями качественной подготовки офицера внутренних войск. При становлении личности курсанта как офицера внутренних войск, командира подразделения, важным является не только построение системы на основе целепола-гания, но и определение стратегии служебно-боевой деятельности.
Правильность определения военной стратегии и выбора деятельности позволит соотнести выбранные уровни целеполагания с выполнением профессиональной задачи, выработкой единого подхода для достижения поставленной цели с учетом постоянно меняющейся обстановки и обстоятельств в районе выполнения специальной задачи. Поэтому развитие умения целеполагания оказывается значимым не только для решения задач, обозначенных в ФГОС вуза, но и для предстоящей профессиональной служебно-боевой деятельности офицера.
Ссылки:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 19. Научнометодическое и ресурсное обеспечение системы образования.
2. Драйдент Г., Вос Д. Революция в обучении. М., 2003. 671 с.
3. Научно-методическое сопровождение образовательных стандартов в образовательных программах общего образования: коллект. Моногр. / под. ред. В.В. Лаптева. СПб., 2002. 126 с.
4. Пидкасистый П.И., Коротяев В.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности: учеб. пособие. М., 1978. 328 с.
5. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе КР1. М., 2012. 255 с.
6. Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМК): методич. пособие / Е.Н. Евсеева, О.Ю. Шамаева, Т.Г. По-
гребнюк, И.А. Басав, Л.Л. Батова; отв. ред. В.В. Минаев. М., 2007. 94 с.
7. Кривых С.В. Методика приобщения учащихся к методам научного познания как средства формирования рефлек-
сивных умений при изучении химии в современной школе (Спецкурс для учителей и методические рекомендации). Новокузнецк, 1998. 115 с.