Научная статья на тему 'Развитие компетентностного подхода в педагогической науке в XX веке'

Развитие компетентностного подхода в педагогической науке в XX веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / подход / развитие / общество / педагогика / концепция воспитания / школа / education / approach / development / society / pedagogy / concept of upbringing / school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Лариса Вячеславовна

В данной статье автором представлено исследование компетентного подхода в образовании. По итогам проведенного исследования отмечено, что компетентностный подход в педагогической науке развивается на протяжении всех этапов XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of competency-based approach in pedagogical science in the XX century

In the article the author conducted a study of the competency-based approach in education. Based on the results of the study, it was noted that the competence approach in pedagogical science develops throughout all the stages of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Развитие компетентностного подхода в педагогической науке в XX веке»

Педагогика

УДК 37

РС! 10.21661/Г-119655 Л.В. Комарова

Развитие компетентностного подхода в педагогической науке в XX веке

Аннотация

В данной статье автором представлено исследование компетентного подхода в образовании. По итогам проведенного исследования отмечено, что компетентностный подход в педагогической науке развивается на протяжении всех этапов XX века.

| Ключевые слова: образование, подход, развитие, общество, педагогика, концепция воспитания, школа.

L.V. Komarova

Development of competency-based approach in pedagogical science in the XX century

Abstract

In the article the author conducted a study of the competency-based approach in education. Based on the results of the study, it was noted that the competence approach in pedagogical science develops throughout all the stages of the twentieth century.

| Keywords: education, approach, development, society, pedagogy, concept of upbringing, school.

В XX веке компетентностный подход в образовании проходит развитие в несколько этапов:

1. Первая половина XX века: становление экспериментальных школ, передовых педагогических идей в России и зарубежом.

2. 60-е годы - начало 80-х гг. XX века: введение в научный оборот понятий «компетенция» и «компетентность». В данный период в педагогической науке складывается направление обучения, результатом которого является формирование компетенций.

3. 80-е годы XX века: активная разработка вопроса о компетентностном подходе в разных областях образования и психологии.

4. 90-е годы XX века: вопрос о формировании компетентности поднимается на международном уровне. ЮНЕСКО выделяет компетенции, которые могут являться результатом образования.

В первой половине XX века, по мнению многих исследователей истории педагогики, школа была оторвана от жизни и требований времени, пребывала в кризисе. Идеи современного компетентностного

подхода в большей степени опираются на положения реформаторской педагогики. В.А. Капранова дала описание нескольких педагогических концепции:

1. Стимулирование ребенка к самовоспитанию через организацию среды (М. Монтессори). Цель этого подхода не в передаче знаний, а в общем развитии ребенка, формировании исследовательского отношения к миру, умения применять полученные знания на практике.

2. Обучение через деятельность, самореализация личности в русле удовлетворения ее прагматических интересов (Дж. Дьюи). В экспериментальной лаборатории Дж. Дьюи, работавшего при Чикагском университете в 1896-1904 гг., предложили в противовес господствовавшей тогда дидактической концепции И.Ф. Гербарта, по которой ученик - это объект в руках учителя, что во многом схоже с современным традиционным подходом, новую систему обучения. Модель Гербарта - просветительская, готовящая учеников к исполнительским функциям в условиях авторитарного общества. Модель Дьюи - развивающая, она возможна лишь в образовательных системах стран, ориентированных на демократические традиции.

Pedagogy

3. Использование игры, игровых методик в обучении и воспитании, учет детской индивидуальности (С. Френе). Идеи французского педагога С. Френе (1896-1966) по технике преподавания русского языка, в основу которых положена методика работы со «свободными текстами», могут быть применены и для других дисциплин. Для детей «свободные тексты» служили средством самовыражения, для учителя они становились средством изучения личности учащихся, их интересов, взаимоотношений с окружающей средой. Это развивает у ребят информационно-коммуникативную компетентность, зрительную память, внимание, повышает грамотность (межпредметная связь).

4. Эстетическая и трудовая направленность обучения, уважение к личности ребенка (Вальдорфская педагогика). Основная задача этой школы научить детей учиться у жизни: «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай его любовью, выпускай свободным». Уроки в Вальдорфской школе преподавались блоками по нескольку недель. В настоящее время трансформированный опыт Вальдорфских школ применяется во многих странах мира.

Идеи реформаторской школы впоследствии стали развивать авторские школы в Европе и Америке, фактически имеющие свою самобытную философию образования с интересной методикой обучения и воспитания. Многие положения активно используются и в наши дни. Совет Европы, к примеру, определил следующий перечень «Ключевых компетенций для Европы»:

1. Изучать: учиться извлекать пользу из опыта; учиться организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; самостоятельно заниматься своим обучением.

2. Искать: использовать различные базы данных; консультироваться у эксперта; получать информацию.

3. Сотрудничать: стремиться к сотрудничеству и учиться работать в группе.

4. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; уметь организовывать свою работу.

5. Адаптироваться: показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

В России первой половины XX века также были педагоги-новаторы, создававшие свои уникальные, приспособленные к специфике и менталитету нашей страны, системы. Среди них - А.В. Луначарский (1875-1933), первый нарком просвещения, приверженец политехнической трудовой школы. Сейчас понятно, что в школе обучаются, развивая свои способности, а трудятся на производстве. В учебном заведении можно создать имитацию производства и производственных отношений (например, через школьные компании). На уроке же продумываются практикоориентированные задания, ситуации, причем не только в профессиональной области, но и в гражданской, нравственно-этической и т. д. Это так называемая «образовательная компетентность».

Опытно-экспериментальную российскую школу создал С.Т. Шацкий (1878-1934). Дети обучались в основном во время производственной практики. Большое значение уделялось эстетическому воспитанию. Вместе эти два направления должны были способствовать творческому развитию личности. Но отсутствие четкого выделения знаний, как самостоятельной учебной деятельности, и их выделение в виде логически связанной системы заставили в начале 1930-х годов отказаться от подобной системы.

Идея А.С. Макаренко (1888-1939) - воспитание через коллектив, формирование сознательной дисциплины и создание воспитывающих традиций, также необходима современной школе.

В.А. Сухомлинский (1918-1970) разработал программу «воспитания красотой», которая соединялась с физическим и умственным трудом. В настоящее время его идеи снова актуальны, находят отражение в публикациях современных ученых.

Таким образом, в первой половине XX века передовые педагоги делают попытку противопоставить свои экспериментальные школы традиционному подходу. К сожалению, их идеи получили ограниченное, иногда локальное распространение.

Новая парадигма образования начала складываться в систему во второй половине XX века. Начало данного процесса было положено в Соединенных Штатах Америки Н. Хомским, в 1965 г. сформулировавшим понятие «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике. Уже тогда развели два направления обучения: знание языка и умение его употреблять в конкретных ситуациях. Уже тогда закладывается различие в понятиях «компетенция» и «компетентность».

Д. Хаймс в своих работах рассматривает понятие «коммуникативная компетентность». Выражается она в умении вступать в контакт с любым человеком, соблюдать нормы и правила общения, в умении слушать собеседника, аргументировано высказывать свою точку зрения, грамотно разрешать конфликты в общении и т. п. В настоящее время этот вид компетенций должен более широко рассматриваться, т.к. по наблюдениям поведения учащихся в школе и за ее пределами можно сделать вывод, что большинство молодых людей не владеет навыками бесконфликтного общения.

В 1960-1970 гг. вводится понятие «компетенция» как научная категория, обозначается различие между понятиями «компетенция» и «компетентность», но более весомых наработок в это десятилетие нет. В 1970-1990 гг. происходило расширение сфер применения компетентностного подхода (практика внедрения в разные отрасли и сферы жизни человека). В тоже время были уточнены теоретические основы быстро развивающегося направления. Особенно это проявилось в практике обучения неродному языку,

Interactive science | 4 (14) • 2017

59

Педагогика

в управлении и менеджменте, в обучении общению. На первый план выдвигаются вопросы «социальных компетенций/компетентностей».

В 1984 году в свет выходит работа Дж. Равенна «Компетентность в современном обществе». В ней представлены 37 основных компетенций, которыми должен владеть современный человек. Список компетенций дифференцирован по видам и состоит из большого числа компонентов. Некоторые компоненты Равенн относит к когнитивной сфере, другие - к эмоциональной. Они, при необходимости, могут заменять друг друга и выступать «в качестве составляющих эффективного поведения».

В данный период в педагогической науке складывается направление обучения, результатом которого является формирование компетенций. Это описываются в трудах Н.В. Кузьминой и Л.А. Петровской.

В 1989 году Л.А. Петровская проводила

исследования по теме «Компетентность в общении» в рамках социальной психологии. Аспекты коммуникативной компетенции и тренинги для ее формирования подробно рассматриваются в работе.

В 1990 году Н.В. Кузьмина выпускает труд «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения». Рассматривая основные аспекты педагогической деятельности преподавателя, Н.В. Кузьмина делает вывод о компетентности как о «свойстве личности». Таким образом, понятия «компетентность» и «компетенция» гораздо шире, чем «знания», «умения», «навыки», т.к. отражают еще и индивидуальные свойства личности.

Таким образом, в XX веке компетентностный подход в образовании прошел в своем развитии ряд этапов: от отдельных идей прогрессивных педагогов до научного исследования идей компетентностного подхода на всех ступенях образования.

Литература

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - №4. - С. 19-27.

2. Гафурова А.Г. Формирование компетенций как фактора эффективной занятости выпускников вузов: Дис. ... д-ра пед. наук / А.Г. Гафурова. - М., 2014. - 188 с.

3. Ефимова О.С. Подготовка студентов педагогического вуза к работе классного руководителя на основе компе-тентностного подхода: Дис. ... д-ра пед. наук / О.С. Ефимова. - Глазов, 2010. - 207 с.

4. Зеленкова Е.В. Становление профессионально-педагогической компетентности музыканта / Е.В. Зеленкова // Культура, образование, время. - 2013. - №1. - С. 23-28.

5. Зеленкова Е.В. Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции: Дис. ... д-ра пед. наук / Е.В. Зеленкова. - Казань, 2014. - 210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.