Педагогика
УДК 37
РС! 10.21661/Г-119655 Л.В. Комарова
Развитие компетентностного подхода в педагогической науке в XX веке
Аннотация
В данной статье автором представлено исследование компетентного подхода в образовании. По итогам проведенного исследования отмечено, что компетентностный подход в педагогической науке развивается на протяжении всех этапов XX века.
| Ключевые слова: образование, подход, развитие, общество, педагогика, концепция воспитания, школа.
L.V. Komarova
Development of competency-based approach in pedagogical science in the XX century
Abstract
In the article the author conducted a study of the competency-based approach in education. Based on the results of the study, it was noted that the competence approach in pedagogical science develops throughout all the stages of the twentieth century.
| Keywords: education, approach, development, society, pedagogy, concept of upbringing, school.
В XX веке компетентностный подход в образовании проходит развитие в несколько этапов:
1. Первая половина XX века: становление экспериментальных школ, передовых педагогических идей в России и зарубежом.
2. 60-е годы - начало 80-х гг. XX века: введение в научный оборот понятий «компетенция» и «компетентность». В данный период в педагогической науке складывается направление обучения, результатом которого является формирование компетенций.
3. 80-е годы XX века: активная разработка вопроса о компетентностном подходе в разных областях образования и психологии.
4. 90-е годы XX века: вопрос о формировании компетентности поднимается на международном уровне. ЮНЕСКО выделяет компетенции, которые могут являться результатом образования.
В первой половине XX века, по мнению многих исследователей истории педагогики, школа была оторвана от жизни и требований времени, пребывала в кризисе. Идеи современного компетентностного
подхода в большей степени опираются на положения реформаторской педагогики. В.А. Капранова дала описание нескольких педагогических концепции:
1. Стимулирование ребенка к самовоспитанию через организацию среды (М. Монтессори). Цель этого подхода не в передаче знаний, а в общем развитии ребенка, формировании исследовательского отношения к миру, умения применять полученные знания на практике.
2. Обучение через деятельность, самореализация личности в русле удовлетворения ее прагматических интересов (Дж. Дьюи). В экспериментальной лаборатории Дж. Дьюи, работавшего при Чикагском университете в 1896-1904 гг., предложили в противовес господствовавшей тогда дидактической концепции И.Ф. Гербарта, по которой ученик - это объект в руках учителя, что во многом схоже с современным традиционным подходом, новую систему обучения. Модель Гербарта - просветительская, готовящая учеников к исполнительским функциям в условиях авторитарного общества. Модель Дьюи - развивающая, она возможна лишь в образовательных системах стран, ориентированных на демократические традиции.
Pedagogy
3. Использование игры, игровых методик в обучении и воспитании, учет детской индивидуальности (С. Френе). Идеи французского педагога С. Френе (1896-1966) по технике преподавания русского языка, в основу которых положена методика работы со «свободными текстами», могут быть применены и для других дисциплин. Для детей «свободные тексты» служили средством самовыражения, для учителя они становились средством изучения личности учащихся, их интересов, взаимоотношений с окружающей средой. Это развивает у ребят информационно-коммуникативную компетентность, зрительную память, внимание, повышает грамотность (межпредметная связь).
4. Эстетическая и трудовая направленность обучения, уважение к личности ребенка (Вальдорфская педагогика). Основная задача этой школы научить детей учиться у жизни: «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай его любовью, выпускай свободным». Уроки в Вальдорфской школе преподавались блоками по нескольку недель. В настоящее время трансформированный опыт Вальдорфских школ применяется во многих странах мира.
Идеи реформаторской школы впоследствии стали развивать авторские школы в Европе и Америке, фактически имеющие свою самобытную философию образования с интересной методикой обучения и воспитания. Многие положения активно используются и в наши дни. Совет Европы, к примеру, определил следующий перечень «Ключевых компетенций для Европы»:
1. Изучать: учиться извлекать пользу из опыта; учиться организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; самостоятельно заниматься своим обучением.
2. Искать: использовать различные базы данных; консультироваться у эксперта; получать информацию.
3. Сотрудничать: стремиться к сотрудничеству и учиться работать в группе.
4. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; уметь организовывать свою работу.
5. Адаптироваться: показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.
В России первой половины XX века также были педагоги-новаторы, создававшие свои уникальные, приспособленные к специфике и менталитету нашей страны, системы. Среди них - А.В. Луначарский (1875-1933), первый нарком просвещения, приверженец политехнической трудовой школы. Сейчас понятно, что в школе обучаются, развивая свои способности, а трудятся на производстве. В учебном заведении можно создать имитацию производства и производственных отношений (например, через школьные компании). На уроке же продумываются практикоориентированные задания, ситуации, причем не только в профессиональной области, но и в гражданской, нравственно-этической и т. д. Это так называемая «образовательная компетентность».
Опытно-экспериментальную российскую школу создал С.Т. Шацкий (1878-1934). Дети обучались в основном во время производственной практики. Большое значение уделялось эстетическому воспитанию. Вместе эти два направления должны были способствовать творческому развитию личности. Но отсутствие четкого выделения знаний, как самостоятельной учебной деятельности, и их выделение в виде логически связанной системы заставили в начале 1930-х годов отказаться от подобной системы.
Идея А.С. Макаренко (1888-1939) - воспитание через коллектив, формирование сознательной дисциплины и создание воспитывающих традиций, также необходима современной школе.
В.А. Сухомлинский (1918-1970) разработал программу «воспитания красотой», которая соединялась с физическим и умственным трудом. В настоящее время его идеи снова актуальны, находят отражение в публикациях современных ученых.
Таким образом, в первой половине XX века передовые педагоги делают попытку противопоставить свои экспериментальные школы традиционному подходу. К сожалению, их идеи получили ограниченное, иногда локальное распространение.
Новая парадигма образования начала складываться в систему во второй половине XX века. Начало данного процесса было положено в Соединенных Штатах Америки Н. Хомским, в 1965 г. сформулировавшим понятие «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике. Уже тогда развели два направления обучения: знание языка и умение его употреблять в конкретных ситуациях. Уже тогда закладывается различие в понятиях «компетенция» и «компетентность».
Д. Хаймс в своих работах рассматривает понятие «коммуникативная компетентность». Выражается она в умении вступать в контакт с любым человеком, соблюдать нормы и правила общения, в умении слушать собеседника, аргументировано высказывать свою точку зрения, грамотно разрешать конфликты в общении и т. п. В настоящее время этот вид компетенций должен более широко рассматриваться, т.к. по наблюдениям поведения учащихся в школе и за ее пределами можно сделать вывод, что большинство молодых людей не владеет навыками бесконфликтного общения.
В 1960-1970 гг. вводится понятие «компетенция» как научная категория, обозначается различие между понятиями «компетенция» и «компетентность», но более весомых наработок в это десятилетие нет. В 1970-1990 гг. происходило расширение сфер применения компетентностного подхода (практика внедрения в разные отрасли и сферы жизни человека). В тоже время были уточнены теоретические основы быстро развивающегося направления. Особенно это проявилось в практике обучения неродному языку,
Interactive science | 4 (14) • 2017
59
Педагогика
в управлении и менеджменте, в обучении общению. На первый план выдвигаются вопросы «социальных компетенций/компетентностей».
В 1984 году в свет выходит работа Дж. Равенна «Компетентность в современном обществе». В ней представлены 37 основных компетенций, которыми должен владеть современный человек. Список компетенций дифференцирован по видам и состоит из большого числа компонентов. Некоторые компоненты Равенн относит к когнитивной сфере, другие - к эмоциональной. Они, при необходимости, могут заменять друг друга и выступать «в качестве составляющих эффективного поведения».
В данный период в педагогической науке складывается направление обучения, результатом которого является формирование компетенций. Это описываются в трудах Н.В. Кузьминой и Л.А. Петровской.
В 1989 году Л.А. Петровская проводила
исследования по теме «Компетентность в общении» в рамках социальной психологии. Аспекты коммуникативной компетенции и тренинги для ее формирования подробно рассматриваются в работе.
В 1990 году Н.В. Кузьмина выпускает труд «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения». Рассматривая основные аспекты педагогической деятельности преподавателя, Н.В. Кузьмина делает вывод о компетентности как о «свойстве личности». Таким образом, понятия «компетентность» и «компетенция» гораздо шире, чем «знания», «умения», «навыки», т.к. отражают еще и индивидуальные свойства личности.
Таким образом, в XX веке компетентностный подход в образовании прошел в своем развитии ряд этапов: от отдельных идей прогрессивных педагогов до научного исследования идей компетентностного подхода на всех ступенях образования.
Литература
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - №4. - С. 19-27.
2. Гафурова А.Г. Формирование компетенций как фактора эффективной занятости выпускников вузов: Дис. ... д-ра пед. наук / А.Г. Гафурова. - М., 2014. - 188 с.
3. Ефимова О.С. Подготовка студентов педагогического вуза к работе классного руководителя на основе компе-тентностного подхода: Дис. ... д-ра пед. наук / О.С. Ефимова. - Глазов, 2010. - 207 с.
4. Зеленкова Е.В. Становление профессионально-педагогической компетентности музыканта / Е.В. Зеленкова // Культура, образование, время. - 2013. - №1. - С. 23-28.
5. Зеленкова Е.В. Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции: Дис. ... д-ра пед. наук / Е.В. Зеленкова. - Казань, 2014. - 210 с.