Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 66. С. 7-25.
Tomsk State University Journal of Economics. 2024. 66. рр. 7-25.
Экономическая теория, методология и политика
Научная статья
УДК 336.711
doi: 10.17223/19988648/66/1
Развитие коммуникации как инструмента монетарной политики
Ирина Петровна Крымова1, Светлана Павловна Дядичко2
12 Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия 1 [email protected] 2 [email protected]
Аннотация. Современная монетарная политика требует понимания и открытости. Это связано с переходом центральных банков к режиму инфляционного тар-гетирования, который реализуется через обеспечение прозрачности и открытости их деятельности. Именно коммуникация как инструмент монетарной политики сможет обеспечить взаимосвязь понимания, прозрачности и открытости монетарной политики центрального банка, а также будет способствовать повышению доверия как экспертного сообщества, так и широкой общественности к его деятельности. Развитию и использованию коммуникации в рамках монетарной политики в своих исследованиях уделяли внимание зарубежные и российские экономисты, но до сих пор не были обоснованы этапы ее развития. Использование авторами системного подхода, а также логического и ситуационного анализа способствовало не только структуризации проведенных ранее экономических исследований в этой области, но и выделению и обоснованию этапов развития коммуникации. Авторами также высказаны предположения о перспективных направлениях развития коммуникации как инструмента монетарной политики. Ключевые слова: монетарная политика, центральный банк, инфляционное тарге-тирование, транспарентность, коммуникация, инструмент, инфляционные ожидания, многоуровневость (многослойность), понятность, прозрачность, ясность, доверие
Для цитирования: Крымова И.П., Дядичко С.П. Развитие коммуникации как инструмента монетарной политики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 66. С. 7-25. doi: 10.17223/19988648/66/1
© Крымова И.П., Дядичко С.П., 2024
Economic theory, methodology and policy
Original article
Development of communication as a monetary policy tool Irina P. Krymova1, Svetlana P. Dyadichko2
12 Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation 1 [email protected] 2 [email protected]
Abstract. Modern monetary policy implemented by central banks requires understanding and openness. This is largely due to the transition of central banks to an inflation targeting regime, which is implemented through ensuring transparency and openness of their activities. Understanding and openness of monetary policy are closely interrelated, and the implementation of its openness is focused on the use of such a tool as communication. It is communication as a monetary policy tool that will be able to form a unified basis for ensuring the interconnection of understanding, transparency and openness of the central bank's monetary policy. Communication will also help increase confidence of both the expert community and the general public in the modern central bank's activities. Both foreign and Russian economists have paid considerable attention to the development and use of communication within the framework of monetary policy in their research, but, despite this, the stages of its development have not yet been identified and justified. The authors' use of a systematic approach, as well as logical and situational analysis, in the process of writing the article contributed to the structuring of economic research previously conducted in this area. When studying this topic, the very concept of communication as a central bank's monetary policy tool was clarified, based on the approaches of foreign and russian economists. The study showed that communication has gone through a long period (certain stages) of its development, from anti-communication to multi-level communication. Modern digital technologies allow central banks to directly and purposefully communicate not only with experts, but also with the general public, actively using communications. The result of the authors' study of the development of communication as a monetary policy tool was the identification and justification of the stages of its development, the determination of their specifics and key characteristics. The authors of the article also identified the main directions for the development of communication as the central bank's monetary policy tool, justifying its potential for development.
Keywords: monetary policy, central bank, inflation targeting, transparency, communication, instrument, inflation expectations, multi-layeredness, understandability, transparency, clarity, trust
For citation: Krymova, I.P. & Dyadichko, S.P. (2024) Development of communication as a monetary policy tool. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 66. pp. 7-25. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/66/1
Введение
Проблема понимания монетарной политики современного центрального банка становится все более актуальной. Это связано во многом с переходом значительного количества центральных банков к режиму инфляционного таргетирования (ИТ), который требует обеспечения прозрачности и большей подотчетности их деятельности. Понимание и открытость монетарной политики тесно взаимосвязаны, а реализация её открытости ориентирована на применение такого инструмента, как коммуникация.
Исследованию коммуникации как инструмента монетарной политики уделяли внимание такие зарубежные экономисты, как Алан С. Блиндер, Михаэль Эрманн, Якоб де Хаан [1], Тобиас Адриан и др. [2]. К числу российских экономистов, исследующих коммуникации центрального банка, относятся И.П. Крылова, С.П. Дядичко [3], А. Евстигнеева, М. Сидоровский [4], К. Юдаева [5], С. Андрюшин [6], Е. Зеленева [7]. Проведенный анализ экономической литературы показал, что до сих пор не обоснованы и не определены этапы развития коммуникации как инструмента монетарной политики. В связи с чем тема развития коммуникации монетарной политики актуальна и значима.
Постановка задачи
Целью статьи послужило выявление и обоснование периодизации развития коммуникации как инструмента монетарной политики. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- уточнить понятие коммуникации как инструмента монетарной политики центрального банка, основываясь на подходах зарубежных и российских экономистов;
- выделить и обосновать этапы развития коммуникации как инструмента монетарной политики с определением их специфики и ключевых характеристик;
- определить перспективные направления развития коммуникации монетарной политики центрального банка.
Решение поставленных задач и достижение цели возможно посредством использования системного подхода, а также ряда общенаучных методов исследования: логического и ситуационного анализа.
Результаты
В качестве инструмента монетарной политики коммуникация получила свое развитие не так давно. В этом контексте обратимся к терминам зарубежных исследователей.
Так, Эстер Дюфло отмечает, что «коммуникации центрального банка не так уж отличаются от коммуникации любой компании: их можно рассматривать как маркетинг, и необходимо постоянно тестировать новые идеи,
например, смотреть, как люди реагируют на таргетирование инфляции, исходя из их инфляционных ожиданий, их потребительских настроений, как они реагируют на различные заявления... Думаю, совсем скоро, через два-три года, мы сможем намного точнее видеть, как именно люди реагируют на то или иное заявление, и, как следствие, лучше понимать, какие заявления наиболее значимы. что даже когда поступает очень много информации, люди все равно прислушиваются к тем, кого считают наиболее достойными доверия» [8, 9]. В этом определении автор выделяет универсальность коммуникации, её влияние на поведение экономических субъектов и способность банков формировать доверие к монетарным властям. Алан С. Блиндер, Михаэль Эрманн, Марсель Фратшер указывают на то, что «коммуникация может быть важной и мощной частью инструментария центрального банка, поскольку она способна двигать финансовые рынки, повышать предсказуемость решений денежно-кредитной политики и потенциально способствовать достижению макроэкономических целей центральных банков» [10, 11]. А Стефано Эусепи отмечает, что «коммуникации центральных банков играют важную роль в формировании ожиданий участников рынка»
[12]. В свою очередь Ман-Кеунг Тан и Сянгронг Ю. считают, что «четкая коммуникация центральных банков облегчает понимание агентами обоснования политики, может привести к менее волатильной динамике инфляции и процентных ставок и предоставить властям большую гибкость в политике»
[13]. В данных трактовках подчеркивается влияние коммуникации на понимание монетарной политики. Марио Драги высказывает свое мнение по поводу того, что «коммуникация и прозрачность стали более важными для центральных банков, таких как ЕЦБ, в последние десятилетия и станут еще более важными в ближайшие десятилетия» [14]. Он прогнозирует дальнейшее развитие коммуникации. Елена Дрвенджия также отмечает, что «коммуникация является одним из важных и очень эффективных инструментов центральных банков». Она считает, что «последовательная коммуникация и монетарная политика укрепляют доверие и обеспечивают поддержку мер, применяемых центральным банком, результаты которых становятся современной реальностью. Однако плохая коммуникация, неполная информация, поспешные действия и обманутое доверие могут легко вызвать трения на рынке» [15]. Вскрывается взаимное влияние коммуникации и финансового рынка. Анализируя все выше-представленные определения в совокупности, авторы статьи считают, что в них четко прослеживается прикладной характер применения коммуникации в зависимости от сложившейся ситуации на рынке.
Далее обратимся к мнению российских экономистов. Так, А. Евстигнеева утверждает, что «с помощью коммуникации центральный банк стремится снизить инфляционные ожидания и закрепить их на низком уровне, повысить доверие к проводимой политике и обеспечить предсказуемость процентных ставок в экономике» [16].
Е. Зеленева, основываясь на сущностном (фундаментальном) и прикладном подходах, рассматривает коммуникацию как «современный инстру-
мент денежно-кредитной политики, используемый монетарным регулятором с целью взаимодействия с другими субъектами реализации экономической политики государства и воздействия на уровень доверия населения и бизнеса к денежно-кредитной политике, а также усиления передачи сигнала от экономических монетарных инструментов к конечной цели денежно-кредитной политики» [17].
Анализ вышепредставленных определений коммуникации приводит нас к мысли, что в современных условиях коммуникацию можно трактовать как специфический инструмент монетарной политики центрального банка, так как он может повысить её предсказуемость, воздействуя не только на заяко-ревание инфляционных ожиданий (по мнению А. Евстигнеевой), но и на повышение доверия к работе самого центрального банка.
Для подтверждения этого, а также следуя логике исследования, считаем возможным выделить основные этапы развития коммуникации.
1-й этап (до 1980-х гг.) характеризуется закрытостью информации. До 1980-х гг. общение по вопросам монетарной политики было окружено молчанием и секретностью. До этого времени монетарная политика центральных банков вообще была окутана тайной. В кругах центральных банков было общепринято считать, что о монетарной политике необходимо говорить как можно меньше и как можно более загадочно. А применительно к коммуникации в это время более приемлемой была ее трактовка как «антикоммуникация». Актуальным в работе центральных банков был принцип «чем меньше информации, тем лучше». Характеризуя этот период, в 1981 г. Карл Бруннер написал с явным сарказмом: «Центробанковское дело... процветает благодаря всепроникающему впечатлению, что оно. является эзотерическим искусством. Доступ к этому искусству возможен только посвященной элите» [10]. Секретность решений монетарной политики в те годы считалась лучшим вариантом, ни о какой открытости вообще не было и речи. Федеральная Резервная Система, например, вообще избегала даже упоминания своего мандата, аналогично поступал и Банк Англии, и другие центральные банки. И такой порядок вещей длительное время казался незыблемым.
В 1980-е гг. указанный подход перестал быть актуальным, постепенно стал подниматься вопрос о независимости центральных банков, именно это стало определяющим не только для политиков, но и для экономистов. Поэтому далее мы уже наблюдаем переход от секретности к постепенной прозрачности монетарной политики.
2-й этап (до 1990-х гг.) характеризуется началом открытости информации о деятельности центрального банка. Наблюдается переход от секретности в освещении деятельности центрального банка к необходимости раскрытия информации, формированию основ прозрачности, транспарентности его деятельности. Повышение прозрачности деятельности центральных банков, происходившее в начале 1980-х гг., было мотивировано не только их желанием влиять на ожидания рынка, но и институциональными измене-
ниями в структуре самих центральных банков. Фактически важным фактором повышения прозрачности их деятельности становится требование большей подотчетности, формируется общение центрального банка с политическим сообществом. В связи с этим центральные банки становятся более независимыми. Они начинают уделять всё большее внимания объяснению того, что они делают, а также и обоснованию своих решений [18]. На данном этапе появляется некое упоминание о коммуникации в сфере деятельности центрального банка, но пока ещё не её применение. По сути 1-й и 2й этапы развития коммуникации имеют общие черты и могут рассматриваться как подготовительный период к реальному применению данного инструмента.
Однако все изменилось в 1990-е гг., когда центральные банки стали переходить к новому режиму таргетирования монетарной политики - политике таргетирования инфляции.
3-й этап (начиная с 1990-х гг.) рассматривается как этап начала практики применения коммуникации.
Самым первым в 1990 г. к инфляционному таргетированию перешел Резервный банк Новой Зеландии (Reserve Bank of New Zealand) [19], далее, в 1991 г., Банк Канады (Bank of Canada) [20], потом уже в 1992 г. Банк Англии (Bank of England) [21] также перешел к режиму инфляционного таргетирования, а далее, в этом же году, и Банк Израиля (Bank of Israel) [22]. Процесс был запущен... Сегодня уже 47 центральных банков мира применяют при реализации монетарной политики инфляционное таргетирование.
Достижение цели по инфляции требовало предоставления монетарным регуляторам всё большей независимости в принятии решений, что, в свою очередь, было связано с прозрачностью их деятельности именно в том, как эти решения принимаются, а также и большей их подотчетностью. А привычный для нас формат коммуникации появился не так давно, всего лишь в 1993 г. в США. До этого времени считалось, что объявление решений, принимаемых органом монетарного регулирования - центральным банком, не имело никакой практической ценности, а коммуникация для управления ожиданиями рынка как таковая вообще не считалась инструментом монетарной политики, о чем уже упоминалось выше [23].
Но почему именно с применением режима инфляционного таргетирования монетарная политика стала более открытой? Так, инфляционное таргетирова-ние, по мнению Джилла Хэммонда, интерпретируется скорее как режим или система рамочных принципов, чем просто строгий набор правил монетарной политики. Он, исследуя фундаментальную основу ИТ, выделяет следующие его структурные элементы: стабильность цен признается главной целью ДКП, количественный таргет инфляции объявляется публично, осуществляемая ДКП основана на широком массиве информации, включая и прогноз инфляции, необходима прозрачность деятельности центрального банка, применяемого ИТ, активное использование им механизмов подотчетности [24].
Ведь «инфляционное таргетирование, по мнению Мервина Кинга, - это система принятия решений и оповещения о них» [25]. То есть, по сути, деятельность ЦБ должна быть не только прозрачной, но и подотчетной. Ведь
подотчетность является следствием независимости ЦБ, требуя прозрачности его деятельности, а для этого и используется коммуникация.
Информирование о деятельности ЦБ в сфере реализации монетарной политики обычно служит двум широким, но взаимосвязанным целям, а именно:
1) повышению эффективности монетарной политики путем влияния на ожидания финансовых рынков, фирм и домохозяйств;
2) содействию подотчетности центрального банка за счет повышения прозрачности, надежности и доверия.
На данном этапе начинается перестройка общения центрального банка от политического сообщества на экспертную аудиторию.
Именно оповещение о действиях центрального банка и связано с использованием такого инструмента, как коммуникация. Таргетирование инфляции предполагает публичное объявление среднесрочных целевых показателей инфляции, а также реализацию монетарными властями обязательств по достижению этих целей. Все это делает коммуникацию действительно важным инструментом монетарной политики [26]. Мы видим, что без активного применения данного инструмента не только монетарная политика не будет результативной, но и сама реализация режима ИТ будет невозможна.
Следовательно, выгода от применения коммуникации для центрального банка очевидна. Она заключается в его способности довести до «широкой публики» четкую информацию о его роли и целях деятельности в современной экономике [3]. В связи с этим на данном этапе формируется уже необходимость использования коммуникации как инструмента монетарного регулирования.
4-й этап (начиная с 2000-х гг.) связан с активным применением коммуникации как одного из основных инструментов монетарной политики. Но на данном этапе коммуникация была ориентирована лишь на экспертную аудиторию и только через неё опосредованно существовала возможность воздействия на широкую общественность. Так, например, начиная с 1998 г. коммуникация Евросистемы по монетарной политике была ориентирована в первую очередь на участников финансового рынка, ученых, политиков и на специализированные СМИ. Традиционно центральные банки в основном общались с участниками финансовых рынков, которые имели четко определенный профиль - профессиональный интерес, основанный на отслеживании информации о монетарной политике. Именно эта аудитория имела и необходимые знания для понимания сообщений центральных банков.
На этом этапе развития коммуникации пока не возникал вопрос о необходимости прямого информирования широкой общественности о монетарной политике центрального банка.
Мировой финансовый кризис стал еще одним катализатором глубоких изменений в коммуникации монетарной политики. По сравнению с предыдущими этапами развития, которые были постепенными и формировались десятилетиями, изменения в коммуникации монетарной политики после глобального финансового кризиса были реализованы гораздо быстрее.
После кризиса общение центральных банков стало более частым и разнообразным. Они стали подумывать о необходимости охвата более широкой неспециализированной аудитории.
На данном этапе, помимо роли в повышении эффективности монетарной политики, важность применения коммуникации также опиралась и на подотчетность центрального банка, а именно на то, как центральные банки доносят информацию о целях своей политики, обсуждения своих действий и принятые ими решения. Более того, принятие нетрадиционных инструментов монетарной политики, таких как прогнозирование и количественное смягчение (QE), после мирового финансового кризиса 2008 г. еще больше подчеркнуло важность коммуникации как ее инструмента [18].
Исследования активной практики применения коммуникации как одного из ключевых инструментов монетарной политики обосновали само меню коммуникации, включающее в себя:
- пресс-релиз;
- заявление/пресс-конференция;
- протокол заседания [16].
Дальнейшее развитие коммуникации требовало расширения и увеличения охвата аудитории.
5-й этап (начиная с 2010 г.) как раз связан с настройкой коммуникации на широкую аудиторию. На данном этапе монетарная политика центрального банка становится более прозрачной, что приводит в итоге к увеличению значимости коммуникации. Теперь уже центральные банки окончательно отошли от преднамеренной непрозрачности (1-й и 2-й этапы) - в стремлении рынков-сюрпризов - к большей прозрачности, способствующей формированию стабильных ожиданий. Основываясь на проведенном исследовании предыдущих четырех этапов, авторы статьи считают необходимым обозначить три основных катализатора развития коммуникации:
- во-первых, безудержная инфляция в 1970-х гг. и важность управления ожиданиями для ее успешного сдерживания;
- во-вторых, связанный с этим сдвиг в сторону таргетирования инфляции и независимости центрального банка, что повлекло за собой необходимость большей подотчетности;
- в-третьих, период нетрадиционной денежно-кредитной политики после мирового финансового кризиса.
Так, например, в посткризисный период ряд стран столкнулся с проблемой zero lower bound - нулевой нижней границы для номинальной ставки процента. Это ситуация, в которой центральный банк в ответ на экономический шок должен был снизить свою процентную ставку. Но проблема состояла в том, что оптимальная ставка уже была в отрицательной зоне [27].
Именно переход к «нестандартным» мерам монетарного регулирования, о чем упоминалось при характеристике предыдущего этапа, значительно расширил набор активно используемых центральными банками финансовых инструментов. Многие из них были абсолютно новыми и непонятными даже для экспертной аудитории. Широкое использование нетрадиционных
инструментов монетарной политики в итоге потребовало более детального объяснения того, что делают центральные банки, и побудило в итоге многих из них активизировать свои усилия по общению с более широкой аудиторией, т.е. с не экспертной. Однако общение с данной аудиторией порождает ряд проблем, начиная с того факта, что аудитория гораздо более сегментирована и с меньшей вероятностью будет интересоваться объявлениями о монетарной политике, и заканчивая тем, что у центральных банков пока не было практики применения коммуникации, рассчитанной на широкую аудиторию [18].
Поэтому актуалировадось расширение применения коммуникации и ее адаптация к не экспертной аудитории. Для этого стали использоваться широкие информационные каналы - социальные сети.
Так, Кристин Лагард, президент Европейского центрального банка (ЕЦБ), даже считает широкую общественность «новым рубежом» для коммуникации центральных банков, утверждая, что «центральные банки должны быть поняты людьми, которым они, в конечном итоге, служат. Это ключ к восстановлению доверия» [28].
Все чаще стал подниматься вопрос о большей прозрачности деятельности центрального банка и, конечно же, вопрос о его коммуникации. По сути, коммуникация становится ключевым инструментом в арсенале политики центральных банков, и это в свою очередь радикально изменило способы её проведения [18].
Этот этап, как указывалось выше, связан с охватом коммуникацией широкой общественности. Этого требовали и изменения в сфере монетарной политики центрального банка:
- во-первых, известность и заметность операций ЦБ как во время финансового кризиса (предыдущий этап развития), так и во время рецессии, вызванной COVID-19. Все это сделало центральные банки ключевыми институтами и повысило их ответственность перед обществом за экономику страны;
- во-вторых, изменения в мандатах центральных банков и использование новых и более сложных инструментов монетарной политики потребовали от них дополнительных объяснений их работы;
- в-третьих, некоторые из этих изменений, по сути, носят противоречивый характер, что привело к тому, что решения по монетарной политике стали предметом общественных дебатов.
Все эти события в совокупности сделали общение центральных банков с общественностью императивом [11].
Применительно к России Центральный банк только в 2015 г. стал применять режим ИТ. Россия, во-первых, пока не обладает значительным опытом применения коммуникации, а, во-вторых, практика деятельности Банка России по применению коммуникации как инструмента денежно-кредитной политики не является объектом исследования данной статьи.
Несмотря на свою важность, степень, в которой современному центральному банку действительно удается охватить широкую общественность,
практически не изучена. Если домохозяйства и фирмы верят в то, что знания о монетарной политике принесут им пользу, например, за счет принятия более эффективных решений, тогда, конечно, они все больше внимания будут уделять коммуникации центрального банка. А на работу же финансовых рынков коммуникация и так оказывает непосредственное влияние, современные сигналы центрального банка доступны и понятны экспертной аудитории.
Применительно же к не экспертной (широкой) аудитории для того, чтобы коммуникация была успешной, необходимо понимание сигналов центрального банка. И не столько анализ самого состояния экономики, а то, как именно центральный банк составляет свои сообщения и определяет освещение им в СМИ его проблем [28].
Более конструктивное предложение могло бы заключаться и в том, что общение должно быть дифференцированным, адаптированным и к группам с самым низким уровнем знаний в надежде немного улучшить их понимание сложившейся ситуации и самих действий регулятора. Широкое освещение в средствах массовой информации, особенно на телевидении и в газетах, помогает обществу уделять хотя бы некоторое внимание вопросам деятельности центральных банков. Расширение присутствия центральных банков в этих двух каналах (телевидение и газеты) является многообещающим инструментом для повышения уровня знаний общественности о монетарной политике. Но сложные заявления, даже если они и доходят до общественности, не будут поняты. А для этого необходимо, чтобы центральные банки инвестировали в то, что они называют тремя «Е»: Объяснение, Вовлечение (включение) и Образование (Explanation, Engagement and Education) [26]. А для этого центральному банку необходимо активизировать работу по повышению финансовой грамотности населения.
Но даже активное применение центральным банком коммуникации, якобы ориентированной на широкую общественность, достаточно не просто реализовать практически, так как очень сложно учесть, во-первых, когнитивные способности человека, а во-вторых, уровень его финансовой грамотности.
Но, помимо широкой публики, есть еще и экспертная аудитория, и о ней центральным банкам, конечно же, тоже не стоит забывать. Далее речь пойдет о следующем этапе развития коммуникации.
6-й этап (начиная с 2021 г.) характеризуется комплексным подходом к исследованию и применению коммуникации, ориентированной не только на профессионалов, но и на широкие массы населения. Сегодня уже коммуникация центрального банка, по мнению как зарубежных, так и российских экономистов, является мощной частью их инструментария.
Эффективная коммуникация помогает независимым центральным банкам успешно выполнять свой мандат, тем самым повышая авторитет и доверие к ним. Коммуникация также повышает подотчетность и легитимность деятельности центрального банка в сфере реализации монетарной политики, обеспечивая ясность в отношении его мандата.
Поэтому ее развитие требует более серьезного исследования, а конкретно применения комплексного подхода, основанного на использовании (multi-layered communication) многоуровневой или многослойной коммуникации.
«Многоуровневая» коммуникация представляет собой инструмент, при котором существующая информация, ориентированная на экспертов, дополняется «слоями», делающими основные сообщения более краткими, более наглядными и более доступными для более широкой аудитории. Данная коммуникация сможет удовлетворить обе потребности, так как она позволяет создавать индивидуальные сообщения (общее информирование или более углубленное понимание) для различных аудиторий, не упуская при этом соответствующую информацию [26].
Комплексный подход, реализуемый через многоуровневую коммуникацию, рассчитан на:
- во-первых, традиционную, экспертную, профессиональную аудиторию;
- во-вторых, нетрадиционную, не экспертную, непрофессиональную, широкую аудиторию.
То есть представление информации о монетарной политике должно осуществляться одновременно на двух уровнях: на уровне экспертного сообщества (финансовые рынки) и на уровне широкой (не экспертной) аудитории. Помимо этого предоставление центральным банком информации должно происходить и с разной степенью детализации, и в разном формате, и в разном стиле.
Центральные банки сегодня, развивая коммуникацию как инструмент монетарной политики, уже сделали достаточно много, а именно:
- усилили (или начали) свое присутствие в социальных сетях;
- обеспечили многоуровневую (многослойную) коммуникацию, объясняющую контент на разных уровнях сложности;
- расширили предоставление образовательных ресурсов, например через веб-сайты;
- организовали «мероприятия по прослушиванию» [28].
Кроме того, основными характеристиками современной коммуникации центрального банка как инструмента монетарной политики являются прозрачность и ясность.
Прозрачность можно определить как степень, в которой центральный банк публикует соответствующую информацию о решениях монетарной политики и основных подтверждающих аргументах. Ясность - это гарант того, что предоставляемая центральным банком информация, которая рассчитана на определенную аудиторию, сможет дать соответствующие результаты [26].
В последнее время коммуникация по монетарной политике стала более прозрачной для экспертного сообщества, так как она использует не только пресс-релизы, заявления/пресс-конференции, но и протоколы заседания совета директоров центрального банка с разной степенью детализации.
Одной из задач ЦБ является повышение ясности своих коммуникаций, чтобы избежать неправильного толкования и нежелательных реакций - будь
то экономические или политические события. Одна из самых актуальных задач на сегодня - разработка многоуровневой (многослойной) коммуникационной стратегии, при которой одни коммуникации будут ориентированы на экспертов, а другие - на неспециалистов. Так, Банк Англии активно работает в этом направлении. Например, его веб-сайт использует многоуровневую коммуникацию, благодаря которой представители общественности могут читать более простую информацию о монетарной политике, оставляя более сложный материал экспертам [28].
Хорошим примером многоуровневой коммуникации также может служить и обзор финансовой стабильности ЕЦБ, в ней технический анализ дополняется упрощенными ключевыми сообщениями и инфографикой.
Но сложность применения многоуровневой коммуникации состоит в том, что если работа первого уровня (экспертного) центральным банком уже настроена, то для настройки второго уровня (не экспертного) ему предстоит еще очень много потрудиться.
Наибольшая выгода от общения центрального банка с широкой аудиторией возникает тогда, когда он четко объясняет свою роль и уточняет свои цели.
Поэтому коммуникации центрального банка с общественностью должны быть приближены к жизни людей, использовать более простой язык. Звучит это просто, но как это реализовать на практике?
Во-первых, большинство усилий центральных банков по общению с широкой общественностью предпринимается сравнительно недавно, поэтому пока ещё не существует значительного опыта в том, что работает лучше всего. У центральных банков в этом направлении совсем немного практики, да и не все центральные банки задумываются над этим.
Вторая проблема заключается в том, что помимо вышеперечисленных сложностей могут существовать и ограничения на объем информации, которую центральный банк может или должен сообщать аудитории. Сколько подробностей принятия решений по монетарной политике центральный банк может предоставить? Насколько просты и понятны его сообщения, не искажая при этом лежащую в их основе (часто сложную) реальность? Эти лимиты могут различаться и в разных центральных банках, то же самое имеет отношение и к стилю общения [11].
Также очень часто центральному банку приходится искать компромисс между точностью и простотой. Поиск баланса между простотой и ясностью (широкая аудитория) и max прозрачностью (экспертная аудитория) - одна из сложнейших задач информационной политики современного центрального банка.
Не может существовать единой коммуникационной стратегии, подходящей всем. Поэтому сегодня эффективная коммуникация требует дифференцированного подхода к аудитории.
Финансовые рынки, домохозяйства и фирмы по-разному воспринимают и интерпретируют одну и ту же информацию, и это непосредственно влияет на их ожидания и поведение.
В последние годы монетарная политика все более усложняется. Это делает ясность коммуникации и доступность информации как о целях деятельности центрального банка, так и целевых переменных и самих инструментах монетарной политики все более важными.
Сегодня активно используются традиционные средства коммуникации, такие как телевидение и газеты, о чем уже упоминалось выше. Но помимо их существуют и каналы социальных сетей, которые играют все более важную роль, особенно для более молодых возрастных групп. Поэтому, чтобы усилить свое влияние, коммуникация по монетарной политике должна быть лучше адаптирована к средствам массовой информации (традиционным и нет). А сами коммуникации центрального банка должны быть более понятными и актуальными.
Чтобы охватить более широкую аудиторию, целью монетарной политики должна стать не только адаптация предлагаемого материала к разным целевым аудиториям, например предложение более интересных и актуальных историй об экономике и самой монетарной политике (сторителлинг -storytelling), но и настройка более прямого и личного общения [26]. Важен также и прямой контакт с широкой общественностью (коммуникационные сессии Банка России).
Как показало проведенное исследование, развитие коммуникации является процессом динамичным, шестым этапом он не заканчивается, поэтому авторы статьи предлагают рассмотреть перспективный этап развития коммуникации.
7-й этап (перспективный) пока не определен временными рамками развития, но уже имеет свой потенциал. Предполагаем, что в соответствии с чисто философским и социологическим подходами, которые рассматривают коммуникацию как обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями (А. Урсул) [29], от центрального банка в перспективе будет требоваться так развивать коммуникацию, чтобы была возможность настраивания обратной связи. «Быть способным и готовым слышать и слушать, объяснять и отрицать то, что не соответствует действительности» [15]. Здесь, конечно же, может помочь уже разработанная и применяемая стратегия многоуровневой коммуникации (если это будет сделано на 6-м этапе развития).
Ведь использование социальных сетей не только предоставляет центральным банкам платформу, которая может улучшить их коммуникацию, но также и позволит как экспертам, так и широкой аудитории легко выражать свое мнение о решениях в области монетарной политики и о проведении центральным банком своих операций [18]. Однако главным остается то, чтобы настройка этого общения, обратной связи носила регулярный характер.
Результат авторского исследования развития коммуникации как инструмента монетарной политики представлен в таблице.
Периоды развития коммуникации как инструмента монетарной политики
Период Характеристика Этап Характеристика
Подготовительный Создание основы для возможности применения коммуникации (переход от антикоммуникации к коммуникации) 1-й этап (до 1980-х гг.) Закрытость информации о деятельности центрального банка
2-й этап (до 1990-х гг.) Начало открытости информации, рассмотрение вопроса о независимости и подотчетности деятельности центрального банка (первые высказывания экономистов о коммуникации)
Начало практики Начало исследования возможности и формирование основы для применения коммуникации 3-й этап (19902000-е гг.) Начало реализации такого структурного элемента инфляционного таргетирования, как прозрачность, через применение коммуникации
Погружение в коммуникацию Активное применение коммуникации и исследование ее видов и характеристик 4-й этап (20002010 гг.) Разработка коммуникации, ориентированной на экспертное сообщество
5-й этап (20102020 гг.) Исследование и формирование основ для коммуникации, ориентированной на широкую аудиторию
Совершенствование коммуникации Разработка и реализация комплексного подхода к коммуникации 6-й этап (с 2021 г. по настоящее время) Разработка и применение многоуровневой (многослойной коммуникации)
7 этап (перспективный) Налаживание обратной связи от экспертной и широкой аудитории к центральному банку
Источник: составлено авторами.
Заключение
Итак, коммуникация как инструмент монетарной политики прошла длительный период (многоэтапность) своего развития, от антикоммуникации к многоуровневой коммуникации. Сегодня коммуникационный ландшафт характеризуется круглосуточным циклом новостей, снижением охвата традиционных (печатных) СМИ, более фрагментированной, поляризованной и активной аудиторией, растущей важностью прямых каналов связи, таких как социальные сети, и усилением общественного контроля и требований прозрачности. Современные цифровые технологии позволяют напрямую и целенаправленно общаться с широкой общественностью, например через каналы социальных сетей.
В мире, где обилию информации противостоит недостаток внимания, центральные банки конкурируют за это внимание. Им необходимо информировать разные аудитории о своей деятельности.
Прямое целенаправленное взаимодействие с широкой аудиторией может принести существенные выгоды, такие как повышение уровня знаний об ин-
фляции и укрепление доверия к центральным банкам. Максимальное использование цифровых технологий будет способствовать результативности монетарной политики центрального банка за счет повышения понимания широкой общественностью его работы и формирования доверия к нему.
Проблема с финансовой грамотностью, как было указано выше, является своеобразным тормозом в развитии коммуникации, она и сегодня пока еще не решена. Решить её возможно лишь с помощью учета когнитивных способностей современного человека и акцента на целевые аудитории. Это задача сложная и в ближайшей перспективе пока еще не решаема.
Заглядывая в будущее, можно сказать, что активное продвижение циф-ровизации открывает новые ключевые возможности для финансового образования. В этом контексте, например, потенциальное введение цифровой валюты центральными банками может стать дополнительным обучающим моментом, благодаря которому труднодоступная аудитория станет более открытой для изучения ключевых финансовых концепций.
Итак, наблюдения, касающиеся современной монетарной политики, осуществляемой центральными банками, по сравнению с их политиками в период первоначального применения коммуникации, позволяют сделать вывод о том, что потенциал коммуникации как инструмента монетарной политики пока еще полностью не реализован. Мы сейчас находимся в совершенно новом фундаментальном мире, и развитие коммуникации как ключевого инструмента монетарной политики ЦБ продолжается.
Список источников
1. Коммуникации центрального банка с широкой общественностью: сложно, но перспективно / А. Блиндер и др. URL: https://econs.online/artides/opinions/kommunikatsii-tsentrobanka-s-shirokoy-obshchestvennostyu-slozhno-no-perspektivno/
2. Tobias A., Laxton D., Obstfeld M. Advancing the Frontiers of Monetary Policy // International Monetary. April 2018. 296 p. URL: https://www.elibrary.imf.org/dis-play/book/9781484325940/9781484325940.xml
3. Крымова И.П., Дядичко С.П. Развитие коммуникации как инструмента таргетиро-вания инфляции // Развитие и взаимодействие реального и финансового секторов экономики в условиях цифровой трансформации : материалы Международной научно-практической конференции. Оренбург, 2023, С. 80-83. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_58804552_13711678.pdf
4. Евстигнеева А., Сидоровский М. «Поймите правильно»: язык центрального банка. URL: https://econs.online/articles/opinions/poymite-pravilno-yazyk-tsentralnogo-banka/
5. Юдаева К. Границы монетарной политики: мировые тенденции и российская практика инфляционного таргетирования // Деньги и кредит. 2018. № 2, июнь. С. 95-100. URL: https://rj mf. econs. online/upload/ iblock/93e/RJMF_77-02_RUS_Yudaeva. pdf
6. Андрюшин С.А. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях и после COVID-19 // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14, № 2. С. 223234. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/denezhno-kreditnaya-politika-tsentralnyh-bankov-v-usloviyah-i-posle-covid-19/viewer
7. Зеленева Е. С. Коммуникации как инструмент современной денежно-кредитной политики // Вестник Евразийской науки. 2019. № 6. 9 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsii-kak-instrument-sovremennoy-denezhno-kreditnoy-politiki/viewer
8. Duflo E. The economist as plumber // Working Paper 23213. March 2017. URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w23213/w23213.pdf
9. Экономисты как водопроводчики, маркетинг для центральных банков и проблемы доверия / На чем должна быть основана политика и сфокусированы экономические исследования в эпоху короновируса: Ксения Юдаева беседует с Эстер Дюфло. URRL: https://econs.online/articles/video/ekonomisty-kak-vodoprovodchiki-marketing-dlya-tsentralnyh-bankov/
10. Blinder A.S., Ehrmann M., Fratzscher M. et al. Central Bank Communication and Monetary Policy: A Survey of Theory and Evidence // ECB Working Paper No. 898. May 2008. 57 p. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1120764
11. Blinder A.S., Ehrmann M., de Haan J. et al. Central Bank Communication with the General Public: Promise or False Hope? // Griswold Center for Economic Policy Studies Working Paper No. 291, April 2022. 53 p. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?ab-stract_id=4099997
12. Stefano Eusepi. Central Bank Communication and the Liquidity Trap // Journal of Money, Credit and Banking. March - April 2010. Vol. 42, Is. 2-3. P. 373-397. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/j. 1538-4616.2009.00291.x
13. Man-Keung Tang, Xiangrong Yu. Communication of Central Bank Thinking and Inflation Dynamics // International Monetary Fund. 2011. 34 p. URL: https://www.connectedpa-pers.com/search?q=Communication%20of%20Central%20Bank%20Thinking%20and%20In-flation%20Dynamics&p= 1
14. Draghi M. Monetary policy communication in turbulent times // Economics, Political Science. 24 April. 2014. 9 p. URL: https://www.bis.org/review/r140424b.pdf
15. Drvendzija J. The function of central bank's communication: From dogva to argumentation in the virtual times // Bankarstvo. Jan 1. 2014. P. 48-59. URL: https://www.deepdyve.com/lp/unpaywall/the-function-of-central-bank-s-communication-from-dogma-to-lRbH30oKWI?articleList=%2Fsearch%3Fquery%3DFUNKCIJA%2BK0MU-NIKACIJE%2BCENTRALNE%2BBANKE%2B-%2BOD%2BDOGME%2BDO%2BARGU-MENTA%2BU%2BVREMENU%2BVIRTUELNOSTI
16. Евстигнеева А. Коммуникация как инструмент денежно-кредитной политики // Аналитическая записка. 2023. Май. 33 с. URL: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/ 146496/research_policy_notes_b_4_1.pdf
17. Зеленева Е.С. Стратегия и тактика коммуникаций в структуре инструментов современной денежно-кредитной политики : дис. ... канд. экон. наук. М., 2022. 203 с. URL: http://www.fa.ru/org/div/uank/autorefs/dissertations/%D0%97%D0%B5%D0%BB% D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%95.%D0%A1.%20(21.10.2022) %20%D0%94%D0%B8%D 1%81 %D1%81 %D0%B5%D 1 %80%D1%82%D0%B0%D 1 %86 %D0%B 8%D 1%8F.pdf
18. Masciandaro D., Peia O., Romelli D. Central bank communication and social media: From silence to Twitter // Journal of Economic Surveys. 2023. Feb. 9. doi: 10.1111/joes. 12550. URL: https://www.deepdyve.com/lp/wiley/central-bank-communication-and-social-media-from-silence-to-twitter-N6PYBFE0BC?articleList=%2Fsearch%3Fquery%3DCen-tral%2Bbank%2Bcommunication%2Band%2Bsocial%2Bmedia%253A%2BFrom%2Bsi-lence%2Bto%2BTwitter
19. Официальный сайт Резервного банка Новой Зеландии. URL: https://www.rbnz.govt.nz/
20. Официальный сайт Банка Канады. URL: https://www.bankofcanada.ca/
21. Официальный сайт Банка Англии. URL: https://www.bankofengland.co.uk/
22. Официальный сайт Банка Израиля. URL: https://www.boi.org.il/en/
23. Евстигнеева А. Почему современные центральные банки так много говорят. URL: https://econs.online/articles/opinions/pochemu-sovremennye-tsentralnye-banki-tak-mnogo-govoryat/
24. Крымова И.П., Дядичко С.П. Таргетирование инфляции в России: первые итоги // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т 8, № 3 (28). С. 209-213. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39560277_35128152.pdf
25. Рябова И. Новая эпоха неопределенности: последствия для центральных банков. URL: https://econs.online/articles/ekonomika/novaya-epokha-neopredelennosti/
26. Assenmacher K., Glockler G. et al. Clear, Consistent and Engaging: ECB Monetary Policy Communication in a Changing World // ECB Occasional Paper No. 2021/274. 2021. URL: https://papers. ssrn. com/ sol3/papers. cfm?abstract_id=3928296
27. Крымова И.П., Дядичко С.П. Монетарные стратегии центральных банков в условиях ограничений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 199-203. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46703452_48630349.pdf
28. Brouwer N., deHaan J. The Impact of Providing Information about the ECB's Instruments on InationExpectations and Trust in the ECB: Experimental Evidence // Journal of Macroeconomics. 2022. Vol. 73. Art. № 103430. URL: https://www.sciencedirect.com/science/ar-ticle/pii/S0164070422000295
29. Урсул А.Д. Природа информации: философский очерк. 2-е изд. Челябинск, 2010. 231 с. URL: http://inion.ru/site/assets/files/1486/ursul_a_d_priroda_informacii.pdf
References
1. Blinder, A. et al. (n.d.) Kommunikatsii tsentral'nogo banka s shirokoy obshchestvennost'yu: slozhno, no perspektivno [Communications of the central bank with the general public: difficult, yet promising]. [Online] Available from: https://econs.online/ articles/opinions/kommunikatsii-tsentrobanka-s-shirokoy-obshchestvennostyu-slozhno-no-perspektivno/
2. Tobias, A., Laxton, D. & Obstfeld, M. (2018) Advancing the Frontiers of Monetary Policy. International Monetary. April. [Online] Available from: https://www.elibrary.imf.org/ display/book/9781484325940/9781484325940.xml
3. Krymova, I.P. & Dyadichko, S.P. (2023) [Development of communication as a tool for targeting inflation]. Razvitie i vzaimodeystvie real'nogo i finansovogo sektorov ekonomiki v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [Development and interaction of the real and financial sectors of the economy in the context of digital transformation]. Proceedings of the International Conference. Orenburg. pp. 80-83. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/ downloadMibrary_58804552_13711678.pdf (In Russian).
4. Evstigneeva, A. & Sidorovskiy, M. (n.d.) "Poymite pravil'no": yazyk tsentral'nogo banka ["Get it right": the language of the central bank]. [Online] Available from: https://econs.online/articles/opinions/poymite-pravilno-yazyk-tsentralnogo-banka/
5. Yudaeva, K. (2018) Granitsy monetarnoy politiki: mirovye tendentsii i rossiyskaya praktika inflyatsionnogo targetirovaniya [Boundaries of monetary policy: global trends and Russian practice of inflation targeting]. Den 'gi i kredit. 2. pp. 95-100. [Online] Available from: https://rjmf.econs.online/upload/iblock/93e/RJMF_77-02_RUS_Yudaeva.pdf
6. Andryushin, S.A. (2020) Denezhno-kreditnaya politika tsentral'nykh bankov v usloviyakh i posle COVID-19 [Monetary policy of central banks in the conditions and after COVID-19]. Aktual'nyeproblemy ekonomiki iprava. 14 (2). pp. 223-234. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/denezhno-kreditnaya-politika-tsentralnyh-bankov-v-usloviyah-i-posle-covid-19/viewer
7. Zeleneva, E.S. (2019) Kommunikatsii kak instrument sovremennoy denezhno-kreditnoy politiki [Communications as a tool of modern monetary policy]. VestnikEvraziyskoy nauki. 6. [Online] Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsii-kak-instrument-sovremennoy-denezhno-kreditnoy-politiki/viewer
8. Duflo, E. (2017) The economist as plumber. Working Paper 23213. March. [Online] Available from: https://www.nber. org/system/files/working_papers/w23213/w23213.pdf
9. Econs.online. (n.d.) Ekonomisty kak vodoprovodchiki, marketing dlya tsentral'nykh bankov i problemy doveriya [Economists as plumbers, marketing for central banks and problems of trust]. [Online] Available from: https://econs.online/articles/video/ekonomisty-kak-vodoprovodchiki-marketing-dlya-tsentralnyh-bankov/
10. Blinder, A.S. et al. (2008) Central Bank Communication and Monetary Policy: A Survey of Theory and Evidence. ECB Working Paper No. 898. May. [Online] Available from: https://papers. ssrn. com/ sol3/papers. cfm?abstract_id=1120764
11. Blinder, A.S. et al. (2022) Central Bank Communication with the General Public: Promise or False Hope? Griswold Center for Economic Policy Studies Working Paper No. 291. April. [Online] Available from: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4099997
12. Eusepi, S. (2010) Central Bank Communication and the Liquidity Trap. Journal of Money, Credit and Banking. 42 (2-3). pp. 373-397. [Online] Available from: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/j.1538-4616.2009.00291.x
13. Man-Keung Tang & Xiangrong Yu. (2011) Communication of Central Bank Thinking and Inflation Dynamics. International Monetary Fund. [Online] Available from: https://www.connectedpapers.com/search?q=Communication%20of%20Central%20Bank%20 Thinking%20and%20Inflation%20Dynamics&p=1
14. Draghi, M. (2014) Monetary policy communication in turbulent times. Economics, Political Science. 24 April. [Online] Available from: https://www.bis.org/review/r140424b.pdf
15. Drvendzija, J. (2014) The function of central bank's communication: From dogva to argumentation in the virtual times. Bankarstvo. Jan 1. pp. 48-59. [Online] Available from: https://www.deepdyve.com/lp/unpaywall/the-function-of-central-bank-s-communication-from-dogma-to-lRbH30oKWI?articleList=%2Fsearch%3Fquery%3DFUNKCIJA% 2BKOMUMKACDE%2BCENTRALNE%2BBANKE%2B-%2BOD%2BDOGME% 2BDO%2BARGUMENTA%2BU%2BVREMENU%2BVIRTUELNOSTI
16. Evstigneeva, A. (2023) Kommunikatsiya kak instrument denezhno-kreditnoy politiki [Communication as a monetary policy tool]. [Online] Available from: https://www.cbr.ru/ StaticHtml/File/ 146496/research_policy_notes_b_4_1 .pdf
17. Zeleneva, E.S. (2022) Strategiya i taktika kommunikatsiy v strukture instrumentov sovremennoy denezhno-kreditnoy politiki [Strategy and tactics of communications in the structure of modern monetary policy tools]. Economics Cand. Diss. Moscow. [Online] Available from: http://www.fa.ru/org/div/uank/autorefs/dissertations/%D0%97%D0%B5% D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%95.%D0%A1.% 20(21. 10.2022)%20%D0%94%D0%B8%D 1%81 %D 1%81 %D0%B5%D 1 %80%D 1 %82%D0 %B0%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F.pdf
18. Masciandaro, D., Peia, O. & Romelli, D. (2023) Central bank communication and social media: From silence to Twitter. Journal of Economic Surveys. Feb. 9. doi: 10.1111/joes.12550. [Online] Available from: https://www.deepdyve.com/lp/wiley/central-bank-communication-and-social-media-from-silence-to-twitter-
N6PYBFE0BC?articleList=%2Fsearch%3Fquery%3DCentral%2Bbank%2Bcommunication %2Band%2Bsocial%2Bmedia%253A%2BFrom%2Bsilence%2Bto%2BTwitter
19. Official website of the Reserve Bank of New Zealand. [Online] Available from: https://www.rbnz.govt.nz/
20. Official website of the Bank of Canada. https://www.bankofcanada.ca/
21. Official website of the Bank of England. https://www.bankofengland.co.uk/
22. Official website of the Bank of Israel. https://www.boi.org.il/en/
23. Evstigneeva, A. (n.d.) Pochemu sovremennye tsentral'nye banki tak mnogo govoryat [Why modern central banks talk so much]. [Online] Available from: https://econs.online/articles/opinions/pochemu-sovremennye-tsentralnye-banki-tak-mnogo-govoryat/
[Online] Available from: [Online] Available from: [Online] Available from:
24. Krymova, I.P. & Dyadichko, S.P. (2019) Targetirovanie inflyatsii v Rossii: pervye itogi [Inflation targeting in Russia: first results]. Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 8:3 (28). pp. 209-213. [Online] Available from: https://elibrary.ru/download/ elibrary_39560277_35128152.pdf
25. Ryabova, I. (n.d.) Novaya epokha neopredelennosti: posledstviya dlya tsentral'nykh bankov [A new era of uncertainty: consequences for central banks]. [Online] Available from: https://econs.online/articles/ekonomika/novaya-epokha-neopredelennosti/
26. Assenmacher, K. et al. (2021) Clear, Consistent and Engaging: ECB Monetary Policy Communication in a Changing World. ECB Occasional Paper No. 2021/274. [Online] Available from: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3928296
27. Krymova, I.P. & Dyadichko, S.P. (2021) Monetarnye strategii tsentral'nykh bankov v usloviyakh ogranicheniy [Monetary strategies of central banks under conditions of restrictions]. Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 10:3 (36). pp. 199-203. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46703452_48630349.pdf
28. Brouwer, N. & de Haan, J. (2022) The Impact of Providing Information about the ECB's Instruments on Ination Expectations and Trust in the ECB: Experimental Evidence. Journal of Macroeconomics. 73. Art. 103430. [Online] Available from: https://www.sciencedirect.com/ science/article/pii/S0164070422000295
29. Ursul, A.D. (2010) Priroda informatsii: filosofskiy ocherk [The nature of information: a philosophical essay]. 2nd ed. Chelyabinsk. [Online] Available from: http://inion.ru/site/assets/files/1486/ursul_a_d_priroda_informacii.pdf
Информация об авторах:
Крымова И.П - кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела и страхования, Оренбургский государственный университет (Оренбург, Россия). E-mail: [email protected]
Дядичко С.П. - кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела и страхования, Оренбургский государственный университет (Оренбург, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:
I.P. Krymova, Cand. Sci. (Economics), associate professor, Orenburg State University (Orenburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]
S.P. Dyadichko, Cand. Sci. (Economics), associate professor, Orenburg State University (Orenburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 05.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 15.05.2024.
The article was submitted 05.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 15.05.2024.