Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные умения / коммуникативные навыки / развитие / возрастные особенности / средства развития. / communication skills / communication skills / development / age characteristics / means of development.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Сотимбоева Ю.С., Кочкаров М.К.

Авторы изучают различия в развитии коммуникативных навыков и умений у детей младшего школьного возраста. Подчеркивается, что многие педагоги и психологи уделяют большое внимание этой проблеме. Он является одним из наиболее актуальных в настоящее время. Говорят, что младший школьный возраст ‒ самый важный этап развития, потому что именно здесь формируются социальные установки, отношения к самому себе, к другим и к обществу, а также формируются коммуникативные навыки. В этой статье рассматриваются методы, которые использовали ученые для определения термина коммуникативные умения и навыки, а также для классификации этих понятий. Кроме того, предлагаются основные типы и методы, с помощью которых коммуникативные умения и навыки развиваются у детей младшего школьного возраста. Представлены характеристики самого возраста, способствующие развитию коммуникативных навыков детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION ABILITIES AND SKILLS OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN

The authors study differences in the development of communication skills and abilities in children of primary school age. It is "Экономика и социум" №6(121)-1 2024 www.iupr.ru 1342 emphasized that many teachers and psychologists pay great attention to this problem. It is one of the most relevant at present. They say that primary school age is the most important stage of development, because it is here that social attitudes, attitudes towards oneself, towards others and towards society are formed, and communication skills are also formed. This article examines the methods that scholars have used to define the term communication skills and to classify these concepts. In addition, the main types and methods by which communication skills are developed in children of primary school age are proposed. The characteristics of the age itself that contribute to the development of children's communication skills are presented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Сотимбоева Ю.С. преподаватель кафедра методики дошкольного, начального и специального образования

Кочкаров М.К. преподаватель кафедра методики дошкольного, начального и специального образования

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Авторы изучают различия в развитии коммуникативных навыков и умений у детей младшего школьного возраста. Подчеркивается, что многие педагоги и психологи уделяют большое внимание этой проблеме. Он является одним из наиболее актуальных в настоящее время. Говорят, что младший школьный возраст - самый важный этап развития, потому что именно здесь формируются социальные установки, отношения к самому себе, к другим и к обществу, а также формируются коммуникативные навыки. В этой статье рассматриваются методы, которые использовали ученые для определения термина коммуникативные умения и навыки, а также для классификации этих понятий. Кроме того, предлагаются основные типы и методы, с помощью которых коммуникативные умения и навыки развиваются у детей младшего школьного возраста. Представлены характеристики самого возраста, способствующие развитию коммуникативных навыков детей.

Ключевые слова: коммуникативные умения, коммуникативные навыки, развитие, возрастные особенности, средства развития.

Sotimboeva Yu.S.

teacher

Department of Methods of Preschool, Primary and Special Education Kochkarov M.K. teacher

Department of Methods of Preschool, Primary and Special Education

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION ABILITIES AND SKILLS OF

JUNIOR SCHOOL CHILDREN

Abstarct. The authors study differences in the development of communication skills and abilities in children of primary school age. It is

emphasized that many teachers and psychologists pay great attention to this problem. It is one of the most relevant at present. They say that primary school age is the most important stage of development, because it is here that social attitudes, attitudes towards oneself, towards others and towards society are formed, and communication skills are also formed. This article examines the methods that scholars have used to define the term communication skills and to classify these concepts. In addition, the main types and methods by which communication skills are developed in children of primary school age are proposed. The characteristics of the age itself that contribute to the development of children's communication skills are presented.

Key words: communication skills, communication skills, development, age characteristics, means of development.

ВВЕДЕНИЕ

Младший школьный возраст является наиболее эффективным периодом для социализации, обучения социальному поведению, развития коммуникативных и речевых навыков, а также способности различать социальные ситуации.

Рассмотрим, как развиваются коммуникативные навыки и умения в младшем школьном возрасте. В этих целях мы должны сначала определить, что означают термины «коммуникация», «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки».

В своих работах А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова и Д.Б. Эльконин определяют коммуникацию как средство связи между любыми объектами материального и духовного мира. Они также определяют коммуникацию как процесс передачи информации от человека к человеку, а также обмен информацией между людьми в целях воздействия на общество [1, с. 64].

Коммуникативные навыки — это способность выполнять какие-либо речевые действия, от которых зависит готовность человека к общению.

Хорошие коммуникативные навыки включают способность понимать и сочувствовать другим; адекватно оценивать себя и других; умение решать конфликты; и взаимодействовать с другими людьми.

МЕТОДЫ

В процессе общения с другими люди эти коммуникативные умения развиваются.

Л.Р. Мунирова предлагает три категории коммуникативных умений [3, с. 168]:

1. Категория информационно-коммуникативных умений включает в себя умение вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливое обращение, друже:

- способность ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать разговор с знакомым или незнакомым человеком, соблюдать

правила культуры общения в отношениях с товарищами и взрослыми); -способность соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости, эмоционально и содержательно выражать свои мысли через жесты и мимику).

2. Регулятивно-коммуникативные навыки включают:

- способность согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению; - способность доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; - способность применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, музыку, движения, графическую коммуникацию для выполнения заданий с общей целью); - способность согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению; ственное общение);

- способность критически оценивать результаты совместного общения, включая оценку себя и других, личный вклад каждого в общение, обсуждение, понимание результатов общения, принятие правильных решений, выражение согласия (несогласия), одобрения (неодобрения), оценку соответствия вербального и невербального поведения, а также то, способствует ли это вовлечению других партнеров по общению.

Э.Основой группы аффективно-коммуникативных умений является способность: делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; и оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Коммуникативные умения — это «умение общаться и успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» по определению О.Н. Сомковой [4, с. 34]. Ее коммуникативные навыки включают:

1. Речевые: умение слушать собеседника и правильно понимать его мысли; формулировать в ответ свое суждение, задавать вопросы; правильно выражать свои мысли посредством языка, меняя тему речевого взаимодействия в соответствии с мыслями собеседника; поддерживать эмоциональный тон общения; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь и контролировать ее нормативность; и правильно интерпретировать свою речь.

2. Невербальные навыки: правильное использование мимики, жестов и поз; понимание эмоций собеседника.

3. Стандарты речевого этикета включают следующее: 1) способность вступать в разговор (когда и как начать его со знакомыми и незнакомыми людьми);

2) способность поддерживать и завершать общение (слушать и слушать, проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать,

приводить примеры, возражать и оценивать); 3) умение использовать различные способы обращения к собеседнику.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Коммуникативные умения включают желание вступать в контакт с другими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею»), которое характеризуется умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать и решать конфликтные ситуации; и осведомленность о правилах и нормах общения с другими («Я знаю») [5, с. 215].

Таким образом, несмотря на то, что в психолого-педагогической литературе существует множество различных интерпретаций термина «коммуникативные умения», их всех объединяет практическая направленность и указание на элементы общения. Они включают в себя умение своевременно вступать в диалог и завершать его, используя речевые обороты для установления контакта, поддерживать и завершать диалог, умение отвечать на вопросы и слушать собеседника, а также умение задавать вопросы в ходе диалога.

Рассмотрим более подробно, как развиваются коммуникативные навыки и умения у детей младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте у детей активно развиваются коммуникативные навыки, и они узнают о различных способах общения. Они также учатся защищать свою позицию, самостоятельность и свое мнение в реальных отношениях.

Не только младшие школьники должны научиться устанавливать связи со своими сверстниками, но и научиться взаимодействовать с большой группой людей.

С началом учебной деятельности общение ребёнка становится более целенаправленным. Это связано с постоянным и активным воздействием учителя, а также с одноклассниками. Таким образом, особенности общения младших школьников заключаются в том, что для них существуют только две сферы социальных отношений: «ребенок — взрослый» и «ребенок — дети», которые взаимодействуют друг с другом через иерархические связи.

Для младших школьников наиболее важна область «ребенок-взрослый», потому что здесь формируются новые психологические отношения «ребенок-учитель». Для младшего школьника роль учителя наиболее важна, потому что от него зависит эмоциональное состояние класса и способы построения взаимоотношений между детьми [6, с. 452].

Необходимо отметить еще одну важную способность младших школьников, которая помогает лучше решить проблему развития коммуникативных навыков как средства социальной адаптации. Дети продолжают играть в игру, и они используют ее как учебный полигон. Следовательно, игру можно с таким же успехом использовать для развития коммуникативных навыков, решения важных задач в этом возрасте, а также для развития социального поведения.

Авторы утверждают, что игровые задания, беседы и коммуникативные игры являются основными средствами развития коммуникативных навыков и умений младших школьников. Внеклассная деятельность предоставляет широкий спектр возможностей для развития младших школьников.

Это связано с тем, что различные виды внеклассной деятельности, такие как игры, упражнения и экскурсии, вызывают у детей неподдельный интерес и увлекают их. Кроме того, эти виды деятельности дают детям возможность свободно выражать свои эмоции, чувства и мнения, а также дают им возможность свободно задавать вопросы и отвечать на вопросы. Соответственно, все это способствует развитию навыков общения у младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, когда ребенок начинает ходить в школу, он приобретает новую жизненную позицию и начинает участвовать в общественно значимой учебной деятельности. Таким образом, у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки для развития навыков общения.

Использованные источники:

1. Жданова Е. Н. Диагностика развития коммуникативных, организаторских и обще учебных умений младших школьников. Студенческая наука и XXI век. 2012; 9: 451 - 453.

2. Серегина Д.А. Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ. Москва: Прометей, 2013.

Available at: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240526

3. Сиротюк А.Л. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников: учебное пособие. Москва: Директ-Медиа,

2014. Available at: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226150

4. Турлова Е.А., Фомина С.И. Формирование коммуникативных умений младших школьников средствами игровой деятельности. Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2014; 7: 167 - 171.

5. Шарков Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. Available at: //biblioclub.ru/index.php? page=book&id=453046

6. Янгирова В.М., Бейгул Л.А. Педагогические условия развития коммуникативных умений младшего школьника. Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы III Международной научной конференции. 2015: 33 - 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.