Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности'

Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОБЩЕНИЕ / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Т.Н.

Использование театрализованной деятельности в педагогическом реабилитационном процессе в настоящее время является актуальным. Так как в силу своих возможностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений. Развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности и от степени взаимодействия детей в творческом процессе. Включение игры в педагогическую деятельность обеспечивает успешную социальную адаптацию ребёнка, развивает его коммуникативные и творческие способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности»

ским, вербальным (логическим) мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита словесно-логическая память и его «ведет» левое полушарие, то этого человека можно отнести к типу мыслителей! Правое же полушарие имеет прямое отношение к образному, синтетическому, «целостному» восприятию действительности, без ее дробления. Таким образом, правое полушарие ведает интуицией, пространственно-образным мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита зрительная и слуховая образная память и его «ведет» правое полушарие, этого человека можно отнести к типу художников.

Список литературы:

1. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Т. 1. - М., 1974.; Т. 2. - М., 1976.

2. Мальцева Н.Н., Оксак А.И., Пеньков В.Е. Эволюция естественнонаучной картины мира / М-во образования и науки Российской Федерации, НИУ «Белгородский гос. ун-т», каф. философии НИУ БелГУ - Белгород, 2011. - 45 с.

3. Мальцева Н.Н. Синергетический подход к формированию субъектно-смыслового отношения к обучению // Система ценностей современного общества. - 2009. - № 5-1. - С. 60-63.

4. Мальцева Н.Н. Философско-методологические аспекты взаимодействия естественных и гуманитарных наук // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. - 2014. - Т. 1, № 2 (2). - С. 78-84.

5. Пеньков В.Е. Информационный подход как философско-методоло-гическое основание диалога эволюционизма и креационизма. - Белгород: изд-во Белгор. гос. ун-та, 2007. - 120 с.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Миронова Т.Н.*

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Юность»,

г. Нариманов

Использование театрализованной деятельности в педагогическом реабилитационном процессе в настоящее время является актуальным. Так как в силу своих возможностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений. Развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в те-

* Воспитатель.

атрализовано-игровой деятельности и от степени взаимодействия детей в творческом процессе. Включение игры в педагогическую деятельность обеспечивает успешную социальную адаптацию ребёнка, развивает его коммуникативные и творческие способности.

Ключевые слова: коммуникативные способности, общение, театрализованная деятельность, нравственно-эстетическое воспитание.

Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Общение - важный показатель психического развития ребенка и одновременно важнейшее его условие. Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные способности.

Особенно это важно учитывать при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Как вы все знаете, наши дети с самого рождения находились в неблагополучных семьях, не получали материнского тепла, заботы, эмоционального общения, которое так необходимо в младенческом возрасте. Общеизвестно, что в раннем возрасте ведущей является предметно-манипулятивная деятельность, которая возможна при сотрудничестве ребенка со взрослым, и именно она вызывает у малыша потребность в речи. Но так как этот этап в их жизни в большинстве случаев был упущен и общение ребенка со взрослым было ограничено, потребности в речевой деятельности и в звукоподражании не возникало или она появлялась с большим опозданием.

Отставание в познании вызывает апатию к окружающему миру, сниженную активность. Таким детям трудно понять смысл нравственных оценок, они плохо ориентируются в системе общечеловеческих ценностей, им малопонятны такие категории, как добро, зло, правда, ложь, красота, здоровье, ум. Эти дети подвижны, расторможены, импульсивны, наблюдается слабая саморегуляция, подавленность волевой сферы, им трудно сосредоточить свое внимание, снижена работоспособность, они быстро утомляются, плохо развита мелкая моторика рук, эмоции стерты, мимика не развита, порой невозможно вступить с ними в общение. Детям не свойственны ни эмоциональное сопереживание, ни сочувствие кому-либо.

Часто дети испытывают очевидный страх перед людьми, и в то же время большинству из них присуща неутолимая потребность в любви и внимании, в общении с окружающими.

В социальных учреждениях они находятся постоянно среди сверстников, общаются между собой на более низком уровне по сравнению с теми, кто посещает детский сад и живет в семье. Они реже обращаются к товарищам, их радостные эмоции снижены: дети мало смеются и даже улыбаются нечасто, речевые обращения редки и немногословны. Иными словами, поведение отличается сухостью, жестокостью, отсутствием свободы и раскованности. Им не хватает организованных систематических контактов со взрослыми.

Работая в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, я отметила, что большого эффекта в развитии коммуникативных способностей можно достичь через вовлечение детей в театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость). С помощью сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Именно способность ребенка к идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Кроме того, театрализованная деятельность носит психопрофилактический характер, так как помогает развиваться эмоционально и физически, позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат.

И воспитательные возможности театрализованной деятельности в работе с детьми широки:

- дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии;

- умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения;

- процесс работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно пополняет словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный и грамматический строй;

- театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия, выражать свое собственное отношение к добру и злу;

- театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать героям разыгрываемых событий;

- она позволяет формировать первичные социальные навыки поведения; каждое литературное произведение имеет нравственную направленность, любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления; театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Анализ детского творчества в работах Н.А. Ветлугиной, Л.А. Пеньков-ской, А.Е. Шибицкой, Л.С. Фурминой, а также высказывания известных представителей театрального искусства убедительно доказывают необходимость специального обучения театральной деятельности. К решению этой проблемы может быть два подхода: один из них предполагает репродуктивный (воспроизводящий) тип обучения, другой основывается на организации условий для творческой переработки материала, создания новых художественных образов. По мнению авторов, детское творчество в театрально-игровой деятельности включает исполнение своего или авторского замысла.

В настоящее время накоплен достаточно большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности у дошкольников. Исследователи направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в театрализованной деятельности (Л.С. Фурмина).

Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Занятия организуются по подгруппам. Благодаря необычному сказочному сю-

жету, занятия позволяют заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Если проанализировать использования драматизации на занятиях, то можно без труда заметить, что дети пытаются воспроизводить готовые реплики, сопровождают их невыразительными движениями руками. И хотя они всё равно испытывают при этом удовольствие, развивающий эффект оказывается минимальным.

Поэтому работа над любым произведением включает несколько этапов.

Предварительная работа над текстом предполагает насыщение его диалогами, восприятие которых наиболее доступно детям.

Знакомство с содержанием. Рассказывание сказки, истории с помощью режиссерских кукол, пальчикового или перчаточного театра. Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент на их намерениях (мотивах), а также на внеречевых средствах игрового «превращения».

Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств (движения головы, туловища, походка, «говорящие» движения руками) при ведущей роли взрослого. В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.

Чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.

Самостоятельное рассказывание детей с использованием кукол, режиссерских игр.

Чем раньше педагоги начнут работу с детьми по развитию их коммуникативных способностей, тем реальнее будет шанс догнать детям в личностном развитии своих сверстников из благополучных семей. Для этого необходимо сделать среду для воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества, чтобы полученные навыки дети смогли применять в повседневной жизни. Смысл и значение этой работы должны быть в том, чтобы эти навыки углубляли, расширяли и обогащали эмоциональную жизнь ребенка, позволяли ему, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть литературной речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира.

Список литературы:

1. Жулина Е.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. - 2008. -№ 5.

2. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.