Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных способностей сотрудника МЧС России'

Развитие коммуникативных способностей сотрудника МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных способностей сотрудника МЧС России»

2. Горячева Е.В. Дифференцированная оценка последствий влияния основных психотравмирующих факторов профессиональной деятельности в климатических условиях Кольского Заполярья на психоэмоциональное состояние сотрудников ФПС МЧС России // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - М.: 2014. - № 6.

3. Официальный сайт Главного управления МЧС России по Мурманской области http://www.51.mchs.gov.ru/ (Дата обращения 01.12.2014 г.).

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКА МЧС РОССИИ

В.М. Деревянко, начальник кафедры, к.э.н., доцент

И.В. Жердев, курсант Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Современный специалист ГПС МЧС России должен быть нравственным, профессионально грамотным, должен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, быть способным к конструктивному сотрудничеству. Конструктивное сотрудничество невозможно без коммуникативной деятельности. Эффективность коммуникативной и профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России во многом определяется уровнем развития коммуникативных способностей [1]. В этом аспекте развитие коммуникативных способностей в процессе профессиональной подготовки в пожарных частях рассматривается как средство и условие формирования у сотрудника ГПС МЧС России интегративного мышления, понимания сущностных основ профессии и необходимого для ее реализации деятельностного инструментария - способов, методов, моделей профессиональной деятельности в различных условиях, в том числе и в чрезвычайных ситуациях. Такой подход обеспечивает коммуникативную компетентность, мобильность и профессиональную готовность сотрудника ГПС МЧС России, его соответствие современным и перспективным требованиям. В педагогической и психологической науке разрабатываются целостные концепции профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России. Наиболее важным достижением этих концепций является признание факта, что формирование коммуникативных способностей обеспечивает профессиональное развитие сотрудника ГПС МЧС России. Формирование коммуникативных способностей является длительным, целостным процессом развития личности, а профессиональное становление в пожарных частях индивидуально, своеобразно и неповторимо, как неповторимы индивидуальные особенности, способности, интересы и свойства личности . Профессионально зрелая личность - всегда неповторимая индивидуальность, а индивидуальность

определяется основными ее сферами, одной из которых является интеллектуальная сфера, определяемая степенью развития коммуникативных способностей.

Анализ исследований и опыта обучения сотрудников ГПС МЧС России позволил установить, что разработка и внедрение принципов, структуры, технологий профессиональной подготовки, направленных на развитие коммуникативных способностей у специалистов осуществляется на основе проблемного подхода к процессу профессиональной подготовки. При этом в качестве факторов развития, совершенствования коммуникативных знаний и умений у сотрудников ГПС МЧС России выступают: структурирование и систематизация учебного материала; учет индивидуальных особенностей; самостоятельная работа; система контроля и оценки учебной деятельности; реализация обратной связи в виде передачи информационного и методического материала; функциональность содержания обучения.

Для реализации модели в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России, необходимо опираться на закономерности развития и профессионального становления человека. Суть этого становления в создании у сотрудников ГПС МЧС России коммуникативных знаний и умений, непосредственно приложенных в условиях профессиональной деятельности. При этом происходит раскрытие особенностей индивидуальных, субъектных и личностных проявлений вне учета конкретного типологического разнообразия, индивидуальных качеств человек

Список использованной литературы

1. Баскин Ю.Г. Прогностическая модель выпускника вуза МЧС России / Ю.Г. Баскин, Е.П. Соловьева // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. -2012. - № 4 (15). - С. 35-38.

2. Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления. / А.В. Осипов. - Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростдат, 2011. - 156 с.

3. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М.: Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2013. - 160 с.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ В СИСТЕМЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

О.Е. Дорохова, преподаватель Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

На сегодняшний день в высшем профессиональном образовании

437

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.