Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА '

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
223
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Коммуникативная толерантность / образовательный процесс / педагогический эксперимент / учебные заведения МВД / социально-коммуникативные компетенции / слушатели / Communicative tolerance / educational process / pedagogical experiment / educational institutions of the Ministry of Internal Affairs / social and communicative competencies / listeners

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Бражников Дмитрий Анатольевич

В статье рассматривается проблема и пути решения развития коммуникативной толерантности студентов. Автор представляет результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие коммуникативной толерантности в рамках учебного процесса. Исследование проводилось методом анкетирования и наблюдения. Результаты эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии педагогической программы на развитие коммуникативной толерантности студентов. В статье обсуждаются особенности организации педагогического эксперимента и результаты исследования. Автор приходит к выводу, что внедрение программы, направленной на развитие коммуникативной толерантности, является эффективным методом формирования социально-коммуникативных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' COMMUNICATIVE TOLERANCE IS ONE OF THE TASKS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The article discusses the problem and ways of solving the development of communicative tolerance of students of the University of the Ministry of Internal Affairs. The authors present the results of a pedagogical experiment aimed at developing communicative tolerance within the educational process. The study was conducted by questionnaire and observation. The results of the experiment indicate a positive influence of the pedagogical program on the development of communicative tolerance of listeners. The article discusses the features of the organization of the pedagogical experiment and the results of the study. The authors come to the conclusion that the introduction of a program aimed at the development of communicative tolerance is an effective method of forming social and communicative competencies among students of the University of the Ministry of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА »

Дмитрии Анатольевич БРАЖНИКОВ - Заведующим кафедрой Административного и финансового права Российской Таможенной Академии, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции, профессор РАЕН (г.Москва) Россия, г. Москва, e-mail: dbrazh@yandex.ru

Для цитирования: Д.А. Бражников Развитие коммуникативной толерантности слушателей - одна из задач образовательного процесса вузов МВД // Общество и государство. 2023. №2(42). С.58-61 DOI: 10.24412/2224-9125-2023-2-58-61

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ - ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗОВ МВД РОССИИ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема и пути решения развития коммуникативной толерантности слушателей вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации. Отмечается положительное влияние педагогической программы на развитие коммуникативной толерантности слушателей. Автор приходит к выводу, что внедрение образовательных установок, направленных на развитие коммуникативной толерантности, является эффективным методом формирования социально-коммуникативных компетенций у слушателей вузов МВД России. Представлены практические рекомендации, которые могут быть использованы для широкого внедрения коммуникативной толерантности в образовательной практике вузов МВД России.

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, образовательный процесс, педагогический эксперимент, учебные заведения МВД, социально-коммуникативные компетенции, слушатели.

Dmitry Anatolyevich BRAZHNIKOV - Head of the Department of Administrative and Financial Law of the Russian Customs Academy, PhD in Law, Associate Professor, Police Colonel, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences (Moscow) Russian Federation, Moscow, e-mail: dbrazh@yandex.ru

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE TOLERANCE OF STUDENTS IS ONE OF THE OBJECTIVES OF THE EDUCATIONAL

PROCESS OF THE UNIVERSITY OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

ANNOTATION

The article deals with the problem and ways of solving the development of communicative tolerance of university students of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The positive influence of the pedagogical program on the development of students' communicative tolerance is noted. The author comes to the conclusion that the introduction of educational guidelines aimed at the development of communicative tolerance is an effective method for the formation of social and communicative competencies among students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Practical recommendations are presented that can be used for the widespread introduction of communicative tolerance in the educational practice of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: communicative tolerance, educational process, pedagogical experiment, educational institutions of the Ministry of Internal Affairs, social and communicative competencies, listeners.

Введение

Коммуникативная толерантность — это способность индивида воспринимать и понимать иные точки зрения, уважительно относиться к мнениям других людей и стремиться к диалогу и конструк-

тивному общению, даже если они отличаются от собственных взглядов [2; 3; 4; 5; 6].

При этом, важно подчеркнуть, что вопросы формирования личности сотрудника полиции, а также иных подразделений и служб, соответствующей

требованиям времени и ожиданиям социума, лежат в поле профессионально-нравственной подготовки [10, с. 169]. Как справедливо отмечают представители экспертного сообщества, эффективное выполнение профессиональных задач напрямую зависит от высокого уровня сформированности необходимых личных и деловых качеств сотрудников [9, с. 5].

Относительно слушателей вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России), можно предположить, что ввиду специфики учебных заведений, в котором они обучаются, требуется высокий уровень коммуникативной толерантности. Это связано с тем, что сотрудники внутренних органов часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, которые требуют умения эффективно общаться с людьми различного социального, культурного и этнического статуса [1].

Как и любая личность, слушатели вузов МВД России могут иметь разный уровень коммуникативной толерантности, которая определяется способностью принимать и уважать мнения, культуру и ценности других людей, несмотря на различия [7; 8].

Из-за специфики профессиональной деятельности в системе МВД России, обучающиеся должны уметь вырабатывать большую склонность к проявлению коммуникативной толерантности при исполнении служебных обязанностей. Например, при выполнении задач в полиции, они могут столкнуться с людьми разных национальных культур и социальных групп, и иметь необходимость эффективно общаться с ними. Поэтому, в процессе обучения в вузах МВД России, слушатели могут получать соответствующие знания и навыки, которые помогут им стать более толерантными и умелыми коммуникаторами.

Однако, следует подчеркнуть, что уровень коммуникативной толерантности каждого обучающегося зависит от множества факторов, таких как воспитание, жизненный опыт и личностные качества. Поэтому, даже если все слушатели вузов МВД России получат подобное обучение, уровень их коммуникативной толерантности может быть разным.

Целью исследования является определение эффективности программы, направленной на развитие коммуникативной толерантности слушателей вуза МВД.

В исследовании были использованы методы анкетирования и наблюдения. Анкета содержала вопросы о способности к коммуникативной толерантности, а также о восприятии этого навыка как важного для профессиональной деятельности слушателей. Наблюдение проводилось на теоретических и практических занятиях, чтобы оценить уровень коммуникативной толерантности слушателей в процессе взаимодействия в коллективе.

В результате анализа данных анкетирования и наблюдения было установлено, что программы, направленной на развитие коммуникативной то-

лерантности, положительно влияет на уровень социально-коммуникативных компетенций слушателей вуза МВД. Слушатели, прошедшие данную программу, проявляли большую готовность к общению с разными группами людей, умели выслушивать и понимать точки зрения других, находить компромиссы и решать конфликты. Также было выявлено, что программу лучше воспринимают слушатели, которые уже имеют некоторый опыт взаимодействия в коллективе и осознают важность коммуникативной толерантности для своей профессиональной деятельности.

Организация педагогического эксперимента: педагогический эксперимент проводился на протяжении 6 месяцев на базе одного из вузов МВД России. В эксперименте участвовали две группы слушателей, одна из которых проходила программу, направленную на развитие коммуникативной толерантности, а другая — нет. Программа включала в себя теоретические занятия, практические упражнения и ситуационные тренинги, направленные на развитие умения эффективно взаимодействовать в коллективе.

Обсуждение педагогического эксперимента: в процессе педагогического эксперимента было выявлено, что группа слушателей, прошедших программу, показала существенный прогресс в развитии коммуникативной толерантности. Также было замечено, что у слушателей, которые не прошли программу, были проблемы в эффективном взаимодействии в коллективе, возникали конфликты и трудности в общении с различными группами людей.

Результаты исследования подтверждают важность развития коммуникативной толерантности у слушателей вузов МВД России. Коммуникативная толерантность является необходимым навыком для эффективного взаимодействия с коллегами, подчиненными, руководством и обществом в целом. Этот навык помогает слушателям вузов МВД России успешно выполнять свои профессиональные обязанности и лучше понимать людей с разными социальными и культурными характеристиками.

Педагогический эксперимент показал, что программа, направленная на развитие коммуникативной толерантности, является эффективной и может быть использована в качестве инструмента для повышения уровня социально-коммуникативных компетенций слушателей. Однако, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого слушателя и адаптировать программу под его потребности и уровень подготовки.

Проблема развития коммуникативной толерантности слушателей вузов МВД может быть вызвана рядом факторов, таких как:

— специфика обучения в вузах МВД России: слушатели получают обучение, направленное на подготовку к службе в правоохранительных органах, что может привести к формированию у них некоторых предубеждений и стереотипов в отношении определенных социальных групп;

— ограниченность социального опыта: многие

слушатели вузов МВД могут иметь ограниченный опыт общения с различными социальными группами, что может привести к трудностям в понимании их потребностей, интересов и взглядов;

— недостаточное внимание к коммуникативным навыкам: в программе обучения вузов МВД России может быть недостаточное количество уроков по развитию коммуникативных навыков, что может привести к трудностям в общении социально разнообразных групп.

Чтобы решить эту проблему, можно предложить следующие меры:

— включить в программу обучения вузов МВД России курсы по развитию коммуникативных навыков, в том числе по развитию толерантности и умению работать с людьми из разных социальных групп;

— организовывать встречи слушателей вузов МВД России с представителями различных социальных групп, чтобы учащиеся могли лучше понимать их потребности и взгляды;

— проводить семинары и тренинги для слушателей вузов МВД России, нацеленные на развитие навыков межличностного общения, управления конфликтами и разрешения споров;

— содействовать участию слушателей вузов МВД России в различных волонтерских и социальных проектах, что позволит им приобрести дополнительный опыт работы с различными социальными группами и развить навыки коммуникации и толерантности;

— включать в программу обучения вузов МВД России предметы, направленные на изучение культур различных народов и народностей, истории социальных движений и принципов межкультурного общения;

— обеспечивать поддержку слушателей вузов МВД России, которые проявляют инициативу в развитии своих коммуникативных навыков и толерантности, например, через создание специальных групп поддержки или предоставление дополнительных возможностей для участия в проектах;

— создавать условия для практики коммуникационных навыков, например, через проведение ролевых игр и симуляций, которые помогут слушателям вузов МВД России научиться эффективно общаться и решать конфликты;

— приглашать кураторов и специалистов в области коммуникаций и межкультурного общения для проведения лекций, и семинаров для слушателей вузов МВД России;

— проводить регулярные мониторинга и исследования, направленные на определение уровня коммуникативной толерантности слушателей вузов МВД России и эффективности принятых мер по ее развитию;

— обеспечивать доступность и конфиденциальность консультаций психологов и специалистов по работе с различными социальными группами, которые смогут помочь слушателям вузов МВД России научиться лучше понимать и взаимодействовать с людьми из разных социальных групп.

Выводы

Выводы исследования свидетельствуют о необходимости внедрения программы, направленной на развитие коммуникативной толерантности, в образовательный процесс вузов МВД России. Развитие коммуникативной толерантности является важным компонентом профессиональной подготовки слушателей и способствует формированию культуры общения в профессиональной среде. Также, программа может быть адаптирована для других образовательных учреждений и организаций, которые заботятся о развитии социально-коммуникативных компетенций своих сотрудников.

Важно отметить, что развитие коммуникативной толерантности является важным фактором в процессе формирования высококвалифицированных специалистов системы МВД России. Однако, существует ряд факторов, которые могут затруднять развитие коммуникативной толерантности у студентов, таких как недостаточное знание о культурных различиях, отсутствие опыта работы с людьми других национальных культур и религий, недостаточное уважение к мнению и чувствам других людей и т.д.

Для решения проблемы необходимо проводить специальные мероприятия, такие как тренинги, семинары, дискуссии и т.д., направленные на развитие коммуникативной толерантности. Также важно включать изучение культурных различий и особенностей других народов в программу обучения вузов МВД России, обеспечивать доступ к ресурсам и материалам, которые помогают понимать и уважать различия, а также привлекать к работе с студентами представителей разных культур и национальностей.

В целом, развитие коммуникативной толерантности является важным аспектом в формировании квалифицированных специалистов системы МВД России, и для достижения этой цели необходимо проводить системную работу, которая будет направлена на формирование толерантного мировоззрения у слушателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Постановление Правительства РФ от 6декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп.).

— Режим доступа: https://base.garant.ru/70276070/ (дата обращения: 12.04.2023).

2. Балашова В.А. Коммуникативная толерантность как детерминанта профессионального общения сотрудника полиции //Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения — 2021). СПб., 16 апреля 2021 г. — СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2021. — С. 55-59.

3. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). — М.: Изд-во Моск. Псих.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

- 240 с.

4. Зеленова В.С. Коммуникативная толерантность и уровень ее сформированности у студентов разных профилей // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 3. — С. 25-29.

5. Каримова Т.С. Формирование коммуникативной толерантности у обучающихся образовательных организации МВЛРоссии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60—2. — С. 178-181.

6. Кудряшов А.Б. Развитие межличностной толерантности у курсантов в образовательном процессе вуза МВД России: дисс. ... канд. пед. н. — Хабаровск, 2012. - 247с.

7. Михайлова С.Ю., Слесарева Е.А., Задохина Н.В. Основные аспекты толерантности как профессионально важного качества сотрудника полиции //

Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. — С. 44-48.

8. Михайлова С.Ю., Слесарева Е.А., Задохина Н.В. Психологическое содержание толерантности как профессионального качества сотрудников органов внутренних дел//Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. — С. 51-55.

9. Ульянова О.А. Психологическая подготовка лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «Полицейский»:учебно-методическое пособие. — М.: Академия управления МВД России, 2021 — 140 с.

10. Шагбанова Х.С. Гуманизация образования в вузах МВД России: современное состояние и перспективы развития // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2А. - С. 168-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.