Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетенции учителей в период первичной профессионализации'

Развитие коммуникативной компетенции учителей в период первичной профессионализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛЬ / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ЭТАП / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMPETENCE / MODEL / STAGE / THE PRIMARY PRO-FACTIONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Евгения Робертовна

В статье представлен анализ особенностей развития коммуникативной компетенции у молодых учителей на этапе первичной профессионализации. Раскрыта модель развития коммуникативной компетенции учителей на этапе первичной профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Евгения Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of communicative competence of teachers in the primary period of professionaliza-tion

The article presents the analysis of peculiarities of development of communica-tive competence in young teachers at the stage of primary professionalise-tion. Disclosed model of communicative competence de-velopment of teachers at the primary stage of professionalization.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетенции учителей в период первичной профессионализации»

ART 75003

научно-методический электронный журнал

УДК 159.9

Попова Е. Р. Развитие коммуникативной компетенции учителей в период первичной профессионализации // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. -ART 75003. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75003.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Попова Евгения Робертовна,

магистрант ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск Будеп 120485@уапс1ех. ги

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей развития коммуникативной компетенции у молодых учителей на этапе первичной профессионализации. Раскрыта модель развития коммуникативной компетенции учителей на этапе первичной профессионализации.

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетенция, первичная профессионализация, этап, модель.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Современный этап развития российской системы образования характеризуется кардинальными переменами. Модернизация образования влечет за собой развитие инновационных процессов, сущность, закономерности и тенденции которых связаны с качественными изменениями в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса (В. И. Долгова, В. А. Ткаченко [4]). Все большее значение придают сегодня повышению коммуникативной компетенции учителей руководители образовательных учреждений, институты повышения квалификации, а также сами педагоги.

Педагогическая деятельность строится по законам общения, человеческой коммуникации. На сегодняшний день Б. Г. Ананьевым, Н. В. Клюевой и А. К. Марковой доказана ведущая роль педагогического общения в процессуальной стороне педагогического труда. Коммуникативная компетентность учителя - это важнейший фактор эффективного педагогического общения.

Актуальным считается то, что все большее внимание уделяется педагогическому взаимодействию. Сфера образования относится к тем сферам деятельности или умственного труда, где компетентность определяется сложным комплексом умений.

Школа требует учителей с новым педагогическим мышлением, способных стать активными субъектами инновационных процессов в образовании (В. И. Долгова, В. А. Ткаченко [3]). Учитель должен обладать высоким уровнем академических знаний по выбранной специальности, общепедагогической и методико-технологической культурой. Учитель должен уметь культурно, ненавязчиво общаться с учащимися на основе субъектно-субъектных отношений, строить отношения с коллегами на основе дружбы, сотрудничества, взаимопомощи, а также строить отношения с вышестоящими структурами.

Принято считать, что молодые учителя уже приходят со сформированными коммуникативными компетенциями и что нужно их только развивать. Практика показывает обратное. Молодой учитель после института, не имея опыта общения с современными учениками, испытывает большие трудности. За время педагогической практики, он не успевает понять и осознать всей ответственности и всей сложности своей профессии. Он не успевает ничего понять и почувствовать.

В процессе анализа состояния дел в педагогических коллективах мы пришли к выводу, что в процессе работы школьного педагога-психолога необходимо не только

Развитие коммуникативной компетенции учителей в период первичной профессионализации

f\j ■Л f\j

Попова Е. Р. Развитие коммуникативной компетен- |и|bjvjlcj|и| ции учителей в период первичной профессионализации // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ¿¡ТдИСЗС ART 75003. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon- ДЯЬРТТСТ cept.ru/2015/75003.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77- "¡rffffWÄ-49965. - ISSN 2304-120Х. \Ш\ rfj■jfo

учить молодых педагогов общению, вырабатывать у них соответствующие умения, но и совершенствовать их.

Актуальность, значимость и противоречивость рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования.

Исследовательская работа проводилась в несколько этапов:

1-й этап (2012 год) - поисково-подготовительный этап, на котором проходило изучение и анализ педагогической, психолого-педагогической литературы, авторефератов диссертационных исследований по проблеме развития коммуникативной компетенции молодых учителей.

2-й этап (2013 год) - этап констатирующего эксперимента. На этапе было проведено пред-тестирование, т. е. исследование уровня развития коммуникативной компетенции молодых учителей на этапе первичной профессионализации.

3-й этап (2014 год) - организация и проведение формирующего эксперимента. На данном этапе было осуществлено внедрение программы «Повышение уровня развития коммуникативной компетенции молодых учителей на этапе первичной профессионализации». Проведение пост-тестирвания после внедрения программы, на исследование уровня развития коммуникативной компетенции.

4-й этап (2014-2015 годы) - обобщающий этап, на котором были уточнены сформулированные теоретические выводы, обработаны и систематизированы полученные результаты исследовательской работы, сравнение показателей до и после внедрения программы. Основные методы исследования на данном этапе: фиксирование и анализ результатов уровня развития коммуникативной компетенции, прямое и косвенное наблюдение за молодыми педагогами в процессе внедрения программы, методы математической статистики. Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано А. А. Бодалевым и трактовалось как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [цит. по 1].

Нет единства и в соотношении самих ключевых понятий «компетенция» и «компетентность»: одни исследователи их различают, не связывая, другие считают, что они дополняют друг друга, третьи считают их синонимами и др. [7].

В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Теперь и мы постараемся развести эти понятия. Отразим соотношение понятий «компетенция» и «компетентность», а также их различие в таблице.

КОНЦЕПТ

науш.о-методический электронный журнал ART 75003 УДК 159.9

Компетенция Компетентность

В чем различие между «компетенцией» и «компетентностью»? Сформировалось общее убеждение, согласно которому понятия «компетенция» и «компетентность» передают следующие смыслы:

1) Способность, отражающая необходимые стандарты поведения, определяется как компетенция. 2) Для компетенции характерно наличие знаний и умений. 3) Компетенция - знаю как надо делать. 4) Компетенция - характеристика специалиста 1) Способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы, чаще всего определяется как компетентность. 2) Для компетентности характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения. 3) Компетентность - знаю, что надо делать. Т. е. компетентность - результат применения компетенций в профессиональной деятельности. 4) Компетентность - характеристика деятельности специалиста

ART 75003

научно-методический электронный журнал

УДК 159.9

Попова Е. Р. Развитие коммуникативной компетенции учителей в период первичной профессионализации // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. -ART 75003. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75003.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Из этого схематичного анализа видно, что авторы не очень четко представляют различия этих понятий. Получается так, что компетенция - это синтез определенных знаний, умений и навыков, а компетентность выражается в успешном процессе их реализации.

Мы считаем, что компетенции - это действительно синтез знаний, умений и навыков с акцентом на праксиологическую (действенную) направленность этого нового интегративного качественного образования. А компетентность специалиста это степень, профессиональное мастерство, владение этими компетенциями в процессе их планирования и практической реализации [6].

Адаптация молодых учителей в школе - процесс сложный и многогранный. Каждый учитель, приходя работать в школу, в первую очередь должен озадачить себя вопросом, как менее болезненно и легко влиться в ряды школьного коллектива, найти подход к своим ученикам и их родителям, чтобы образование (обучение, воспитание, развитие, деятельность) наших детей проходило наиболее качественно.

Проблема формирования коммуникативной компетенции учителя является важной частью широкой и сложной проблемы развития его профессионально значимых качеств. Разработка и реализация на практике данной проблемы имеет важное значение в повышении уровня успешности педагогической деятельности.

Процесс первичной профессионализации, который длится у человека до 27 лет. Стадия первичной профессионализации и становления специалиста. Возрастные границы этой стадии - молодость человека (до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Уже имеется определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. У человека происходит самоопределение на конкретном рабочем месте (Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова [5]).

Целью экспериментального исследования явилось: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка уровня развития коммуникативной компетенции молодых учителей в период первичной профессионализации.

Перед исследованием ставились следующие задачи:

1) выявить и теоретически обосновать критерии уровни развития коммуникативной компетенции учителей в период первичной профессионализации;

2) определить и апробировать комплекс методик для определения уровня развития коммуникативной компетенции;

экспериментально проверить эффективность функционирования модели развития коммуникативной компетенции молодых учителей в период первичной профессионализации.

Специфика развития коммуникативной компетенции учителей в период первичной профессионализации заключается в том, что она осуществлялась с помощью комплекса следующих методов:

1) теоретические: аналитико-синтетический, сравнительно- сопоставительный, метод моделирования;

2) эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент;

3) психодиагностические: «Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей» (Б. А. Федоришин); анкета «Самодиагностика способности педагога к саморазвитию»; «Методика диагностики эмпатии» (И. М. Юсупов); «Оценка уровня общительности» (В. Ф. Ряховский); Методика «Диагностика коммуникативного контроля»;

4) методы активного социально-психологического обучения: социально-психологический тренинг, ролевые и деловые игры, групповая дискуссия и др.;

rsj Q <Х»

ART 75003

науш.о-методический электронный журнал

УДК 159.9

Попова Е. Р. Развитие коммуникативной компетенции учителей в период первичной профессионализации // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. -ART 75003. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75003.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

5) количественные методы обработки эмпирических данных: математически-статистический метод: Т- Критерий Вилкоксона:

Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня развития коммуникативной компетенции на этапе первичной профессионализации.

Формирующий эксперимент направлен на выявление уровня развития коммуникативной компетенции в период первичной профессионализации, после внедрения программы по развитию коммуникативной компетенции.

Результаты констатирующего этапа свидетельствуют о невысоком уровне развития коммуникативной компетенции, что делает необходимым совершенствование и дальнейшего развитие уровня коммуникативной компетенции учителей в период первичной профессионализации. Было выявлено, что 40% учителей имеют базовый уровень развития коммуникативной компетенции, 57,5 % - средний уровень, а продвинутый уровень - 2,5%. После проведения методик выяснили, что учителя имеют базовый и средний уровень развития коммуникативной компетенции.

Для повышения уровня коммуникативной компетенции учителей на этапе первичной профессионализации требуется внедрение модели целенаправленного развития данной компетенции и условий ее эффективного функционирования. Основные направления по реализации модели будут представлены в параграфе 3.1 настоящего исследования.

На основе полученных данных с молодыми учителями со средним и базовым уровнями было решено провести работу по развитию коммуникативной компетенции в период первичной профессионализации.

Апробация модели и программы осуществлялась в рамках общеобразовательного процесса, в каникулярное время.

Опытно-поисковая работа проводилась на базе МОУ СОШ № 1 и МОУ СОШ № 23 Копейского городского округа, с молодыми учителями в возрасте до 30 лет.

Цель программы - развитие коммуникативных умений.

Задачи программы

- поближе познакомить педагогов друг с другом и тем самым сплотить коллектив;

- способствовать развитию умения услышать и понять то, что партнер имел в

виду;

- способствовать развитию невербальных и вербальных средств передачи информации, навыков конструктивного выражения своих эмоций и чувств, активного слушания, эмпатии, партнерских отношений и рефлексии.

- развить умение задавать вопросы.

Методы: беседа, тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, информирование, дискуссия, рефлексивное обсуждение, развивающая психологическая диагностика.

Планируемый результат: осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, ориентация педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, освоение навыков рефлексивного и эмпатийного поведения.

В формирующем эксперименте (2014 г.) приняли участие те же 20 молодых учителей МОУ СОШ № 1 и МОУ СОШ № 23 Копейского городского округа, т.к. констатирующий этап показал базовый и средний уровень развития коммуникативной компетенции молодых учителей на этапе первичной профессионализации.

К задачам формирующего этапа эксперимента были отнесены:

1) реализация разработанной модели,

2) оценка эффективности ее функционирования,

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

Попова Е. Р. Развитие коммуникативной компетенции учителей в период первичной профессионализации // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. -ART 75003. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75003.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75003 УДК 159.9

3) определение и анализ динамики изменений в уровне развития коммуникативной компетенции молодых учителей.

Определение уровня развития коммуникативной компетенции на формирующем этапе осуществлялось на основе того же диагностического инструментария, что и на констатирующем.

В развитии коммуникативной компетенции участвовало 20 человек, так как по результатам предтестирования у них был базовый и средний уровень развития коммуникативной компетенции. После проведения пост-тестирования получились следующие результаты.

Результаты исследования по методике «КОС-2» на выявление коммуникативных и организаторских склонностей молодых учителей на этапе пост-тестировании после внедрения программы.

Сравнение результатов исследования коммуникативных и организаторских склонностей

100%

so öS

IQ SC Ol m

0 e;

01 T

0 m i-u

01 T 5

e; о

SC

90% 80%

70%% 60% 50%% 40%% 30%% 20%% 10%% 0%

60% 60%

10% 10% 10%

0% 0%

КС до КС после ОС до ОС после

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высший Высокий Средний Ниже среднего Низкий

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Рис. 1. Сравнение результатов исследования по методике «КОС-2»

По рис. 1 видно, что после внедрения программы по развитию коммуникативной компетенции, количество человек на низком уровне сократилось на, уменьшилось количество человек на уровне ниже среднего, на среднем уровне результаты остались практически такие же, а вот на высоком и высшем уровне увеличилось количество человек. Это свидетельствует о важности реализации программы развития коммуникативной компетенции молодых учителей на этапе первичной профессионализации.

Сравнивая результаты общего уровня развития коммуникативной компетенции молодых учителей до и после проведения программы, полученные в результате экспериментальной работы, позволили выявить положительную динамику в развитии коммуникативной компетенции молодых учителей в период первичной профессионализации.

PU Г М

КОНЦЕПТ

науш.о-методический электронный журнал ART 75003

Попова Е. Р. Развитие коммуникативной компетенции учителей в период первичной профессионализации // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. -ART 75003. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75003.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

100,00% 90,00% 80,00%% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

УДК 159.9

Сравнение результатов общего уровня развития коммуникативной компетнции

57,50%

35%

2,50%

43,75% ь 40%

21,25%

Продвинутый Средний Базовый

Общий уровень развития коммуникативной компетенции

До

I После

Рис 2. Сравнение результатов общего уровня развития коммуникативной компетенции молодых учителей до и после проведения программы

Сравнение результатов по методике «Способность педагога к саморазвитию» до и после внедрения программы видно на рис. 3.

Сравнение результатов исследования по методике

"Способность педагога к саморазвитию"

so öS

в к е в о

е;

е

т

о в т

и

е

т

и

е;

о

SC

100% 50% 0%

Базовый Средний Продвинутый

уровень уровень уровень

Уровни развития способности к сморазвитию

До

После

Рис. 3. Сравнение результатов по методике «Способность педагога к саморазвитию»

до и после внедрения программы

После проведения формирующего эксперимента заметно улучшились результаты. Количество человек на базовом уровне снизилось с 50% до 25%. На 10% уменьшилось количество человек на среднем уровне. А количество на продвинутом уровне увеличилось с 0% до 35%.

Итак, по итогам экспериментальной работы видно, на всех уровнях произошли значимые изменения: увеличилось количество человек на продвинутом уровне, а на базовом уровне произошло уменьшение количества.

На обобщающем этапе опытно-экспериментальной работы для оценки достоверности сдвигов в показателях уровня знаний, умений и отношений по профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов применялся Т-крите-рий Вилкоксона, который подсчитывался отдельно в констатирующем и формирующем

ART 75003

научно-методический электронный журнал

УДК 159.9

Попова Е. Р. Развитие коммуникативной компетенции учителей в период первичной профессионализации // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. -ART 75003. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75003.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

эксперименте. По методике «КОС-2», исследующая коммуникативные и организаторские склонности. Что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.

Таким образом, можно сделать вывод, что после проведения программы уровень коммуникативной компетенции молодых учителей на этапе первичной профессионализации повысился.

1. Опытно-поисковая работа проводилась с молодыми учителями МОУ СОШ № 1 и МОУ СОШ № 23 Копейского городского округа. Результаты констатирующего этапа показывают, что развитие коммуникативной компетенции молодых учителей осуществляется в недостаточной степени: необходима специальная, целенаправленная работа в этом направлении. Нами выделены три уровня развития коммуникативной компетенции: базовый, средний, продвинутый.

2. Опытно-поисковая работа показала, что развитие коммуникативной компетенции протекает более успешно при реализации разработанной нами модели «Развития коммуникативной компетентности молодых учителей на этапе первичной профессионализации».

3. Диагностика уровня развития коммуникативной компетенции молодых учителей после проведения опытно-поисковой работы по выделенным критериям показала эффективность функционирования разработанной модели.

4. Молодые учителя, с которыми была организована реализация модели развития коммуникативной компетенции, на пост-тестировании показали более высокий уровень развития (с базового уровня перешил на средний и со среднего на продвинутый) данной компетенции по сравнению с результатами пред-тестирования.

5. Были выявлены следующие результаты общего уровня развития коммуникативной компетенции: при констатирующем эксперименте базовый уровень развития коммуникативной компетенции имели 40% испытуемых, после проведения программы количество уменьшилось до 21,25%. На продвинутом уровне находились 2,5% молодых учителей, после проведения программы на продвинутом уровне стало 35% молодых учителей.

Ссылки на источники

1. Аверин В.А. Психология личности [Электронный ресурс]. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. -Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-24-13-38-54/32-2010-08-30-11-31-52/1126-2011 -02-09-14-53-37

2. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Методология модернизации процессов формирования познавательно-профессиональной активности у студентов//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С. 71-80.

3. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам//Научное мнение. 2012. № 8. С. 89-103.

4. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции// Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 7 (13). С. 17-22.

5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Психология профессионального образования практикум.- М.: Издательский дом "Академия", 2008. - 345 с.

6. Попова Е. Р. Развитие коммуникативной компетенции молодых учителей в период первичной профессионализации // Молодой ученый. 2014. №7. С. 284-287.

7. Поташник М.Н. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. - М.: Академия, 2010. - 345 с.

Выводы:

ги "7 rsj

КОНЦЕПТ

Попова Е. Р. Развитие коммуникативной компетенции учителей в период первичной профессионализации // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. ART 75003. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon cept.ru/2015/75003.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75003 УДК 159.9

Evgeny Popova,

Undergraduate, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]

The development of communicative competence of teachers in the primary period of professionalization

Abstract. The article presents the analysis of peculiarities of development of com-munica-tive competence in young teachers at the stage of primary professionalisetion. Disclosed model of communicative competence development of teachers at the primary stage of professionalization.

Key words: competence, communicative competence, the primary Pro-factionalization, stage, model. Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

«vi Q «X»

977230412015913

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.