обеспечивается уровнем проявления познавательной активности его участников. Список использованной литературы:
1. Красновский Э.А. Показатели в образовании// Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 5. С. 53-57.
2. Лекомцева Е.Н., Пикин А.С. Формирование познавательной активности младшего школьника // Ярославский педагогический вестник. 2017. №3. - иКЬ: ИНрз^/суЬеНептка.ги/агйс^/пДогт^оуате-poznavatelnoy-akt¡vnost¡-mladshego-shkolnika (дата обращения: 17.01.2023).
© Тарасенко М.Н., 2023
УДК 372.881.111.1
Храмушина А.С.
магистрант 3 курса МГПУ г. Саранск, РФ Научный руководитель: Бирюкова О.А.
кандидат филологических наук, кафедры лингвистики и перевода, МГПУ
г. Саранск, РФ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В статье подробно рассматривается роль игры в формировании иноязычной коммуникативной компетенции в начальной школе. На данной ступени обучения закладываются основы коммуникативных умений и навыков, которые в дальнейшем помогут учащимся выйти на более высокий уровень готовности к общению на изучаемом иностранном языке. Авторы приводят инструкцию по внедрению игровых технологий на уроке английского языка и отмечают ее универсальный характер, т. е. возможность изменять содержание, правила, наполнение коммуникативной игры в зависимости от реальных потребностей учащихся.
Ключевые слова
Коммуникативная компетенция, игровые технологии, младшие школьники, иностранный язык, начальная школа
Khramushina A.S.
3-rd year master's student, Mordovian State Pedagogical University
Saransk, Russia Scientific supervisor: Biryukova O.A.
Ph.D. (Philology), Associate Professor of Department of
Linguistics and Translation, Mordovian State Pedagogical University
Saransk, Russia
DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF YOUNGER LEARNERS THROUGH PLAYING IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS
Annotation
In this article the role of games in forming foreign language communicative competence in elementary school is analyzed in detail. At this stage of learning the base for communicative skills is laid, which in perspective will help the pupils approach a higher plane of readiness to speak the language they study. The authors give a kind of a guideline to introduce game technologies in English classes. They also emphasize the universal character of this guideline, i. e. the possibility to change the rules and the content of a communicative game depending on the pupils' needs.
Keywords
Communicative competence, game technologies, young learners, foreign language, elementary school
Как только обучающие начинают знакомиться с иностранным языком, они мечтают подняться на уровень свободного общения на изучаемом языке, а, значит, они должны овладеть необходимыми для этого коммуникативными навыками. Это является целью каждого учителя иностранного языка, работающего в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, поскольку в конечном счете именно сформированность коммуникативных навыков и умений и готовность вступать в коммуникацию с носителем языка являются важнейшими показателями владения иностранным языком.
Начальный период обучения в школе имеет решающее значение для формирования базовых умений в целом. Если в этом смысле говорить о предметной области «Иностранный язык», необходимо отметить особую важность данного этапа (1-4 классы общеобразовательных учреждений) для того, чтобы заложить основы иноязычной коммуникативной компетенции. Без этого сложно представить дальнейшее развитие учащихся в плане изучения указанного предмета.
Специалисты в области методики обучения иностранным языкам подчеркивают, насколько сложным и затратным по времени оказывается процесс закладывания и формирования основ коммуникативной компетенции. До младших школьников необходимо донести идею о том, что они начинают изучать новый для них язык не только как систему правил и набор слов, но как средство общения. А это означает, что перед ними стоит достаточно сложная и многоаспектная задача: овладеть разными видами речевой деятельности. С одной стороны, им предстоит научиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование) и извлекать смысл из письменного текста (чтение), с другой стороны, усвоить стратегии построения устного высказывания (говорение) и изложения мыслей в письменном виде (письмо). В этот же период накапливаются языковые средства, которые не только обеспечивают функционирование репродуктивных и продуктивных видов речевой деятельности, но в дальнейшем позволят учащимся перейти на качественно новый этап развития коммуникативной компетенции [4].
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов создает новые контексты для преподавания иностранных языков, в связи с чем традиционная методика претерпевает заметные изменения. На передний план выдвигаются активные и интерактивные методы, приемы, а также формы организации учебного процесса на уроке. Например, игровые технологии, используемые учителем на занятиях, стали наиболее востребованными и актуальными, поскольку они повышают мотивацию к обучению, стимулируют познавательную активность и предоставляют учащимся возможность самостоятельно ставить и реализовывать цели обучения, а также адекватно оценивать свои достижения.
Без сомнения, игра - это основная форма деятельности ученика в начальной школе. Как всем известно, большое количество известных педагогов уделяли огромное внимание эффективности использования игр в образовательном процессе, что вполне объяснимо. В игре способности человека,
особенно ребенка, проявляются особенно полно и иногда неожиданно.
Великий греческий философ Платон, писал, что игра является подготовкой к жизни. Он считал, что дети в игре подражают взрослым и именно играя они должны обучаться и познавать мир. Такое же мнение имел и Я. Корчак он писал, что «многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых» [2]. Некоторые известные педагоги и психологи, к примеру, А. Люблинская, Е. Е. Кравцова, Л. С. Выготский, А. В. Чернова, А. С. Макаренко, Р. С. Буре, Д. Б. Эльконин и многие другие выясняли внутреннее строение игры, ее общественную ценность, а также в целом ее важность в процессе воспитания и развития детей. Известный педагог и психологи советского времени, Д. Б. Эльконин считал, что игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности [7].
В целом игровые технологии обладают большими возможностями, которые просто необходимо использовать в учебном процессе. Особенно, если речь идет о развивающих и образовательных играх, которые раскрывают способности обучающихся и наглядно показывают самим детям и учителю, что нового они открыли для себя, какие навыки и умения они приобрели, изучив определенную тему или курс. Когда дети играют, они должны принимать определённые решения, рассуждать, например, как и что говорить, какие нужно осуществлять действия и в конечном итоге, как победить. Все эти задачи и вопросы приводят в действие мыслительные процессы у ребёнка, усиливают его умственную активность. А если в это же время дети пытаются говорить, общаться, высказывать свое мнение на иностранном языке, то раскрываются широкие возможности для обучения. Обучающиеся воспринимают игру как интересное, занимательное занятие и принимают участие в образовательном процессе с большим удовольствием. Именно поэтому игра является привлекательной и вызывает интерес у педагогов, в том числе учителей иностранного языка. Также важно отметить, что игра подразумевает равенство, и слабые ученики также активно вовлекаются в игровой образовательный процесс. К тому же, обучающийся, который не демонстрирует заметных достижений по предмету, может стать победителем, поскольку находчивость и изобретательность в условиях игры иногда важнее, чем знание предмета [7].
Учителя иностранных языков довольно часто используют развивающие и образовательные игры для того, чтобы повысить учебную мотивацию и в целом сформировать положительное отношение к предмету. Игры являются отличной формой как для обобщения и повторения изученной темы, так и для проверки и контроля уровня знаний учеников. Игровой метод на уроках хорошо концертирует внимание, влияет на самостоятельность детей, их внимательность и собранность. Учитель, используя игровые технологии на уроке, может помочь детям снять умственную перегрузку в образовательной деятельности, отвлечь их от обыденного плана урока и позитивно зарядить на дальнейшие занятия [1]. Но, что самое главное, - игра помогает обучающимся преодолеть так называемый «языковой барьер», дает им возможность говорить на иностранном языке без усилий, стеснений и других блокирующих факторов.
Таким образом, с помощью игровых технологий происходит тренировка речи на иностранном языке; обучающиеся готовятся к ситуативному спонтанному общению. Стоит отметить, что такая подготовка проходит незаметно для детей, и они в свою очередь получают удовлетворение от того, что могут высказываться, используя изучаемый иностранный язык, а иностранный язык становится для них реальным средством общения.
На уроке иностранного языка коммуникативная игра рассматривается как возникающее в определенных условиях речевое вариативное упражнение. Учитель, используя игровые технологии, старается создать атмосферу, которая максимально приближена к настоящему общению в иноязычной среде. Обучающиеся многократно повторяют речевую схему в заданной, искусственно формируемой иноязычной среде с присущими ей особенностями, такими как речевое воздействие, эмоциональность, целенаправленность. Игровые методы работы на занятиях пробуждают у обучающихся живой интерес к предмету, позволяют им развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают их познавательную активность [5].
Проведенное исследование было направлено на разработку и внедрение в процесс обучения
коммуникативной игры с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции у младших школьников. В ходе исследования была сформулирована пошаговая инструкция применения игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе. Достоинством предлагаемой методической разработки является ее вариативность: учитель может вносить коррективы, подстраиваясь под определенную тему, под уровень подготовки своих подопечных, под конкретные образовательные и воспитательные цели.
На начальном этапе подготовки перед учителем стоят следующие задачи:
1. Развить навыки коммуникативного взаимодействия обучающихся.
2. Внести свой вклад в развитие способности учеников самостоятельно ставить образовательные цели в процессе игры.
3. Сформировать у младших школьников умение оперировать языковым материалом в процессе
игры.
4. Обеспечить формирование у обучающихся способности наблюдать достижение своих целей, а также умение разумной оценки своих результатов.
Дальнейшая работа по созданию и внедрению в учебный процесс коммуникативной игры строится пошагово.
Шаг 1. Постановка учебной цели.
Учителю необходимо определиться с целью игры и с тем, какие результаты он планирует получить после ее реализации. Заметим, что цели ставятся, исходя из реальных потребностей обучающихся или проблем, которые они испытывают в отношении различных аспектов языка. Игра может быть направлена закрепление или повторение лексического материала по определенной теме (лексический аспект), на корректировку слухо-произносительных навыков (фонетический аспект), на отработку грамматических явлений, конструкций и пр. (грамматический аспект). [3].
Шаг 2. Выбор способа осуществления коммуникативной ситуации в игре.
После того, как учитель определился с целью игры, необходимо выбрать, каким именно способом в данной игре будет развиваться коммуникативная компетенция обучающихся. Можно использовать следующие варианты: коммуникативное общение по готовому образцу или спонтанное общение по теме игры.
Важное значение имеет также количество участников коммуникативной игры. Может быть выбрано общение в парах или небольших группах, либо свободное общение, дискуссия в классе.
Шаг 3. Подготовка к игре и ее описание.
Необходимо определить и подготовить игровые инструменты (средства обучения). Очень важно использовать различные наглядные материалы, карточки, костюмы, предметы, маски; для создания нужной атмосферы в классе можно использовать определенные декорации. Учитывая современные реалии, хочется подчеркнуть огромный потенциал аудиовизуальных технологий: всегда есть возможность подобрать музыку, видеофильм, аудиозапись, презентацию, соответствующие теме. Все это делает игру еще более привлекательной для детей, способствует более успешной реализации ее цели [5].
Не менее важно правильно организовать игровое пространство, определить задачи и время игры.
Когда подготовительные мероприятия реализованы, учитель сообщает обучающимся о предстоящей игре и знакомит их с правилами. Если есть необходимость, ученики со своей стороны готовят необходимый инструментарий.
Шаг 4. Ход игры.
После того, как обучающиеся получили установку на ход игры, задания, роли, они приступают к ее реализации. Учитель выступает в роли ведущего: он направляет ход игры, помогает в случае необходимости и контролирует процесс игры.
Шаг 5. Итог игры.
На данном этапе учитель должен подсчитать итоговые баллы, сравнить результаты или просто
подвести итоги, если в игре нет соревнования. Учителю необходимо обсудить с учениками, все ли учебные цели были достигнуты, что было сложным и легким, предложить детям оценить свои действия и достижения. Важным моментом является награждение победителей и поощрение участников.
Рассмотрим пример реализации коммуникативной игры для учащихся 3 класса. Изучаемая тема -«Animals».
Шаг 1: учебная цель - повторить лексику по теме «Animals», «Actions», повторить грамматическую конструкцию «Can you...? I can/can't».
Шаг 2: выбран первый способ осуществления коммуникации между учениками - работа с готовым образцом. Каждый ученик получает вспомогательную карточку, в которой есть пример грамматической конструкции по теме «can/can't», примеры глаголов представлены на доске.
Шаг 3: подготовка к игре - учитель готовит карточки с грамматическим правилом на каждого ученика, изображения различных животных, выводит на экран изученные глаголы действия.
Ученики по очереди задают вопросы, используя заданную грамматическую конструкцию. Задачи игры: класс должен отгадать, какое животное выбрал ученик.
Шаг 4: ход игры - учитель с помощью стихов определяет ученика, который будет выходить первым. Дети также повторяют данные стихи, тем самым повторяют лексику на тему «Animals» (например, One, one, one / Please dog run! / Two, two, two / The cat is after you! и т. д.).
Выбранный ученик выходит и выбирает любую карточку животного так, чтобы другие не видели ее. Ученики по очереди задают вопросы о том, что данное животное может делать, опираясь на карточки и используя представленные на доске глаголы: «Can you run/jump/fly?». Ученик отвечает «Yes, I can/ No, I can't». Если кто-то догадался, то может спросить «Are you (название животного на английском языке)?»
Шаг 5: итог работы - дать оценку своей работе во время игры (все получилось/есть трудности или барьеры/не получилось), получить наклейку или любое другое поощрение.
С помощью приведенной пошаговой инструкции каждый учитель иностранного языка сможет организовать коммуникативную игру на любой стадии занятия или на любом этапе изучения темы. Инструкция носит универсальный характер и подходит для организации иноязычного взаимодействия не только в начальной школе, но в среднем звене (для учащихся 5-7 классов).
Изучив роль игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе, стоит отметить их значимость и результативность. Игровая технология соответствует ведущей деятельности детей данного возраста, поэтому, играя, они действительно учатся с большим энтузиазмом и интересом. Очевидно также, что игра на уроке иностранного языка способствует развитию познавательных способностей учащихся, укреплению интереса и мотивации к изучению иностранного языка, а главное -формирует коммуникативные навыки и умения, позволяющие чувствовать себя более уверенно. Таким образом, игра - не просто развлечение, но и одна из главных технологий, которую необходимо внедрять в начальной школе в процесс изучения иностранного языка. Список использованной литературы:
1. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения. Минск: ТетраСистемс, 2011. 306 с.
2. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: АСТ, 2019. 276 с.
3. Остапчук Л.В. Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы) // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 1007-1009.
4. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранному языку. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
5. Прохорова Л.М. Воспитание младшего школьника // Развиваем творческую активность школьников. 1996. №5. С. 21-27.
6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: АСТ, 2008. 272 с.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.
© Храмушина А.С., 2023