Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования'

Развитие коммуникативной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Т.В.

Целью данной статьи является рассмотрение возможностей системы дополнительного профессионального образования в развитии коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Понятие «коммуникативная компетентность» является важной и неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагогических работников ДОО. Создавая необходимые организационно-педагогические условия в системе дополнительного профессионального образования можно обеспечить эффективное развитие коммуникативной компетентности педагогов ДОО, соответствующей современным вызовам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования»

Развитие коммуникативной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования

Прохорова Т. В.,

заведующая кафедрой дошкольного образования АОУ ДПО «ИПК и ПРО Удмуртской Республики»,

г. Ижевск, Россия

Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение возможностей системы дополнительного профессионального образования в развитии коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Понятие «коммуникативная компетентность» является важной и неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагогических работников ДОО. Создавая необходимые организационно-педагогические условия в системе дополнительного профессионального образования можно обеспечить эффективное развитие коммуникативной компетентности педагогов ДОО, соответствующей современным вызовам.

Изменение происходящие в России в социокультурной и экономической сферах нашей жизни вызывают необходимость смены представлений о целях, функциях и результатах образования. Возрастающие требования государства и общества к качеству образования и педагогическому профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов на развитие профессиональных компетенций, на обеспечение условий для конструктивного преодоления педагогами профессиональных затруднений в решении проблем педагогической практики. [2] Обеспечение таких приоритетов, в свою очередь, предполагает изменение содержания и технологий в системе дополнительного профессионального образования.

Среди проблем, связанных с модернизацией системы образования в России, наиболее сложной, по мнению ряда исследователей (И.И. Зарецкая, Е.В. Короткова, С.Н. Распопова и др.), оказалась переориентация педагога от авторитарной позиции, характерной для традиционной педагогики тоталитарного общества, к позиции педагога-гуманиста, способного к диалогу и сотрудничеству. Изучение профессиональных затруднений педагогов дошкольных образовательных организаций - слушателей курсов повышения квалификации в АОУ ДПО «ИПК и ПРО УР» показывает, что многие педагоги затрудняются в переходе от монологических, фронтальных к диалоговым, интерактивным формам организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Это актуализирует проблему формирования коммуникативной компетентности педагогов, от которых во многом зависит создание эффективной коммуникативной ситуации в образовании дошкольников.

Профессия «педагог» принадлежит к числу коммуникативно-направленных профессий. Решая профессиональные задачи, педагог вступает во взаимодействие с воспитанниками, с коллегами, с администрацией своего учреждения, с представителями общественности, а также с родителями воспитанников. Воспитатель является связующим звеном в коммуникативном процессе, поэтому ему необходимы такие умения, которые бы позволяли этот процесс выстраивать максимально эффективно.

Коммуникативная компетентность и способы ее формирования являются предметом многочисленных исследований. Анализ научно-теоретической литературы по проблемам, связанным с коммуникацией, общением, коммуникативной компетентностью, позволяют судить о том, что структура, функции, генезис общения и межличностное взаимодействие достаточно хорошо изучены и детально освещены в

теоретических трудах философов (Л.П. Буева, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.В. Кан-Калик, В.Н. Куницына, А.А. Леонтьев и др.), педагогов (В.И. Гинецинский, Н.В. Кузьмина, М.И. Лисина, Г.И. Михалевская, А.В. Мудрик и др.), социальных педагогов (Б.З. Вульфов, Г.А. Кудрявцева, Ф.А. Мустаева, В.А. Фокин и др.) [5, с.4]

Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность - это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия. [3]

Можно выделить некоторые компоненты коммуникативной компетентности: умение определять цели коммуникации; умение ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, высказывать суждения; передавать рациональную и эмоциональную информацию; устанавливать межличностные связи; согласовывать свои действия с действиями коллег; выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях; организовывать и поддерживать диалог; быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения, в зависимости от ситуации. [4] Сформированная коммуникативная компетентность педагога - это важнейший фактор эффективного педагогического общения.

Так же как и любая из профессиональных компетентностей педагога, коммуникативная компетентность определяется минимум тремя составляющими:

• когнитивной (что специалист знает по данному вопросу) знания о коммуникативных средствах (вербальных и невербальных), техниках эффективного общения и т. д.;

• операциональной (как специалист реализует свои знания на практике) умения адекватно понимать и использовать указанные средства во взаимодействии с детьми и родителями;

• мотивационной (как специалист относится к данной сфере своей деятельности).

[1]

Необходимо отметить, что профессиональная коммуникативная компетентность не может усваиваться педагогом стихийно, т.к. в этом случае возможно искажение ценностных ориентаций. Именно поэтому формирование коммуникативной компетентности педагога должно происходить в ходе специально организованного обучения, например, в условиях дополнительного профессионального образования. Именно в этой логике разработана образовательная программа курсов повышения квалификации на кафедре дошкольного образования АОУ ДПО «ИПК и ПРО УР» по теме: «Формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОО». Основной целью данного курса является повышение коммуникативной компетентности педагогов ДОО и формирование ценностного отношения к процессу педагогического общения.

В содержании программы рассматриваются следующие вопросы: коммуникативная компетентность как основа профессиональной деятельности педагогов ДОО, особенности профессионального общения педагогов ДОО, техники эффективного взаимодействия в педагогическом процессе, совершенствование навыков риторики (ораторского искусства).

Рациональное соединение теоретического и практического материала в содержании программы, а также использование методов и приемов активизации слушателей, таких как ролевые игры с элементами драматизации, упражнения на развития вербальной и невербальной сферы, решение педагогических ситуаций, моделирование и проектирование ситуаций общения, дискуссии и др., создает условия для перехода педагога в положение субъекта деятельности, повышает уровень коммуникативной компетентности воспитателя ДОО в когнитивном, операциональном и мотивационном

аспектах. Обучение педагогов способам рефлексии позволяет более грамотно и эффективно выстраивать педагогическую коммуникацию, что, в свою очередь, влияет на повышение качества образования в ДОО.

Таким образом, проблема формирования коммуникативной компетентности педагога ДОО становится актуальной в условиях переориентации общества на новую систему отношений, на гуманизацию образовательных процессов, на субъект-субъектные взаимоотношения между участниками образовательных отношений. Система дополнительного профессионального образования при создании необходимых условий способна отвечать современным вызовам и обеспечивать развитие коммуникативной компетентности педагога ДОО как профессионально значимой.

Литература

1. Галеева Н. Л. Управление развитием коммуникативной компетентности учителя в школе. [Электронный ресурс] / Н. Л. Галеева - URL : http://upr.1september.ru/article.php?ID=200702207 (дата обращения: 15.01.2015)

2. Калинкина Е. Г. Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности педагогов в процессе повышения квалификации. [Электронный ресурс] / Е. Г. Калинкина - URL : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-debatv-kak-sredstvo-formirovaniva-kommunikativnov-kompetentnosti-pedagov-v-protsesse-povysheniya-kvalifikatsii (дата обращения: 15.01.2015)

3. Макаровская И. В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе. [Электронный ресурс] / И. В. Макаровская - URL : http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-kommunikativnaya-kompetentnost-i-predstavleniya-uchitelya-o-sebe (дата обращения: 15.01.2015)

4. Маркова А. К. Психология профессионализма. [Текст] - М.: 1996. - 125 с.

5. Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография. [Текст] - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.