Научная статья на тему 'Развитие комбинированных съемок в кинематографе'

Развитие комбинированных съемок в кинематографе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
432
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМБИНИРОВАННЫЕ СЪЕМКИ / СПЕЦЭФФЕКТ / КИНОТРЮК / THE COMBINED SHOOTINGS / SPECIAL EFFECT / FILM TRICK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Искаков Артур Асылбекович

Искусство удивляет человека, заставляет задуматься, принять новою иллюзию. В кино новая реальность передается комбинацией съёмок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE COMBINED SHOOTINGS IN THE CINEMA

Art surprises the person, sets thinking, accept new illusion.The new reality is transferred to cinema by a combination of shootings.

Текст научной работы на тему «Развитие комбинированных съемок в кинематографе»

электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 3 2015

УДК 004

РАЗВИТИЕ КОМБИНИРОВАННЫХ СЪЕМОК В КИНЕМАТОГРАФЕ

Искаков Артур Асылбекович

магистрант

Казахская национальная академия искусств им Т. Жургенова

Алматы (Казахстан)

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. Искусство удивляет человека, заставляет задуматься, принять новою иллюзию. В кино новая реальность передается комбинацией съёмок.

Ключевые слова: комбинированные съемки; спецэффект; кинотрюк.

DEVELOPMENT OF THE COMBINED SHOOTINGS IN THE CINEMA

Iskakov Arthur Asylbekovich

undergraduate

T. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts Almaty (Kazakhstan)

Abstract. Art surprises the person, sets thinking, accept new illusion. The new reality is transferred to cinema by a combination of shootings. Key words: the combined shootings; special effect; film trick.

В 1861 год. Джордж Мельес родился в Париже. Совмещая в себе в одном лице сценариста, декоратора, актера, режиссера и оператора. Мельес изменил качество предкамерной реальности. Если в Люмьеров-ских лентах, жизнь представала в своих естественных формах, то в Ме-льесовских фильмах являлась целиком рукотворным поставленным зрелищем. Мельесу принадлежит открытие важнейшего средства кинематографической образности - монтажа. Снимая довольно развернутые сюжеты с завязкой, развитием действия, кульминацией он не мог уложиться в один монтажный кадр, как братья Люмьер, и вынужден был собирать повествование из нескольких эпизодов. Это и привело Мельеса к использованию последовательного монтажа. Более того, в его творчестве есть примеры, подтверждающие ассоциативный способ мышления. Так, в фильме «Путешествие на луну», снятым с театральным размахом, представлены колоссальные декорации, костюмы, фронтальные мизансцены.

Владислав Старейвич, родился в Москве 8 августа в 1882 году. Он снял покадровую анимацию с двадцатью пятью сантиметровыми куклами насекомых и использовал макеты городов. Это стало основой современной постановки в компьютерных спецэффектах.

Люди в то время не верили своим глазам, они думали, что это настоящие насекомые, это был 1908 год. Он превратил насекомых в актеров, говорил народ. Лозунг в то время был - обогнать Америку, - денег не жалели.

1935 год - Александр Птушко снял фильм «Новый Гулливер», где живой актер и куклы соединились не монтажно, а действительно действуют в одном кадре. В то время, и в наше время, задача режиссера была одна - удивить зрителя. Поставить актера в такую мизансцену, где выхода нет, и актер начинает искать лазейки, зритель сопоставляет себя с актером, сопереживая за него как за себя, и вместе с актером ищет выход.

Александр Птушко создал комбинацию маленьких кукол с живым актёром. Комбинированные съемки начали свое развитие в советское время. В Американском и европейского кино такого ещё никто ни делал.

В 1937 году Александр Птушко, в фильме «Золотой ключик». Птушко потребовал от комбинаторов невозможного. В одном кадре должны были действовать куклы и люди, причём в разном масштабе. Он разработал метод перспективного совмещения.

Птушко разработал гениальные вещи в комбинации съемок. 1946, послевоенные годы, братья Никитченко и оператор Михаил Кирилов сняли за два месяца пятиминутный фильм «Яблочко». По безумно сложной технике снимали в союздетфильм, это была научно-исследовательская короткометражка, ставившая перед собой фантастическую задачу. Американцы были озадачены, как в послевоенной стране мог появиться столь дорогой и технически сложный проект.

В 1972 году, в фильме «Солярис» режиссера Александра Тарковского, нужно было снять тягучесть мыслящего океана соляриса. Позже критики напишут, что в солярисе создан неповторимый образ вселенной, на самом деле весь океан соляриса вмещался в один тазик. Художником Александром Клименко пробовались разные элементы в плодь до кишков, ничего не получалось, в последний момент он обратился к химикам, оказывается если в ацетон сыпать порошок алюминия, при этом разогревать его, то возникают живые волны. Серебро дало ощущения странности этой планеты, появилась фактура, все было просто, но удивительно.

В 1966 в фильме «Война и мир» Сергея Бондарчука, сцена битв при Барадино считается до сих пор грандиозным постановочным эпизодом. Для съемок пожаров домов строятся полномасштабные декорации города, здесь снимаются крупные кадры пожара и детали. Что бы максимально, показать всю зрелищность эпизода, режиссеру нужны общие и панорамные кадры. Без комбинаторов здесь не обойтись, на берегу Бахры художники Семёнов и Красный возводит огромный бутафорский

город. Оператора Айзенберга снова спасает метод блуждающей маски -на одну часть плёнки снимают массовку, остальная часть кадра занимает макет города, съемка горящей Москвы. Аккуратно и правильным образом поджигают макеты и используют дорисовки сквозь стекло.

В списке самых заметных трюков в фильмах был «Экипаж» Александра Митты (1979 год) - фильм катастрофа, нетипичный фильм для советского союза. Картина выходит в мировой прокат, её выкупают двадцать восемь стран. В СССР аншлаг. Фильм на треть состоит из комбинированных съемок. Для десяти секундного ролика изготавливают несколько сотен макетов, специальных устройств и механизмов. Картина обходится в тысячу двести миллионов рублей, из них половина - стоимость комбинированных съемок. Имеются кадры, в которых требовалось четырнадцать экспозиций комбинированных съемок. Они были в работе одиннадцать месяцев и каждая экспозиция тогда могла провалиться по отдельности. Трюковой кадр не убедителен и не выразителен, если не может создать эмоционального вовлечения зрителя в фильме. Когда всё вместе - трюковой и реальный кадр соединяются так, что их не разъединить - тогда производится впечатление. Но для этого трюковой кадр должен быть жизнеподобен, он должен не отличаться от кадра, снятого в реальности. Александр Митта в фильме «Экипаж» сравнивается с лучшими голливудскими блокбастерами, за первые месяцы проката, фильм просмотрели около семидесяти миллионов людей.

В 1992 г. в Санкт-Петербург для встречи с Клушанцевым из Голливуда прилетает Роберт Скотак. Он снял такие фильмы как «Чужие» и «Терминатор». Скотак начал писать книгу про комбинированные съемки в мировом масштабе. Скотак задал пятьдесят вопросов Клушанцеву. Скотак не мог найти объяснения некоторым приемам тридцатилетней давности, которые применял Клушанцев.

Клушанцев совершенно бесплатно отдает Скотоку стопку около ста своих оригинальных изобретений. Опыт советских комбинаторов всё

ещё живет в Голливудском кино, и мы должны перенять себе этот большой опыт советских комбинаторов.

Мы предлагаем открыть в Казахской национальной академии искусств Т. Жургенова новую специальность «Комбинированные съемки» на кафедре «Кино и ТВ» для обязательного посещения операторам, мультипликаторам, режиссерам игрового и неигрового кино. На этой специальности будут изучаться все виды комбинаций, разработанные самими студентами в своих короткометражных учебных фильмах, где должны присутствовать спецэффекты в эпизодах. На специальности «комбинированные съемки» обязаны проходить лекции по кинорежиссуре от замысла до развития.

Список использованных источников

1. Норштэйн Ю.Б. Снег на траве. Искусство кино. 1999.

2. Аккуратова Е. Великие комбинаторы. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.