Научная статья на тему 'Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности'

Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2795
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ СФЕРА / РАЗВИТИЕ / ОЩУЩЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ВОЛЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / COGNITIVE SPHERE / DEVELOPMENT / SENSATION / PERCEPTION / ATTENTION / MEMORY / THINKING / WILL / YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Е.А., Попова В.К.

Статья посвящена теоретическому анализу развития основных когнитивных процессов современных младших школьников, протекающих в учебной деятельности. Развитие когнитивной сферы одно из важнейших направлений современной системы образования в младшей школе, поскольку когнитивная сфера включает в себя развитие всех основных психических процессов ребёнка, которые тесно взаимосвязаны между собой и играют большую роль в успешности обучения в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE SPHERE OF MODERN YOUNGER SCHOOLBOYS IN EDUCATIONAL ACTIVITY

The article is devoted to a theoretical analysis of the development of the basic cognitive processes of modern younger schoolchildren, proceeding in educational activities. The development of the cognitive sphere is one of the most important areas of the modern education system in elementary school, since the cognitive sphere includes the development of all the basic mental processes of a child, which are closely interrelated and play a large role in the success of schooling.

Текст научной работы на тему «Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

УДК: 159.922.74 ББК: 88.414-51

Психологические науки

6

Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности.

© Е.А. Сорокоумова, В.К. Попова.

Сорокоумова Е.А. - д.психол.н., профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) E-mail: CEA51@mail.ru

Попова В.К. - магистрант, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) E-mail: nan2008@mail.ru

Адрес: 127051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, д. 6

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена теоретическому анализу развития основных когнитивных процессов современных младших школьников, протекающих в учебной деятельности. Развитие когнитивной сферы - одно из важнейших направлений современной системы образования в младшей школе, поскольку когнитивная сфера включает в себя развитие всех основных психических процессов ребёнка, которые тесно взаимосвязаны между собой и играют большую роль в успешности обучения в школе.

Ключевые слова: когнитивная сфера, развитие, ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воля, младшие школьники.

«Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».

(В.А.Сухомлинский)

В современном образовании большое значение уделяется проблемам развития и обучению детей младшего школьного возраста, поскольку, в этот период происходит формирование не только психического, но и умственного, физического и нравственного развития ребенка. Большое количество преобразований и изменений в когнитивной сфере происходит именно в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст - сензитив-ный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. [7]

Проблема развития когнитивной сферы учащихся в настоящее время является одной из актуальных, так как именно познавательна сфера ребенка остается необходимым условием формирования умственных качеств личности. [1] Кроме того, актуальность данной тематики обусловлена недостаточной изученностью указанной проблемы современных младших школьников, а также наличием большого количества противоречий и подходов к рассмотрению когнитивной сферы.

Когнитивные процессы рассматриваются как совокупности процессов, благодаря которым происходит преобразование сенсорной информации начиная от воздействия стимула на рецепторы и заканчивая получением ответа в виде знания.

В период младшего школьного возраста у ребенка возникает большое количество подобных изменений и преобразований. Главной особенностью развития познавательной сферы младшего школьника является переход психических познавательных процессов на более высокий уровень. [9]

Когнитивную сферу личности со-

ставляют следующие центральные сферы психики: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воля.

Под восприятием понимают познавательный психический процесс, благодаря которому происходит формирование субъективной картины мира за счёт отражения предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств человека. В период младшего школьного возраста восприятие носит осознанный характер и, при условии совершенствования такого аспекта психики, как наблюдения, данный психический процесс становится управляемым и целенаправленным. Формирование и развитие восприятия в различных условиях учебной деятельности изучалось Л.В. Знаковым. В ходе эксперимента, дети, чье обучение было специально направлено на развитие восприятия и наблюдения, значительно чаще выделяли форму и величину предмета (64 % - выделяли форму и величину, 36 % - цвет), в то время как дети из обычного класса вдвое чаще обращали внимание непосредственно на цветовые характеристики предмета - 71 %. По результатом данного эксперимента у детей наблюдалось увеличение интереса к учебной деятельности, наблюдению и восприятию. [5]

Ощущение - непосредственное чувственное отражение отдельных качеств и свойств воспринимаемого объекта, который является основой восприятия, так как человек воспринимает информацию об окружающей действительности посредством органов чувств. Несмотря на то, что система анализаторов к младшему школьному возрасту продолжает развиваться, можно отметить ее достаточную сформированность к данному возрастному периоду. В наибольшей степени в младшем школьном развиты слуховые и зрительные ощущения.

Доминирующим познавательным процессом исследовали считают внимание, так как осуществление целенаправленной психической деятельности человека невозможно без сосредоточения и направленности, что обеспечивается

7

8

посредством данного когнитивного процесса. Внимание - это сосредоточенность деятельности субъекта в определенный момент времени на каком-либо реальном объекте, предмете, событии, образе и т.д. Среди особенностей внимания, как правило, выделяют быструю переключаемость и отвлекаемость. [9] Кроме того, следует отметить такое свойство внимания, как устойчивость, которая в начале младшего школьного возраста развито слабо, что обусловлено возрастными особенностями торможения. Однако, устойчивость существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с воспринимаемым объектом (изучает или рассматривает на протяжении длительного периода времени). Исследования С.М. Горбач показывают, что младшие школьники 6 - 7 лет сохраняют высокую степень устойчивости внимания при одновременном восприятии 2 - 3 объектов (в данном случае картинки). При увеличении количества объектов устойчивость внимания снижалась, как и качество внимания в целом (наблюдалось большее количество ошибок). Для того, чтобы обратить достаточное количество внимания на большее количество объектов необходимо повторное восприятие картинки. [3]

Достижение целей невозможно без участия такого психического процесса, как воля, который характеризуется, как процесс сознательного регулирования поведения и деятельности, который связан с преодолений как внешних, так и внутренних препятствий человека. В младшем школьном возрасте воля играет одну из ключевых ролей, так как учебная деятельность является обязательным процессом, который противоположен игровой деятельности.

Память рассматривается как процесс организации и сохранения прошлого опыта, который позволяет повторно использовать его в деятельности, а также лежит в основе таких процессов, как обучение и развитие. [8] Благодаря преобразованию мнемической функции памяти, которое в свою очередь, обусловлено наличием высоких требований к эффектив-

ности памяти, предъявляемых ребенку при выполнении задач на запоминание, возникающих в процессе учебной деятельности, происходит развитие данного когнитивного процесса. [5] Кроме того, в младшем школьном возрасте начинает формироваться логическая память, основой которой является использование средств запоминания и мыслительных процессов.

Однако, высшее проявление психической деятельности, характерное только для человека, называется мышлением. Это процесс отражения в сознании связей и отношений между предметами и явлениями окружающей действительности, это анализ, синтез и обобщение условий и требований, выдвигаемых решаемой задачей. В младшем школьном возрасте мышление переходит от наглядно-образного, являющегося доминирующим в этом возрасте, к словесно-логическому мышлению. Формирование научных понятий является необходимым условием для развития теоретического мышления. [10] Данный факт подтверждают исследования, в ходе которого младшим школьникам были представлены 2 одинаковых стакана с равным количеством воды. После того, как дети осознали, что уровень жидкости действительно одинаковый в обоих стаканах, экспериментатор перелил содержимое из одного в стакана в стакан другой формы, более вытянутый. Уровень жидкости в более узком стакане увеличивается, однако количество воды остается прежним. Затем детей спрашивают, в каком стакане жидкости больше. Младшие школьники, у которых еще не сформированы научные понятия не могут осознать, что количество жидкости осталось одинаковым в обоих стаканах и отвечают, что воды больше в вытянутом стакане. [2] Благодаря данному виду мышления младший школьник может решать задачи ориентируясь не на внешние наглядные связи и признаки объектов, а на их внутренние существенные свойства.

Таким образом, под когнитивной сферой мы понимаем совокупность познавательных процессов, свойств

и состояний личности, которые выполняют функции рационального познания и составляют основу личности человека. Развитая когнитивная сфера приводит к осознанной саморегуляции, являющейся новообразованием в младшем школьном возрасте. Так как ведущей деятельностью в этот возрастной период является учебная деятельность, именно она выступает как источник для целенаправленной

мыслительной деятельности, а также для развития важных свойств личности и активности ребенка. [4] Потребность в саморазвитии и стремление удовлетворить ее с помощью ведущей деятельности характеризует школьника, являющегося субъектом учебной деятельности, которым его делает обладание таким качеством как развитая когнитивная сфера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметова Л.В. Когнитивная сфера личности / Л.В. Ахметова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - с. 49.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // М.: Питер. - 2003. - с. 48.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон // М.: Просвещение. - 2004. - 321 с.

4. Горбачева Е.И. Умственное развитие: критерии и нормативы. / Е.И. Горбачева, К.М. Гу-ревич // М. : Знание. - 1992. - с. 79

5. Дубровина И.В. Психология. Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан // М.: Издательский центр «Академия». - 1999. - 464 с.

6. Дусавицкий А.К. Учебное пособие для младших школьников и преподавателей / А.К. Дусавицкий // М.: ТЦ Сфера. - 2005. -192 с.

7. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов // М.: Просвещение. -2006. - с. 221.

8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Учебник / Е.А. Сорокоумова // М.: «Юрайт». -2018. - 226 с.

9. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения : учебное пособие для вузов / Е.А. Сорокоумова. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 216 с. — (Серия : Авторский учебник).

10. Талызина Н.Ф. Формирование учебной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина // М.: Просвещение. - 2003. - с. 123-221

11. Рубинштейн С.Л. Природа мышления и пути его исследования / С.Л. Рубинштейн // М.: Просвещение. - 2003. - с. 321.

9

10

DEVELOPMENT OF COGNITIVE SPHERE OF MODERN YOUNGER SCHOOLBOYS IN EDUCATIONAL ACTIVITY

© Elena Al. Sorokoumova, Valeria K. Popova

Sorokoumova Elena Al. -- Professor of Psychology of work and psychological counseling Department, Moscow State Pedagogical University. E-mail: CEA51@mail.ru

Popova Valeria K. - undergraduate, Moscow State Pedagogical University. E-mail: nan2008@mail.ru

Address: 11/1 M. Pirogovskaya Str., Moscow, 119991, Russian Federation

ABSTRACT

The article is devoted to a theoretical analysis of the development of the basic cognitive processes of modern younger schoolchildren, proceeding in educational activities. The development of the cognitive sphere is one of the most important areas of the modern education system in elementary school, since the cognitive sphere includes the development of all the basic mental processes of a child, which are closely interrelated and play a large role in the success of schooling.

Keywords: cognitive sphere, development, sensation, perception, attention, memory, thinking, will, younger schoolchildren.

REFERENCE

1. Akhmetova L.V. Kognitivnaya sfera li-chnosti / L.V. Akhmetova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta. - 2009. - s. 49.

2. Bozhovich L.I. Lichnost' i yeye formirovaniye v detskom vozraste / L.I. Bozhovich // M.: Piter. - 2003. - s. 48.

3. Vallon A. Psikhicheskoye razvitiye rebenka / A. Vallon // M.: Prosveshcheniye. -2004. - 321 s.

4. Gorbacheva Ye.I. Umstvennoye razvitiye: kriterii i normativy. / Ye.I. Gorbacheva, K.M. Gurevich // M. : Znaniye. - 1992. - s. 79

5. Dubrovina I.V. Psikhologiya. Uchebnik dlya stud. Sred. Ped. Ucheb. Zavedeniy / I.V. Dubrovina, Ye.Ye. Danilova, A.M. Prikhozhan // M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya». - 1999. - 464 s.

6. Dusavitskiy A.K. Uchebnoye posobiye dlya mladshikh shkol'nikov i prepodavateley / A.K. Dusavitskiy // M.: TTS Sfera. - 2005. - 192 s.

7. Smirnov A.A. Problemy psikhologii pamyati / A.A. Smirnov // M.: Prosveshcheniye. - 2006. - s. 221.

8. Sorokoumova Ye.A. Vozrastnaya psikhologiya. Uchebnik / Ye.A. Sorokoumova // M.: «Yurayt». - 2018. - 226 s.

9. Sorokoumova Ye. A. Psikhologiya detey mladshego shkol'nogo vozrasta. Samopoznaniye v protsesse obucheniya : uchebnoye posobiye dlya vuzov / Ye.A. Sorokoumova. — 2-ye izd., per. i dop. — M. : Izdatel'stvo Yurayt, 2018. — 216 s. — (Seriya : Avtorskiy uchebnik).

10. Talyzina N.F. Formirovaniye ucheb-noy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov / N.F. Talyzina // M.: Prosveshcheniye. - 2003. -s. 123-221

11. Rubinshteyn S.L. Priroda myshleniya i puti yego issledovaniya / S.L. Rubinshteyn // M.: Prosveshcheniye. - 2003. - s. 321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.