Научная статья на тему 'Развитие ключевых компетенций на основе автоматизации sap HR'

Развитие ключевых компетенций на основе автоматизации sap HR Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
739
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ЕRP-СИСТЕМЫ / ФУНКЦИИ / МОДЕЛЬ / МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / SAP HR / EXPERTISE / BUSINESS PROCESSES / ERP SYSTEMS / FUNCTIONS / MODEL / MECHANISM / MANAGEMENT OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пожарницкая Ольга Вячеславовна, Демьяненко Юлия Владимировна

Рассмотрена реализация компетентностного подхода в отраслевых решениях SAP HR. Материал данной статьи основан на анализе зарубежного и отечественного опыта использования различных моделей бизнеса с учетом отраслевой специфики нефтегазовых предприятий, таких как Shell, ConocoPhillips, ТНК-ВР, ExxonMobil ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Тюментрансгаз», ОАО Сургутгазпром», «ТНК-ВР Бизнессервис». Идеи и материалы данной статьи нашли практическое применение при проведении научно-исследовательских работ по направлению «Интеллектуальные информационно-коммуникационные системы мониторинга и управления» (2010 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CORE COMPETENCIES BASED ON SAP HR AUTOMATION

The article describes the implementation of competence-based approach to industry solutions SAP HR. The material in this article is based on the analysis of inernational and national experience with different business models, taking into account industry-specific oil and gas companies such as Shell, ConocoPhillips, TNK-BP, ExxonMobil Rosneft, Gazprom Neft, OAO Tyumentransgas, OAO Surgutgazprom, TNK-BP Biznesservis. The ideas and materials of this article have found practical application in scientific research work in the direction of “intelligent information and communications monitoring and control systems” (2010).

Текст научной работы на тему «Развитие ключевых компетенций на основе автоматизации sap HR»

УДК 330.33:005.95

О. В. Пожарницкая, Ю. В. Демьяненко

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫх КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ АВТОМАТИЗАЦИИ SAP HR

Рассмотрена реализация компетентностного подхода в отраслевых решениях SAP HR. Материал данной статьи основан на анализе зарубежного и отечественного опыта использования различных моделей бизнеса с учетом отраслевой специфики нефтегазовых предприятий, таких как Shell, ConocoPhillips, ТНК-ВР, ExxonMobil ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Тюментрансгаз», ОАО Сургутгазпром», «ТНК-ВР Бизнессервис». Идеи и материалы данной статьи нашли практическое применение при проведении научно-исследовательских работ по направлению «Интеллектуальные информационно-коммуникационные системы мониторинга и управления» (2010 г.).

Ключевые слова: SAP HR, компетенция, бизнес-процессы, ЕЯВ-системы, функции, модель, механизм, управление персоналом.

В современном профессиональном образовании, как на уровне профессионального сообщества, так и на уровне государственных структур, наметилась тенденция описания профессионального образования как процесса развития необходимой компетентности специалиста [1].

В словаре российских менеджеров по персоналу термин «компетенция» появился в последние 7-8 лет, тогда как за рубежом это понятие закрепилось достаточно давно и занимает весомую позицию в определении компетентностного подхода в управлении человеческим капиталом.

Термин «компетентность» логично употреблять для характеристики специалиста в его профессиональной деятельности, а «компетенция» - для обозначения базового качества, которое делает специалиста «потенциально» компетентным [2].

В настоящее время интерес к этому инструменту управления персоналом растет повсеместно.

Корпоративным моделям компетенций отводится важная роль и в системе подготовки кадров, и в системе управления персоналом. В одних компаниях модель компетенций является ключевой в работе с кадрами, в других - профили компетенций используются в качестве прикладных инструментов. Например, для оценки персонала. Использование компетенций при оценке персонала позволяет менеджерам анализировать не только результаты, достигнутые сотрудником за прошедший период, но и способы достижения таких результатов [3].

Хорошо проработанные компетенции помогут упорядочить проведение аттестационных мероприятий; если же выбрана стандартная модель компетенций, не адаптированная к стратегическим целям и специфике компании, она не будет работать эффективно. Для западных специалистов компетенции - способности, возможности, ряд связанных, но различных наборов поведения, намерения человека, проявляемые в соответствующих ситуациях [3].

Эффективная модель компетенций должна быть ясной и легкой для понимания, описываться простым языком, иметь простую структуру. Большинство моделей могут быть описаны с помощью 1012 индивидуальных компетенций. Чем больше компетенций содержит модель, тем труднее ее внедрить в корпоративную практику.

Практика показывает, что некоторые организации используют только ключевые компетенции, другие разрабатывают и используют только управленческие - для проведения оценки топ-менеджеров, а часть компаний разрабатывает специальные компетенции только для сотрудников департамента продаж.

И, конечно же, важная роль в оптимизации управления компетенциями сотрудников предприятия отводится автоматизированным системам управления персоналом, так называемым Human Resource Systems, или новое название HCM - Human Capital Management.

На российском рынке сейчас представлено достаточно много программных продуктов корпоративных автоматизированных систем управления. Наиболее крупными автоматизированными системами управления являются пять основных иностранных компаний: Baan, Oracle, SAP AG, PeopleSoft и Ross Systems. Все они различаются функциональными возможностями, а также стоимостью внедрения и масштабами предприятий, на которых могут работать.

В настоящее время мировым лидером на рынке корпоративных приложений является компания SAP, которая помогает организациям любого размера и специализации эффективнее управлять своим бизнесом.

Безусловно, лидирующие позиции SAP занимает в нефтегазовом секторе, что неудивительно, поскольку решения компании для данной отрасли признаны мировым стандартом. В число клиентов SAP входят компании ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Тюментрансгаз», ОАО Сургутгазпром» «ТНК-ВР Бизнессервис» и др.

В каждой отрасли есть свои уникальные процессы и сложные задачи. Сильной стороной SAP всегда было глубокое знание особых требований каждой отдельной отрасли и уникальное предложение специализированных отраслевых решений. Над решениями для нефтегазовой отрасли SAP работает уже 20 лет и в настоящее время является единственной компанией, предоставляющей решение, охватывающее всю цепочку создания стоимости для предприятий нефтегазовой промышленности - от разведки месторождения до заправочной станции. Решения SAP for Oil & Gas являются наиболее полными отраслевыми решениями для электронного бизнеса в области нефтегазовой промышленности и соединяют 30-летний отраслевой опыт SAP с возможностями современных информационных технологий. SAP for Oil & Gas позволяет создать информационную систему управления холдингом, а также решить задачи для предприятий отрасли с учетом специфики ведения основной хозяйственной деятельности: разведка, разработка, эксплуатация и ликвидация месторождения, управление транспортной системой, переработка нефти и газа, сбытовая деятельность [4].

В частности, крупнейшие компании нефтяной и газовой отрасли предъявляют сегодня очень жесткие требования к своим специалистам. Специалисты должны обладать определенными знаниями, чтобы соответствовать занимаемым ими должностям. Предприятия проводят мероприятия на развитие технической компетентности занятого в основных бизнес-процессах персонала. В зависимости от организационной структуры компании разрабатывают тестовые вопросы для проверки качества знаний сотрудников, профили и модули компетенций по уровню сложности. В связи с этим нефтегазовые компании особое внимание уделяют вопросам управления компетентностью и квалификацией персонала.

Так, некоторые нефтегазовые компании используют различного рода компетенции, например профессиональные (НК «КазМунайГаз», ОАО «Газпром нефть»), лидерские («ТНК-ВР»), управленческие (ОАО НК «Роснефть») и др.

Мировые лидеры в нефтегазовой отрасли, такие как Shell, ConocoPhillips, ТНК-ВР, ExxonMobil, много лет используют в своей практике:

- глубоко проработанные корпоративные и профессиональные компетенции по всем направлениям деятельности компании;

- систему оценки по компетенциям, позволяющую оценить уровень компетентности и квалификации персонала;

- формирование программ обучения и развития компетентности и квалификации;

- комплексный подход к развитию компетентности и квалификации на основе автоматизации в SAP HR процесса оценки по компетенциям, сравнение с профилем компетенций, формирование программ обучения, оценки эффективности обучения.

В настоящее время SAP развивает несколько направлений, добавляя к базовой системе новые модули с целью максимального интегрирования функций предприятия. Одно из таких направлений ориентировано на повышение компетентности сотрудников предприятия. Связано это с тем, что эффективность деятельности HR-подразделений, стратегическими направлениями которой сегодня становятся подбор высококвалифицированного персонала, удержание и мотивация профессиональных, увлеченных работой сотрудников, формирование и развитие кадрового потенциала решающим образом влияет на эффективность любого бизнеса. Именно поэтому компания SAP разработала такое решение, как my SAP Human Resources. Это мощный набор интегрированных процессов для автоматизации и оптимизации управления человеческими ресурсами, что помогает сотрудникам сосредоточиться именно на своей работе [5].

Можно отметить, что решение SAP помогает сформировать комплексную систему управления персоналом с учетом компетентностного подхода, включающую:

1. Управление талантами.

Решение помогает повысить эффективность организации благодаря максимизации потенциала каждого сотрудника, удерживать ключевой персонал и снижать затраты на неэффективную деятельность.

2. Базовые процессы управления персоналом.

Решение позволяет предприятиям рационализировать и интегрировать базовые процессы управления персоналом, включая административные функции, расчет заработной платы, учет рабочего времени, управление компенсационными пакетами и льготами, а также формирование всей требуемой отчетности.

3. Планирование и расстановка кадровых ресурсов.

Эффективное использование персонала требует последовательного и своевременного распределения сотрудников с учетом конкретных бизнес-потребностей и требований к квалификации персонала.

4. Аналитика по персоналу.

Решение предоставляет инструменты для анализа данных и составления оперативной и аналитической отчетности.

5. Информационные сервисы в области управления персоналом.

Информационные сервисы самообслуживания призваны оптимизировать организацию труда и по-

высить эффективность взаимодействия внутри организации. Они предоставляют руководителям и сотрудникам эффективные инструменты самостоятельного доступа к необходимой информации и различным функциям. Это позволяет организовать эффективное сотрудничество для успешного решения бизнес-задач, получить необходимую информацию в кротчайшие сроки и существенно сократить

затраты на рутинные операции, уменьшить количество бумаг и упростить процедуры взаимодействия.

6. Общекорпоративные службы.

Таким образом, прогрессивные технологии, реализованные в решениях системы SAP, позволяют повысить развитие ключевых компетенций и использовать трудовые ресурсы максимально эффективно.

Список литературы

1. Маслов В . И . Стратегическое управление персоналом в условиях организационной культуры . М Финпресс, 2007 . 236 с .

2 . Алиева А. Т. Базовые категории компетентностного подхода в современной образовательной парадигме // Вестн . Томского гос. пед .

ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2012 . Вып . 8 (123) . С . 157-160 .

3 . Маслов В . И . Корпоративная культура в современном менеджменте // Финансовый бизнес . 2007 . № 5 . 311 с .

4 . SAP СНГ - Решение SAP для нефтегазовой промышленности . URL: http://www. sap . com/ris/industries/oN-gas/businessbenefits/index . epx

5 . Андерсон Дж. В ., Ларокка Д . SAP за 24 часа . Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. 432 с.

Пожарницкая О. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры. Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: pov@tpu.ru

Демьяненко Ю. В., аспирант, ассистент.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

Материал поступил в редакцию 06.05.2011.

O. V Pozharnwkaya, Y. V Demyanenko

THE DEVELOPMENT OF CORE COMPETENCIES BASED ON SAP HR AUTOMATION

The article describes the implementation of competence-based approach to industry solutions SAP HR. The material in this article is based on the analysis of inernational and national experience with different business models, taking into account industry-specific oil and gas companies such as Shell, ConocoPhillips, TNK-BP, ExxonMobil Rosneft, Gazprom Neft, OAO Tyumentransgas, OAO Surgutgazprom, TNK-BP Biznesservis. The ideas and materials of this article have found practical application in scientific research work in the direction of “intelligent information and communications monitoring and control systems” (2010).

Key words: SAP HR, expertise, business processes, ERP systems, functions, model, mechanism, management of personnel.

Pozharnickaya O. V

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: pov@tpu.ru

Demyanenko Y. V

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.