Научная статья на тему 'Развитие клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1930 - 1950-е годы в историко-педагогической ретроспективе'

Развитие клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1930 - 1950-е годы в историко-педагогической ретроспективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ОРЕНБУРЖЬЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ / ЭТАПЫ ГЕНЕЗИСА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / TEENAGERS CLUB ACTIVITIES / ORENBURG REGION / METHODOLOGIES / THE STAGES OF GENESIS / PRECONDITIONS / PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торшина Анна Вячеславовна

В статье выделены фундаментальные исследования, посвященные методологии истории образования, истории детского движения, внешкольной работы, клубной деятельности подростков. Представлены методологические аспекты, позволившие охарактеризовать клубную деятельность подростков Оренбуржья в 1930 1950-е годы; предпосылки, ставшие предварительным условием развития клубной деятельности подростков. Определен генезис клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1930 1950-е годы, этапы развития и педагогические ресурсы клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1930-1950 е годы, актуальные для сегодняшней практики дополнительного образования.The fundamental researches dedicated methodologies of the history of education, the history of children's movement, extracurricular activities, club activities of teenagers are highlighted in the article. Methodical aspects allowed to characterize club activities of the teenagers of Orenburg region preconditions which became the conditions of the development of club activities of teenagers are presented. The genesis of the club activities of the teenagers of Orenburg region in 1939-1950 years, the stages of the development and pedagogical resources of the club activities of the teenagers of Orenburg region are development. They are relevant for today's practice of the additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1930 - 1950-е годы в историко-педагогической ретроспективе»

эффективность полисубъектного личностно-ориентированного взаимодействия

преподавателя-пианиста с обучающимся (принцип формирования индивидуального стиля музыкального мышления учащихся-пианистов, принцип свободного волеизъявления ученика как основа исполнительства (звукотворческая воля), принцип исполнительского анализа и показа в зависимости от индивидуальности обучающегося, принцип организации творческой,

благожелательной атмосферы в классе, принцип рационального использования времени и сил ученика).

Принципы русской фортепианной школы обусловливает ее успешность и действенность на протяжении двух столетий. Три ведущие функции русского пианизма наиболее полноценно отражают сущность музыкально-образовательного процесса в исполнительстве, т. к. признают целью и ценностью всесторонне развитую личность пианиста, обеспечивают продуктивность фортепианного обучения и объемно отражают личностно-ориентированное взаимодействие

педагога-пианиста с обучающимся.

Литература:

1. Бородин, А. Б. Формирование понятия "фортепианная школа" у музыкантов-исполнителей в процессе профессионального вузовского образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. Б. Бородин ; [Урал. гос. пед. ун-т]. -Екатеринбург, 2007. - 23 с.

2. Варламов, Д. И. Теоретические и методологические основы исследования исполнительской школы в музыкальном искусстве» / Д. И. Варламов, Е. С. Виноградова // Фундам. исслед. - 2013. - № 11, ч. 7. - С. 1407-1411.

3. Гуральник, Н. П. Развитие украинской фортепианной школы в ХХ ст. Музыкально-просветительские традиции и методические ориентиры / Н. П. Гуральник // Ars Inter Culturas. -2013. - № 2. - С. 43-59.

УДК 37

ГРНТИ 14.09.27

4. Иванов, В. Д. Словарь музыканта-духовика / В. Д. Иванов. - М. : Музыка, 2007. - 128 с.

5. Кременштейн, Б. Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза / Б. Л. Кременштейн. - М. : Музыка, 1984. - 89 с.

6. Мальцев, С. М. Метод Лешетицкого / С. М. Мальцев. - СПб. : ВВМ, 2005. - 222 с. -(Серия "Путь к виртуозности" ; вып. 2).

7. Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе, 1862-2002 : материалы междунар. науч. сес., посвящ. 140-летию Консерватории, Санкт-Петербург, 17-19 сент. 2002 г. / М-во культуры Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова ; [сост., отв. ред. Л. Г. Данько]. - СПб. : СПГК, 2002. - 297 с.

8. Полякова, Е. С. Обучение игре на фортепиано как педагогическая проблема / Е. С. Полякова // Работа студента в фортепианном классе : пособие / [Е. С. Полякова и др.]. - Минск, 2010. - С. 4-31.

9. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг. - Москва : Классика-ХХ1, 2003. -335 с.

10. Чжу, Цзин. Исполнительская подготовка музыканта на основе принципов русской фортепианной школы / Чжу Цзин // Вес. Беларус. дзярж. пед. ун-та iмя М. Танка. Сер. 1, Педагопка. Пахалопя. Фшалопя. - 2015. - № 4 (86). - С. 28-32.

11. Чжу, Цзин. Преемственность в реализации принципов русской фортепианной школы в современной музыкальной педагогике Китая / Цзин Чжу ; УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». - Минск : ИВЦ Минфина, 2019. - 155 с.

12. Яконюк, В. Л. Белорусская фортепианная школа: опыт исторической преемственности (о методологии генерализации творческого опыта в сфере исполнительского искусства) / В. Л. Яконюк // Вес. Беларус. дзярж. акад. музыш. - 2015. - № 26. - С. 110-114.

РАЗВИТИЕ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ ОРЕНБУРЖЬЯ В 1930 - 1950-Е ГОДЫ _В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ_

Торшина Анна Вячеславовна,

к.п.н.,

старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, Новотроицкий филиал федерального государственного втономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

(НФ НИТУ «МИСиС»)

462359 Оренбургская область, город Новотроицк, улица Фрунзе, дом 8.

THE DEVELOPMENT OF THE TEENAGERS CLUB ACTIVITIES IN ORENBURG REGION IN 1930-1950 YEARS IN HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RETROSPECTIVE

АННОТАЦИЯ

В статье выделены фундаментальные исследования, посвященные методологии истории образования, истории детского движения, внешкольной работы, клубной деятельности подростков. Представлены методологические аспекты, позволившие охарактеризовать клубную деятельность подростков Оренбуржья в 1930 - 1950-е годы; предпосылки, ставшие предварительным условием развития клубной деятельности подростков. Определен генезис клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1930 -1950-е годы, этапы развития и педагогические ресурсы клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1930-1950 - е годы, актуальные для сегодняшней практики дополнительного образования.

ABSTRACT

The fundamental researches dedicated methodologies of the history of education, the history of children's movement, extracurricular activities, club activities of teenagers are highlighted in the article. Methodical aspects allowed to characterize club activities of the teenagers of Orenburg region preconditions which became the conditions of the development of club activities of teenagers are presented. The genesis of the club activities of the teenagers of Orenburg region in 1939-1950 years, the stages of the development and pedagogical resources of the club activities of the teenagers of Orenburg region are development. They are relevant for today's practice of the additional education.

Ключевые слова: клубная деятельность подростков, Оренбуржье, методология, предпосылки, этапы генезиса, педагогические возможности.

Keywords: teenagers club activities, Orenburg region, methodologies, the stages of genesis, preconditions, pedagogical opportunities.

В условиях усовершенствования современного дополнительного образования приобретает актуальность анализ историко-педагогического опыта развития клубной деятельности подростков с учетом специфики отдельного региона. Государственная политика в Российской Федерации в области образования направлена на возрождение клубных объединений различной направленности, увеличение количества клубов, их доступность для обучающихся. В связи с этим, установление исторической взаимосвязи между клубной деятельностью подростков Оренбуржья в 1930 - 1950-е годы и современным периодом - это важный фактор обогащения педагогической практики современного дополнительного образования, способствующей успешной социализации, саморазвитию и

профессиональному самоопределению подростков.

В контексте изучаемой проблемы представляют научный интерес исследования С.В. Бобрышова [10,11], М.В. Богуславского [13], Г.Б. Корнетова [24], З.И. Равкина [28], посвященные методологии истории образования и педагогики; труды Б.А. Дейча [20,21,22,23], по истории развития внешкольной работы. История детского движения рассмотрена в трудах М.В. Богуславского [14,15,16]. В исследованиях Т.А. Ветошкиной [19], И.А. Молодеевой [25], В.А. Поплевиной [27], описаны отдельные возможности клубной деятельности в формировании личностных качеств подростков. Важное значение имеют историко-педагогические исследования в области истории образования Оренбуржья В.С. Болодурина [17,18 ].

В качестве базисного выделим понятие, данное В.В. Полукаровым: «клубная деятельность подростков - один из видов социальной деятельности, представляющий собой

специфическую коллективную форму

самодеятельной реализации индивидуально-творческой активности учащихся и имеющий социально и личностно значимый характер» [26].

Охарактеризовать феномен клубной деятельности позволяют методологические аспекты (исторический подход, принципы и методы), позволившие выявить предпосылки, обосновать критерии периодизации и этапы генезиса, определить педагогические возможности клубной деятельности подростков Оренбуржья рассматриваемого исторического времени для нынешней теории и практики дополнительного образования.

Исторический подход способствует осмыслению клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1930-1950-е годы, исходя из оценки ее внутренней структуры, теоретического потенциала и педагогических возможностей изучаемого явления.

Принципами изучения клубной деятельности подростков Оренбуржья в историко-педагогической ретроспективе в 1930 - 1950-е годы являются:

-принцип социального подхода (учет личностных и индивидуальных особенностей клубной деятельности подростков);

-антропный принцип (рассмотрение клубной деятельность подростков Оренбуржья в 1930 -1950-е годы с позиции проблемы личности как объекта воспитания и роли клубной деятельности в формировании индивидуальных качеств учащихся).

Методы изучения клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1930-1950-е годы:

-историко-генетический метод (тенденции развития клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1930-1950-е годы);

-сравнительно-исторический метод

(предоставил возможность сопоставить события, рассматриваемого исторического периода);

-источниковедческий (определение

возможностей источников: данные архивов, официальные нормативные документы, статистические отчеты, воспоминания участников Великой Отечественной войны).

Предварительным условием развития клубной деятельности подростков выступили общественно -исторические и педагогические предпосылки. К общественно-историческим предпосылкам можно отнести: особенности экономического развития, вследствие индустриализации страны;

предложения групп граждан и отдельных людей, идеология; важность подготовки подростков к общественной жизни через воспитание трудолюбия.

Педагогические предпосылки -

подвижническая работа педагогов; вероятность реализации новейших педагогических подходов; творческая деятельность учащихся; осуществление восполняющей социально-педагогической

возможности клубной деятельности,

способствующей приобщению к труду и занятости интересным делом в свободное время; воздействие; влияние опыта зарубежных педагогов; учет индивидуально-личностных особенностей ребенка

Материалы архивов показали, что:

1) В предвоенное время 1930 - 1940-е гг. образовательный этап - недостаточный уровень методической грамотности педагогов, нехватка денежных средств. Неудовлетворительное состояние клубов подтверждает открытое письмо пионеров Ак-Булакскго района школы - оргбюро ЦК ВЛКСМ (1938 год): «мы заявили через своих делегатов, что у нас нет библиотеки, хороших книг, нет достаточного количества шашек, шахмат, барабанов, нет пионерского клуба» [ 2 ].

Поэтому основой клубной деятельности подростков в это время стало привлечение доступностью занятий на основе индивидуальных интересов.

На областном совещании, посвященном работе культурно-просветительских учреждений за 1940 год поднимаются вопросы, посвященные деятельности клубов:

«- ликвидация неграмотности;

-нехватка помещений (клубы располагались в помещении старой церкви.

Тем не менее, функционируют клубы физической культуры, вокальные, авиамодельные, театральные, литературные» [ 4 ].

Директивные указания ЦК ВЛКСМ, пионерскому отделу обкома ВЛКСМ (1 января 1936) подтверждают, что наиболее отличившихся подростков поощряли путевками в детский лагерь «Артек»:

«путевки в Артек предоставляются лучшим подросткам - общественникам, которые наряду с отличной учебой показали образцы действительно преданного отношения к охране социалистической собственности, сбору хлопка, ухода за молодняком, птицей, предупредили пожары, крушение поездов» [1].

2) В 1945 - 1945 годах - военно-патриотическое время, количество клубов сильно сократилось.

Среди приоритетных направлений клубной деятельности можно выделить следующие:

- агитация населения;

-организация, проведение и участие в мероприятий, способствующих воспитанию патриотизма;

- информирование о ходе проведения военных действия.

Архивные данные свидетельствуют о том, что подростки наряду со взрослыми были заняты решением важны задач, направленных на борьбу с врагом. В отчете о клубных учреждениях Чкаловской области за 1943 год областного отдела народного образования указано, что подростки принимали участие в «сборе добровольных взносов на постройку боевых эскадрилий, самолетов, танковых колонн, сборе подарков фронтовикам, в проведении весенней посевной кампании» [3]

Кроме этого, в деятельность клубных объединений входил сбор дикорастущих растений под руководством педагогов-биологов. В этом деле большую помощь подросткам оказывала кафедра ботаники Чкаловского педагогического института, что подтверждает Письмо - обращение к подросткам «Дадим стране больше лекарства и сырья» (1943 год):

«Одной из важных оборонных задач является обеспечение фронта и тыла медикаментами. Наши больницы, поликлиники, и, в первую очередь, госпитали и другие лечебные учреждения Красной Армии должны иметь все необходимые лекарства в достаточных количествах. А Чкаловская область крайне слабо изучена. Поэтому первой задачей является обследование лекарственных богатств области [5].

Педагоги-биологи не только исследовали лекарственные травы Оренбуржья, но и задействовали группы подростков. «План, разработанный кафедрой ботаники Чкаловского педагогического института, был одобрен в феврале руководящими организациями области. В апреле -первых числах мая был прочитан цикл радиолекций для педагогов и подростков по лекарственному делу. В июне сотрудники кафедры выезжают на места для помощи и инструктажа учителей-биологов и для участия в исследованиях» [5].

Подростки собирали мать-и-мачеху, шиповник, боярышник, подорожник, черемуху, хмель.

Так, во время Великой Отечественной войны клубные объединения подростков подтвердили жизненную мощь. Формы и методы, которые использовали педагоги в работе, были подчинены одной цели - одержать победу.

3) В послевоенное время (1946 - 1950-е), созидательно-трудовое, в связи с развитием беспризорности, актуализируется роль клубов по месту жительства и работа с семьями группы «риска», оказание помощи стране в восстановлении народного хозяйства.

Для повышения качества обученности подростков к клубам прикрепляются представители науки, консультационная помощь оказывалась руководителям клубных объединений, предоставлялась возможность проводить

исследования в лабораториях промышленных предприятий [6].

Архивные материалы подтверждают, что в изучаемый период в Оренбуржье развиваются направления клубной деятельности, которые способствовали формированию личностных качеств подростков. В 30-е годы широко развивалось художественное направление. Созданы клубные объединения - хоровое, драматическое, а 1 апреля 1940 года в Сорочинске прошла олимпиада детской художественной самодеятельности [8]; спортивное направление - 12 июля 1939 года в г. Чкалов был организован лодочный поход, в котором приняли участие 25 учащихся областной детской станции [9]; культурологическое направление. В 1935 году в детском парке культуры и отдыха работает читальня [7]; . В 1941-1945-х гг.распространение получает социально-педагогическое, эколого-биологическое и естественнонаучное направления (изучение свойств дикорастущих растений для изготовления медикаментов и помощи фронту). С середины 50-х годов широкий спектр мероприятий осуществлялся по туристско-краеведческому направлению. Например, в 1957 году было организовано участие подростков во всесоюзной краеведческой экскурсии. Дальнейшее развитие после войны получает научно-техническое направление (вновь началась деятельность авиационных и автомобильных клубов).

Формировались качества личности подростков. На первом этапе (1930-е - 1940 годы) -в художественном творчестве (единение подростков и советской власти); во время Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы) - в волевой сфере (упорство, стремление к цели, верность Родине, ответственность); на третьем этапе (1946 - 1950-е годы) - в выборе будущей профессии, развитии интеллектуальных способностей.

Педагогическими ресурсы клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1930-1950 - е годы, востребованные в современном дополнительном образовании:

-образовательные - расширение знаний подростков об окружающем мире;

-личностно-ориентированные -

самореализация в групповых отношениях

-социально-педагогические - защищенность подростка, непринужденное взаимодействие.

Изучение развития клубной деятельности подростков в 1930 - 1950-е годы

Познание развития клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1930-1950-е годы в историко-педагогической ретроспективе

способствует повышению качества современного российского дополнительного образования.

Список литературы

Неопубликованные материалы 1. Директивные указания ЦК ВЛКСМ, пионерскому отделу обкома ВЛКСМ,1 января 1936

// ГБУ «ОГАСПИ». - Ф. 1697. - Оп.1. - Д. 164. Л. 30

- 31.

2. Открытое письмо пионеров Ак-Булакской школы - оргбюро ЦК ВЛКСМ по Оренбургской области, 1938 год // ГБУ «ОГАСПИ». - Ф. 1697. -Оп. 1. - Д. 759. Л.1-14.

3. Отчет о клубных учреждениях Чкаловской области за 1943 год областного отдела народного образования // ГБУ «ГАОО». - Ф. 1893. - Оп. 2.- Д. 5. - Л. 1 - 146.

4. Областное совещание зав. Гороно о работе культурно-просветительских учреждений за 1940 год ГБУ «ГАОО». - Ф. 1893. - Оп. 2.- Д. 5. - Л. 1 -146.

5. Письмо - обращение к подросткам «Дадим стране больше лекарства и сырья», 1943 год // ГБУ «ОГАСПИ». - Ф. 1697. - Оп. 1. - Д. 801. Л.15-21.

6. Постановление Президиума ЦК ВОИЗа о работе всесоюзного общества изобретателей с юными техниками и изобретателями // ГБУ «ОГАСПИ». - Ф. 1893. - Оп. 2. - Д. 5. Л.1-146.

Опубликованные материалы

7. Ин, Б Добро пожаловать, ребята / Б. Ин // Оренбургская коммуна. - 1935. - 130 (2504). -С.4[Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р:Мп\огепНЬ (дата обращения: 23.03.2016).

8. Олимпиада художественной самодеятельности в Сорочинске // Колхозный труд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 1937. - № 20.- С.4.

9. Поход юных моряков // Чкаловская коммуна. - 1939. - № 158 (3734). - С.4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dir.orenlib.ru (дата обращения: 23.03.2016).

Литература

10. Бобрышов, С.В. Методология историко-педагогического исследования развития педагогического знания: автореф. дис. ... д-ра пед. наук/ С.В. Бобрышов. - СПб., 2007. - 45 с.

11. Бобрышов, С.В. Методология проектирования и организации детских и юношеских общественных объединений / С.В. Бобрышов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2017. - № 4 (61). - С. 124-131.

12. Богуславский, М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии: монография / М.В. Богуславский. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. - 436 с.

13. Богуславский, М.В. Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст): монография / М.В. Богуславский. - М.: ИТИП РАО, 2007. - 236 с.

14. Богуславский, М.В. Детское движение: словарь-справочник / М.В. Богуславский. - М.: Ассоциация исследователей детского движения, 2005. - С. 95-97.

15. Богуславский, М.В. Тенденции и перспективы детского движения в современной России / М.В. Богуславский // ТИМ: теория, история, методика детского движения. К 85-летию Всесоюзной пионерской организации: сб. статей / составители Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. - М.:

Ассоциация исследователей детского движения, 2007. - С. 115-119.

16. Богуславский, М.В. Только единая и пионерская! / М.В. Богуславский // Лидеры образования. - 2002.

17. Болодурин, В.С. История становления и развития образования в Оренбуржье / В.С. Болодурин // Вестник Оренбургского гос. ун-та.-

2012. - № 5. - С. 32-38.

18. Болодурин, В.С. Образование в Оренбуржье (ХУШ-ХХ века) / В.С. Болодурин. -Оренбург: ОГПУ, 2008. - 464 с.

19. Ветошкина, Т.А. Самореализация личности в творческой деятельности: автореф. дис. ... канд. филос. наук /Т.А. Ветошкина. - Свердловск, 1980. - 18 с

20. Дейч, Б.А. Идеи и теории внешкольного образования второй половины XIX века / Б. А. Дейч // Идеи и идеалы. - 2011. - № 2 (8). - Т.2. - С. 69-79.

21. Дейч, Б.А. К вопросу о периодизации процесса развития дополнительного образования детей в России / Б. А. Дейч // Вестник науки ТГУ. -

2013. - № 3. - С. 412-416.

22. Дейч, Б.А. Понятие «модель внешкольной работы» как методологическое основание историко-педагогического исследования развития дополнительного образования в России / Б. А. Дейч // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. -№ 5 (54). - С. 116-127.

23. Дейч, Б.А. От внешкольного до дополнительного образования: динамика сущности

понятия / Б.А. Дейч // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2014. - № 4 (20). - С. 145-148.

24. Корнетов, Г.Б. Методология изучения педагогического прошлого историко-педагогической наукой / Г.Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2018. - № 2 (16). - С. 37-47.

25. Молодеева, И.А. Организация клубной туристско-краеведческой деятельности по профилактике развития девиантного поведения подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.А. Молодеева.- Улан-Удэ, 2012. - 24с.

26. Полукаров, В. В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся: дис. ... д-рапед. наук / В.В. Полукаров. - Москва, 1994. -405 с.

27. Поплёвина В.А. Развитие творческой активности участников клубных объединений любителей моды: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Поплёвина. - Тамбов, 2013.

28. Равкин, З.И. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии (идеи и положения к разработке концепции исследования) / З.И. Равкин, В. Г. Пряникова // Национальные ценности образования: история и современность: материалы XVII сессии Науч. совета по проблемам истории образования и пед. наук / под ред. З. И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1996. - С. 6-7.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА, СОЗДАННОГО ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ LEARNING CONTENT DEVELOPMENT SYSTEM

Фризен Ю.А.

магистрант кафедры химии и биотехнологии Кокшетауского государственного университета им. Ш.Ш. Уалиханова,

г.Кокшетау

Научный руководитель: Еркасов Р.Ш., д.х.н., профессор кафедры химии Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева

г.Нур-Султан

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается вопрос о преимуществах и недостатках электронного учебника в образовательном процессе, созданного с помощью программы Learning Content Development System. В отличие от стандартных лекций электронный учебник не только выступает в роли источника учебной информации, но и является средством проверки уровня знаний. Использование электронного учебника в процессе обучения повышает интерес к изучаемой дисциплине, следовательно, приводит к усилению учебной мотивации.

ABSTRACT

The educational content development system created with the help of programs provides access to the advantages and disadvantages of the electronic educational process. Unlike standard lectures, an electronic textbook does not require checking the level of knowledge. The use of an electronic textbook in the learning process increases interest in the discipline under study, therefore, leads to increased educational motivation.

Ключевые слова: электронное пособие, программа Learning Content Development System, формат XML, система SCORM, технология Silverlight.

Keywords: electronic manual, Learning Content Development System program, XML format, SCORM system, Silverlight technology.

В результате динамичного развития сферы технологий, повышается роль электронных средств информационных и коммуникационных обучения в образовании [1, с. 121-126]. Под

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.