Научная статья на тему 'Развитие клинических баз Гродненского государственного медицинского университета и клинической деятельности сотрудников'

Развитие клинических баз Гродненского государственного медицинского университета и клинической деятельности сотрудников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРОДНО / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КАДРЫ / КЛИНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛИНИЧЕСКИЕ БАЗЫ / GRODNO / MEDICAL UNIVERSITY / STAFF / CLINICAL PRACTICE / CLINICAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гарелик П. В., Епифанов И. В., Снежицкий В. А., Максимович Н. А.

В статье дана краткая справка о кадровом составе клинических кафедр, изложены основные направления клинической деятельности сотрудников и некоторые аспекты, обеспечивающие устойчивое развитие клиничес­ких баз Гродненского государственного медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гарелик П. В., Епифанов И. В., Снежицкий В. А., Максимович Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL FACILITIES OF THE GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY AND CLINICAL PRACTICE OF THE STAFF

The article gives a brief report on the staff structure of the university clinical departments, the main trends of clinical practice of the staff and some aspects which provide stable development of the clinical facilities of the Grodno State Medical University.

Текст научной работы на тему «Развитие клинических баз Гродненского государственного медицинского университета и клинической деятельности сотрудников»

УДК 616(071.1):378.4

РАЗВИТИЕ КЛИНИЧЕСКИХ БАЗ ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И КЛИНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ

П.В. Гарелик, д.м.н, профессор; И.В. Епифанов*,

В.А. Снежицкий, д.м.н., профессор;

Н.А. Максимович, к.м.н., доцент

УО «Гродненский государственный медицинский университет»

* Управление здравоохранения Гродненского облисполкома

В статье дана краткая справка о кадровом составе клинических кафедр, изложены основные направления клинической деятельности сотрудников и некоторые аспекты, обеспечивающие устойчивое развитие клинических баз Гродненского государственного медицинского университета.

Ключевые слова: Гродно, медицинский университет, кадры, клиническая деятельность, клинические базы.

The article gives a brief report on the staff structure of the university clinical departments, the main trends of clinical practice of the staff and some aspects which provide stable development of the clinical facilities of the Grodno State Medical University.

Key words: Grodno, medical university, staff, clinical practice, clinical facilities.

Основой высшей медицинской школы является академическая триада - единство образования, научных исследований и клинической практики. Вузовская медицина представляет собой неотъемлемую часть системы здравоохранения любой цивилизованной страны. Университетские клиники обеспечивают наиболее высокий уровень медицинской помощи. Лечение в них осуществляют ведущие профессора, доценты, при необходимости немедленно привлекаются специалисты смежных специальностей того же уровня, диагностика проводится на уровне научно-исследовательских стандартов. Велика роль университетских поликлиник, они способствуют усилению общемедицинской компетентности обучающихся, играют важную роль в специализации врачей [1].

Высочайшая научная и клиническая квалификация профессорско-преподавательского состава вузов привлекает в университетские клиники пациентов, что создает практически идеальную обстановку для подготовки новых специалистов для практического здравоохранения. В отличие от многих других отраслей народного хозяйства, между медицинскими вузами и организациями здравоохранения существует наиболее тесная связь [2], что позволяет усилить практическую направленность будущего врача и ускорить его внедрение в практическую сферу деятельности. Эффективная и научно-обоснованная организация процессов образования и производства - одна из ключевых задач успешного развития народного хозяйства ведущих государств мира и Республики Беларусь [3].

Здравоохранение, не являясь в прямом смысле сферой материального производства, путем влияния на уровень заболеваемости, инвалидности,

смертности лиц трудоспособного возраста, по мнению большинства экономистов, также относится к основным отраслям народного хозяйства, определяющим материально-техническое развитие государства. Высокие затраты государства на подготовку специалистов с высшим медицинским образованием, накладывают большую ответственность на руководителей практического здравоохранения по наиболее оптимальному использованию и совершенствованию профессиональных и деловых качеств специалиста. С другой стороны, не менее высокая ответственность ложится и на руководителей высших учреждений образования, которые призваны наиболее эффективно использовать уникальный, высокоэрудированный научный и клинический потенциал профессорско-преподавательского состава кафедр и подразделений. Рост сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекции и туберкулеза во всем мире и в Республике Беларусь требуют от учреждений образования и здравоохранения слаженной и продуктивной работы по преодолению негативных тенденций в заболеваемости и смертности населения. Определенную ответственность на врачебные кадры накладывает и сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация в Республике Беларусь

[4].

Наряду с образовательной деятельностью, функции медицинского университета в охране здоровья населения многогранны:

• Работа в экспертных структурах (комиссиях, советах и т.д.) Министерства здравоохранения и областного управления охраны здоровья (на данный момент в них работают 40 сотрудников университета).

• Участие в консилиумах, консультирование, обходы и курация сложных больных на клинических базах.

• Оказание экстренной высококвалифицированной медицинской помощи населению.

• Выполнение высокотехнологичных и сложных хирургических вмешательств.

• Выполнение сложных врачебных манипуляций и исследований.

• Оказание выездной лечебно-консультативной помощи в больницах и поликлиниках Брестской и Гродненской областей.

• Чтение лекций и проведение обучающих семинаров с врачебным персоналом организаций здравоохранения.

• Проведение патологоанатомических и судебно-медицинских экспертиз и рецензирование историй болезни умерших больных.

Рост бюджетных расходов в расчете на одного жителя РБ за прошедшую пятилетку с 52,7 до 128,5$ [5] позволил значительно улучшить материальное состояние клинических баз университета.

Для нужд здравоохранения области и оснащения клинических баз университета закуплено 2 магнитно-резонансных томографа, 1 компьютерный томограф, 1 установка ядерно-магнитного резонанса, 24 единицы стационарных флюорографов и 17 - передвижных, 7 ультразвуковых аппаратов, 4 аппарата для фиброэндоскопических исследований, 1 видеолапароскопическая установка, 10 дефибрилляторов, 4 аппарата для гемодиализа, 9 наркозно-дыхательных аппаратов, 16 аппаратов иску-ственной вентиляции легких для взрослых и 7 -для новорожденных, 10 инкубаторов выхаживания новорожденных, 20 фетальных мониторов, 1 анализатор для исследования газового и кислотнощелочного состояния крови, 3 гематологических анализатора, 10 велоэргометров и многое другое.

Уникальный состав профессорско-преподавательского состава университета (таблица 1) и сформированные научно-клинические школы на базах ведущих клиник университета (хирургическая -профессор Макшанов И.Я., профессор Батвинков Н.И., профессор Гарелик П.В.; терапевтическая -профессор Кулаго Г.В., профессор Лис М.А., профессор Борец В.М., профессор Волков Н.Ф.; педиатрическая - профессор Шейбак М.П., по акушерству и гинекологии - профессор Ракуть В. С., по инфекционным болезням - профессор Васильев В.С., профессор Цыркунов В.М., по фтизиатрии -профессор Гельберг И.С., по анестезиологии и реанимации - профессор Спас В.В., по патологической анатомии - профессор Бойко Ю.Г. и другие) позволяют высокоэффективно использовать данное оборудование.

Сотрудники клинических кафедр медицинского университета являются ведущими специалиста-

Таблица 1 - Кадровое обеспечение клинических баз университета

Врачебные квалификационные категории

Высшая Первая Вторая Без категории

Профессора и д.м.н. 32 32 - - -

Доценты 63 55 8 - -

Ассистенты 105 8 26 12 59

Всего (чел.): 200 95 34 12 59

Всего (в %): 48% 17% 6% 29%

71% 29%

ми в различных областях практической медицины. Многие из них являются главными внештатными специалистами УЗО: профессора - Ковальчук В.И. (детская хирургия); Пирогова Л. А. (нетрадиционные методы лечения и ЛФК), Тищенко Е.М. (общественное здоровье и здравоохранение), Хоров О. Г. (отоларингология у взрослых); доценты -Волкова М.П. (детская гастроэнтерология), Иод-ковский К.М. (детская урология), Карпюк В.А. (психотерапия), Максимович Н. А. (детская гематология), Парамонова Н.С. (детская пульмонология), Хлебовец Н.И. (детская нефрология), Филиппович В. А. (урология и андрология), Якубчик Т. Н. (гастроэнтерология); ассистенты - Лучко В. В. (нефрология у взрослых), Томчик Н.В. (функциональная диагностика в педиатрии), Хоха Р.Н. (детская аллергология и иммунология).

С целью принятия оперативных мер по улучшению здоровья населения по различным направлениям медицинской деятельности 10 сотрудников университета работают в составе республиканских [профессора - Гарелик П.В. (хирургия), Снежиц-кий В.А. (кардиология), Угляница К.Н. (онкология), Иоскевич Н.Н. (хирургия), Цыркунов В.М. (инфекционные болезни), Пырочкин В.М. (терапия); доценты Парамонова Н.С. (педиатрия), Вольф С.Б. (фтизиатрия), Якубчик Т.Н. (терапия), Филиппович В.А. (урология)] и 9 в составе областных [профессора - Гордеев Я.Я. (неврология), Угляница К.Н. (онкология), Цыркунов В.М. (инфекционные болезни); доценты - Волкова М.П. (детская гастроэнтерология), Лашковская Т.А. (детская кардиология), Кулеш С.Д. (неврология), Вольф С.Б. (фтизиатрия); ассистенты Матиевская Н.В. (инфекционные болезни), Станько Э.П. (психиатрия)] проблемных комиссий по отдельным отраслям здравоохранения, выполняя возложенные на них функции.

Следует так же вспомнить и высоко оценить труд наших ветеранов, посвятивших свою жизнь служению медицине, внесших неоценимый вклад в развитие практической медицины (профессор Юпатов С.И., профессор Парамей В.Т., профессор Бережнов И.П., профессор Карпик А.И., профессор Обухов Г.А., профессор Жандаров Н.И., доцент Кулеш Д.Ф., доцент Борейшо Д.Е., доцент Говор Л.Л. и многие другие). Их помнят тысячи выпускников нашего университета.

В настоящее время на базах лечебно-профилактических учреждений г. Гродно и Гродненской об-

ласти функционирует 22 кафедры и 8 курсов, которые вместе с профильными отделениями образуют 22 основные базовые клиники. В них высококвалифицированную медицинскую помощь населению оказывают 23 профессора, 9 докторов медицинских наук, 61 доцент, 37 ассистентов, кандидатов медицинских наук, которые имеют преимущественно высшую, а также первую квалификационные врачебные категории (таблица 1).

Кроме этого, следует отметить, что на отдельных кафедрах, в частности на клинических базах педиатрического профиля, 73% сотрудников кафедр педиатрии № 1, 2 и детской хирургии имеют высшие, 16% - I и 11% - II квалификационные врачебные категории. Т.е. 100% сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава данных кафедр имеют квалификационные категории, что особенно важно при оказании высококвалифицированной помощи больным детям. В целом, по университету 71% профессорско-преподавательского состава имеют квалификационные категории. В связи с увеличением набора студентов и сменой поколений эта тенденция является закономерной и имеет положительные моменты. Идет дальнейшее формирование клинических школ, сохраняется преемственность медицинских знаний.

Наш ВУЗ относительно молодой, однако в течение 50 лет благодаря чуткому реагированию на запросы здравоохранения он сформировался как один из ведущих клинических центров северо-западного региона Республики Беларусь по оказанию высококвалифицированной помощи населению и подготовке кадров для здравоохранения республики.

Наряду с массовыми специальностями (терапия, хирургия, акушерство и гинекология) только в нашем университете проходят подготовку для практического здравоохранения специалисты по медицинской психологии и психотерапии, главные медицинские сёстры, а также ежегодно направляется в организации здравоохранения 1/3 педиатров от всех выпускаемых ежегодно в Республике Беларусь.

Таблица 2 - Лечебно-диагностическая работа, выполненная сотрудниками клинических кафедр на базах лечебно-профилактических учреждений г. Гродно, Гродненской и Брестской областей в 2003-2008 годах

Выполненная работа 2003 2004 2005 2006 2007 6 мес. 2008

Консультативные осмотры 149658 147795 153400 165958 169004 86116

Консилиумы 7446 10085 12271 12876 12976 6827

Оперативные вмешательства 4916 4441 4681 4692 5020 2975

Сложные диагностические исследования и лечебные манипуляции 13206 13373 16425 16907 17060 9324

Новые разработки, внедренные в здравоохранение 107 160 171 177 196 93

Сотрудниками клинических кафедр на базах лечебно-профилактических учреждений проводится большая работа по оказанию помощи населению г. Гродно, Гродненской и Брестской областей.

Информация о проделанной в 2003-2008 годах лечебной работе сотрудниками клинических кафедр представлена в таблице 2.

Анализ таблицы 2 показывает, что в течение последних 5 лет сохраняется положительная динамика по увеличению объемов оказания различных видов лечебной и диагностической помощи профессорско-преподавательским составом университета жителям курируемых регионов. Ежегодно в учреждения здравоохранения внедряются новые научные разработки, позволяющие повысить качество лечебного процесса как на стационарном, так и на амбулаторном уровнях.

Реконструированная динамика оказанной консультативной и оперативной хирургической помощи сотрудниками университета за последние 50 лет представлена на рисунках 1 и 2.

□ Проконсультировано всего больных 0 Проконсультировано больных в районах области

Рисунок 1 - Консультативная помощь жителям курируемых регионов за 50 лет

| В Прооперировано всего больных В Прооперировано больных в районах области |

Рисунок 2 - Хирургическая помощь жителям курируемых регионов за 50 лет

Наряду с этим, сотрудники из числа профессорско-преподавательского состава университета начиная с 2006 года приняли активное участие в оказании выездной организационно-методической и лечебно-консультативной помощи населению в плановом порядке и по экстренным показаниям (в том числе и по линии санитарной авиации), осуществлении профилактических осмотров и диспан-

серизации населения в организациях здравоохранения Гродненской и Брестской областей. За данный период бригады из числа профессорско-преподавательского состава университета осуществили выезды во все регионы Гродненской и Брестской областей.

В результате 418 выездов профессорско-преподавательского состава в лечебно-профилактические учреждения районного звена Гродненской и Брестской областей проконсультировано и осмотрено 4233 человека, проведено 119 консилиумов, выполнено 78 оперативных вмешательств. Осуществлен анализ организации лечебно-диагностического процесса, выявлены недостатки, внесены предложения по их устранению, выработан план реабилитации больных, определена тактика их ведения, оказана специализированная медицинская помощь, внесены предложения по внедрению новых методов лечения (57) и диагностики (55), прочитано 46 лекций и проведено 42 обучающих семинара.

За последние 5 лет сотрудниками университета разработано, одобрено Министерством здравоохранения Республики Беларусь, разрешено к применению и внедрено в практическое здравоохранение республики 26 методических документов, в том числе: 20 инструкций по применению, 3 методические рекомендации и 3 отраслевых стандарта обследования и лечения. На основании их в практическое здравоохранение внедрены новые технологии лечения и диагностики различных заболеваний.

В 2007 году и за 6 месяцев 2008 года сотрудниками университета подготовлены и представлены в Министерство здравоохранения Республики Беларусь для утверждения 15 новых проектов инструкций по применению способов профилактики, диагностики и лечения, которые будут внедрены в лечебно-профилактических учреждениях республики в 2008-2009 годах.

Сотрудники университета в течение 2007-2008 г.г. 14 раз выступили в передачах местного и республиканского телевидения и в печатных средствах массовой информации по пропаганде здорового образа жизни и профилактике социально значимых заболеваний. Одна треть профессорско-преподавательского состава университета различных специальностей выступили с докладами (67) перед населением и на научно-практических конференциях областного и республиканского уровня по освещению вопросов современной лечебно-диагностической тактики ведения наиболее распространенных заболеваний, решение которых может существенно улучшить демографические показатели Республики Беларусь.

Литература

1. Пальцев, М.И. Вузы вступили в период реформ. Основные направления развития высшей медицинской школы/ М.И. Пальцев. -Медицинская газета. - № 91. - 2007. - С.12-13.

2. Косинец, А.Н. Инновационное образование - главный ресурс конкурентоспособной экономики государства/ А.Н. Косинец. - Советская Белоруссия. - 2007. - С. 11-12.

3. Подпалов, В.П. Европейская система постдипломного медицинского образования и перспективы подготовки врачей-специалис-тов в Республики Беларусь. Последипломное медицинское образование в Республике Беларусь. Материалы первой республиканской научно-практической конференции/ В.П. Подпалов, А.Н. Косинец, Ю.В. Алексеенко .- Витебск, 1998. - С. 11-13.

4. Гарелик, П.В. Последипломное медицинское образование в XXI веке: пути стратегического взаимодействия учреждений образования и здравоохранения на современном этапе. Настоящее и будущее последипломного образования. Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 75-летию БелМАПО/ П.В. Гарелик, Р.А. Часнойть, Н.А. Максимович. - Минск, 2006. - С. 28-30.

5. Жарко, В.И. Совершенствование последипломной подготовки медицинских кадров - основа успешного развития здравоохранения Республики Беларусь. Настоящее и будущее последипломного образования. Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 75-летию БелМАПО/ В.И. Жарко. - Минск, 2006. - С. 28-30.

Поступила 16.09.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.