Научная статья на тему 'Развитие кластера инновационных технологий в зато железногорск Красноярского края'

Развитие кластера инновационных технологий в зато железногорск Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарифуллина Я.Ш., Рагозина М.А.

Железногорск был создан как эффективная инновационная территория в рамках «старой» индустриальной модели. Сегодня доминирующей становится территориальная кластерная модель, именно в этом формате происходит конкуренция территорий за кадры и капиталы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие кластера инновационных технологий в зато железногорск Красноярского края»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

как начальник американского филиала Sony, который, в согласии с индустриальной стратегией, сократил свой штат рабочих на треть. Стрингер решил сосредоточиться на конкретном ограниченном ассортименте продукции, чтобы нарастить объемы выпуска, стараться избегать затратного развития технологических новинок в пользу массового производства чужих наработок и постоянно искать способы сокращения затрат. Именно поэтому во время пребывания Стрингера во главе компании Sony не создала ни одного громкого нового продукта [3].

Компании Sony следует провести не только ряд тактических мероприятий, таких как маркетинговые исследования и модернизация управления, так и разработать новый план антиципативного антикризисного управления, рассмотреть возможность и необходимость возвращения к её историческим принципам -инновациям и технологиям. Это должно помочь вернуть компании звание новатора и улучшить финансовое состояние.

Таким образом, стоит понимать, что не для каждой компании подходят в одинаковой степени одни и те же инструменты антикризисного управления. Одних

они могут вывести из кризиса, а другие с помощью тех же мер могут оказаться на грани банкротства. В связи с этим возникает потребность в разработке методик и принципов использования различных инструментов антикризисного управления, которые будут учитывать различия не только в сферах применения, но и в производственных процессах.

Библиографические ссылки

1. Айвазян З., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 56. С. 48.

2. Попов И. Как реформировали «Аэрофлот»: от спасения в кризис до возвращения монополии [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/sobytiya/ kompanii/231006-kak-reformirovali-aeroflot-ot-spase-niya-v-krizis-do-vozvrashcheniya-monopol.

3. Хартунг А. Как умирала компания Sony [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/tehno-column/tehnologii/81907-kak-umirala-kompaniya-sony.

© Чекаловец М. А., 2013

УДК 338.2

Я. Ш. Шарифуллина Научный руководитель - М. А. Рагозина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗВИТИЕ КЛАСТЕРА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗАТО ЖЕЛЕЗНОГОРСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Железногорск был создан как эффективная инновационная территория в рамках «старой» индустриальной модели. Сегодня доминирующей становится территориальная кластерная модель, именно в этом формате происходит конкуренция территорий за кадры и капиталы.

Реализация проектов инновационного развития компаний в рамках направлений деятельности рабочих групп Комиссии Президента РФ по модернизации и развитию экономики России размещены в ограниченном числе регионов и городов России. Для повышения эффективности инновационной деятельности в мировой практике используется механизм формирования кластеров.

Инновационный кластер - совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:

• объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);

• механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;

• синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации [3].

Инструмент кластерной политики - комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на создание дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с участниками кластера [2].

Ключевые предпосылки создания инновационного кластера в ЗАТО Железногорск: наличие высокотехнологического ядра с сильными конкурентными позициями, возможность достройки производственных и технологических цепочек, наличие или возможность привлечения образовательного центра. Цель кластера - создание инновационных бизнесов «вокруг» ядер кластера Железногорска (постоянное производство новых инновационных бизнесов). Задачи кластера: оптимизация и повышение эффективности, выстраивание производственно-технологических цепочек; сохранение и развитие кадрового потенциала; расширение и развитие исследовательского ядра; доступность инвестиций; маркетинговое продвижение [5].

Секция «Экономика и бизнес»

Инструментом реализации открывающихся возможностей является кластерное строительство. В настоящий момент глобально значимых инновационных территорий в России фактически нет.

Железногорск был создан как эффективная инновационная территория в рамках «старой» индустриальной модели. Сегодня доминирующей становится территориальная кластерная модель, именно в этом формате происходит конкуренция территорий за кадры и капиталы. Главными проблемами, возникающими при формировании кластеров являются: отсутствие территориальных проекций программ инновационного развития и модернизации ключевых государственных компаний, отсутствие системы взаимодействия потенциальных глобальных игроков; наличие кластера не является значимым критерием при рассмотрении вопроса на федеральном уровне о целесообразности финансирования инфраструктурных проектов, необходимых для развития кластера; не определен правовой статус системы (органов) управления кластером, источники ее обеспечения ресурсами; законодательные ограничения доступа и деятельности граждан и организаций на территории ЗАТО (невозможно создание компаний с иностранными учредителями, приватизация земли, ограничения на создание совместных предприятий с участием иностранных инвесторов); отсутствие механизмов стимулирования прихода инвесторов на территории формирования кластеров (в первую очередь экономические преференции). Отсутствует механизм управления проектами территориального развития [1].

Для того, чтобы реализовать возможности в изменяющихся рынках, необходимо модернизировать «старые» технологические центры в соответствии с современными требованиями к инновационным территориям.

Во-первых, оказывать содействие росту эффективности и технологической конкурентоспособности производств и оптимизации производственно-технологических цепочек. Во-вторых, сохранить и развить кадровый потенциал. В-третьих, значительно расширить исследовательские компоненты кластера. Это будет возможным при взаимодействии предприятий кластерной группы с вузами и различными институтами развития. В-четвертых, обеспечить доступность государственных и частных инвестиций [4].

С учетом особенностей кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск предлагается предусмотреть возможность приоритетного финансирования проектов с помощью механизмов федеральных программ, реализуемых в рамках развития кластеров.

Кроме того, предлагается внести изменения в процедуру отбора субъектов Российской Федерации, создающих промышленные парки, являющиеся элементами создаваемых кластеров. Развитие кооперации особенно в части трансфера высоких технологий может предполагать альянсы с крупными иностранными и российскими компаниями. Предлагается предусмотреть возможность размещения в промышленных парках якорных резидентов, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, но выступающих потенциальными центрами кооперации, создающих спрос на инновации от малого и среднего бизнеса или обладающих высокими технологиями, которые могут стать доступными для других резидентов промышленного парка.

В заключение хотелось бы добавить, что при рассмотрении вопросов о поддержке проектов создания промышленных парков в Минэкономразвития России необходимо принимать решения о софинансировании соответствующих проектов не только в рамках текущего финансового года, а на весь срок реализации проекта [1].

Библиографические ссылки

1. Ковалевич Д. А. ГК «Росатом». 17.05.2011.

2. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / авт.-сост. С. Ф. Пя-тинкин, Т. П. Быкова. Минск: Тесей, 2008. 72 с.

3. Сташевская Г. Н. Формирование инновационного кластера на базе профильного технопарка как механизм регионального развития //Инновации. СПб., 2009. № 4 (126). С. 82-87.

4. Фияксель Э. А., Назаров М. Г. Роль инновационного кластера в формировании РИС (региональной инновационной системы) //Инновации. СПб., 2009. № 6 (128). С. 86-88.

5. Шерешева М. Ю. Инновационные кластеры // Региональные аспекты формирования национальной инновационной системы. М. : Статут, 2007.

© Шарифуллина Я. Ш., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.