Научная статья на тему 'Развитие китайской народной Республики в XXI В. И антиномии социальной философии марксизма'

Развитие китайской народной Республики в XXI В. И антиномии социальной философии марксизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКСИЗМ / MARXISM / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / SOCIAL PHILOSOPHY / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / THEORETICAL SOCIOLOGY / АНТИНОМИИ / КИТАЙ / CHINA / СОЦИАЛИЗМ / SOCIALISM / КАПИТАЛИЗМ / CAPITALISM / ANTINOMIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рахманов Азат Борисович

В статье автор анализирует пять антиномий социальной философии (теоретической социологии) как основной механизм развития социальной науки, начиная с теории общества Гегеля. Маркс смог снять только одну из этих антиномий. Снятие антиномий социальной философии и перестройка в соответствии с этим китайской социальной мысли является важным условием дальнейшего развития Китая как великой социалистической державы XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the People’s Republic of China in the XXI century. Antinomy and social philosophy of Marxism

In the article the author analyzes five antinomies of the social philosophy (theoretical sociology) as the main mechanism of the development of the social science after the theory of society of Hegel. Marx was able to sublate only one of these antinomies. The sublation of the antinomies of the social philosophy and the transformation of the Chinese social thought is the important condition of China’s development as a great socialist power of the 21 st century.

Текст научной работы на тему «Развитие китайской народной Республики в XXI В. И антиномии социальной философии марксизма»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2013. № 3

А.Б. Рахманов, канд. филос. наук, доц. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В XXI в. И АНТИНОМИИ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА

В статье автор анализирует пять антиномий социальной философии (теоретической социологии) как основной механизм развития социальной науки, начиная с теории общества Гегеля. Маркс смог снять только одну из этих антиномий. Снятие антиномий социальной философии и перестройка в соответствии с этим китайской социальной мысли является важным условием дальнейшего развития Китая как великой социалистической державы XXI в.

Ключевые слова: марксизм, социальная философия, теоретическая социология, антиномии, Китай, социализм, капитализм.

In the article the author analyzes five antinomies of the social philosophy (theoretical sociology) as the main mechanism of the development of the social science after the theory of society of Hegel. Marx was able to sublate only one of these antinomies. The sublation of the antinomies of the social philosophy and the transformation of the Chinese social thought is the important condition of China's development as a great socialist power of the 21st century.

Key words: Marxism, social philosophy, theoretical sociology, antinomies, China, socialism, capitalism.

КНР сегодня является основной силой мирового социализма. Социалистический Китай — это индустриальная, политическая, военная и научно-технологическая сверхдержава. На планете существуют только две сверхдержавы — социалистический Китай и капиталистические США. СССР был социалистической сверхдержавой XX в., а Китай является социалистической сверхдержавой XXI в. Сейчас, когда все большее количество людей в разных странах понимают, что капитализм не имеет будущего, что капитализм — это обреченный строй, надежды этих людей обращаются к КНР. Китай с его беспримерными достижениями последних десятилетий представляет собой социалистическое будущее человечества, тогда как США — его капиталистическое прошлое. Для всего человечества гармоничное развитие Китая как социалистической сверхдержавы имеет колоссальное значение, поскольку он выступает в качестве противовеса мировой капиталистической системе во главе с США.

* Рахманов Азат Борисович, e-mail: azrakhmanov@mail.ru

Однако, на мой взгляд, социалистический Китай подошел к критическому моменту в своей истории: для того, чтобы в будущем сохранить статус социалистической сверхдержавы и развиваться в этом качестве он должен быть не только индустриальной, политической, военной и научной сверхдержавой, но он должен стать еще и идеологической сверхдержавой. Китай должен стать социалистической идеологической сверхдержавой, противостоящей США как капиталистической идеологической сверхдержаве. Без этого Китай не сможет не только продолжить свое гармоничное развитие, но и не сможет удержаться на пути социализма. Крушение социализма в Китае, переход Китая к капитализму, иначе говоря, повторение того, что случилось с СССР в начале 1990-х гг., было бы катастрофой.

Что же значит для Китая стать социалистической идеологической сверхдержавой? Это значит, что Китай должен стать главным центром в мире по разработке социалистической идеологии и социальных наук. Это значит разрабатывать идеологию и социальные науки таким образом, чтобы они были в состоянии вести вперед по пути социализма и Китай, и все человечество. Превращение КНР в социалистическую идеологическую сверхдержаву помогло бы сплотить вокруг КНР все силы в мире, которые выступают за упразднение капитализма, за социалистическое будущее для всего человечества.

Превращение КНР в идеологическую сверхдержаву возможно только в случае фундаментального развития марксизма, который является основой социалистической идеологии и социальных наук. Марксизм необходимо развивать, исходя из реалий XXI в., учитывая тот путь, который прошло человечество после К. Маркса, опираясь на достижения мировой науки. Китай должен стать центром современной мировой марксистской науки, которая поднялась бы выше уровня классического марксизма. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, И.В. Сталин и Мао Цзэдун были великими мыслителями и политиками, но их идей уже недостаточно для того, чтобы в XXI в. развивать социализм и одерживать победы над мировым капитализмом. Если в КНР не будет происходить фундаментального развития марксизма, если КНР не станет социалистической идеологической сверхдержавой, то Китай волей-неволей будет играть на поле мирового капитализма по правилам США как капиталистической идеологической сверхдержавы. Это в конечном счете приведет к крушению социализма в Китае, к китайскому варианту горбачевской перестройки, т.е. приведет к катастрофе народы Китая и народы всего мира.

На мой взгляд, сегодня в фундаментальном развитии в первую очередь нуждается социальная философия марксизма — материа-

листическое понимание истории. Социальная философия — наука, посвященная исследованию общества в целом. Это самая фундаментальная наука об обществе. В силу этого социальная философия приобретает решающее значение в эпоху перехода от капитализма к социализму, поскольку социализм означает глубокое преобразование капиталистического общества и общественных отношений, доставшихся от докапиталистических эпох.

Основные проблемы социальной философии как науки заключаются в возникновении и воспроизводстве внутри нее пяти антиномий. Антиномия — это единство двух противоречащих друг другу положений, единство тезиса и антитезиса. Возникновение пяти антиномий является закономерностью развития любой науки. Антиномии, возникнув однажды, продолжают воспроизводиться внутри науки в целом и внутри каждой отдельной научной концепции, в частности. Каждая научная концепция занимает определенную позицию одновременно между тезисами и антитезисами всех пяти антиномий. В связи с этим каждая наука выступает как пятимерное мыслительное пространство. В социальной философии пять антиномий впервые в развернутом виде возникли в концепции Г.В.Ф. Гегеля, разработанной в первую очередь в его труде "Философия права". Эти антиномии выглядят следующим образом.

Первая антиномия — антиномия социологизма и натурализма. Тезис социологизма исходит из того, что общество определяется всецело социальным, имеет только социальный характер. Это означает, что природное не играет никакой роли или сводится к социальному. Антитезис натурализма исходит из того, что общество всецело определяется природным, сводится к природному. Это означает, что природное рассматривается как причина социальных явлений, как движущая сила всех социальных процессов и к природному сводится все социальное. Тезис первой антиномии абсолютизирует социальные процессы, а антитезис абсолютизирует природные процессы.

Вторая антиномия — антиномия эссенциального монизма и эссен-циального плюрализма. Тезис эссенциального монизма исходит из того, что общество обладает одной-единственной сущностью, которая порождает и определяет все его проявления. Антитезис эс-сенциального плюрализма исходит из того, что общество обладает двумя или большим количеством сущностей. Вторая антиномия — самая важная из антиномий, поскольку способ ее разрешения определяет способы разрешения других четырех антиномий.

Третья антиномия — антиномия редукционизма (объективизма) и феноменализма (субъективизма). Тезис редукционизма (объективизма) исходит из того, все общественные явления сводятся к сущности общества. В этом случае все стороны общества рассматриваются как непосредственно порождаемые сущностью, как ли-

шенные любой самостоятельности, любой внутренней логики. Антитезис феноменализма (субъективизма) исходит из того, что все общественные явления полагаются как абсолютно самостоятельные феномены по отношению к сущности общества. В этом случае предполагается, что стороны общественной системы нельзя свести к сущности общества, и они полностью определены своей внутренней логикой.

В случае третьей антиномии речь идет о преувеличении значения объективных или субъективных социальных процессов, объективных закономерностей общественного развития или целеполагаю-щей деятельности субъектов. Последние могут быть коллективными (государства, партии, организации и т.д.) и индивидуальными (государственные деятели, полководцы, мыслители, художники, религиозные деятели и т.д.). Третью антиномию можно сформулировать как антиномию объективизма и субъективизма: с одной стороны, общественная жизнь и история есть объективные, закономерные процессы, с другой — они есть субъективные процессы, результат сознательной деятельности людей с их интеллектом, характером, темпераментом, состоянием здоровья, мировоззрением и т.д. Тезис третьей антиномии абсолютизирует объективные социальные процессы, а антитезис абсолютизирует субъективные социальные процессы.

Четвертая антиномия — антиномия интернализма и экстерна-лизма. Тезис интернализма исходит из того, что конкретные общества всецело определяются внутренними отношениями, а внешние (международные) отношения не играют в жизни этих обществ никакой роли. Антитезис экстернализма исходит из того, что конкретные общества всецело определяются внешними (международными) отношениями. Тезис четвертой антиномии абсолютизирует процессы, протекающие внутри данного общества, антитезис абсолютизирует процессы взаимодействия данного общества с другими обществами.

Пятая антиномия — антиномия антиисторизма и исторического релятивизма. Тезис антиисторизма исходит из того, что современная стадия развития общества является тождественной предшествующим и будущим стадиям. В этом случае полагается, что современная стадия развития общества является вечной и неизменной, соответственно этому характеристики современного общества экстраполируются на прошлые и будущие стадии развития общественной системы. Фактически отрицается историческое развитие, отрицается своеобразие прошлого и будущего по отношению к настоящему, происходит осовременивание (модернизация) прошлого и будущего. Исторический процесс предстает как бесконечное настоящее. Антитезис исторического релятивизма исходит из того, что современная стадия развития общества является абсолютно

уникальной и принципиально не связанной как с предшествующими, так и с будущими стадиями его развития. Прошлое и будущее рассматриваются как абсолютно своеобразные состояния по отношению к настоящему. Современная стадия развития общества полагается как противоположная предшествующим и будущим стадиям. В этом случае настоящее не рассматривают как возникающее в результате снятия прошлого, как содержащее в себе в снятом виде прошлое, а также настоящее не рассматривают как заключающее в себе предпосылки будущего. Прошлое, настоящее и будущее постигаются как безразличные друг другу состояния. В данном случае происходит абсолютный отрыв настоящей стадии развития общественной системы от предшествующих и будущих стадий развития.

Гегель пытался преодолеть эти пять антиномий, но это ему не удалось, и они воспроизводились в его философской мысли. Начиная с Гегеля попытки преодолеть эти антиномии стали содержанием всей социальной философии, ее движущей силой.

Огромное значение для развития социальной философии имело создание и развитие К. Марксом и Ф. Энгельсом их материалистического понимания истории. Первоначальный вариант социальной философии Маркса и Энгельса был разработан в рукописи "Немецкая идеология" (1845—1846). В этом произведении Маркс и Энгельс осуществили формальное снятие второй антиномии — антиномии эссенциального монизма и эссенциального плюрализма. Это стало возможным благодаря строго рациональному выявлению сущности общества — способа производства как противоречивого единства производительных сил и производственных отношений. Однако это было только формальное снятие второй антиномии, поскольку Маркс еще не создал теорию прибавочной стоимости и поэтому не представлял себе, как развивается способ производства, как он определяет все общественные явления и как он движет всемирную историю. Благодаря глубокому и систематическому исследованию способа производства в первом томе "Капитала" (1867) и, следовательно, благодаря открытию законов развития способа производства Маркс осуществил реальное снятие второй антиномии социальной философии. Выяснение того, как развивается способ производства, создало основу для объяснения всех общественных явлений. Это было выдающимся научным достижением Маркса и являлось колоссальным шагом вперед всей мировой социальной философии.

Однако остальные четыре антиномии социальной философии Маркс и Энгельс так и не смогли снять, хотя они многого добились на пути к их снятию. Эти четыре антиномии воспроизводились в их мысли. Маркс и Энгельс только начали двигаться по направлению к их снятию. Антиномии социальной философии и

стремление снять их служили воспроизводящейся системой субъективных предпосылок развития социальной философии Маркса и Энгельса, а грандиозные всемирно-исторические процессы их эпохи — развитие капитализма, формирование мировой капиталистической системы, войны, восстания и революции — были воспроизводящейся системой ее объективных предпосылок.

Снять эти четыре антиномии социальной философии не удалось никому из марксистов конца XIX — начала XXI вв. Эти четыре антиномии до сих пор остаются неснятыми, и воспроизводятся в марксистской мысли во всем мире. Наличие четырех антиномий является главной характеристикой современной марксистской философии во всем мире.

Непреодоленность четырех антиномий социальной философии имеет огромное практическое значение для развития социализма. То, что Маркс в "Капитале" полностью преодолел вторую из этих антиномий, а также то, что Маркс и Энгельс начали движение к снятию четырех оставшихся антиномий, было важнейшей субъективной предпосылкой победы большевиков в России в 1917 г. и коммунистов в Китае в 1949 г. Снятие Марксом второй антиномии социальной философии определило развитие социализма в СССР и в КНР и в том числе, произошедшее на наших глазах превращение Китая в социалистическую сверхдержаву. Однако то, что ни Маркс, ни Энгельс, ни их последователи не смогли снять четыре антиномии социальной философии, препятствовало развитию социализма и в СССР, и в Китае, и стало важнейшей субъективной предпосылкой гибели социализма в СССР.

Приведу пример из истории СССР, который подтверждает огромную практическую важность снятия антиномий социальной философии. Неснятость третьей, четвертой и пятой антиномий обусловила недостатки концепции фашизма, положенной в основание политики советского руководства и Коминтерна накануне Второй мировой войны. Односторонний характер этой концепции обусловил ошибки политики руководства СССР по отношению к германскому фашизму. Эти ошибки стали субъективной предпосылкой недостаточно эффективного противодействия фашистской опасности накануне 1933 г., а также неверного определения момента нападения фашистской Германии на СССР, что обусловило многие трудности войны с фашизмом. Ограниченность концепции фашизма, принятой советским руководством, заключалась в том, что сущность фашизма была выявлена лишь частично, его специфика была выявлена не полностью. Советская концепция фашизма недооценивала способность фашизма мобилизовать вокруг монополистической буржуазии не только мелкую буржуазию и мелких докапиталистических собственников, но и значительную часть индустриального

пролетариата. Неснятость третьей антиномии (акцент на редукционизм) обусловила недооценку значения национальных чувств немцев, которые были попраны тяжелым для Германии Версальским договором 1919 г., а также недооценку авантюризма фашистских политиков. Неснятость четвертой антиномии (акцент на интерна-лизм) обусловила не вполне адекватное представление о специфике этапа формирования мировой капиталистической системы в 1920— 1930-е гг., когда возникли социально-экономические предпосылки для развития фашизма в Западной Европе и в Японии. Неснятость пятой антиномии (акцент на антиисторизм) проявилась в недооценке значения докапиталистических слоев (крестьян, ремесленников, торговцев) в Германии, Италии и в Японии, которые оказали массовую поддержку фашизму. Если говорить гипотетически, то в случае, если бы четыре антиномии социальной философии были бы сняты марксистской мыслью к 1920—1930-м гг., то СССР смог бы победить фашизм быстрее и с меньшими потерями. Этот пример показывает, что антиномии социальной философии и необходимость их снятия — это не только научная проблема, это проблема, имеющая огромное значение для развития практической деятельности, для политики в первую очередь.

Современная марксистская мысль, и в первую очередь марксистская мысль КНР должна стремиться снять четыре антиномии социальной философии. Снятие этих антиномий стало бы колоссальным прорывом в развитии марксистской социальной философии. Развитие этой науки есть важнейшая субъективная предпосылка развития социализма в Китае и во всем мире, есть важнейшая субъективная предпосылка победы мирового социализма над мировым капитализмом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Маркс К. Капитал. Т. I // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. М., 1960.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М., 1955.

Рахманов А.Б. Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса и ее антиномии. М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.