Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОГО ИСКУССТВА ПЕСНИ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА'

РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОГО ИСКУССТВА ПЕСНИ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
383
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайские художественные песни / происхождение / развитие / Chinese art songs / origin / development

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цзэн Цян

Художественные песни возникли в Европе в конце XVIII — начале XIX века.Китайские композиторыобладали первоначальными представлениями о музыке Запада. Западная музыка оказала большое влияние на развитие китайской музыкальной культуры, что привело к интеграции западной музыкальной традиции в музыкальную культуру Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CHINESE ART SONGS IN THE EARLY 20TH CENTURY

Art: songs originated in Europe at the end of the eighteenth century and the beginning of the nineteenth century. As Chinese composers have a preliminary understanding of Western music, this special genre of music has been deeply rooted in China and is in the fusion of Chinese and Western music cultures

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОГО ИСКУССТВА ПЕСНИ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»

«Научные исследования и инновации» Библиографический список:

1. Лю Цзайшэн. Чжунго гудай иньюэ ши цзяньшу / История древнекитайской музыки в упрощённом изложении. - Пекин, 2007. - 470 с.

2. У Чжао. Цзюэши цин инь / Чистый звук прошлого. - Сучжоу, 2006. - 168

с.

3. Чжунго иньюэ цыдянь / Словарь китайской музыки. - Пекин, 2007. - 581

с.

4. Ван Цзычу, Сю Хайлинь. Юэ ци / Музыкальные инструменты. - Шанхай, 2001. - 276 с.

5. Ли Гуй-у. Ци юэ и шу / Искусство инструментальной музыки. - Шаньси, 2005. - 222 с.

УДК 7

Цзэн Цян Zeng Qiang

Аспирант PhD student

Российский государственный педагогический университет

Russian State Pedagogical University

РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОГО ИСКУССТВА ПЕСНИ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА

DEVELOPMENT OF CHINESE ART SONGS IN THE EARLY 20TH CENTURY

Аннотация: Художественные песни возникли в Европе в конце XVIII — начале XIX века.Китайские композиторыобладали первоначальными представлениями о музыке Запада. Западная музыка оказала большое влияние на развитие китайской музыкальной культуры, что привело к интеграции западной музыкальной традиции в музыкальную культуру Китая.

VМеждународная научно-практическая конференция Abstract: Art: songs originated in Europe at the end of the eighteenth century and the beginning of the nineteenth century. As Chinese composers have a preliminary understanding of Western music, this special genre of music has been deeply rooted in China and is in the fusion of Chinese and Western music cultures

Ключевые слова: китайские художественные песни, происхождение, развитие. Keywords: Chinese art songs, origin, development.

Во время Опиумной войны, разразившейся в 1840 году, на ранее закрытые территории Китая проникает западная культура. В связи с этим становится заметнымнесоответствие в уровне развития китайской и западной культур, что приводит к тому, что большое количество интеллигенции выступает за изучение западной культуры, включая передовые технологии и ведущие системы, используемые в музыкальном искусстве Запада.

В конце XIX-го — начале XX-го века на фоне непрерывногопроникновения западной музыки интеллигенция приходит к пониманию важности усовершенствования музыкального образования для развитиякитайской культуры. Под руководством сторонников политической реформы постепенно создаётся ряд новых школ. Уроки музыки, предлагаемые школой, известной под названием «Музыкально-песенная школа», базируются на существующих музыкальных мелодиях. В данных школах новые песнипишутсяпосредством заполнения старых мелодий новыми словами. Количество мелодий, написанных самим автором, очень мало. Данный феномен связывают с тем, что в прошлом в Китае было принято составлять подобные песенные произведения. Готовые мелодии подбирали под различные тексты песен и поэзию. Таким образом, можно увидеть, что в «Музыкально-песенных школах» в строгом понимании не обучали настоящему музыкальному творчеству. Однако развитие и распространение «Музыкально-песенных школ» все же популяризировало новые музыкальные знания среди некоторых учащихся и интеллигенции и познакомило их с западной музыкальной культурой. В дальнейшем некоторые композиторы, обучавшиеся на Западе, принесли новые

«Научные исследования и инновации» композиторские навыки в Китай, заложив основу для рождения китайских

художественных песен.

В ХХ веке большое количество китайских студентов, получивших образование на Западе, вернулось в Китай, они начали использовать западные передовые творческие техники для творчества, совмещая их с китайскими традициями. Так, композиторы нашли новое применение существующей с древних времен традиции сочетания поэзии и музыки. Для создания художественных песен с китайскими особенностями они стали сочетать классическую китайскую поэзию с фортепианным аккомпанементом. Примером подобного произведения является — «Большой Цзяндун Го», ставшая первой художественной песней в современном Китае на поэзию времен династии Сун Ши, написанная Цин Чжу. В этом произведении используются не только традиционные китайские пентатонические гаммыв сочетании с классической поэзией, но и заметны отличительные черты немецких и австрийских художественных песен, что создало прецедент для китайского художественного песнопения. Другими примерами сочетания китайских художественных традиций с западными являются: «Вопрос», составленный Сяо Юймэем; художественные песни Чжао Юаньжэня, например, «Научи меня скучать по нему», «Продавая народную одежду»; «Весенние мысли» Хуан Цзы; «Тоска по дому» и «Три желания роз». Совместные усилия выдающихся композиторов 1920-х и особенно 1930-х годов положили начало периоду бурного художественного песенного творчества.Позже были созданы консерватории в Шанхае, в Пекине и других местах. Это дало новый толчок для развития китайского искусства песни, обеспечило хорошую культурную среду и экспериментальную базу, а также сталоцентром подготовки многих выдающихся китайских композиторов, которые сыграли важную роль в культуре Китая и содействовали развитию китайской музыки.

VМеждународная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Хэ Синь. Происхождение и особенности китайских художественных песен Журнал Университета Чжэнчжоу (Издание по философии и социальным наукам), 2004 (4). 148-150 с

2. Ван Юйхэ. Новая китайская музыка в первой половине этого века под слиянием китайской и западной музыки (середина) Журнал Центральной консерватории, 1995 (3). 13-15 с

3. Ся Сяоянь. Оглядываясь назад на историю Китайские художественные песни в первой половине 20-го века Журнал Тяньцзиньской консерватории музыки, 2004 (3). 23-24 с

4. Сюэ Цянхуа. О развитии искусства моей страны художественные песни

Журнал Нанкинского университета искусств (Музыкальное и

исполнительское издание), 2004 (1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.