Научная статья на тему 'Развитие карстовых процессов в отложениях триаса зоны Передового хребта междуречья Малой Лабы и Белой (Северо-Западный Кавказ)'

Развитие карстовых процессов в отложениях триаса зоны Передового хребта междуречья Малой Лабы и Белой (Северо-Западный Кавказ) Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Грановский А. Г., Косоурова Е. В.

Рассмотрены факторы, механизм и история карстообразования в триасовых известняках Передового хребта (СевероЗападный Кавказ). Приведены количественные значения карстовой денудации. Охарактеризованы главные формы карстового рельефа пещеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors, the mechanism and the history of cavitation in Trias limestones of the Peredovoy range (the North-West Caucasus) have been considered. The quantitative characteristics of cave denudation have been adduced. The principal forms of cave relief (caves) have been characterized.

Текст научной работы на тему «Развитие карстовых процессов в отложениях триаса зоны Передового хребта междуречья Малой Лабы и Белой (Северо-Западный Кавказ)»

УДК 556. 332. 46. + 551. 761. + 470. 621

РАЗВИТИЕ КАРСТОВЫХ ПРОЦЕССОВ В ОТЛОЖЕНИЯХ ТРИАСА ЗОНЫ ПЕРЕДОВОГО ХРЕБТА МЕЖДУРЕЧЬЯ МАЛОЙ ЛАБЫ И БЕЛОЙ (СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ)

© 2005 г А. Г. Грановский, Е. В. Косоурова

The factors, the mechanism and the history of cavitation in Trias limestones of the Peredovoy range (the North-West Caucasus) have been considered. The quantitative characteristics of cave denudation have been adduced. The principal forms of cave relief (caves) have been characterized.

Изучение карста в триасовых отложениях междуречья Малой Лабы и Белой представляет большой интерес. Наличие карбонатного карста является предпосылкой для формирования месторождений минеральных, промышленных, термальных и пресных подземных вод, а также залежей углеводородного сырья (весьма перспективна в этом плане мощная толща норийских рифогенных известняков). В кавернах и пустотах этих пород могут отлагаться из гидротермальных растворов бокситы, редкие, благородные (в том числе золото и серебро) и цветные металлы, а также флюорит, барит, исландский шпат и др. Такие образования возникают в том случае, если при движении через закарстованные известняки меняются физико-химические параметры, регулирующие растворимость и отложение различных минералов. Закарстованность должна учитываться при проведении инженерно-строительных работ. И наконец изучение карста триаса Кавказа важно для установления истории геологического развития этого региона.

Район распространения триасовых отложений площадью 550 км2 расположен в пределах Передо -вого хребта в междуречье Малой Лабы и Белой, в бассейнах их притоков - рек Сахрай, Тхач, Малый и Большой Ачешбок, Бугунжи, Уруштен. В разрезе триасовых пород района преобладают известняки: индские (ятыргвартинская свита, [1]), анизийские (свита Малого Тхача), норийские (ходзинская свита). Отдельные пласты известняков имеют мощность до 250 м, а их общая мощность составляет 600-700 м. Наличие карстующихся растворимых пород - известняков -одно из необходимых условий карстовой денудации. Другими факторами являются наличие путей движения подземных вод в минеральном скелете горной породы и самих движущихся подземных вод, недосыщенных по отношению к породе и соответственно способных ее растворять. Можно выделить и четвертый фактор - это фактор времени, который влияет на сглаживание границ карстовых зон и осредняет карстовую зональность.

В роли фильтрующего пространства в нашем случае выступают разнообразные трещины, образующие зоны трещиноватости. Трещины особенно характерны для индских известняков, обнажающихся в 2 км от окраины ст. Даховской, в правом борту р. Белая. В качестве более крупного разрывного нарушения можно привести надвиг известняков Т1ап на песчаники 1111, расположенный ниже устья Ру-фабго. Кроме тектонических трещин, в известняках наблюдаются многочисленные трещины напласто-

вания. К диагенетическим трещинам относятся также сутурные и стилолитовые швы. В них можно наблюдать налеты гидроокислов железа - верный признак движения по ним воды, наличие которой и способствует карстообразованию. Третий тип - экзогенные трещины, связанные с процессами физического выветривания на поверхности известняков.

По трещинам любого генезиса в известняки попадает вода атмосферных осадков и циркулирует в различных направлениях. Это и есть третий фактор, благоприятствующий карстовой денудации. Количество выпадающих на данной территории осадков благоприятно для карстового процесса: за год их выпадает около 2000 мм, причем максимум приходится на лето - 35 % [2]. Стаивание снега в горах происходит с апреля по сентябрь.

Одну из определяющих ролей в развитии карстовых процессов играет сток. В условиях горного рельефа сток преобладает над инфильтрацией. В пределах массива Большой Тхач и окружающей его территории он преобладает и над испарением. Средняя высота этой местности составляет 1500 м. Здесь выпадает 1325 мм атмосферных осадков в год, из них на долю стока (поверхностного и подземного) приходится 1150 мм, а на долю испарения - соответственно 175 мм. Модуль минимального стока, по данным Р. К. Клиге (1964), равен примерно 10 л/(с-км2).

Дренаж вод в триасовых известняках происходит относительно быстро в силу наклонного их залегания и наличия трещин. В свою очередь увеличение скорости течения в трещинах способствует возрастанию интенсивности выноса и растворения карбоната кальция, что приводит к более быстрому расширению трещин. Трещины шириной 0,1-0,25 мм за 25 лет непрерывной фильтрации в зависимости от скорости потока могут расшириться до 5-23 мм.

Рассмотрев влияние каждого из трех факторов на карстовую денудацию, можно предположить следующий механизм карстообразования в триасовых известняках Передового хребта.

Как известно, карбонатные породы растворяются лишь в воде, содержащей свободную углекислоту или другие минеральные (ИМ03, И2804) и органические (щавелевая, муравьиная, лимонная, янтарная, уксусная и др.) кислоты, которые являются продуктами жизнедеятельности микроорганизмов. При этом процесс растворения известняка в воде выражается уравнением

СаС03 + И2О + СО2 = Са2+ + 2ИСО3-

Это обобщенное уравнение процесса, а в действительности его можно выразить системой, включающей по меньшей мере шесть уравнений:

а) СаС03(тверд.) = СаС03(растворен.);

б) СаС0з(растворен.) = Са2+ + СОз2-;

в) С02(возд.) = С02(водн.);

г) С02(водн.) + Н20 = Н2С03;

д) Н2С03 = Н+ + НС03-;

е) Н+ + С032- = НС03-.

В этом взаимодействии равновесий швейцарский ученый А. Бёгли [3] выделил четыре последовательные фазы (рисунок). В первую фазу (I) известняк

растворяется в воде без участия содержащейся в ней углекислоты (уравнения а и б). Во вторую фазу (II) И+"ион угольной кислоты ассоциирует с CO32—-ионом первой фазы (уравнение е). В третью фазу (III) в угольную кислоту и ее ионы превращается растворенная в воде CO2 (уравнения г и д). Это начало цепной реакции, конечным итогом которой является дальнейшее растворение известняка. Для четвертой фазы (IV) важнейшим фактором является диффузия CO2 из воздуха в воду вплоть до наступления равновесия между углекислотой в воздухе и в насыщенном растворе бикарбоната кальция.

Ca

2+

CO3

Ca

2+

CO3

HCO3-

' I ' I ' ■'■ I

CaCO3

III

C

O^

CO3

IV

HCO3

Ca

2+

coZ

CO

Ca

У

2+

C

CO3

I I I I

111111

Ii I—I

CaCO3

CaCO3

Фазы растворения известняка

По данным Бёгли, две первые фазы проходят за 1 с, третья - за 1 мин; скорость четвертой фазы составляет в среднем около 60 ч (определяется скоростью диффузии С02). При повышении температуры все эти скорости значительно возрастают. Высокая скорость процессов в первых трех фазах определяет быстрое действие вод на известняк: в нем успевают образоваться разделенные острыми ребрами параллельные желобки - желобковые карры. Под действием процессов четвертой фазы возникают трещинные и бороздчатые карры.

При смешивании нескольких потоков подземных вод разного состава, содержащих углекислоту, минеральные и органические кислоты (например, в местах пересечения тектонических трещин), происходит увеличение агрессивности воды и усиление ее действия на известняк. При дождевых осадках действие первых трех фаз удлиняется, поскольку постоянно добавляются новые агрессивные воды.

В триасовых известняках Северо-Западного Кавказа можно наблюдать все четыре фазы карстообра-зования. Наиболее интенсивное растворение извест-

няков происходит в поверхностных слоях, где карстовые воды богаты С02, получаемого ими из приземного и почвенного воздуха. По мере продвижения внутрь толщи известняков интенсивность химического растворения уменьшается, но не прекращается полностью. В зоне сезонного колебания вода пополняется С02 пещерного воздуха, вырабатываемого бактериями. Об этом свидетельствуют продукты растворения карбоната кальция - сталактиты и сталагмиты, образующиеся в карстовых полостях на большой глубине. Здесь также происходит смешивание различных потоков подземных вод, приводящее к увеличению химической агрессивности воды и усилению карстовых процессов. Для зоны полного насыщения характерна механическая эрозия с общей тенденцией затухания карста с глубиной.

Количественное значение современной карстовой денудации в карбонатных породах триаса Передового хребта подсчитано по двум методам: Н. В. Родионова (1949) и Ж. Корбеля (1959) [3]. Сущность первого метода можно выразить формулой

I

3

V

А = —100 %

V ,

где А - скорость карстового процесса; V - объем растворенной породы, выносимый за определенный отрезок времени (определяется по среднему химическому составу вод источников); V - общий объем карстующихся пород этого района. По методу Ж. Корбеля, скорость денудации в известняках вычисляется по формуле: 4 ЕТп

X = ■

100 '

где Е - высота слоя стекающей воды, дм; Т - содержание СаС03, мг/л; X - величина денудации, м3/г, что соответствует толщине слоя снесенного

вещества, мм/тысячелетие; 1 - часть бассейна, зап

нятая известняками. Аналогичная формула есть и для подземной денудации. Для триасовых известняков междуречья Малой Лабы и Белой получены следующие значения: по методу Н. В. Родионова 0,5 %, по методу Ж. Корбеля 206,4 м3/(год- км2), или 206,4 мм/тысячелетие [3].

Карстовые процессы выражаются формированием различных полостей в глубине массива и отрицательных форм рельефа на поверхности: карры, карстовые воронки, карстовые котловины, колодцы, закарстованные тектонические трещины, пещеры, останцы. Наиболее интересными являются пещеры всех спелеоциклов. В исследуемом районе они широко распространены на всех гипсометрических уровнях. Наиболее благоприятны для их образования породы норийского яруса, сложенные в основном химически чистыми (93-95 % кальцита) красноватыми известняками, а также горизонт Малого Тхача (оленекский ярус). Пещеры приурочены к различным горизонтальным и вертикальным трещинам, а также к пересечениям трещиноватых зон.

Многие из пещер труднодоступны для изучения, так как входы в них располагаются в отвесных скалах на значительных высотах от тропы, дороги или уреза воды рек. Несмотря на это, открыто довольно много пещер, из которых наиболее известны пещеры «Ход в преисподнюю», Амбицукова, Людмили-на, Камышовая, Ледяная, Меандра. Последняя из перечисленных - Меандра - представляет собой неразрешимую задачу для спелеологов, так как полости ее многократно равномерно «меандрируют», как бы изгибаясь по синусоиде. Механизм возникнове-

ния такой своеобразной формы неизвестен. Существует гипотеза [2], что внутри массивных известняков горизонта Малого Тхача, к которым приурочена данная пещера, встречаются окремненные желвако-подобные тела сферической формы. Образование тектонической трещины происходило в породах по линиям наименьшего сопротивления. Она обходила более твердые окремненные стяжения, как бы извиваясь между ними. Позже эта трещина расширилась, и образовалась пещера Меандра.

Интенсивное карстообразование в триасовых известняках данного района началось после формирования антиклинальных структур Передового хребта, которые образовались в результате предкелловей-ского орогенеза в конце средней юры. В процессе орогенеза толщи известняков были разбиты крупными трещинами. Это способствовало проникновению вод в толщу известняков и началу карстовых процессов. Современный карст образовался в эпоху континентального режима, начавшуюся с позднего палеогена и продолжающуюся до настоящего времени.

В данной работе рассмотрены основные факторы карстообразования и особенности протекания карстовых процессов в зоне Передового хребта под действием этих факторов. Приведены количественные значения карстовой денудации для триасовых известняков. Кратко охарактеризованы главные формы карстового рельефа (пещеры) и установлена в общих чертах история карстообразования. Все эти аспекты очень важны для решения многих вопросов, в том числе для поисков залежей нефти, газа, различных типов подземных вод; проявлений золота, бокситов и других полезных ископаемых, а также для решения инженерных задач и спелеологических исследований. Можно согласиться с мнением исследователя А. А. Остапенко [4], что карст триасовых отложений Передового хребта еще способен порадовать ученых новыми открытиями.

Литература

1. Безносое Н. В., Ефимова Н. А. Стратиграфия триаса Северо-Западного Кавказа. М., 1979.

2. Костин П. А. Карст Передового хребта и полосы куэст Северо-Западного Кавказа. М., 1966.

3. Карст в карбонатных породах / Под ред. А. Г. Чикишева. М., 1972.

4. Остапенко А. А. Пещеры массива Тхач // Спелеология в России. Вып. 1. М., 1998.

Ростовский государственный университет

24 июля 2004 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.