Г. А. Хуткина, в. в. кугач, Е. в. Игнатьева, т. А. дорофеева, с. Э. ржеусский
развитие кафедры организации и экономики фармации с курсом фпк и пк уо вгму и ее роль в подготовке фармацевтических кадров для республики Беларусь
витебский государственный ордена дружбы народов медицинский университет,
г. витебск, республика Беларусь
Решение проблем лекарственного обеспечения населения и организаций здравоохранения тесно связано с подготовкой фармацевтических кадров, где особое место отводится преподаванию профильных фармацевтических дисциплин. Качественная подготовка специалиста с высшим фармацевтическим образованием обязательно должна включать освоение вопросов организации работы аптек, аптечных складов, контрольно-аналитических (испытательных) лабораторий, экономики, логистики, финансово-хозяйственной деятельности.
Кафедра организации фармацевтического дела с курсом медицинского товароведения Витебского медицинского института была создана в 1962 году. 1 февраля 1994 года была выделена кафедра организации и экономики фармации факультета усовершенствования провизоров. В мае 1997 года указанные кафедры были объединены в одну - организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК.
В разные годы кафедрой заведовали: с 1962 по 1981 г. - доцент Хоронько А.Т.; с 1981 по 1984 г. - доцент Ходаков Н.Б.; с 1984 по 1987 г. - доцент Хоронько А.Т.; с 1987 по 1996 г. - профессор Эльяше-вич Е.Г.;
с 1996 по 1998 г: - доцент Фидельман Ф.И.; с 1998 по 2002 г. - доцент Сафронова Т.А.; с 2002 по 2003 г. - доцент Фидельман Ф.И.;
с 2003 по 2011 г. - доцент Кугач В.В.; с 2011 г. по настоящее время - доцент Хуткина Г.А.
В настоящее время на кафедре трудится 23 человека, из них 15 штатных преподавателей осуществляют образовательный процесс на базовом образовании, 3 преподавателя - на курсах ФПК и ПК. Учебно-вспомогательный персонал из 5 человек помогает обеспечивать учебно-методическое сопровождение образовательного процесса и курсов повышения квалификации.
Образовательный процесс кафедра осуществляет на 3-х факультетах: фарма-
цевтическом факультете, факультете подготовки иностранных граждан по специальности «Фармация», факультете повышения квалификации и переподготовки кадров по следующим направлениям:
- преподавание закрепленных за кафедрой учебных дисциплин на первой и второй ступенях высшего образования;
- преподавание дисциплин по выбору;
- руководство курсовыми и дипломными работами;
- руководство производственной практикой;
- руководство интернатурой;
- повышение квалификации и переподготовка фармацевтических кадров.
На первой ступени высшего образования за кафедрой закреплены учебные дисциплины: «Организация и экономика фармации» (3, 4, 5 курсы дневной и 4, 5, 6 курсы заочной формы получения высшего образования), «Медицинское и фармацевтическое товароведение» (4, 5 курсы дневной и 4, 5 курсы заочной формы получения высшего образования), «Менеджмент в фармации» (5 курс дневной и 6 курс заочной формы получения высшего образования). Разработанные учебные программы по указанным дисциплинам охватывают все актуальные вопросы деятельности аптечных организаций и их структурных подразделений [1-3].
На лабораторных занятиях по дисциплине «Организация и экономика фармации» отрабатываются практические навыки фармацевтической экспертизы рецепта врача, его таксирования, регистрации, документального оформления лабораторных и фасовочных работ, учета движения различных групп хозяйственных средств аптеки. Студенты учатся анализировать и планировать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности аптечной организации: рецептуру, товарооборот, товарные запасы, издержки обращения, прибыль, рентабельность, показатели по труду и заработной плате. Изучаются
основы бизнес-планирования, финансового менеджмента, вопросы ассортиментной, ценовой, закупочной и сбытовой политики, информационной, рекламной и маркетинговой деятельности аптечной организации. Завершают студенты изучение дисциплины темами: кадровое обеспечение фармацевтического сектора здравоохранения, регулирование трудовых отношений, охрана труда работников аптек, защита прав потребителей, организация работы аптеки с обращениями граждан, этика и деонтология в фармации. По дисциплине «Организация и экономика фармации» сотрудниками кафедры для студентов 3, 4 и 5 курсов дневной и 4, 5 и 6 курсов заочной формы получения высшего образования фармацевтического факультета разработаны и прошли государственную регистрацию 6 учебно-методических (УМК) и электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК).
В 2018-2019 уч. г. на кафедре начато преподавание дисциплины «Организация и экономика фармации» на английском языке. Ведется активная работа по разработке УМК (ЭУМК) на английском языке.
На лабораторных занятиях по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» студенты изучают основные понятия и категории товароведения, общие вопросы классификации, кодирования, упаковки и маркировки медицинских изделий и товаров аптечного ассортимента, регулирования их обращения, а также учатся проводить товароведческую экспертизу отдельных групп медицинских изделий и товаров аптечного ассортимента (рисунок 1). Вторым разделом учебной программы «Фармацевтический маркетинг» предусмотрено изучение основных понятий маркетинга, фармацевтического рынка как объекта маркетинговых исследований, позиционирования товара и организации на рынке, ценообразования, маркетинговой среды, коммуникаций и способов продвижения товаров.
По дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» сотрудниками кафедры для студентов 4 и 5 курсов дневной и 5 и 6 курсов заочной формы получения образования фармацевтического факультета разработаны и прошли государственную регистрацию 2 УМК (ЭУМК).
Новым образовательным стандартом
по специальности «Фармация» для студентов фармацевтического факультета были введены новые учебные дисциплины «Менеджмент в фармации», «Управление и экономика фармацевтического предприятия», «Фармацевтическая помощь» [4].
Преподавание новой учебной дисциплины «Менеджмент в фармации» начато на кафедре в 2017-2018 уч. г. Ранее изучение вопросов управленческой деятельности было предусмотрено учебной программой по организации и экономике фармации. Учебная программа по дисциплине «Менеджмент в фармации» охватывает такие важные для будущих руководителей вопросы, как законы, принципы, функции, методы менеджмента, организационные структуры управления, сущность управленческой деятельности, стили управления, особенности стратегического, инновационного и антикризисного менеджмента. В ходе изучения дисциплины рассматриваются вопросы делопроизводства, налаживания деловых коммуникаций и проблемы кадрового менеджмента в аптечных и фармацевтических организациях, которые важны как будущему руководителю, так и рядовому работнику. Программой предусмотрено более детальное изучение темы «Системы мотивации и стимулирования в аптечных и фармацевтических организациях». Впервые включены разделы, рассматривающие гендерный менеджмент и управление временем [3]. По указанной дисциплине разработан и зарегистрирован УМК (ЭУМК).
Государственный экзамен студенты сдают по двум дисциплинам - «Организация и экономика фармации» и «Менед-
Рисунок 1. - Занятие по медицинскому и фармацевтическому товароведению
жмент в фармации», для чего подготовлена объединенная учебная программа для государственного экзамена. Средний балл по итогам сдачи государственного экзамена за последние пять лет составил 8,2.
Большой объем учебно-методической работы был выполнен коллективом кафедры в связи с введением новой дисциплины «Управление и экономика фармацевтического предприятия». Учебной программой по данной дисциплине [5] предусмотрено изучение классификации, структуры, среды функционирования фармацевтических предприятий, организации процессов производства. В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с основами эффективного использования материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов фармацевтического предприятия, организации, нормирования, оплаты и охраны труда, формирования затрат на производство и реализацию продукции, ценовой политики, основ учета и отчетности, эффективного использования финансовых ресурсов и методов анализа финансового состояния фармацевтического предприятия. УМК (ЭУМК) по указанной дисциплине после рецензирования и внешней регистрации был передан на кафедру стандартизации лекарственных средств с курсом ФПК и ПК, за которой в настоящее время закреплена данная дисциплина.
С целью усиления практической подготовки будущих провизоров-рецептаров с сентября 2017 г. студентами 5-го курса начато изучение новой учебной дисциплины «Фармацевтическая помощь» [6], цель преподавания и изучения которой состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний, необходимых для квалифицированного консультирования населения, медицинских работников о рациональном применении лекарственных средств, использовании медицинских изделий, товаров аптечного ассортимента, комплексного решения задач по оптимизации лекарственного обеспечения и развития фармацевтических услуг. Коллективом кафедры была также начата активная работа по созданию УМК по указанной дисциплине, который был передан на кафедру фармацевтической технологии с курсом трансфера технологий.
Традиционно интерес студентов вызывают дисциплины по выбору, закреплен-
ные за кафедрой: «Биологически активные добавки к пище», «Фармацевтическая гомеопатия». По данным дисциплинам также разработаны и прошли рецензирование, внутреннюю и внешнюю регистрацию УМК (ЭУМК).
В настоящее время кафедра осуществляет организационно-методическое руководство производственной фармацевтической организационно-управленческой практикой, продолжительность которой увеличена с 6 до 9 недель, и которую студенты дневной формы обучения проходят после 4-го курса в объеме 2-х недель и на 5-м курсе в течение 7 недель; студенты заочной формы обучения - на 5-м и 6-м курсах соответственно. Для методического сопровождения указанного вида практики на кафедре разработаны и зарегистрированы соответствующие УМК (ЭУМК).
До недавнего времени кафедра курировала учебную фармацевтическую пропедевтическую практику, которая в 2018-2019 учебном году была передана на кафедру стандартизации лекарственных средств с курсом ФПК и ПК.
Ежегодно на кафедре 1-2 студента проходят обучение на второй ступени высшего образования, для чего коллективом кафедры в соответствии с Образовательным стандартом по специальности 1-79 80 30 «Технология лекарств и организация фармацевтического дела» [7] были подготовлены и зарегистрированы УМК (ЭУМК) для дисциплин «Технология лекарств и организация фармацевтического дела», «Маркетинговый анализ фармацевтического рынка». Новым типовым учебным планом магистратуры для специальности 1-79 80 30 «Фармация», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 21.03.2019, предусмотрены новые учебные дисциплины «Нормативные правовые основы формирования единого фармацевтического рынка ЕАЭС», «Процессы модернизации в фармации», «Прикладные методы управленческой деятельности в фармации» [8-10]. Для указанных дисциплин на кафедре также начата работа по созданию УМК (ЭУМК). Обучение в магистратуре завершается успешными защитами магистерских диссертаций. Всего с момента введения магистратуры на кафедре защищены 9 магистерских диссертаций. В настоящее время на второй ступени высшего образования при кафедре обуча-
ются и выполняют магистерские диссертации два студента.
Много внимания на кафедре уделяется методическому руководству интернатурой. Сотрудники кафедры приняли активное участие в разработке программы интернатуры, Дневника провизора-интерна, электронной базы данных, которой может воспользоваться провизор-интерн при сдаче экзамена.
Кафедра всегда работает в адаптивном режиме, реагируя на все изменения нормативных правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств, медицинских изделий, товаров аптечного ассортимента. Осуществляется постоянное обновление содержания УМК (ЭУМК) по наиболее актуальным вопросам: стандартизация фармацевтической деятельности, мировой фармацевтический рынок, рынок ЕАЭС, фармация за рубежом, инновационная деятельность в фармации и др.
Изменение тематики лекций и занятий по учебной дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» осуществляется с уклоном от медицинского в сторону фармацевтического товароведения и другой продукции, реализуемой через аптеку.
Повышение требований к качеству образовательного процесса вызывает необходимость поиска и внедрения новых подходов к обучению, способствующих реализации компетентностного подхода и практикоориентированной технологии. На кафедре организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК выполняется НИР по инновационной педагогической деятельности в высшей школе по теме «Кол-
1
Рисунок 2. - Занятия в «симуляционном торговом зале аптеки»
лективные методы обучения как средство формирования профессиональных компетенций у студентов фармацевтического факультета». К коллективным методам обучения относят деловые игры, проектный метод, брейнсторминг, метод Дельфи, метод развивающейся кооперации. Об их использовании на кафедре свидетельствуют 14 актов о внедрении результатов в образовательный процесс.
В последние годы в системе высшего образования наблюдается активный поиск и внедрение образовательных технологий, способствующих реализации в обучении практико-ориентированного подхода и адаптации будущих специалистов к реальным условиям профессиональной деятельности. Одним из актуальных направлений в этой области являются симу-ляционные технологии, позволяющие рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем в условиях, максимально приближенных к реальным. На кафедре проводится работа по созданию «симуляционной аптеки», что позволит имитировать реальные условия торгового зала аптеки и даст возможность отработки ряда практических навыков при изучении студентами таких учебных дисциплин, как «Организация и экономика фармации», «Медицинское и фармацевтическое товароведение», «Менеджмент в фармации». «Симуляционная аптека» организована на базе двух учебных аудиторий кафедры, где размещено торговое оборудование, позволяющее имитировать обстановку торгового зала аптеки (рисунки 2 и 3). Использова-
Рисунок 3. - Оформление студентами витрины в «симуляционном торговом зале аптеки»
ны аптечные витрины, стеллажи, витрины-кассы, упаковки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и товаров аптечного ассортимента с инструкциями. Внедрение компетентностного подхода предусматривает комплексную работу студента, и наличие «симуляционного торгового зала» позволяет выстроить обучение студента по следующим вопросам: размещение оборудования и оснащения торгового зала аптеки; организация выкладки товаров; организация рабочего места провизора-рецептара (фармацевта-рецептара); прием рецепта врача; прием денежных средств и ведение кассовых операций; реализация населению лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями Надлежащей аптечной практики; использование правил фармацевтической этики и деонтологии при общении с пациентами и медицинскими работниками, осуществление инспекционных проверок аптечных организаций. Наличие «симуляционного торгового зала» аптеки позволит актуализировать коллективные методы обучения студентов, такие как деловые игры.
При кафедре активно работает студенческий научный кружок. Многие студенты фармацевтического факультета с интересом занимаются научными изысканиями по наиболее актуальным вопросам деятельности аптечных организаций, маркетинговых исследований фармацевтического рынка, фармацевтической технологии, менеджмента в фармации, что завершается выполнением и защитой курсовых и дипломных работ. Курсовые работы по дисциплине «Организация и экономика фармации» в соответствии с новым учебным планом выполняют студенты 5-го курса фармацевтического факультета дневной формы получения высшего образования и студенты 6-го курса заочной формы получения высшего образования. В последние годы практикуется выполнение курсовых работ в форме видеофильмов, снятых студентами.
За последние пять лет на кафедре были выполнены и успешно защищены студентами на заседании Государственной экзаменационной комиссии 79 дипломных работ.
Ежегодно студенты, выполняющие НИРС на кафедре, представляют научные
работы на Республиканский конкурс студенческих научных работ. Только за последние пять лет на конкурс были представлены 32 работы, 2 из которых стали лауреатами, 9 получили первую категорию, 10 - вторую, 8 - третью.
Особым разделом образовательного процесса на кафедре является организация и проведение курсов повышения квалификации и переподготовки кадров. Каждый год кафедра проводит около 15 курсов повышения квалификации для лиц с высшим фармацевтическим образованием из числа руководителей и специалистов органов государственного управления здравоохранением, предприятий, руководителей аптечных организаций и их структурных подразделений и для провизоров-специалистов. Ежегодно по заявкам государственных аптечных организаций проводятся выездные курсы повышения квалификации провизоров. За последние 5 лет на курсе ФПК и ПК кафедры прошли повышение квалификации около 2600 специалистов.
Тематика повышения квалификации охватывает широкий спектр наиболее актуальных и важных с практической точки зрения вопросов работы аптечных организаций:
- Нормативно-правовое регулирование деятельности аптечных организаций.
- Организация и управление фармацевтической деятельностью.
- Финансовый менеджмент в фармации.
- Учет и отчетность в аптечных организациях.
- Современные аспекты работы провизора-рецептара.
- Актуальные вопросы оказания фармацевтической помощи населению.
- Контроль за деятельностью аптек.
- Актуальные вопросы работы аптечного склада.
По всем темам повышения квалификации разработаны УМК (ЭУМК). В системе дистанционного обучения Moodle размещены учебно-тематические планы повышения квалификации, примерная тематика рефератов для итоговой аттестации и блок контроля знаний, содержащий тесты по организации и экономике фармации.
Тематика научных исследований сотрудников кафедры с 60-х годов до настоящего времени посвящена актуальным проблемам фармации.
Под руководством заведующего ка-
федрой А. Т. Хоронько проводились исследования на тему «Совершенствование лекарственного обеспечения населения» (60-е годы), «Научная организация труда работников аптек» (70-е годы). Защитили кандидатские диссертации В. Ф. Горень-ков на тему «К оптимизации деятельности хозрасчетных аптек Белорусской ССР» (1971 г.), А. Т. Хоронько на тему «Фито-химическое исследование и перспективы использования в медицинской практике физиологически активных веществ астрагала шерстистоцветкового» (1972 г.)
В 1979 г. Калоша Г. Т. после обучения в целевой аспирантуре в 1 ММИ им. И.М. Сеченова защитила диссертацию «Исследования путей повышения эффективности и качества лекарственной помощи населению». В настоящее время Г. Т. Глембоцкая (Калоша) работает в должности профессора кафедры организации и экономики фармации Сеченовского университета. В 1980 году ассистент кафедры Бондаренко В. Г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Использование биологически активных соединений некоторых представителей семейств Asteraceae и Salicaceae».
Результатом выполнения кафедральной темы НИР «Научные основы определения потребности в лекарственных средствах», которая являлась составной частью Всесоюзной комплексной программы «Научные основы определения потребности в лекарственных средствах», стала защита Сафроновой Т. А. в 1981 г. кандидатской диссертации «Методические основы прогнозирования потребности в гормональных лекарственных средствах».
В 1984 г. Фидельман Ф. И. защитил кандидатскую диссертацию «Методические принципы развития аптечной сети и потребности в фармацевтических кадрах в регионе».
В 1989 г. доцент Е. Г. Эльяшевич защитила докторскую диссертацию на тему «Основы фармацевтической этики и деонтологии».
В период 1991-1995 гг. под руководством профессора Е. Г. Эльяшевич коллектив кафедры проводил научные исследования по теме «Организационно-методические социальные аспекты труда аптечных работников», по результатам которых Не-бедухина Т. В. в 1999 г. защитила кандидатскую диссертацию «Методические основы анализа обеспеченности, норми-
рования и прогнозирования численности фармацевтического персонала в системе БелРПП «Фармация»».
В 1999 сотрудники кафедры под руководством заведующего кафедрой Саф-роновой Т. А. проводили исследования по теме «Маркетинговые исследования рынка фармацевтических товаров и услуг», в 2002-2004 г. - «Методические подходы к рационализации труда специалистов фармацевтического профиля».
В 2006 г. под руководством доцента В. В. Кугач коллектив кафедры приступил к выполнению темы НИР «Маркетинговые исследования фармацевтического рынка, организация лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения Республики Беларусь, стандартизация фармацевтической деятельности».
Защитили кандидатские диссертации: под научным руководством профессора В. И. Ищенко - старший преподаватель Хуткина Г. А. «Разработка технологии производства настоек красавки и боярышника с одновременной рекуперацией спирта», 2005 г.; под научным руководством доцента В. В. Кугач - гражданин Ливана Ко-стантин Жихад Туфик «Технология изготовления таблеток и глазных капель с рибофлавином», 2007 г.; ассистент Мастыков А. Н. «Организация работы аптечных складов на этапе поступления лекарственных средств», 2009 г.; старший преподаватель Тарасова Е. Н. «Организационно-методическое обеспечение реализации лекарственных средств без рецепта врача (критерии отнесения лекарственных средств к безрецептурным и алгоритм фармацевтического консультирования при их реализации)», 2015 г.; старший преподаватель Ржеусский С. Э. «Технология получения и стандартизация вагинальных суппозиториев с наночастицами серебра», 2017 г.
В последние годы в научных исследованиях кафедра активно взаимодействует с кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ВГМУ, планирует и выполняет совместные темы. Так, в период с 2009 по 2011 гг. в рамках совместной темы НИР «Критерии качества и эффективности управленческой деятельности в системе охраны здоровья населения» кафедрой ОЭФ с курсом ФПК и ПК выполнялись темы-задания «Повышение качества и эффективности аптечных услуг путем моделирования и стандартизации фармацев-
тической деятельности», «Повышение эффективности лекарственного обеспечения населения и организаций здравоохранения на основании маркетинговых исследований рынка лекарственных средств и инновационной деятельности аптечных организаций». В 2012 году была зарегистрирована в БелИСА тема НИР «Медицинские, фармацевтические и организационные составляющие интегрированной профилактики социальной патологии», которая была успешно завершена в 2017 г. (рег. № 20130237). В настоящее время сотрудники кафедры выполняют научные исследования в рамках совместной темы с кафедрами общественного здоровья и здравоохранения, фармацевтической технологии с курсом трансфера технологий «Обоснование организационно-управленческих решений при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности». В настоящее время на кафедре обучаются два аспиранта: Е.С. Шабунин, который выполняет научные исследования по теме: «Организация оказания скорой медицинской помощи фармацевтическими работниками аптек» (научный руководитель - доцент Кугач В. В.), а также аспирант заочной формы обучения, сотрудник РУП «Бел-медпрепараты», Марченков Н. В. - «Организация дополнительных мероприятий по фармаконадзору и минимизации рисков на уровне производителя лекарственных средств Республики Беларусь (на примере РУП «Белмедпрепараты»)», (научный руководитель - доцент Хуткина Г. А.).
Продолжают научные исследования старший преподаватель Троина С.Г. по теме «Организация фармацевтической помощи гериатрическим пациентам» (научный руководитель - доцент Кугач В. В.); старший преподаватель Михайлова Н. И. по теме «Планирование штатной численности персонала аптек Республики Беларусь» (научный руководитель - доцент Хуткина Г. А.), старший преподаватель Карусевич А. А. - «Фармакогностическое исследование левзеи» (научный руководитель - профессор Бузук Г. Н.).
По результатам научных исследований кафедры разработаны и внедрены в практическую фармацию 4 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь, 1 приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь, 7 инструкций по применению. За последние
пять лет оформлены 39 актов о внедрении результатов исследований в образовательный процесс и практическую фармацию.
Таким образом, на протяжении более 35 лет кафедра организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК вносит весомый вклад в подготовку фармацевтических кадров для Республики Беларусь, динамично развивается в соответствии с требованиями высшей школы, ищет инновационные формы и методы работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кугач, В. В. Организация и экономика фармации / В. В. Кугач, Г. А. Хуткина, Т. А. Дорофеева, Е. В. Игнатьева, Е. Н. Тарасова // Типовая учебная программа для специальности 1-79 01 08 «Фармация». -Витебск. - ВГМУ, 2015. - 40 с. (рег. № ТД -L 516/тип.).
2. Кугач, В. В. Медицинское и фармацевтическое товароведение / В. В. Кугач, Г. А. Хуткина, А. А. Карусевич, Т. А. Дорофеева, Е. В. Игнатьева, С. Э. Ржеусский // Типовая учебная программа для специальности 1-79 01 08 «Фармация». - Витебск. -ВГМУ, 2016. - 24 с. (рег. № ТД - L 569/ тип.).
3. Кугач, В. В. Менеджмент в фармации / В. В. Кугач, Г. А. Хуткина, Е. Н. Тарасова, Т. А. Дорофеева, Е. В. Игнатьева // Типовая учебная программа для специальности 1-79 01 08 «Фармация». - Витебск. - ВГМУ, 2017. - 16 с. (рег. № ТД - L 619/тип.).
4. Образовательный стандарт по специальности 1-79 01 08 «Фармация»: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 № 88.
5. Хуткина, Г. А. Управление и экономика фармацевтического предприятия / Г. А. Хуткина, В. В. Кугач, Т. А. Дорофеева, Е. В. Игнатьева, Я. О. Перевалов // Типовая учебная программа для специальности 1-79 01 08 «Фармация». - Витебск. -ВГМУ, 2016. - 21 с. (рег. № ТД - L 589/ тип.).
6. Хуткина, Г. А. Фармацевтическая помощь / Г. А. Хуткина, В. В. Кугач, Е. Н. Тарасова, Т. А. Дорофеева, Е. В. Игнатьева // Типовая учебная программа для специальности 1-79 01 08 «Фармация». - Витебск. -ВГМУ, 2017. - 20 с. (рег. № ТД - L 615/ тип.).
7. Образовательный стандарт по специальности 1-79 80 30 «Технология лекарств
и организация фармацевтического дела»: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2012 № 108.
8. Учебная программа по учебной дисциплине «Процессы модернизации в фармации» для второй ступени высшего образования (магистратура) по специальности 1-79 80 30 «Фармация» / Рег. № УД-М.96/ уч. от 19.06.2019 г.
9. Учебная программа по учебной дисциплине «Нормативные правовые основы формирования единого фармацевтического рынка ЕАЭС» для второй ступени высшего образования (магистратура) по специальности 1-79 80 30 «Фармация» / Рег. № УД-М.106/уч. от 19.06.2019 г.
10. Учебная программа по учебной
дисциплине «Прикладные методы управленческой деятельности в фармации» для второй ступени высшего образования (магистратура) по специальности 1-79 80 30 «Фармация» / Рег. № УД-М.102/уч. от 19.06.2019 г.
Адрес для корреспонденции:
210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра организации и экономики фармации с курсом ФПК и ПК, тел. раб.: 8 0212 60 14 08, Хуткина Г.А.
Поступила 09.09.2019 г.
Е. н. тарасова, Е. А. серак, И. И. Огоякова
кафедра ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ О КУРСОМ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,
г. Витебск, Республика Беларусь
Кафедра фармацевтической технологии с курсом трансфера технологий была организована в ноябре 2016 г. при реорганизации кафедры аптечной технологии лекарственных средств. Кафедра является выпускающей. Выполняет учебную, научную, воспитательную и идеологическую работу. На кафедре работает 7 человек из числа профессорско-преподавательского состава (заведующий кафедрой, профессор, доцент, 2 старших преподавателя, 2 преподавателя-стажера) и 3 - из числа учебно-вспомогательного персонала (ведущий лаборант, лаборанты 1-й и 2-й категории).
В соответствии с образовательным стандартом высшего образования Республики Беларусь по специальности 1-79 01 08 «Фармация» специалист должен быть способен к осуществлению аптечного изготовления лекарственных средств, а также решению профессиональных задач по обоснованию их состава [1].
Во всем мире аптечное изготовление относится к уникальным знаниям и умениям, поэтому разрабатываются различные модели сохранения и развития этого
направления. В соответствии с декларацией Всемирной организации здравоохранения (2008 г.) изготовление лекарственных средств является необходимой частью качественного медицинского обслуживания населения [2].
Для освоения данных профессиональных компетенций будущими специалистами за кафедрой закреплена учебная дисциплина «Аптечная технология лекарственных средств». Студенты осваивают ее на 3 курсе дневной и 4 курсе заочной формы получения высшего образования фармацевтического факультета и факультета подготовки иностранных граждан по специальности «Фармация». На лабораторных занятиях в условиях, максимально приближенных к обстановке аптеки, студенты приобретают навыки аптечного изготовления различных лекарственных форм, упаковки и оформления их к реализации, преодоления фармацевтических несовместимостей [3]. Для выполнения лабораторной работы студентами используются рецепты врача из практической деятельности аптечных организаций, при этом каждый студент получает индивиду-