Научная статья на тему 'Развитие кадрового потенциала как инструмент повышения эффективности местного самоуправления'

Развитие кадрового потенциала как инструмент повышения эффективности местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
980
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Утросина Светлана Анатольевна

В статье речь идет о совершенствовании работы с кадрами как факторе повышения эффективности муниципального управления. Обосновывается необходимость формирования высокопрофессионального кадрового корпуса муниципальной службы, оптимизации управления его развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Утросина Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of personnel potential as a tool of improvement of the efficiency of local self-government

The article focuses on the improvement of personnel management as the factor of increasing efficiency of municipal management. The necessity of the formation of a highly professional HR body of municipal service, optimize the management of its development is explained.

Текст научной работы на тему «Развитие кадрового потенциала как инструмент повышения эффективности местного самоуправления»

Государственное и муниципальное управление

УДК 342.55

РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Утросина Светлана Анатольевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

В статье речь идет о совершенствовании работы с кадрами как факторе повышения эффективности муниципального управления. Обосновывается необходимость формирования высокопрофессионального кадрового корпуса муниципальной службы, оптимизации управления его развитием.

Ключевые слова: Республика Марий Эл, местное самоуправление, муниципальное управление, муниципальная служба, кадровый потенциал.

В период обострения кризиса и необходимости успешной реализации федеральной и региональной политики остро встает вопрос о совершенствовании эффективности управленческих структур. Новые экономические и общественные отношения требуют и нового качества управления. Государство должно обеспечить это качество и достаточные условия для проведения модернизации экономической и политической жизни. Необходимо выбрать такой способ проведения реформ, который не приводил бы к потере и снижению уже достигнутого уровня жизни людей. Поэтому в основе деятельности органов управления должны лежать потребности граждан как отправной точки всех последующих действий этих органов всех уровней. Эффективным инструментом, способствующим дальнейшему социально-экономическому развитию страны, успешной реализации региональной политики, является местное самоуправление. В последние годы в субъектах Российской Федерации формируется новая система органов местного самоуправления, которая должна быть ориентирована на реальный и устойчивый рост уровня жизни населения, на повышение его социальной активности.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления во многом определяется качеством их кадрового состава, его способностью и готовностью к решению задач муниципального управления в новых, постоянно усложняющихся условиях. Основу кадрового состава органов местного самоуправления составляет муниципальная служба, ядром которой является особая социально-профессиональная группа - муниципальные служащие. Особенность этой категории служащих заключается не только в их правовом статусе, но и в том, что они тесно связаны с социальной средой муниципального образования и максимально приближены к населению. Именно эта категория работников призвана успешно решать вопросы местного значения, эффективно исполнять свои функциональные обязанности. Следовательно, принципиально важным условием успешной реализации

реформы местного самоуправления является формирование высокопрофессионального кадрового корпуса муниципальной службы, оптимизация управления его развитием.

Однако изучение практики деятельности муниципальных служащих, анализ кадровой ситуации в муниципальной службе свидетельствуют о недостаточном уровне их профессионализма и неготовности значительной части муниципальных служащих к работе в новых условиях. Дабы изменить ситуацию появилась необходимость дать оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления. Своим Указом от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» Президент Российской Федерации поставил перед органами местного самоуправления задачу дать оценку их деятельности. Была утверждена методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Однако первый опыт применения этой методики с целью определения эффективности оказался неудачным. По его итогам невозможно было определить вклад конкретного органа в развитие муниципального образования. Потребовалась дальнейшая работа по совершенствованию методики.

Значительное внимание этой проблеме было уделено субъектами РФ, в том числе и Республикой Марий Эл. В целях определения эффективности деятельности органов местного самоуправления, муниципальных служащих и оценки этой деятельности населением Правительством Республики Марий Эл были приняты постановления: от 7 марта 2013 г. № 58 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл» [1] и от 17 мая 2013 г. № 157 « О порядке организации и проведения независимых опросов населения на предмет удовлетворенности деятельностью органов мест-

Утросина С. А.

ного самоуправления для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл» [2].

Проведенные опросы населения позволили определить слабые стороны в работе органов местного самоуправления, в том числе недостаточный профессионализм муниципальных служащих. По итогам опроса в 2012 году в качестве причин неудовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления 23,2 % населения республики отметили профессиональный уровень сотрудников учреждений; 23,9 % - желание и готовность сотрудников работать с посетителями; 27,7 % - оперативность получения ответов на вопросы; 28,5 % - решение проблемы по результатам обращения в органы местного самоуправления [3]. Опрос 2013 года дал сходные результаты. Многие опрошенные указали на недостаточную информированность о деятельности органов местного самоуправления (в 2012 году это отметили 41,8 % опрошенных, в 2013 году - 38,7 %). В 2014 году только 63,5 % населения были удовлетворены информационной открытостью органов местного самоуправления [4].

Таким образом, с помощью опросов населения выявляются наиболее острые проблемы, на которых органам местного самоуправления следует сконцентрировать свое внимание. Следовательно, показатель удовлетворенности населения является важным и значимым в общей оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления. Результаты мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяют определить зоны, требующие их приоритетного внимания, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности их деятельности, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества управления вопросами местного значения.

Одной из важнейших проблем явился поиск путей совершенствования форм и методов управления развитием муниципальной службы и ее кадрового потенциала, переориентации с кратковременных на долгосрочные программы развития. В целях развития и совершенствования муниципальной службы в Республике Марий Эл, формирования высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы Указом Главы Республики Марий Эл от 24 ноября 2011 г. № 115 была утверждена республиканская программа «Развитие муниципальной службы в Республике Марий Эл (2012-2014 годы)» [5]. 10 декабря 2014 г. Указом Главы Республики Марий Эл № 309 срок действия Программы продлен на 2 года. В Программе указано, что институт муниципальной службы является одним из важнейших элементов в организации местного самоуправления и решении вопросов местного значения. Эффектив-

ность деятельности органов местного самоуправления во многом зависит от того, насколько грамотно и профессионально действует управленческий аппарат. Отсутствие необходимых знаний и профессиональных навыков, отвечающих современным потребностям развития общества, приводит к низкому качеству управленческих решений, а, следовательно, к утрате авторитета органов местного самоуправления у населения. Поэтому одним из основных условий развития муниципальной службы является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления.

За годы действия программы произошли серьезные изменения кадрового потенциала муниципальной службы в Республике Марий Эл. Это стало возможным на основе формирования региональной кадровой политики в сфере муниципальной службы. Ежегодные отчеты о выполнении программы доказали необходимость системного подхода к обеспечению условий для формирования и развития профессионально-компетентной муниципальной службы, способной решать поставленные реформой местного самоуправления задачи по созданию достойных условий жизнеобеспечения граждан в каждом муниципальном образовании. Анализ проведенной работы показал изменение отношения к кадровому обеспечению органов местного самоуправления региона, стремление в его формировании следовать законодательно установленным современным требованиям к организации и функционированию муниципальной службы. На протяжении 2012-2015 годов продолжалась работа по совершенствованию нормативной базы по вопросам муниципальной службы, вносились актуальные изменения в уставы муниципальных образований, в соответствующие положения. Об этом же свидетельствует достаточно активная работа, проведенная с муниципальными служащими Республики Марий Эл, по повышению их образовательного уровня, разработка квалификационных требований к конкретным муниципальным должностям с учетом направлений деятельности, достигнутый уровень стабилизации кадрового состава муниципальной службы региона. Следует отметить предпринятые меры по оптимизации и эффективности использования уже имеющегося кадрового потенциала муниципальной службы.

Немаловажное значение в социально-технологическом обеспечении развития кадрового потенциала играет эффективно функционирующая система непрерывного образования муниципальных служащих, создание условий заинтересованности муниципальных служащих в повышении своего образовательного и профессионального уровня через эту систему. Это направление на современном этапе развития местного самоуправления получило в Республике Марий Эл достаточно активное развитие. Однако требует совершенствования в плане дальнейшей отработки

m

Государственное и муниципальное управление

программ обучения с учетом дифференцированного подхода к его организации по категориям муниципальных должностей и направлений по сфере их деятельности, при обязательной градации по опыту, стажу и профилю образования, уровню сформированных компетенций и компетентности.

Важным направлением деятельности по совершенствованию кадровой политики Правительство Республики Марий Эл признало подготовку и эффективное использование резерва управленческих кадров, в том числе и для муниципального управления. В этих целях 16 июня 2009 года была утверждена республиканская программа «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Республики Марий Эл (2009-2013 годы)». В республике была проведена значительная работа по ее реализации [6].

Таким образом, процессы кадровой работы в системе как государственного, так и муниципального управления должны строиться на основе комплексности, целостности и системности управляющего воздействия. Выработка системной организации кадровой работы и управления ею является важнейшей задачей. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Однако формирование и развитие кадрового потенциала муниципальной службы - процесс систематический. И вся деятельность в этом направлении должна быть ориентирована на измеримое улучшение показателей деятельности органов управления муниципального уровня.

Литература

1. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл (с изм. на 20.11.2015): постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 марта 2013 года № 58 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru Мосишей/453126048

2. О порядке организации и проведения независимых опросов населения на предмет удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл (с изменениями и дополнениями): постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 мая 2013 года № 157 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/20728965/

3. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления Республики Марий Эл за 2012 год. Режим доступа: http://mari-el.gov.ru/mecon/Pages/effect_activity.aspx

4. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления Республики Марий Эл за 2014 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mari-el.gov.ru/mecon/ Pages/effect_activity.aspx

5. О республиканской программе «Развитие муниципальной службы в Республике Марий Эл (2012-2014 годы)»: Указ Главы Республики Марий Эл от 24 ноября 2011 г. № 115 // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2011. № 12. Ст. 640.

6. Утросина С. А. Нормативные основы формирования кадрового резерва муниципальных служащих в Республике Марий Эл // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки. 2015. № 2 (2). С. 95-99.

S. A. Utrosina

DEVELOPMENT OF PERSONNEL POTENTIAL AS A TOOL OF IMPROVEMENT OF THE EFFICIENCY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

The article focuses on the improvement of personnel management as the factor of increasing efficiency of municipal management. The necessity of the formation of a highly professional HR body of municipal service, optimize the management of its development is explained.

Keywords: Republic of Mari El, local self-government, municipal government, municipal service, human resources.

UTROSINA Svetlana A. - Candidate of History, Associate Professorof the Departament of the Legal Support of Public and Municipal Administrration, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.