РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Андрианова Д.Д.
Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» г. Санкт-Петербург, Россия Дерябкина А.В.
Заместитель начальника управления работы с персоналом Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» г. Санкт-Петербург, Россия Кудряшов В.С. к.э.н., доцент кафедры менеджмента Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» г. Санкт-Петербург, Россия
РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Аннотация: Целью данной статьи является раскрытие сущности кадрового потенциала ЕАЭС и его значение, выявление задач и целей формирования высококвалифицированного рынка труда ЕАЭС, рассмотрены интенсивный и экстенсивный пути развития интеграции между странами-участницами.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, кадровый потенциал, единое кадровое пространство, трудовая миграция, общий рынок труда, экономическое развитие, инновационная экономика.
Andrianova D.D.
Student
FSBEI of HE "North-WestInstitute of Management" - a branch of
RANEPA Saint-Petersburg, Russia Deryabkina A.V.
Deputy Head of Human Resources FSBEI of HE "North-WestInstitute of Management" - a branch of
RANEPA Saint-Petersburg, Russia Kudryashov V.S.
Ph.D., Associate Professor, Department of Management FSBEI of HE "North-WestInstitute of Management" - a branch of
RANEPA Saint-Petersburg, Russia
DEVELOPMENT OF PERSONNEL POTENTIAL OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Abstract: The purpose of this article is to reveal the essence of the EAEU's personnel potential and its significance, to identify the tasks and goals of creating a highly qualified labor market in the EAEU, the intensive and extensive ways of developing integration between the participating countries are considered.
Key words: Eurasian Economic Union, personnel potential, single personnel space, labor migration, common labor market, economic development, innovative economy.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), образовался в 2015 году между 5 странами: Российской Федерацией, Кыргызской Республикой, Республикой Арменией, Казахстаном и Беларусью. Данный союз был создан для преодоления торговых барьеров и не имеет политических целей. Задачи Евразийского экономического союза состоят в удовлетворении экономических потребностей стран и создании взаимовыгодных условий для всех членов союза, а также в обеспечении развития и укрепления экономических отношений. В Евразийском экономическом союзе обеспечивается свобода движения как товаров и услуг, так и капитала и рабочей силы [1].
Единое кадровое пространство - форма межгосударственной интеграции, позволяющая свободно реализовывать профессиональные возможности и способности специалистов в рамках ЕАЭС как целостной социально-экономической территориальной системы.
Важно понимать, что в современном мире возрастает роль человека, все больше растет потребность в высококвалифицированных специалистах, имеющих опыт и творческий тип мышления, именно поэтому огромными темпами увеличиваются инвестиции в человеческий капитал. Данная тенденция объясняет необходимость развития кадрового потенциала ЕАЭС. Именно единые кадровые резервы могут положительно повлиять на конкурентоспособность экономик стран-участниц [2].
Формирование единого кадрового пространства ЕАЭС имеет ряд преимуществ:
органы управления вправе составлять отчетность и вести учет ЕАЭС, обеспечивающий системный взгляд на кадровый потенциал союза;
• единая кадровая политика позволяет осуществлять вертикальное движение по карьерной лестнице в рамках всего союза, а не только в отдельно взятой стране;
• создание единых критериев проверки профессиональной подготовки кадров позволяет обеспечивать высокий уровень профессиональной подготовки;
• повышение конкурентоспособности на рынке услуг обеспечивает более эффективное использование трудовых ресурсов;
• установление необходимых требований, предъявляемых к специалистам в области учета, создает подходы к уровню их квалификации, тем самым сближает национальные законодательства союза;
• организация масштабных мероприятий, охватывающих весь союз, способствует развитию профессиональных качеств, благодаря интеграции с коллегами из других стран-участниц;
• создание единого резерва рабочей силы охватывает специалистов всех государств, и создает тем самым большой информационный портал.
На данный момент для улучшения финансовой интеграции стран ЕАЭС необходимо решить две основные задачи:
1. Обеспечение прозрачности деятельности на финансовых рынках;
2. Интеграция информационного пространства по макроэкономическим и национальным показателям.
Для развития кадрового потенциала в ЕАЭС необходимо:
1. Направить экономическое развитие на улучшение делового и инвестиционного климата (ключевые показатели: достижение определенного места страны в рейтинге Всемирного банка; объем прямых иностранных инвестиций (в % к ВВП).
2. Запустить процесс модернизации и инновационного развития экономики в целом (ключевыми показатели: внутренние расходы на НИОКР (в % к ВВП); доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции; доля инновационных и активных предприятий в общем количестве промышленных организаций)
3. Увеличить экспортный потенциал (ключевые показатели: объем экспорта; показатель диверсификации экспорта)
4. Запустить процесс развития транспорта и инфраструктуры (ключевые показатели: грузооборот; пассажирооборот; объем перевезенных грузов; число пассажиров)
Для успешного развития кадрового потенциала необходим высокой уровень социальной мобильности. Свободное передвижение рабочей силы в ЕАЭС является одним из ключевых условий его функционирования и развития. Это также сильный инструмент устойчивого экономического роста, более высокий уровень жизни, больше рабочих мест и, следовательно, социальной стабильности во всех ее членах-государствах. Трудовая миграция предполагает поток рабочей силы до экономически активных регионов, что повышает эффективность его использования и облегчает социальную напряженность [3].
Договор о Евразийском экономическом союзе заложил основу для свободного передвижения рабочей силы в рамках этого интегрированного альянса.
Члены ЕАЭС больше не применяют национальные законы, ограничивающие использование рабочей силы из других стран на их рынках труда. Они принимают документы, связанные с образованием выпущенные другими государствами-членами по номинальной стоимости, за исключением документов, относящихся в педагогическую, юридическую, медицинскую и фармацевтическую сферы, в которых необходима дополнительная проверка [4].
Безвизовый режим, отсутствие таможенных проверок и квот на занятость, медицинское и социальное страхование и образование в любом из государств-членов можно охарактеризовать как дополнительные преимущества.
Статистика миграции в странах ЕАЭС состоят из двух первичных наборов данных, первый из которых связан с миграцией на постоянное жительство; а второй - с трудовой миграцией.
Свободная трудовая миграция через ЕАЭС несколько сдерживается неразвитыми правовыми и нормативными регуляторами. Так не была решена проблема пенсионного обеспечения, несмотря на усилия
национальных правительств членов-государств, которые еще не достигли всеобъемлющей правовой и нормативной базы [5].
Большие проблемы также создаются недобросовестными работодателями, которые обманывают граждан Кыргызстана. Незащищенные соответствующими документами мигранты остаются социально-уязвимыми, а теневая занятость расширяется вместе с нарушениями в сфере труда. Объем незаконной эксплуатации труда мигрантов достигает особенно высоких показателей в России и Казахстане. Около 2,5 млн мигрантов заняты в теневом секторе российской экономики, около 1-1,5 млн человек были лишены паспортов и, следовательно, свободы передвижения.
Существуют психологические барьеры, препятствующие свободному передвижению рабочей силы в ЕАЭС:
некоторые люди отказываются принимать трудовых мигрантов в качестве равных членов своих обществ;
• некоторые мигранты отвергают культурные особенности, повседневные обычаи, менталитет и местные правила поведения.
В краткосрочной перспективе возможны два сценария развития мобильности рабочей силы в странах ЕАЭС:
1. Экстенсивный путь развития: интеграция миграционной политики стран-членов, увеличение числа государств-членов, повышение качества трудовых ресурсов за счет более высокого уровня образования и профессиональных навыков, получение доступа к более широким возможностям для изучения нормальных условий труда и жизни, уничтожение эксплуатации мигрантов и коррупции в мигрирующем сегменте экономики, объединение всех мигрантов в соответствующие профсоюзы.
2. Согласно второму пути развития - интенсивному, рынок труда может стабилизироваться, если качество трудовых ресурсов улучшится благодаря более высокому уровню образования и более высокие профессиональным навыкам. Пока в потоке мигрантов доминирует неквалифицированная рабочая сила, социальная и культурная адаптация останется большой проблемой, ситуация с медицинскими услугами и жильем для мигрантов также остается неизменным. Рабочих мест мало и далеко не для низкоквалифицированных или неквалифицированных рабочих. Это обостряет социально-экономическую ситуацию в принимающих странах. Проблема может быть решена путем бесплатного обучения русскому языку потенциальных и фактических мигрантов в их странах.
Интеграция стран-участниц ЕАЭС положительно влияет на темпы экономического роста и совокупного валового внутреннего продукта,
а также позволяет динамично развиваться таким отраслям как промышленность, транспорт и сельское хозяйство [6].
Единое экономическое пространство, сформированное в рамках ЕАЭС, позволяет создавать общие рынки и производить свободную торговлю. Продолжается системная работа по устранению ограничений, препятствующих свободному передвижению товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также по ликвидации имеющихся барьеров в промышленности, агропромышленном комплексе, энергетике, в сфере технического регулирования.
Намечено проведение согласованной политики в области развития интернет-экономики, единых стандартов обмена информацией и ее защиты. Утверждены концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов, газа, электроэнергетики, финансов. Функционирует общий рынок лекарственных средств и медицинских изделий. Современные динамика мировой экономики, демографические тенденции, конъюнктура мировых товарно-сырьевых рынков требуют активизации интеграционного взаимодействия. Развитие цифровой экономики, создание базы для укрепления кадрового потенциала, реализация транзитных возможностей и инфраструктурных проектов будут способствовать всесторонней модернизации, кооперации и повышению конкурентоспособности национальных экономик государств - членов ЕАЭС.
Для развития кадрового потенциала ЕАЭС необходимо развивать цифровую экономику, которая является базой для укрепления кадрового потенциала, также стоит уделять внимание двум аспектам: проектам, способствующих всесторонней модернизации и увеличению конкурентоспособности экономик членов Евразийского союза и социальной интеграции, способствующей более быстрому развитию кадрового потенциала.
Список литературы
1. Алехина М.А. Таможенный Кодекс ЕАЭС как правовая основа развития торговых отношений между странами / М.А. Алехина, В.И. Прасолов // Финансовый Университет при Правительстве РФ. - 2016. - С. 31-33.
2. Кудряшов В.С. Основы формирования системы обучения персонала организации / В.С. Кудряшов, Е.А. Мосеева // Juvenis scientia. - 2017. - № 2. -С. 19-24.
3. Никишина И.В. Особенности интеграционного сотрудничества в рамках ЕАЭС / И.В. Никишина, В.Н. Сидоренко // Московский городской педагогический университет (МГПУ). - 2016. - С. 42-51.
4. Ткаченко М.Ф. Интеграция рынков факторов производства в ЕАЭС / М.Ф. Ткаченко, А.В. Журова // Российская таможенная академия. - 2016. -С. 132.
5. Чудикова Т.П. Пути совершенствования законодательства стран-участниц ЕАЭС / Т.П. Чудикова, А.В. Губаревич // Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. - 2016. - С. 344-349.
6. Юрченко Д.П. Соотношение права ЕАЭС и права государств стран-участниц / Д.П. Юрченко // Санкт-Петербургский государственный университет. - 2017. - С. 61-67.
Бутырева Е.А.
магистрант
Северный (Арктический) Федеральный университет
имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ КАК ОДНО
ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в работе обозначена значимость Северного морского пути для развития Российской Федерации. Особое внимание уделяется проблемам, замедляющим развитие данной артерии, а также анализу федерального проекта, направленного на развитие инфраструктуры Северного морского пути.
Ключевые слова: артерия, Северный морской путь, федеральный проект, грузоперевозка, инфраструктура.
Butyreva E.A.
undergraduate Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia
NORTHERN SEA WAY AS ONE OF THE KEY DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: the significance of the Northern Sea Route for the development of the Russian Federation is indicated. Attention is paid to problems that slow down the