Научная статья на тему 'Развитие качеств межличностной толерантности у выпускников педагогического университета'

Развитие качеств межличностной толерантности у выпускников педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL UNIVERSITY/ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / TOLERANCE / CULTURE / EDUCATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садкина Татьяна Михайловна, Филимонова Екатерина Игоревна

В статье рассматривается проблема формирования толерантности. Раскрывается этимология понятия толерантности. Характеризуется возрастающая роль толерантности в существовании и развитии культуры. Доказывается важность развития толерантности для образования и подготовки учителей, которые будут ориентированы на преподавание в русле и духе толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL QUALITIES OF TOLERANCE THE GRADUATES OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article considers the problem of problem of tolerance. The notion of tolerance. Characterized by the increasing role of tolerance in the existence and development of culture. The importance of the development of tolerance.

Текст научной работы на тему «Развитие качеств межличностной толерантности у выпускников педагогического университета»

УДК 378

ГРНТИ 14.35.05

ВАК 13.00.02

Т. М. Садкина Е. И. Филимонова

Екатеринбург, Россия

РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: толерантность, культура, образование, воспитание, компетентность, педагогический вуз.

АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается проблема формирования толерантности. Раскрывается этимология понятия толерантности. Характеризуется возрастающая роль толерантности в существовании и развитии культуры. Доказывается важность развития толерантности для образования и подготовки учителей, которые будут ориентированы на преподавание в русле и духе толерантности.

T. M. Sadkina E. I. Filimonova

Yekaterinburg, Russia

THE DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL QUALITIES OF TOLERANCE THE GRADUATES OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

KEY WORDS: tolerance, culture, education, education, competence, pedagogical university/ ABSTRACT: The article considers the problem of problem of tolerance. The notion of tolerance. Characterized by the increasing role of tolerance in the existence and development of culture. The importance of the development of tolerance.

Сложные процессы глобализации и интеграции, произошедшие на современном этапе развития общества, существенно повлияли на развитие как всего человечества, так и отдельных стран и регионов. Если до глобализации различные этносы и культуры были разделены территориально, то сейчас можно говорить о том, что коммуникационные, финансовые, миграционные, информационные и другие процессы создали единое пространство мирового сообщества. Возникают иные взаимопроникающие общественные отношения, которые меняют облик мира в целом. В результате чего происходят изменения в отношениях между людьми, социальными группами и государствами.

Не всегда эти изменения носят позитивный характер, так, например, усиливается социально-психологическое напряжение, растут настроения крайнего индивидуализма, вследствие чего появляется нетерпимость к другому, повышение

конфликтности между людьми. Возникающая в таких условиях нетерпимость может порождать серьезные конфликты, напряжения, которые негативно будут влиять на все общественные системы, причем не только на национальном, но и на мировом уровне. В мировом сообществе более явно начинают выделяться различные социокультурные традиции, формы общественного устройства, нормы и ценности, присущие разным культурам. В связи с этим возникают различные противоречия, которые могут перерастать в конфликты и столкновения. Поэтому в современном мире взаимопонимание и поддержка между народами становятся наиболее важными, а проблема толерантности приобретает новое качество и особую актуальность на всех уровнях дискурса.

Образовательная система, на которую все эти процессы опираются, становится еще более важной сферой человеческой деятельности, тесно переплетаю-

щейся с другими областями - культурой, политикой, экономикой и т.д. В условиях мультикультурного и мультиэтнического общества образование направлено на развитие, формирование, защиту культур, их традиций и особенностей. Изучение проблемы толерантности как составляющей прав и свобод человека, а также как условие формирования коммуникативной компетенции, занимает в этом процессе ведущее место.

В зависимости от культуры и исторического опыта, понимают толерантность по-разному. Так зарубежные и отечественные авторы предлагают разное понимание данного явления, рассматривая историю его становления, истоки, предлагая свои классификации, пытаясь выделить механизмы воспитания и формирования толерантности.

Большинство ученых связывают появление толерантности с развитием человеческого общества и культуры. Само слово «толерантность» берет начало в латинском глаголе <«»1его» (нести, держать, переносить), однако среди исследователей нет единого мнения о том, как в научное употребление попал этот термин.

В Декларации принципов толерантности он определен следующим образом: «Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека» [3].

Рассмотрим некоторые определения «толерантности». «Толерантность (от лат. Ш1егапйа - терпение) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [6]. «Толерантность - это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные

особенность других индивидов» [1. С.5]. Мы понимаем под толерантностью - активную нравственную позицию, которая направлена на готовность людей терпимо воспринимать других, уважать и признавать иные культуры (если отличия не несут угрозу ценностям общества), для возникновения взаимопонимания между этносами, социальными группами и отдельными людьми.

Толерантность можно рассматривать как некую потребность, которая обеспечивает взаимоуважение в качестве доминирующего принципа между людьми, он выступает как позиции сосуществования. Благодаря такому отношению в обществе могут существовать разнообразные мнения, позиции, решения, культурные традиции, другими словами, общество становится богаче. Для комфортного существования людей и во избежание конфликтов, необходимо формирование у человека установок и ценностей к пониманию, принятию людей, которые отличаются в некоторых отношениях от доминирующего типа или не разделяют общепринятых мнений. Именно благодаря толерантности как отношению можно добиться взаимопонимания, уважению между людьми, культурами и государствами.

Очевидна связь культуры и толерантности, можно даже считать толерантность особой ориентацией в культуре, где высшие ценности являются доминирующими. В понимании целостности культуры лежит принцип толерантности. Толерантность обеспечивает существование и взаимодействие множественных форм выражения культуры, ее течений, направлений, субъектов культурных традиций. В этом случае толерантность выступает главным предписанием и условием функционирования культуры. Неся в себе общечеловеческие гуманитарные ценности, толерантность выступает фактором, который позволяет сосуществовать разным творческим направлениям, течениям, школам и, в конечном счете, помогает смягчению неприязни и конфликтов в социальной жизни общества. Толерантное взаимодействие различных

национальных культур и их взаимообо-гащение происходит не только запланировано, но и естественно, в ходе распространения культуры.

Толерантность рассматривается нами на, макро, мезо и микроуровнях. На микроуровне это характеристика личностная или межличностная. В научной литературе можно часто встретить, что толерантность межличностная является исходной формой толерантности и, следовательно, из нее исходят остальные формы толерантности. Мезоуровень предполагает рассматривать толерантность как отношения между организациями и личностью. Рассматривая толерантность на макроуровне, важным становится отношения между личностью и обществом (государством), а также между большими социальными группами.

У каждого человека есть свои установки, идеалы, которые формируются благодаря мировоззрению, культуре, поэтому при взаимодействии очень важно учитывать это. Сложно представить, что люди могут полностью понять «другого», освободившись от своих взглядов, но в диалоге не предусматривается полное слияние, объединение, зато может быть сближение. Толерантность вообще невозможно представить без диалога, способность же к диалогу появляется по мере познания мира и себя, все это возможно лишь при существовании «другого». Благодаря мирному взаимодействию, пониманию и диалогу, возможно установление культуры толерантности, задача которой - понять или принять «другого». Взаимное принятие «другого» позволяет сохранить стабильность в обществе и избежать конфликтов. Принятие другого исходит из понимания «другого» в первую очередь как личности, свободную и равноправную, которая может формировать собственные убеждения, мнения и жить по этим убеждениями (не причиняя вреда и остальным). В данном случае толерантность выступает не как самоцель, а скорее как условие существования.

Качества толерантности не могут возникнуть спонтанно, они не является

врожденными, это всегда активная нравственная позиция, внутренняя установка человека, которую тот приобретает благодаря социальному воспитанию и жизненному опыту. Поэтому качества толерантности подвергаются развитию, стимулированию и изменению. Образование является ведущим социальным институтом, который способствует формированию сознания толерантности, усвоению норм толерантного поведения. Воспитание происходит как в семье, так и в дошкольных учреждениях, школе, профессиональном образовании. В связи с этим можно говорить, что развитие толерантности для образования является стратегически важной целью. Новой функцией образования становится - формирование толерантности. Отметим, что в настоящее время во всем мировом сообществе образование в духе толерантности рассматривается как первоочередной императив, который не ставится под сомнение. Из этого следует, что образование нацелено на защиту и развитие культур, их традиций и особенностей в условиях мульти-культурного и мультиэтнического общества. Поощряются не только методы обучения толерантности, в процессе которых разоблачаются источники нетерпимости, насилия и непонимания, но поощряются и методы, которые способствуют формированию навыков критического и независимого мышления, самостоятельности в выработке суждений, основанных на ценностях.

При воспитании закладывается базовый фундамент культуры, затем формируется базовое образование, в конечном счете, образовательное учреждение является важным участником в процессе становления личности и ее социализации. В связи с этим очень важно, чтобы эти процессы были непрерывно связаны между собой и с идеями диалога, бесконфликтного сотрудничества, сохраняя свою позицию, но обмениваясь опытом с другими.

Без толерантной личности учителя не возможно формирование толерантных установок и у школьников. Поскольку

одним из тех, кто может влиять на формирование у школьников толерантного сознания, выступает толерантный учитель, то очевидно, что проблема подготовки педагогических кадров и формирование у студентов, будущих педагогов, толерантного сознания имеет первостепенное значение.

Толерантное поведение и личностное качество «толерантность» представляется необходимым в педагогической профессии (как одной из возможных деятельностей выпускников педагогически вуза). Для толерантного учителя характерна развитая ценностно-смысловая система, в которой первостепенное место занимают ценности, связанные с уважением человека, его прав и свобод. Поскольку ценности влияют на характер и поведение учителя, то влияют и на результат этой деятельности, а также на формирование ценностной системы школьников. Именно в процессе обучения в высшем учебном заведении наиболее активно и успешно происходит процесс развития коммуникативной компетентности социального взаимодействия. Таким образом, перед высшим учебным заведением стоит задача успешной подготовки речевой личности учителя, который будет востребован современной школой.

Проблема реализации принципов толерантности в процессе обучения связана с тем, что ценностям нельзя обучить. Только опыт конструктивного взаимодействия с людьми других убеждений, которые человек получает в процессе обучения, опыт сопереживания и эмпа-тийного слушания, способствует воспитанию толерантного сознания или формированию ценностей как жизненной ориентации. Человеку задается лишь потенциал для реализации здорового и конструктивного сосуществования, которое актуализируется при определенных условиях, усилий самого человека и его знаний. Ответственное и свободное самоопределение в конкретных жизненных ситуациях кроется за внешними условиями и внутренними предпосылками. Это оз-

начает, что для студента толерантность -это не только требование компетентности, но и способ существования, способ бытия. Поэтому необходимо рассматривать толерантность как на содержательном, так и на деятельном уровнях в процессе обучения.

Профессия «учитель», предполагает, что в дальнейшей профессиональной жизни студентами будет осуществляться деятельность в сфере межличностных отношений «человек-человек». Следовательно, выпускник должен уметь проявлять в межличностном общении и взаимодействии с разными людьми принципы толерантности, придерживаться позиций плюрализма, уважать свои и чужие мнения, интересы и взгляды. Толерантность, таким образом, предполагает осознанный и осмысленный контроль своих эмоций и действий в отношении к другим при межличностном общении и взаимодействии. Решение этой проблемы мы видим в создании специального модуля, вводимого в программы разных курсов, направленного на приобретение студентами углубленных знаний в области толерантности.

Среди всех видов и форм толерантности основанием общей толерантности человека будет межличностная толерантность, которая понимается нами как особый способ взаимоотношений и межличностного взаимодействия (общения с «другим» в рамках диалога). Мы также основываемся на том, что межличностная толерантность является наиболее значимой для целей образования. Межличностная толерантность связана с признанием личностью чужих ценностей, взглядов, форм поведения и мышления. Это социально-психологический феномен, который раскрывается на уровне личности. Уровень проявления межличностной толерантности имеет ключевое значение в будущей профессиональной и личной жизни выпускника.

Зачастую межличностная толерантность выступает как тождественная коммуникативной толерантности, поэтому мы будем использовать эти понятия

как синонимы. Ученые по-разному определяют коммуникативную толерантность.

С.Л. Братченко, В.Д. Менделевич,

Н.Л. Оконешникова определяют ее как «особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе - «иными» [2. С.108]; «характеристика отношения личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию» [4. С.120]; «установка либерального принятия моделей поведения, убеждений и ценностей других, толерантность включает энергичную защиту ценностей других и признание плюрализма, а также, что истинно толерантный человек будет противостоять любой попытке помешать их свободному выражению» [5. С.215].

Под межличностной толерантностью мы будем понимать - особый способ построения взаимоотношений, основанный на признании и уважении прав субъектов межличностного общения. Именно на уровне межличностной толерантности так очевидно проявляются все аспекты проблемы толерантности. Суть этого вида толерантности заключается в готовности человека выйти за рамки «свои-чужие» и придти к адекватному сосуществованию с «другими», т.е. к вступлению с ними в Диалог. Главным психологическим основанием межличностной толерантности можно считать ценностно-осмысленный и осознанный выбор, при котором человек имеет собственное мнение и позицию, уважает право «другого» мыслить иначе, а также видит ценность многообразия.

Раскрывая сущность межличностной толерантности, нельзя не рассмотреть ее функции. Рассматриваемая толерантность обеспечивает устойчивое развитие человека и социальных групп в мире отличий и разнообразия, гарантируя право каждого человека быть «другим», «иным». С таких позиций толерантность вообще, а межличностная особенно, выступает и как цивилизационная норма, и

как ценность. Подходя к толерантности как ценности, М.Б. Хомяков выделяет функцию символизации универсальных ценностей, которая адаптирует их к ценностям национальных культур [7. С.10]. Таким образом, толерантность перестает быть одной из ценностей, ее значение в современном мире перерастает в универсальные ценности. Она имеет важнейшее значение в индивидуальном личностном развитии человека, в его социализации и обучении, а также в развитии гуманного общества.

Коммуникативная толерантность, будучи социально-психологическим явлением, содержит в себе психологические стороны личности, которые и образуют ее структуру. Межличностная, или другими словами, коммуникативная толерантность рассматривается нами как целостная многокомпонентная структура, в которой можно выделить познавательный, эмоциональный, поведенческий и личностный компоненты, тесно взаимосвязанные друг с другом.

Критериями и показателями сформированности личностных качеств толерантности у студентов в образовательной среде высшего учебного заведения являются: сумма знаний, восприятие, понимание и выполнение ими своих социальных норм, самостоятельность, устойчивость, осмысленность, высокий уровень коммуникативной компетентности. Толерантное поведение в процессе учебной деятельности преображается в собственный личный опыт толерантного поведения. В психологии межличностной толерантности можно найти отражение таких факторов, как воспитание, опыт и культура общения, ценности, потребности и установки человека, его характер, темперамент, привычки и особенности мышления. Повысить уровень толерантности в системе межличностных отношений можно двумя умениями, которые тесно сопряжены между собой, это - преодоление негативных впечатлений и устранение обстоятельств, которые вызвали это негативные реакции.

Проблему толерантности можно рассматривать, как в самом содержании образования, так и в его методологии и технологии обучения, а также в сложившихся принципах отношений «преподаватель - студент», и всей атмосферы жизни университета. Принцип толерантности в сфере образования означает, что внутри всех образовательных учреждений и неформальном образовании, укреплен дух толерантности, отношение открытости, солидарности и внимания друг к другу. Поэтому можно сказать, что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» [3].

Формирование истинной толерантности у студентов невозможно в условиях интолерантного пространства высшего учебного заведения. Поскольку только педагогический коллектив, в котором каждый участник работает над адекватным пониманием и познанием самого себя, окружающих и принятием «других», способен выпустить из своих стен толерантных квалифицированных специалистов. Доверие как основной принцип сотрудничества между участниками образовательного процесса, обеспечивает благоприятный социальнопсихологический климат в образовательном учреждении.

Обращаясь к конструктам, благодаря которым может реализоваться принцип толерантности в образовательном взаимодействии, мы отдаем предпочтение разработке программы комплексного и поэтапного формирования межличностной толерантности у студентов. Главная цель такой программы заключается в повышении степени выраженности уровней и показателей сфор-мированности межличностной толерантности. Формирование установок толерантности у студента в образовательном процессе должно происходить поэтапно. Это связанно с психологопедагогическими знаниями, получаемыми в результате социально активной деятельности. Поэтому, основываясь на тео-

рии П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной поэтапного формирования умственных способностей, мы разработали следующую схему: диагностика, формирующий и практико-ориентированный этапы.

Первый этап - диагностика, которая необходима, поскольку без выявления состояния формируемого качества невозможно предложить эффективные действия для его развития. Вместе с тем данная методика может быть использована на этапе оценки эффективности программы.

Цель формирующего этапа заключается в формировании теоретических знаний по проблеме толерантности у студентов культурологов по средствам комплексной программы. По средствам проведения лекционных занятий, как выбранный нами метод работы данного этапа, решаются следующие задачи: усвоение студентами материалов, которые входят в программу, освоение ими учебной литературы по теме курсов, а также развитие навыков толерантного отношения. Одна из проблем не сформированно-сти толерантного сознания у студентов связанна с недостаточной осведомленностью о данном феномене, в неправильном понимании и интерпретации самого понятия «толерантность». Для решения этой проблемы необходимо создание специального модуля, вводимого в программы разных курсов, направленного на приобретения студентами углубленных знаний в области толерантности в соответствии с научными представлениями современности. Приобретение подобных знаний является важным условием для эффективного решения проблем, которые связанны с гармонизацией системы отношений личности с миром, с другими личностями и самой собой. Такая деятельность направлена на формирование толерантного сознания студентов, на мотивацию их дальнейшей педагогической деятельности с позиции толерантности.

На практико-ориентированном

этапе происходит гармонизация и оптимизация развития полученных знаний у студентов, переход от теоретических

знаний к применению их на практике, овладение способами эффективного (толерантного) взаимодействия с самим собой и миром. Цель этапа заключается в повышении степени выраженности показателей межличностной толерантности у студентов в ходе практических занятий. Поэтому семинар, дискуссия, «круглый стол», проекты с воспроизведением реальных и возможных ситуаций в будущей профессиональной деятельности - выступают методами данного этапа.

Необходимыми приемами для увеличения положительного влияния на студентов, а также условиями коррекционно-развивающих действий группы, являются: доверие между всеми участниками и прием поддержки посредством поощрения и одобрения группой. При проведении практических занятий необходимо учитывать принципы равноправия, постоянной обратной связи, самодиагностики и стимулирование саморазвития.

Семинар является одной из эффективных форм организации обучения в высшем учебном заведении, который органично сочетается с лекцией. Как вид практических занятий семинар предполагает самостоятельную работу и проработку студентами отдельных вопросов, тем, проблем в соответствии с содержанием учебной дисциплины и дальнейшее обсуждение результатов этого изучения в виде сообщений, докладов, рефератов и тезисов. Данная форма работы развивает умения использовать теоретические знания для решения практических задач, формирует интерес к научно исследовательской работе.

Еще одной из важнейших форм образовательной деятельности, которая стимулирует инициативность учащихся, а также влияет на развитие рефлексивного мышления, является метод дискуссии (семинар-дискуссия), направленный на решение спорных вопросов. В процессе поиска истины развивается коммуникативная и дискуссионная культуры. Данный метод стимулирует продуктивный обмен мнениями и идеями, побуждает к поиску аргументации, повышает уровень

восприимчивости и толерантность к новым идеям. Успех зависит от контакта между участниками, от их выступления на равных и поддержки свободного выражения мнениями. Темы дискуссий сообщаются студентам заранее (за 8-9 дней) для самостоятельной подготовки к обсуждению. Подбор и формулировка вопросов осуществлялась на имеющейся когнитивной базе студентов.

Активные и интерактивные педагогические технологии наиболее продуктивны, поскольку студенты не просто учатся аргументировать свою точку зрения, а усваивают способность выслушать и принять точку зрения другого. В то время как некритическое принятие другого человека и иного мнения свидетельствует о не сформированности участников диалога толерантного мышления. Интерактивные методики помогают создать атмосферу сотрудничества и доверия, как позитивный эмоциональный фон, при котором даются установки на понимание и уважение мнения другого, в результате чего совместный поиск решения учебных задач становится эффективным. Среди практических технологий, направленных на развитие толерантности, главными и эффективными являются те, что личностно ориентированы, диалогичны и рефлексивны. По средствам диалога человек транслирует себя, свою самобытность и уникальность.

Для завершающего этапа нами предлагается проведение теста по темам, которые были изучены студентами.

Коммуникативная толерантность является основным коммуникативным качеством личности и проявляется в способности принимать и уважать индивидуальности встречающихся людей. Поэтому коммуникативная толерантность выступает высокоразвитым и устойчивым коммуникативным качеством выпускника. Комплексная программа, состоящая из лекционного и практического материалов, позволяет значительно повысить уровень развитости личных качеств коммуникативной (межличностной) толерантности у студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). - Воронеж: МО-ДЭК, 2003. - 240 с.

2. Братченко С.Л. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. -Красноярск: Красноярского гос. ун-т, 2003. - 140 с.

3. Декларация принципов толерантности / Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16.11.1995. ЦКЬ: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php.

4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: МЕДпресс, 2001. - 445 с.

5. Оконешникова Н.Л. Проблема толерантности в современной зарубежной психологии // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: -Томск: Томский государственный университет, 2004. С 215-221.

6. Толковый словарь русского языка / под ред С.И. Ожегова, 1996. ИКЬ:

http://www.ozhegov.com/words/12877.shtml.

7. Хомяков М.Б. Уральский межрегиональный институт общественных наук: прояснение концептуальных оснований проекта // Вестник Уральского межрегионального института общественных отношений. - 2002. - № 1. - С. 5-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.