Научная статья на тему 'Развитие исследовательской самостоятельности старших дошкольников в проектной деятельности'

Развитие исследовательской самостоятельности старших дошкольников в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH AUTONOMY / ИНИЦИАТИВА / INITIATIVE / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / DEVELOPMENT / РЕБЕНОК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / A CHILD UNDER SCHOOL AGE / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безродных Татьяна Валерьевна, Волгина Виктория Викторовна

В данной статье рассматривается проблема развития исследовательской самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности. Автор раскрывает содержание основных понятий, проводит теоретический анализ изучаемой проблемы, анализирует особенности развития исследовательской самостоятельности в этом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безродных Татьяна Валерьевна, Волгина Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RESEARCH INDEPENDENCE OF SENIOR PRESCHOOLERS IN PROJECT ACTIVITIES

This article looks at the problem development research independence and creativity children under school age in the Organization of the project activities. The author reveals the contents basic concepts, conducts theoretical analysis study problems, analyzes the peculiarities of development of research independence at this age.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательской самостоятельности старших дошкольников в проектной деятельности»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент (звание), доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Безродных Татьяна Валерьевна

Забайкальский государственный университет (г. Чита); магистрант кафедры теории и методики дошкольног и начального образования Волгина Виктория Викторовна

Забайкальский государственный университет (г. Чита);

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития исследовательской самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности. Автор раскрывает содержание основных понятий, проводит теоретический анализ изучаемой проблемы, анализирует особенности развития исследовательской самостоятельности в этом возрасте.

Ключевые слова: исследовательская самостоятельность, инициатива, формирование, развитие, ребенок старшего дошкольного возраста, проектная деятельность.

Annotation. This article looks at the problem development research independence and creativity children under school age in the Organization of the project activities. The author reveals the contents basic concepts, conducts theoretical analysis study problems, analyzes the peculiarities of development of research independence at this age.

Keywords: Research autonomy, initiative, development, a child under school age, project activities.

Введение. Современный мир динамичен и быстро меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять познавательную активность и исследовательскую самостоятельность. Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования.

Формулировка цели статьи. Цель статьи заключается в раскрытии и обосновании такой актуальной на сегодняшний день проблемы в дошкольной педагогике, как развитие исследовательской самостоятельности. Актуальность поднятой проблемы обосновывается нормативными документами в сфере образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства, где важная роль принадлежит развитию и поддержке инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности.

Изложение основного материала статьи. В педагогике под самостоятельностью в целом, понимают способность личности к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью. В психологии самостоятельность рассматривается как свойство личности, которое характеризуется инициативностью, критичностью, адекватной самооценкой и чувством личной ответственности за результаты своей деятельности и поведение.

Под понятием исследовательская самостоятельность детей дошкольного возраста следует понимать самостоятельность, которая может проявляться в процессе исследования какой либо проблемы. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Исследовательская самостоятельность при своем развитии в старшем дошкольном возрасте способствует становлению так называемой субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, и тем самым обеспечивает готовность ребенка к школе. Следует отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской самостоятельности детей: развитие мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (JI.M. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, M.JI. Семенова), формирование продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим его миром (C. Римашевская, О.В. Афанасьева), появление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (JI.A. Регуш, Г.И. Вергелес). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника в целом и совершенствования его исследовательской самостоятельности в частности.

Задачу формирования и развития творчески активной и самостоятельной личности необходимо начинать решать именно в дошкольном детстве. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности и творчества. Своевременное развитие такого качества, как исследовательская самостоятельность расширяет возможности познания мира, общения, создает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Анализ исследований по данной проблеме позволяет нам утверждать, что первые проявления исследовательской самостоятельности просматриваются уже в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева и является периодом «первоначального фактического складывания личности».

Рассматривая проблему развития исследовательской самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, необходимо остановиться на исследованиях М.В. Харламова. По его мнению, основными условиями развития данного качества являются:

• формирование представлений о формах осуществления самостоятельного поведения, понимание ребенком дошкольного возраста необходимости использования исследовательской самостоятельности для личностного и социального развития;

• формирование положительного и, вместе с тем, критичного отношения к своей деятельности, требующей от ребенка субъектной позиции;

• формирование умения осуществлять самоконтроль и самооценку при выполнении деятельности, рефлексии.

Одним из средств развития исследовательской самостоятельности старших дошкольников может выступать проектная деятельность.

В настоящее время в детских садах широко используют данный вид деятельности. Проектная деятельность дает ребенку такие важные качества, как: возможность экспериментировать, систематизировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, но, главное - развивать исследовательскую самостоятельность. Это активный метод образовательной деятельности с использованием современных разработок и методик, а также новых интеграционных технологий.

Метод проектов зародился еще в конце XIX века непосредственно усилиями таких американских педагогов - новаторов, как Е. Пархерст, В. Килпатрик, Э. Коллингс и основывался на теоретических позициях философа-прагматика Джона Дьюи. Проектный метод имеет давнюю историю. Еще в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались ргоgetti, то есть проекты. Основоположником метода проектов является американский педагог У.Х. Килпатрик, который полагал, что проект подразумевает «энергичную, от всего сердца деятельность».

Идеи проектного метода широко использовали в своей практической деятельности А.С. Макаренко, С.Т Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский.В.Н., Л.К. Шлегер впервые применила метод проектов для обучения дошкольников.

«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях и отечественных ученых: Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Л.А.Венгера.

Практически все они считают, что проектная деятельность сможет обеспечить высокое развитие познавательной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

На современном этапе разработкой данного вопроса занимаются Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.В. Зуйкова, которые представили теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в детском саду. Актуальность данного метода обосновывается авторами высокой познавательной активностью детей, присущей старшим дошкольникам, которой не достает самостоятельности.

В настоящее время метод проектов широко применяется в дошкольных учреждениях. Наряду с другими нововведениями в соответствии с требованиями ФГОС проектная деятельность является одной из основных составляющих построения образовательного процесса в ДОУ.

Именно проектная деятельность, как таковая, опираясь на субъектность самого дошкольника, как то - на выражение его инициативы, проявление познавательной активности и самостоятельности, а также основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию ребенка, развивает познавательный интерес в целом к разным областям знаний, способствует формированию навыков сотрудничества, взаимодействия в команде и самостоятельности в принятии решений, выдвижении гипотез. Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности, кроме того, способствует развитию творчески свободной, социально адаптированной личности, которая будет соответствовать социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и сделает образовательный процесс дошкольного учреждения более открытым для активного участия родителей и других членов семьи, общественности.

В научно - педагогической литературе проектная деятельность имеет место быть упомянутой в контексте гуманизации образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; а также, интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим развитием. Метод проектов требует от педагога постоянно повышать свой профессионально-личностный и креативный творческий уровень, что, положительно сказывается на качестве образовательного процесса и подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов разного профиля, родителей воспитанников и социальных партнеров.

Проектная деятельность непосредственно способствует формированию у старших дошкольников умения планировать и самостоятельно принимать решения поставленной проблемы. Дает им возможность для развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения логическим путем, обобщения и умения делать выводы и умозаключения, влияет на развитие творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных навыков и рефлексивных способностей, которые являются основными составляющими успешной личности.

Внедрение в практику технологии проектной деятельности, позволяет, прежде всего, изменить стиль работы педагога с детьми: повышает детскую самостоятельность, активность, любознательность, развивает у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, помогает становиться увереннее в своих силах, успешно адаптироваться к школьному обучению, вовлекает родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Современные условия в дошкольном образовательном учреждении зачастую не предполагают практического применения и дальнейшего развития деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка и отвечающей его потребностям и интересам в настоящий момент. Уделяя максимум внимания решению задач обучения и воспитания, педагог инстинктивно организует деятельность детей, направляет ее развитие. Но, зачастую, такая «опека» приводит к тому, что организованная педагогом деятельность уже не может перейти на новый, более высокий уровень самостоятельной деятельности, а значит, не получает условий для ее развития и самореализации. На деле оказывается, что педагоги практически не в состоянии создавать новые эффективные условия для предоставления своим воспитанникам права на свободу выбора и организацию самостоятельной деятельности в детском саду. Это может быть связано и с тем, что нынешнее поколение воспитателей плохо владеют методикой организации самостоятельной деятельности дошкольников и затрудняются с правильным выбором условий для развития исследовательской самостоятельности.

Недостаточная разработка проблемы развития исследовательской самостоятельности старших дошкольников в проектной деятельности на сегодняшний день, а также ее несомненная актуальность, как для теории, так и для практики современного дошкольного образования послужили основанием для нашего исследования.

Сам проект в детском саду, как правило, ориентирован на самостоятельную деятельность дошкольника, которую ребенок должен выполнить в течение определенного времени. Такая форма организации исследовательской деятельности дошкольника предполагает, прежде всего, решение обозначенной проблемы, с применением разнообразных методов, приемов, средств обучения; обеспечивает

разностороннюю интеграцию знаний детей. Ребенок старшего дошкольного возраста сам может планировать свое время, выбирать тему и предмет для исследования. Основная задача педагога при этом заключается в поощрении и деликатном направлении, а также поддержке самостоятельности и инициативы ребенка.

При рассмотрении данной проблемы, нами было проведено исследование, направленное на выявление уровня проявления исследовательской самостоятельности детьми старшего дошкольного возраста и педагогических условий, созданных для развития исследовательской самостоятельности детей в практике дошкольного учреждения.

Констатирующий этап эксперимента состоял из двух частей.

Первая часть предполагала изучение особенностей проявления исследовательской самостоятельности старших дошкольников в процессе развития проектной деятельности в специально создающихся для этого проблемных ситуаций, а так же свободной деятельности детей и определении уровня ее сформированности.

Вторая часть заключалась в изучении педагогических условий развития исследовательской самостоятельности старших дошкольников в процессе осуществления проектной деятельности, а именно -определении уровня компетентности и осведомленности воспитателей в вопросах развития и поддержки исследовательской самостоятельности, выявлении уровня возможности участия родителей в совместном проектировании, в изучении отличительных особенностей организации предметно-развивающей среды с точки зрения развития исследовательской самостоятельности детей в проектной деятельности.

Основные трудности детей, как выявило наше исследование, заключались в том, что не у всех дошкольников достаточно развит устойчивый познавательный интерес; и даже принимая конкретную задачу или видя настоящую проблему исследования самостоятельно, они могли проявить хотя бы малую активность в поиске вариантов решения, а осуществляли его лишь с помощью воспитателя; трудности возникали и в формулировке гипотез; озвучивании прогнозов и перспектив своей деятельности и предполагаемых результатов, затруднялись испытуемые и в построении вопросов. В свободной беседе дети могли задавать вопросы, в которых четко и ясно они излагали то, что хотят узнать. Однако в ситуации, требующей от них четкую постановку вопросов (при выполнении предлагаемого задания), уже испытывали некоторые затруднения. Для поставленных вопросов также была характерна некоторая однотипность: вопросы только одного вида, в одной форме.

А поскольку дошкольники не могли сконцентрироваться на конкретной теме, то они быстро теряли интерес к исследуемой проблеме. Как показали дальнейшие наблюдения, в практической деятельности внимание детей больше привлекали либо игры с однообразными действиями (например, катание машин), либо настольные игры с уже знакомым содержанием, с отработанной схемой действий. Дошкольники не могли сделать выводов, умозаключений, оценить собственную деятельность, часто не замечали ошибок, затруднялись в выражении собственной точки зрения.

Можно было предположить, что причины такого поведения кроются в сложившихся стандартных рамках обучения на занятиях по традиционной форме обучения, когда дошкольникам не предоставляется вовсе или предоставляется лишь малая возможность для самостоятельного поиска ответов и знаний; когда даются уже готовые знания и дети тем самым становятся лишены свободного познавательного исследования, а значит, не происходит развитие исследовательской самостоятельности.

Отсюда следует вывод, что деятельность детей всегда должна быть организованна таким образом, чтобы процесс их обучения был целенаправленным на развитие творческой активности и инициативы дошкольника.

Таким образом, анализ констатирующего эксперимента показал, что необходима формирующая работа по развитию исследовательской самостоятельности старших дошкольников в процессе проектной деятельности.

Выводы. Задача развития свободной творческой и самостоятельной личности ребёнка в детском саду довольно успешно реализуется через проектную деятельность, содержание которой определяется необходимостью развития исследовательской самостоятельности детей. Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Главная особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не определены.

Правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. В ходе нашего исследования, мы пришли к выводу, что проектная деятельность способствует формированию у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности, так как обеспечивает развитие познавательной потребности, учит самостоятельно осуществлять поиск, делать открытия, использовать метод научного познания в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Литература:

1. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика-синтез Москва, 2008.

2. Мирджалилова С.С. Проектная деятельность - как средство развития познавательной инициативы // Молодой ученый. — 2012. — №11 — С. 458-459.

3. Шоймова Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2014. — №6. — С. 831-834.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Москва, УЦ Перспектива, 2014, 32 с.

Педагогика

УДК 159.954:374(045)

кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна

Московский государственный гуманитарно-экономический университет инклюзивного высшего образования (г. Москва)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ТЬЮТОРСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА

Аннотация. Рассматривается готовность преподавателей к тьюторскому сопровождению студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Отмечается разнообразие контингента студентов, как по своим диагнозам, так и по психологическим, физическим, личностным особенностям и адаптационным возможностям. Анализируются данные, полученные в ходе анкетного опроса преподавателей, выявляющие готовность профессорско-преподавательского состава вуза к реализации инклюзивного образования и тьюторскому сопровождению образовательного процесса в условиях инклюзивного вуза. Выделяются необходимые условия организации процесса обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, формирующие и повышающие готовность преподавателей к работе со студентами с разными нозологическими формами.

Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья, студенты с инвалидностью, инклюзивное высшее образование, тьютор, готовность преподавателей к тьюторскому сопровождению.

Annotation. The readiness of teachers for tutor support of students with disabilities and limited opportunities of health is considered. There is a variety of students, both in their diagnoses and psychological, physical, personal characteristics and adaptive capabilities. The data obtained in the course of a questionnaire survey of teachers, revealing the readiness of the teaching staff of the University for the implementation of inclusive education and tutor support of the educational process in an inclusive University. The necessary conditions for the organization of the process of teaching students with disabilities and limited opportunities of health, forming and increasing the readiness of teachers to work with students with different nosological forms.

Keywords: students with disabilities, students with disabilities, inclusive higher education, tutor, readiness of teachers for tutor support.

Введение. Глубокие структурные изменения, которые происходят сейчас в учреждениях высшего образования России, вызваны требованиями времени: внедрение новых образовательных стандартов, изложенные в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы», требуют изменения подходов к организации образовательного процесса вуза, в том числе и к взаимоотношениям «преподаватель-студент». Вуз предоставляет реальную возможность для полного удовлетворения индивидуальных образовательных запросов студентов, участия в формировании программы обучения, выбора дисциплин, влияющих на будущий профиль подготовки, при формировании их индивидуальной образовательной траектории.

Формулировка цели статьи. Раскрыть проблему готовности преподавателей к тьюторскому сопровождению студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Проанализировать данные, полученные в ходе анкетного опроса преподавателей, выявляющие готовность профессорско-преподавательского состава вуза к реализации инклюзивного образования и тьюторскому сопровождению образовательного процесса в условиях инклюзивного вуза; выделить необходимые условия организации процесса обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, формирующие и повышающие готовность преподавателей к работе со студентами с разными нозологическими формами.

Изложение основного материала статьи. Образовательная система сегодня обращается к ценностям, потребностям и интересам личности, поэтому деятельность преподавателя предполагает расширение его профессиональной компетентности, в результате чего и наблюдается переход от передачи информации к тьюторскому сопровождению. Тьюторское сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузе, И. В. Абрамова определяет как деятельность, направленную на использование ресурсов образовательного и воспитательного пространства вуза для построения и реализации программ личностного и профессионального развития в социально значимой деятельности и оказания помощи в решении проблем, возникающих в процессе освоения профессиональной образовательной программы [1, с. 1061.

Владение данной технологией, умениями формировать учебно-профессиональную и личностную мотивацию к самообразованию у обучающихся позволит преподавателю добиться более реальных успехов в образовательном процессе, подготовить социально ответственного, способного эффективно выполнять в будущем свою профессиональную деятельность студента.

Тьютор в этом процессе - ключевая фигура, чья позиция сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных программ, иначе говоря, это наставник. Должность тьютора официально закреплена в перечне должностей в сфере образования. Согласно приложению к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика здравоохранения и социального развития РФ» от 26 августа 2010 г. №761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», тьютор не передает знания, а помогает их приобретать, сопровождая процесс индивидуализации, тем самым, решать реальные проблемы в своей деятельности.

Зарубежный опыт деятельности вузов показывает, что тьюторство - важнейший элемент образовательного процесса и процесса становления личности. Понятие «тьютора» в рамках образовательного процесса вуза сложилось еще в XIV веке. Самообразование, отмечают А. В. Медведева, И. Б. Клюбина, было основным процессом получения университетских знаний. Студенты сами определяли путь достижения знаний, необходимых для получения степени, при этом тьютор оказывал лишь помогающую функцию [51. Спустя несколько веков функции тьютора не утратили своего значения. В современном европейском процессе образования тьютор является и личным педагогом, и психологом, и конфликтологом. На работу с ним отводится до 60 % учебного времени студента, и лишь 40 % на лекции и семинары. Накопленный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.