УДК 378
Kurshieva B.M., senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Miliev I.H., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS OF STUDENTS DURING THEIR LEARNING ACTIVITIES. This article discusses the possibility of developing skills to conduct research work by students. The authors try to find how these skills and abilities may be formed and developed during students' training and other educational activities. The authors, differentiating the concepts of educational activities and research skills, have identified the role of educational activities in the development of research skills, considering its features at different stages of learning. In the work the authors discuss the problem of the role of educational objectives in the development of research skills in the process of study of the course of "Social Studies". It is concluded that the use of educational research tasks in lessons allows organizing the training activities (teaching, research), suggesting the development of the students' ability to analyze, to compare, to apply their theoretical knowledge, build skills algorithmic activity in the solution of educational and research objectives.
Key words: education, skills, research skills, educational research task.
Б.М. Куршиева, ст. преп. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный педагогический
университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
И.Х. Милиев, аспирант Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассматривается возможность развития исследовательских умений в учебной деятельности. Дифференцируя понятия учебная деятельность и исследовательские умения, авторы определили роль учебной деятельности в развитии исследовательских умений с учётом её особенностей на различных ступенях обучения. Рассмотрена роль учебных задач в развитии исследовательских умений в процессе изучения учебного курса «Обществознание». Сделан вывод о том, что использование учебно-исследовательских задач на уроках позволяет организовывать обучение самой деятельности (учебной, научной), предполагающее развитие у обучаемых умения анализировать, сравнивать, применять на практике теоретические знания, формировать навыки алгоритмической деятельности при решении учебно-исследовательских задач.
Ключевые слова: учебная деятельность, умение, исследовательские умения, учебно-исследовательская задача.
Образование в современном обществе ориентировано на развитие личности выпускника, мыслящего самостоятельно, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Развитие у учащихся умений и навыков проведения исследования, формирование умений самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи является одним из приоритетных направлений современного образования. Оно требует изменения подхода к решению самого широкого класса задач, что предполагает изменение мышления обучающего формирование стиля научного мышления при специально организованном обучении.
В последнее время в школах учителя применяют исследовательский принцип как один из методов обучения учащихся исследовательской работе. Следует отметить, что основными подходами к использованию исследовательского принципа в обучении является, по мнению М.В. Кларина, учебный процесс исследовательски-практической ориентации, который строится не только и столько как поиск знаний в «чистом виде», сколько как поиск новых познавательно-прикладных, практических сведений (новых инструментальных знаний о способах деятельности) [1].
Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов под учебной деятельностью понимают один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия. Сущность учебной деятельности состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у её субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия [1].
Как подчёркивает М.В. Степанова, образовательный процесс в средней школе должен быть поставлен таким образом, чтобы он «способствовал формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по соста-
ву и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности» [2].
Учителям в школе следует научить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества для решения конкретных проблем, способствовать изменению отношения к пониманию научной картины мира, научить находить путь от научного описания к способности ориентироваться в конкретных явлениях.
В психолого-педагогической литературе необходимость развития исследовательских умений, интеллектуальных способностей и творчества учащихся рассматриваются в работах Л.С. Выготского, Д.Г. Левитеса, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лерне-ра, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Обозова, Ж. Пиаже, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, И.Д. Чечель, В.Д. Шадрикова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, А.И. Савенкова, А.П. Тряпицыной и других учёных.
Понятие «умение» достаточно хорошо представлено в психолого-педагогической литературе. Несмотря на многообразие определений, учёные выделяют следующие признаки умений: умение рассматривается, как способность действовать на основе определённых знаний; умение предполагает использование в действиях ранее полученного опыта; в состав умений входят умственные и практические действия; каждому умению соответствует определенная структура личностных качеств и свойств.
Как показывает анализ литературы, развитие у учащихся исследовательских умений и навыков представляет собой последовательное их освоение в движении от простых, элементарных действий к действиям более сложным и комплексным, как подчёркивают исследователи; так, на ступени обучения в начальной школе учащиеся осваивают умения высказывать суждение; выделять главное и второстепенное; определять закономерность; умение сравнивать; умение классифицировать; умение структурировать текст, формулировать вопросы по прочитанному тексту; умение представлять понятие на языке символов (например, рисунка, схемы) и на языке образов, то есть метафоры.
В основной школе у учащихся развивают: умения давать определения понятиям; умение выделить главное в прочитанном, составлять выписки, резюме; умение разделять текст на логические части, составлять простой и сложный план, состав-
лять классификационные и структурные таблицы, схемы; умение представлять информацию о предмете на языке образов, символов, метафор; умения видеть проблемы, осознавать противоречие, задавать проблемные вопросы; умение наблюдать провести мысленный эксперимент.
На профильной ступени обучения в школе у учащихся формируют: умение анализировать проблемные ситуации; умение ставить цель и корректно формулировать задачи, умения выдвигать гипотезы, прогнозировать и предвидеть; умение создавать собственный алгоритм, продуктивной деятельности; умение сознательно использовать научные методы познания, такие как моделирование, реальный и мысленный эксперимент; умение сознательно применять логические приемы мышления, а именно аналогию, сравнение, анализ, синтез; умения делать выводы и умозаключения, представлять результаты работы в удобной для восприятия форме и, наконец, умение осуществлять самоконтроль и давать самооценку деятельности входе и после выполнения работы.
Следует подчеркнуть, что в дидактике средней школы под учебными исследовательскими умениями понимают «умения применять соответствующий прием научного метода в условиях решения учебной проблемы, выполнение учебного исследовательского задания» [3].
Рассматривая исследовательские умения как результат решения учебных исследовательских задач, в ходе которых учащиеся используют известные или осваивают новые методы и приемы исследования, и приходят к самостоятельным выводам, следует отметить, что исследовательская задача характеризуется тем, что её решение должно осуществляться поисковым путем, т.е. через деятельность, направленную на разрешение учебно-познавательной проблемы с использованием исследовательского метода как совокупности приемов организации поисковой деятельности учащихся.
Исследовательские задачи способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Для решения исследовательских задач используют определённые приёмы: выявление известных фактов, обобщение, сопоставление фактов между собой и новыми фактами, сравнение, объяснение новых позиций, установление многообразия явлений и систематизация.
Следует подчеркнуть, что И.А. Зимняя определила следующие виды исследовательской деятельности: познавательная, познавательно-исследовательская, научно-исследовательская [4]. Беря за основу эту классификацию, можно составить иерархию исследовательских задач: познавательные задачи, познавательно-исследовательские задачи, научно-исследовательские задачи. Выполнение исследовательских задач призвано способствовать систематизации и закреплению полученных знаний и умений, при этом надо учесть то, что выделенные задачи характеризуются определенными особенностями, направленными на освоение конкретных действий, выполняемых в ходе их
Библиографический список
решения. Например, решение учебно-исследовательских задач направленных на освоение того, что надо делать, способствует овладению определенными способами действий, комплексом умений и навыков, применению полученных знаний в последующей учебной деятельности, овладению технологией исследования, поиску новых неизвестных способов решения путем постановки проблемы, построения и последующей проверки гипотезы, применения соответствующих научных методов. Учебно-исследовательские задачи в целом направлены на получение конкретного результата, на нахождение противоречий между известным и искомым посредством промежуточных операций, через анализ условий происхождения конкретных теоретических знаний, использование координации заученных действий в изменившихся условиях.
Многолетний опыт работы в школе показал, что решение учебно-исследовательских задач на различных этапах учебных занятий позволяет учащимся применять теоретические знания; используя такой алгоритм действий: описание фактов; предъявление проблемы, поставленной данной задачей; ссылка на аргументы или разного рода позиции при разрешении задачи; решение, принятое по представленной проблеме, и объяснение причин вынесения именно такого решения.
При изучении темы «Правонарушения», закрепление материала можно начинать с решения учебно-правовой задачи - ситуации: «Осень. Вы выбираете в лесу грибы. Парочка симпатичных грибочков примостилась прямо на середине муравейника. Предположите, каковы будут ваши действия, с точки зрения нравственности и права? Вот выдержки из рассуждений учащихся при решении этой задачи: «Если учесть экономические интересы, то человек доберётся до грибов и положит их в корзину. Грибов станет больше, но муравейник будет разорён [5]. Человек поступил безнравственно: он причинил вред лесу, природе, ведь один муравейник охраняет 1 гектар леса от насекомых-вредителей. С точки зрения права, наличие вины в противоправности является признаком совершения правонарушения. В данном случае речь идет об экологическом правонарушении - виновном, противоправном деянии, наносящем вред окружающей среде и здоровью человека. Обратившись к Уголовному Кодексу РФ, учащиеся выделили более двадцати статей, направленных на охрану экологического правопорядка в стране. В случае с повреждением муравейника возникает материальная ответственность, определяемая государственными штрафами. Административное законодательство, в свою очередь, предусматривает административное взыскание за уничтожение полезной для леса фауны.
Использование таких задач позволяет организовывать обучение самой деятельности (учебной, научной), предполагающее развитие у обучаемых умения анализировать, сравнивать, применять на практике теоретические знания, формировать навыки алгоритмической деятельности при решении учебно-исследовательских задач.
1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения зарубежных педагогических поисков. Москва, 1994.
2. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Москва, 2003.
3. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровнего обучения. Москва, 2005.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва, 1991.
5. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей. Под ред. А.П. Тряпициной. Санкт-Петербург, 2006.
References
1. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya zarubezhnyh pedagogicheskih poiskov. Moskva, 1994.
2. Pevcova E.A. Teoriya imetodika obucheniya pravu. Moskva, 2003.
3. Shashenkova E.A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' v usloviyah mnogourovnego obucheniya. Moskva, 2005.
4. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam vshkole. Moskva, 1991.
5. Stepanova M.V. Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost'shkol'nikov vprofil'nom obuchenii: uchebno-metodicheskoeposobie dlya uchitelej. Pod red. A.P. Tryapicinoj. Sankt-Peterburg, 2006.
Статья поступила в редакцию 26.03.15
УДК 371
Muradova P.R., assisting teacher, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
AUTOMATIZED SYSTEMS OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS: NATURE, STRUCTURE, CONTENTS.
The article based on the study of the scientific literature, publications and study of practical experience in the development and implementation of the automatically-controlled system of management of educational institutions presents the basics and structure of