Пространственная Экономика 2007. № 2. С. 19-35
УДК 330(571.5)
В. В. Кулешов, М. Ю. Черевикина
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В СО РАН: ТЕНДЕНЦИИ И ВАЖНЕЙШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Рассматриваются основные достижения фундаментальных исследований в области региональной экономики в Сибирском отделении РАН. Показаны основные направления исследований: межрайонных межотраслевых взаимодействий, территориальной организации производства, воспроизводственного процесса в регионе, разработки методологии решения крупных народнохозяйственных проблем экономики Сибири на основе экономико-математических моделей и методов, позволяющих проводить численные эксперименты на реальной экономической информации.
Региональная экономика, регион, моделирование межрегиональных взаимодействий, стратегияразвития, согласование интересов, Сибирь.
С момента своего основания и по настоящее время в Сибирском отделении Российской академии наук (СО РАН) основным центром экономических исследований, в том числе в области региональной экономики, был и остается единственный в СО РАН институт экономического профиля — Институт экономики и организации промышленного производства (ИЭОПП), расположенный в Новосибирском научном центре. География
© Кулешов В. В., Черевикина М. Ю., 2007
В работе использованы отчеты институтов и отделов научных центров Сибирского отделения РАН.
проведения экономических региональных исследований в рамках СО РАН охватывает почти все сибирские субъекты РФ и обусловлена, прежде всего, выносными подразделениями ИЭОПП СО РАН в городах Барнауле, Кемерове, Красноярске, Омске, Томске, а также научными подразделениями в рамках комплексных институтов Иркутского и Бурятского научных центров СО РАН и отделом при самом Иркутском научном центре (ИНЦ). Традиционно социально-экономические региональные исследования связаны с проблематикой тех регионов, в которых располагаются исследовательские коллективы, а также сложившимися научными школами ИЭОПП СО РАН.
Основные достижения фундаментальных исследований в области региональной экономики в СО РАН связаны с исследованиями межрайонных межотраслевых взаимодействий (школа академика А. Г. Гранберга); территориальной организации производства (школа д-ра экон. наук М. К. Банд-мана); воспроизводственного процесса в регионе (школа д-ра экон. наук Р. И. Шнипера); а также разработкой методологии решения крупных народнохозяйственных проблем экономики Сибири, сформировавшейся под руководством академика А. Г. Аганбегяна и на современном этапе академика В. В. Кулешова. Отличительной особенностью этих исследований на протяжении почти полувека является использование в качестве основного инструментария анализа и прогноза специально разработанных экономико-математических моделей и методов, позволяющих проводить численные эксперименты на реальной экономической информации.
В рамках первого направления — исследования межрайонных межотраслевых взаимодействий и пространственной структуры экономики страны — в 1960-е гг. под руководством А. Г. Гранберга был создан уникальный инструментарий — оптимизационная межотраслевая межрайонная модель (ОМММ). ОМММ построена на основе объединения условий межотраслевых и транспортных задач. Данная идея была предложена в работах Айзарда (Изарда) и Мозеса, но ОМММ была первой моделью, основанной на реальной информации, позволяющей анализировать существующие процессы и разрабатывать прогнозы. Моделирование межрегиональных взаимодействий стало той областью исследований, в которой ИЭОПП и СО РАН заняли лидирующее положение. Были разработаны модификации межрегиональных межотраслевых моделей для использования в качестве инструментов прогнозирования, согласования народнохозяйственных и региональных интересов, имитации вариантов государственной региональной политики.
Результаты полученных модельных расчетов по совершенствованию территориальных пропорций и межреспубликанских (межрегиональных) взаимодействий в экономике СССР в 70-80-е гг., а затем и России — в начале 90-х гг. XX в., проводившихся на реальной информации, позволили значи-
тельно развить теорию и методологию региональной экономики. Впервые количественно определены состояния ядра (оптимума) экономического равновесия многорегиональных систем СССР и России [9; 10; 12; 14; 16; 17; 27; 28; 34].
С использованием ОМММ были получены оценки последствий трансформационных процессов начала 1990-х гг. (распада СССР, либерализации внешней торговли, перехода к новым принципам экономических отношений России с республиками бывшего СССР) для регионального развития России, усиления неоднородности и дезинтеграции экономического пространства. На базе классической теории экономического равновесия и кооперативных игр разработана методология анализа экономических отношений макрорегионов России в рыночной экономике и их интеграции в мировую экономику. Проведенные расчеты позволили выявить область взаимодействия, в которой интересы различных субъектов РФ согласуются и сотрудничество оказывается взаимовыгодным.
Исследование межрегиональных межотраслевых взаимодействий РФ было связано, прежде всего, с анализом в новой экономике места и роли Сибири. Серия большеразмерных модельных экспериментов, проведенных в процессе разработки стратегии развития Сибири (2000 г.), показала, что неэквивалентный межрегиональный обмен, имевший место на рубеже 80— 90-х гг., в новых институциональных условиях конца 90-х гг. приводит к вывозу из Сибири финансовых ресурсов, сопоставимому с ВРП макрорегиона (40— 50 млрд долл. США на тот период). Таким образом, пропорции финансовых перераспределений сибирского ВРП, обусловленные неэквивалентностью межрегионального обмена, сохраняются и потребление в Сибири сокращается в 2 раза.
Выполненные расчеты межрегиональных экономических взаимодействий в рамках новых административных макрозон (федеральных округов) показали, что сохранение повышенных темпов экономического роста как в период до 2010 г., так и в дальнейшем обеспечивается при сравнительно невысокой дифференциации региональных (по федеральным округам) темпов роста. К началу XXI в. уровень межрегиональной интеграции существенно понизился (по сравнению с периодом конца 80-х — начала 90-х гг.). Результаты коалиционного анализа показали, что в условиях автаркии ни один из округов в 2000 г. не смог бы обеспечить даже 10% от фактических значений конечного потребления, более того, даже объединения в коалиции не дают столь значимых эффектов, как это было в прошлом, — более значимой стала зависимость региональных экономик от внешнеэкономических связей. Но в условиях, обеспечивающих повышенные темпы экономического роста, уровень межрегиональной интеграции должен постоянно возрастать, что
приводит к ослаблению возможных негативных воздействий на российскую экономику внешнеэкономической конъюнктуры.
Анализ и прогнозирование государственной региональной политики в 80-е гг. в рамках методологии централизованного народнохозяйственного планирования и развивающейся в ИЭОПП соответствующей ей системы моделей обусловили разработку на базе межрегиональных межотраслевых моделей специализированного модельно-программного комплекса СИРЕНА (СИнтез РЕгиональных и НАроднохозяйственных решений), который в 1980-х гг. широко использовался для оценки региональных и отраслевых проектов в народном хозяйстве [22]. Переход к рыночным отношениям, изменение институциональных условий и, прежде всего, системы принятия решений и законодательных рамок в процессе разработки региональной политики потребовали изменения созданного комплекса. Был разработан модельно-методический аппарат оценки влияния вариантов социально-экономической политики, мер государственной поддержки регионов на региональное развитие и межуровневые отношения в рыночных условиях [11; 23; 32; 33].
При переходе в СО РАН на программное планирование научно-исследовательских работ современное развитие этой тематики нашло отражение в базовой программе научно-исследовательских работ СО РАН «Влияние межрегиональных экономических связей и межуровневых отношений на территориальную структуру РФ» (2004—2006 гг.). В результате реализации программы за последние 3 года исследований были обновлены информационные фонды прогнозно-аналитических расчетов, разработаны мониторинговые системы для оценки социально-экономического положения регионов РФ и межрегиональных сопоставлений; разработано новое поколение базисных межрегиональных и региональных моделей, более адекватно отражающих внешние ограничения, институциональные и структурные изменения в экономике РФ, движение национальной и региональной статистики к международным стандартам; модернизированы методики, программное обеспечение, обеспечивающее гибкую генерацию проблемно-ориентированных модельно-методических комплексов; проведены прогнозные расчеты по всем уровням территориальной иерархии (РФ в разрезе федеральных округов и 25-региональной сетке): Сибирский, Уральский и Дальневосточный федеральные округа, регионы Сибири и Дальнего Востока1. Это направление поддерживается в СО РАН и в рамках комплексных интеграционных проектов, выполняемых совместно с Институтом экономических исследований
1 Из доклада координатора программы д-ра экон. наук С. А. Суспицына на заседании Объединенного ученого совета по экономическим наукам СО РАН, ноябрь 2006 г.
ДВО РАН (ИЭИ ДВО РАН) и Институтом экономики Уральского отделения (ИЭУрОРАН).
Второе направление региональных исследований, получившее широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом, — территориальная организация производства в форме территориально-производственных комплексов (ТПК). Теория территориально-производственных комплексов, известная на Западе как «ТРС-арргоасЬ>, имела в качестве инструментального сопровождения группу моделей ТПК, позволявшую на реальной проектной информации получать системную оценку эффективности (интегральную величину затрат) использования территориальных ресурсов и развития инфраструктуры при комплексном размещении производств различных отраслей на территории мезоуровня [2; 13]. Работоспособность данной теории и инструментария подтверждается использованием результатов исследований ТПК Ангаро-Енисейского региона при разработке федеральной целевой программы освоения Нижнего Приангарья, принятой правительством РФ в 1997 г. [15; 19].
Анализ процессов принятия управленческих решений при реализации программы «Нижнее Приангарье» дал толчок к развитию модельного аппарата: построению поведенческой модели координации интересов участников реализации проектов на основе сетей Петри, и позволил выделить особый тип региональных объектов: проблемные регионы ресурсного типа — территории потенциального интенсивного вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов, развитие которых невозможно без активного участия государства. Разработаны методология и модельный аппарат построения долгосрочных программ развития проблемных регионов ресурсного типа, методы оценки интегрального эффекта их реализации в рыночных условиях хозяйствования [20], которые были использованы при разработке программ ряда регионов.
Так, совместно с ИЭ УрО РАН разработана «Комплексная программа поддержания и развития Уральского региона с использованием минерально-сырьевых ресурсов Республики Коми». Применение данной методологии прогнозных расчетов к анализу межрегионального проекта «Коми — Урал» показало растущую интеграцию экономик этих регионов в более долгосрочной перспективе. Проанализированы направления, этапы развития и определены перспективы межрегиональной интеграции экономики субъектов РФ Севера Западной Сибири (Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) между собой и с регионами европейской части страны, Урала и Сибири [21].
Методология и модельный аппарат ТПК применены для разработки целевых программ и проектов создания транспортных систем, связанных с освоением проблемных регионов («Енисей — Северный морской путь», Енисей-
ский кроссполярный воздушный мост, межконтинентальных транспортных коридоров Азиатской России и др.). Выявлена закономерность формирования новых транспортных коридоров для постепенного повышения степени интеграции хозяйственных комплексов регионов Крайнего и Ближнего Севера, Урала, Сибири и, в конечном счете, для укрепления единства экономического пространства России. Проведены прогнозные расчеты возможности формирования второго широтного экономического пояса России в пределах Ближнего Севера, большей части Европейской и Азиатской России. Для решения транспортной проблемы Европейского Севера и Азиатской России первой четверти XXI в. было предложено формирование двух широтных коридоров: морского Арктического — «Северо-Восточный проход» — межокеанический мост между евро-атлантическими и тихоокеанскими странами Северного полушария, и сухопутного — Северного Евразийского, который свяжет порты Баренцева моря (Индига) на западе и Тихого океана (Ванино) на востоке и пересечет многие проблемные регионы ресурсного типа — важнейшие сырьевые базы России первой четверти XXI столетия [18].
Удачным совмещением методологий межрайонного межотраслевого анализа и разработки целевых программ создания транспортных систем стала работа по обоснованию стратегических направлений развития транспортной системы России, сбалансированных с перспективами развития экономики страны (2004 г.). Материалы одобрены и приняты Минтрансом РФ в качестве перспективного плана развития национальной транспортной инфраструктуры России. Разработка основывалась на методическом подходе, в рамках которого модельные расчеты развития экономики России в разрезе федеральных округов и 31 макроотрасли, с выделенным транспортным блоком, взаимоувязаны с оценками экспертов, опирающимися на расчеты по интерфейсным моделям широкого класса, в том числе по модели координации интересов участников реализации проектов на основе сетей Петри и размытых множеств. Данный подход позволил получить сбалансированный по материально-вещественному составу прогноз развития экономики России в разрезе федеральных округов, сформировать грузообразующий потенциал и дать количественную оценку необходимых объемов прироста транспортных услуг как по стране в целом, так и в разрезе федеральных округов; оценку необходимого расширения провозной способности по основным направлениям транспортной сети с детализацией по основным транспортным магистралям Сибири; а также согласованную с прогнозом макропоказателей экономики страны последовательность реализации транспортных проектов по периодам. Были обоснованы принципиальные отличия стратегических решений для европейской и азиатской частей РФ. Для европейской части — это модернизация, развитие главным образом уже имеющихся транспортных
сетей, для азиатской — формирование опорной транспортной сети на базе широтных магистралей (Транссиб, БАМ и будущий Севсиб, СМП) и меридиональных «дорог к ресурсам» (участки железных дорог, реки, автодороги). Важным аспектом, повышающим реальность предложений по развитию транспортной сети, стал учет в модели координации интересов участников реализации проектов интересов крупных компаний, действующих на российском рынке [18].
Третье направление — исследование экономики отдельного региона, социально-экономических проблем его развития — является наиболее распространенным направлением региональной экономики. Характерной для сибиряков методологической основой исследований экономики региона стала теория воспроизводственного процесса в регионе. При переходе к рыночной экономике эта методология была применена для разработки подхода к изучению закономерностей образования и функционирования региональных рынков. Опираясь на фундаментальные положения воспроизводственного подхода, были проанализированы основные проблемы регионального планирования и управления с учетом происходящих социально-экономических изменений в регионах России. Рассмотрены проблемы формирования новой модели управления социально-экономическими процессами региона, включающие усиление программно-целевой направленности управления, взаимодействие государственных и рыночных структур [8; 18; 25; 31; 36]. Помимо ИЭОПП СО РАН исследования на основе воспроизводственного подхода проводятся в Байкальском институте природопользования. В конце 1990-х гг. на основе модели межотраслевого баланса, адаптированного к современным экономическим условиям, в Отделе региональных экономических и социальных проблем ИНЦ СО РАН проведены укрупненные расчеты и анализ валового регионального продукта (ВРП) Иркутской области.
Исследования последних лет в этом направлении связаны с оценкой изменений задач органов управления субъектов РФ по отдельным наиболее острым проблемам, таким как формирование и использование финансовых ресурсов региона [6; 38], решение проблемы бедности. Проведенное в Отделе региональных экономических и социальных проблем ИНЦ СО РАН исследование системы распределения и перераспределения доходов показало, что доходная политика в России формирует два основных типа регионов: «центры затрат», в которых полученная на территории прибыль в основном уходит во второй тип регионов — «центры прибыли». В Иркутской области производится большой объем продукции, реализация которой осуществляется нерезидентами региона, что, в соответствии с системами национального счетоводства и налогообложения, приводит к занижению полученного объема добавленной стоимости в ВРП. Например, в промышленности Иркут-
ской области данный показатель составляет лишь 32%. Снижение уровня добавленной стоимости вызывало снижение реальных доходов населения (за период с 2000 по 2003 г. — на 21,6%). Получены количественные характеристики проблемы бедности на уровне субъекта РФ и предложены направления совершенствования методики оценки бедности в регионе, учитывающие социальные особенности различных групп населения. В этом же отделе в результате исследования влияния действующей системы межбюджетных отношений на финансовую обеспеченность региона показано несовершенство используемых методик перераспределения налоговых поступлений, в которых не учитываются институциональные особенности формирования в сибирских регионах налогового потенциала, от величины которого зависят трансферты. По Иркутской области дотации из федерального бюджета, недополученные вследствие несовершенства оценки налогового потенциала, оцениваются в 1,5 млрд руб. в год. Более корректную оценку можно получить при пересмотре базы расчета, например, замены ВРП на совокупные налогооблагаемые ресурсы с корректировкой на экспорт налогооблагаемой базы.
Исследования экономики сибирских регионов с позиций решения особой для Сибири проблемы, проблемы развития энергетики, проводятся в Иркутском институте систем энергетики им. Л. А. Мелентьева РАН (ИСЭМ РАН). Экономистами этого института разработана технологическая схема, соответствующие ей система математических моделей и модельно-компьютер-ные комплексы прогнозирования развития энергетики регионов и формирования региональных энергетических программ. Предложенный инструмент прогнозирования развития энергетики регионов основан на использовании системы оптимизационных и имитационных моделей с развитым режимом общения пользователя с ПЭВМ и с применением современных информационных технологий. Система моделей и модельно-компьютерные комплексы использовались при разработке по заказу Минпромэнерго РФ предложений к развитию ТЭК Восточной Сибири и Дальнего Востока до 2030 г., а также при разработке энергетических программ ряда сибирских и дальневосточных субъектов РФ: Томской, Иркутской, Магаданской областей, Хабаровского края и Республики Бурятия [30; 35].
Помимо традиционного объекта исследования, субъекта РФ, экономистами Сибирского отделения рассматриваются регионы, на социально-экономическое развитие которых оказывает влияние проблема народнохозяйственного значения. К таковым относится регион формирования Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, изучение и прогнозирование развития которого находится в центре внимания ИЭОПП СО РАН с начала освоения Западно-Сибирского нефтяного месторождения до настоящего времени. В период освоения основными вопросами исследования
Севера Западной Сибири были вопросы комплексного развития региона, инфраструктуры (прежде всего, строительного комплекса), обеспечивающей не только освоение месторождений, но и развитие системы расселения, формирование городов. В период перехода к рыночной экономике на первый план выступили проблемы оценки конкурентных позиций Севера, создания благоприятного инвестиционного климата, государственной инвестиционной политики на Севере [4; 39]. В современный период (2004 г.) в ИЭОПП СО РАН разработана методика широтного зонирования Севера и система экономических индикаторов — комплексных оценок удорожания стоимости жизни и условий хозяйствования в широтных зонах Севера в зависимости от степени дискомфорта, вызванного природно-климатическими условиями. От природно-экономического районирования Севера зависит формирование конкурентоспособной структуры производства и системы государственных гарантий по компенсации населению повышенных затрат на сохранение здоровья. Преимущество предложенной методики по сравнению с существующими состоит в использовании методов статистического анализа и структурных индексов для определения структуры и стоимости физиологической корзины потребления жителя Севера. На ее основе обоснованы необходимость расчленения зоны Крайнего Севера на Арктическую и Дальний Север. С 2006 г. в Сибирском отделении поддержан интеграционный проект «Научные основы мониторинга социально-экономической и экологической ситуации в северных регионах: методологические, инструментальные и институциональные аспекты» (научные координаторы от Сибирского отделения: академик В. В. Кулешов и канд. экон. наук В. Е. Селиверстов), в реализации которого участвуют коллективы ИЭОПП, Института геологии нефти и газа СО РАН, а также Института социально-экономических и энергетических проблем Севера УрО РАН.
На современном этапе сформировалось особое направление исследований, неразрывно связанное с Севером Западной Сибири: изучение влияния на экономику региона нефтегазовых компаний и естественной динамики сырьевой базы. Эти исследования вызвали развитие важнейшего направления современной экономической теории недропользования — институционального подхода к анализу рентных отношений [7], а также связанных с ними теоретических и практических проблем формирования системы управления нефтегазовыми ресурсами региона; моделирования сценариев развития регионального нефтегазового сектора, учета при моделировании институциональных факторов и условий. Моделирование сценариев регионального нефтегазового сектора востребовано региональными органами управления. Так, в 2003 г. по заказу Департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса администрации ЯНАО разработана
комплексная информационно-аналитическая система обоснования стратегических решений управления ресурсами углеводородного сырья ЯНАО. Применение модели для имитации и анализа большого числа сценариев развития налоговой сферы, межбюджетных отношений, финансовой политики, конъюнктуры мирового и внутреннего рынка нефти и газа на долгосрочную перспективу позволит региональным органам управления принимать более обоснованныерешения [26; 38].
Регионом постоянного интереса исследователей нескольких коллективов является Байкальский регион, с которым связаны проблемы устойчивого развития, охраны окружающей среды, взаимодействия субъектов РФ, относящихся к этому региону. В 90-х гг. Байкальский регион был основным объектом исследования экономистов Байкальского института рационального природопользования. Итогом многолетней работы стала «Байкальская региональная модель природопользования», отражающая смену парадигмы развития региона. Были определены новые цели развития региона, условия и система реализации, а также механизм природопользования. Было показано, что для решения «байкальской проблемы» при переходе к рыночным отношениям принципиальное значение имеет социально-политический статус региона. Разработанная модель природопользования исходила из признания за Байкальским регионом национального (либо международного) статуса. Был обоснован выбор приоритетов социально-экономического развития Байкальского региона как Участка мирового наследия [4; 5].
В 2002 г. в ИСЭМ СО РАН подведен итог большой работы по систематизации показателей уровня экологической устойчивости экономики региона и разработке принципов оценки его состояния методом системного анализа. На примере той части Байкальского региона, которая подвержена наибольшему антропогенному прессу, разработаны количественные показатели, выбраны критерии устойчивого функционирования и рассчитаны индексы устойчивости региона, позволяющие определить комплексную оценку эко-лого-экономического статуса региона. Проведенные расчеты показали, что восточные крупные экономические районы имеют, по сравнению со среднероссийским уровнем, худший эколого-экономический статус. При этом отклонение статуса Восточно-Сибирского района составляет 22%, в том числе Байкальского — 19%[1].
В Отделе социально-экономических проблем ИНЦ СО РАН в начале 2000-х гг. проведен анализ инвестиционного процесса в социально-экономической системе Байкальского региона в условиях экологических ограничений хозяйственной деятельности, обусловленных необходимостью сохранения биологического разнообразия озера Байкал, анализ инвестиционного климата Байкальского региона, исследованы ожидания, потребности и вы-
годы инвесторов от вложений в эколого-ориентированные проекты. Показано, что инвесторы как регионального, так и федерального уровня имеют благоприятное мнение о Байкальском регионе как объекте инвестирования (80% инвесторов регионального уровня). Перспективы развития иркутской части этого региона федеральные инвесторы оценивают как очень хорошие, региональные несколько более сдержанны, но 60% — как хорошие и очень хорошие. Выделены приоритетные виды и группы по сохранению биоразнообразия в Байкальском регионе, адаптированы подходы к их экономической оценке, предложена система индикативного планирования биоразнообразия в регионе.
Исследования экономики сибирских субъектов РФ и Сибири в целом все больше востребованы администрациями регионов и городов для разработки программ и стратегий социально-экономического развития. Так, при участии экономистов СО РАН разработана «Программа социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года»; проведен анализ взаимодействия нефтегазового сектора и социально-экономической системы ХМАО и получены количественные оценки наиболее вероятных сценариев развития округа на перспективу (2001—2010 гг.); проведена корректировка Концепции стратегического развития города Омска и разработана проектная версия стратегического плана развития города.
Широкая потребность в разработке таких документов поставила перед регионалистами задачу формирования методического подхода, в рамках которого стратегии субъектов РФ были бы согласованы и методически, и по основным тенденциям развития с экономическим и социальным развитием Сибири в целом. Эта задача была решена в ИЭОПП. Разработка стратегии Новосибирской области базировалась на методологии и методике проектной экономики; принципе государственно-частного партнерства при формировании инвестиционных проектов стратегической значимости; сценарном подходе к обоснованию перспектив развития; использовании балансовых расчетов и экономико-математического инструментария; рассмотрении пространственного аспекта развития субъекта РФ; выделении территориально-отраслевых кластеров (в отличие от традиционных отраслей); рассмотрении человеческого потенциала как «ядра» стратегии, основного источника и конечной цели экономического роста новой экономики; использовании институтов гражданского общества при реализации основных направлений стратегии.
Разработка стратегии Новосибирской области показала, что опора на развитие отраслей и сегментов экономики, связанных с традиционным использованием геополитического положения и удовлетворением внутреннего спроса (пищевая промышленность, торговля, транспорт, связь — доля сферы
услуг в ВРП области превысила 60%), не имеет значительного потенциала роста в долгосрочной перспективе, в том числе в связи с растущей межрегиональной конкуренцией. Сегодня для стратегии Новосибирской области и других сибирских субъектов РФ на первое место все больше выходит реализация инфраструктурных проектов, направленных на использование научно-технического потенциала и природных региональных особенностей (преимуществ) территорий. Наличие научного потенциала — это необходимое, но не достаточное условие инновационной активности региона. Нужен системный контекст, необходимость развития новых инновационных институтов, таких, например, как технопарк «Академгородок», который должен дать толчок в сфере продуктовых инноваций, ориентированных на развитие новых рынков. Инновационное развитие смогут реализовать те сибирские субъекты РФ, которые обеспечат рост человеческого капитала, включая стабилизацию численности населения, повышение качества жизни, образования и культуры.
Четвертое направление региональных исследований, проводимых в Сибирском отделении, — развитие методологии решения крупных народнохозяйственных проблем экономики Сибири, связанных с вовлечением в экономический оборот уникальных сибирских ресурсов и реализацией крупномасштабных инфраструктурных проектов, определяющих развитие экономики не только Сибири, но и страны в целом, и требующих значительных инвестиций. В качестве инструмента решения таких проблем была использована разработка региональных программ государственного уровня. Методология программного планирования, взаимоувязывающая цели, задачи, этапы и необходимые для реализации ресурсы, еще в 70-е гг. была дополнена комплексным анализом и прогнозом развития территории реализации программ, получаемым на основе применения экономико-математических методов и моделей.
В 70-80-е гг. XX в. — период освоения месторождений нефти и газа Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (ЗСНГК), углей Канско-Ачин-ского топливно-энергетического комплекса (КАТЭК), цветных металлов и гидроресурсов Красноярского края и Иркутской области — Сибирское отделение имело значительное влияние на формирование перспектив развития Сибири. Важнейшим инструментом взаимодействия с высшими органами управления страны, крупнейших предприятий регионов стали Всесоюзные конференции по развитию производительных сил Сибири. В этот период получили наибольшее развитие региональные исследования в СО РАН — были расширены и укреплены отделы ИЭОПП в региональных научных центрах Сибирского отделения, созданы экономические подразделения в комплексных институтах этих центров.
Практически с момента основания и до настоящего времени результаты исследований в области развития экономики Сибири были востребованы при разработке народнохозяйственных программ федерального уровня, реализуемых на ее территории. Наиболее ярким и значимым примером такой работы является «Программа хозяйственного освоения зоны БАМ» [1]. В последние годы опыт таких разработок, методическая база и уникальный информационный задел были востребованы при разработке федеральной целевой программы «Сибирь» (1996 г.), федеральной целевой программы освоения Нижнего Приангарья (1997 г.), Стратегии развития Сибири (2002 г. и 2005 г.), Энергетической стратегии России до 2020 г. (2003 г.), Экономических аспектов разработки транспортной стратегии России (2003 г.), Топливно-энергетических балансов субъектов Федерации Сибирского федерального округа (2004 г.) и ряда других документов.
В период перехода к рыночной экономике были найдены новые аспекты исследований, связанные с трансформационными процессами в территориальных пропорциях страны и экономики Сибири. Акцент исследований был смещен в область механизмов преобразований, формирования элементов рыночных отношений и секторов новой экономики.
Определенный итог этого этапа исследований был подведен разработкой концепции развития Сибири в условиях перехода к рынку [29]. На смену старой парадигме «сдвиг производительных сил на восток» выдвинута новая: «саморазвитие Сибири». Преемственность новой концепции была обусловлена уникальностью ресурсно-производственного потенциала Сибири, определяющего ее развитие в долгосрочной перспективе. Рассмотрены базовые процессы развития экономики Сибири; особое внимание уделено роли в них научного потенциала и инноваций, а также трудовых ресурсов. Показано, что инвестиционные проекты федерального уровня и в перспективе остаются каркасом развития производительных сил Сибири. Большое внимание уделено анализу процессов развития и реформирования производственной системы Сибири. Новым аспектом анализа стал анализ механизмов и условий реализации базовых процессов Сибири в переходный период: институциональных преобразований, межрегиональной финансовой системы и возможности экономического сотрудничества Сибири и стран Азиатско-Тихоокеанского региона в новой геополитической ситуации России.
XXI в. открыл новый этап исследований в области региональной экономики. Предложенная высшему руководству страны концепция развития Сибири положила начало разработке нового стратегического видения развития этого региона — стратегий развития Сибири и сибирских субъектов РФ. Стратегический подход потребовал углубления исследований аспектов развития экономики, отмеченных в концепции. Активно развиваются иссле-
дования возможных новых инфраструктурных мегапроектов, обусловленных как новым геополитическим положением Сибири и ее регионов (транспортные коридоры), так и традиционным вовлечением уникальных сибирских ресурсов, и прежде всего топливно-энергетических, в экономический оборот. Особое значение приобретают исследования инновационного потенциала экономики, в том числе в региональном, сибирском аспекте; исследования секторов новой экономики: финансового сектора региона; новых проблем — проблемы роста человеческого капитала, как основы развития экономики, базирующейся на знаниях, во второй четверти XXI в. В качестве важнейшей основы механизмов реализации стратегий рассматривается механизм партнерства бизнеса и власти, построенный на взаимных интересах, в том числе финансовых.
Документом, определяющим ориентиры долгосрочного развития региона, на современном этапе стала Стратегия развития Сибири, которая была разработана в соответствии с поручением президента РФ В. В. Путина от 26.12.2000 г. № Пр-2561 рабочей группой под руководством представителя президента РФ по Сибирскому федеральному округу. Основу рабочей группы составили специалисты СО РАН, прежде всего, ИЭОПП СО РАН. В утвержденный правительством РФ документ (РП РФ от 7.06.2002 г. № 765-р) вошли рекомендации, направленные на достижение высоких темпов прироста производства в Сибири. Развитие Сибири рассматривалось как основа стабильности и экономической безопасности России [3]. Предпочтительный сценарий развития Сибири, отраженный в стратегии, предполагает высокие темпы развития традиционных отраслей обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных производств, центров информационных услуг и технологий. Инновационное развитие должно стать задачей первых десятилетий XXI в., в противном случае темпы роста составят не более 3—4,5% в год. Такой сценарий ориентирован не только на государственные инвестиции. В стратегии была принята новая парадигма: «саморазвитие Сибири», с ориентиром на внутренние ресурсы, в том числе рентные платежи, и внутренние точки роста, обеспечивающие платежеспособный спрос. При этом инвестиционные проекты федерального уровня и в перспективе остаются каркасом развития производительных сил Сибири, выигрыш от них получат как регион, так и вся Россия. Прогноз показал, что самым дефицитным ресурсом для развития региона уже в среднесрочной перспективе (5—10 лет) станут квалифицированные кадры.
Раскрытие механизмов «саморазвития» Сибири представлено в проекте нового основополагающего документа, определяющего параметры и количественные ориентиры развития Сибири: «Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста»
(2005 г.). В рамках работы над новым вариантом стратегии сформированы научные основы проектной экономики Сибири: представление панорамы ее развития в виде совокупности инвестиционных проектов стратегической значимости. Разработан механизм формирования прогнозных транспорт-но-экономических балансов в системе межотраслевых и межрегиональных связей (на базе расчетного комплекса, ядром которого является оптимизационная межотраслевая межрегиональная модель). Предложена методика и сформирована база данных для построения региональных топливно-энергетических балансов (как отчетных, так и плановых) как на уровне отдельного субъекта Федерации, так и округа в целом. Сформирована основа методических положений по разработке программных документов развития производительных сил макрорегионов России.
Руководство СО РАН занимает активную позицию в вопросах социально-экономического развития Сибири и поддерживает научное сопровождение разработки и реализации программных документов развития производительных сил Сибири в рамках заказного проекта СО РАН.
При переходе на программное планирование научных исследований в СО сформированы три базовые программы, в рамках которых проводятся исследования в области региональной экономики всеми институтами отделения. Первая программа объединяет исследования по проблемам анализа и моделирования влияния межрегиональных экономических связей и меж-уровневых отношений на территориальную структуру РФ; вторая — по выявлению закономерностей развития Сибири в экономическом пространстве Российской Федерации; третья — по формированию энергетической политики азиатской части России и институциональным проблемам нефтегазового сектора.
Региональные исследования ИЭОПП СО РАН интегрированы в программу Отделения общественных наук, в которую вошли два сибирских проекта, в рамках комплексных интеграционных проектов СО РАН продолжаются совместные исследования с экономическими институтами УрО РАН и ДВО РАН.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байкальский регион: пределы устойчивости. Новосибирск: Наука, 2002.
2. Бандман М. К. Территориально-производственные комплексы: теория и прак-тикапредплановыхисследований. Новосибирск: Наука, 1980.
3. Государственная концепция развития Сибири на долгосрочную перспективу / Добрецов Н. Л., Конторович А. Э., Кулешов В. В. и др. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000.
4. Думова И. И. Механизмы управления региональным природопользованием. Новосибирск: Гуманитарные технологии, 2001.
№ 2 2007
5. Думова И. И. Социально-экономические основы управления природопользованием в регионе. Новосибирск: Наука, 1996.
6. Клисторин С. А. Методология анализа налогово-бюджетной и региональной политики на субфедеральном уровне. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2004.
7. Крюков В. А. Институциональная структура нефтегазового сектора: проблемы и направления трансформации. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1998.
8. Маршалова А. С., Новоселов А. С. Управление экономикой региона. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
9. Материалы сайта, http://a-granberg.narod.ru.
10. Межотраслевые балансы в анализе территориальных пропорций СССР. Новосибирск: Наука, 1975.
11. Методы измерения и оценки региональной асимметрии / Отв. ред. С. А. Сус-пицын. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2000.
12. Моделирование социально-экономического развития территориальных систем. Новосибирск: Наука, 1983.
13. Моделирование формирования территориально-производственных комплексов. Новосибирск: Наука, 1976.
14. Моделирование экономических взаимодействий в территориальных системах. Новосибирск: Наука, 1983.
15. Нижнее Приангарье: логика разработки и основные положения концепции программы освоения региона. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1996.
16. Оптимизационные межрегиональные межотраслевые модели. Новосибирск: Наука, 1989.
17. Оптимизация территориальных пропорций народного хозяйства. М.: Экономика, 1973.
18. Проблемные регионы ресурсного типа: Азиатская часть России. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. (Интеграционные проекты СО РАН; вып. 4).
19. Проблемные регионы ресурсного типа: прогнозирование и реализация программ освоения. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1998.
20. Проблемные регионы ресурсного типа: программы, проекты и транспортные коридоры / Отв. ред. М. К. Бандман, В. Ю. Малов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2000.
21. Проблемные регионы ресурсного типа: экономическая интеграция Европейского Северо-Востока, Урала и Сибири. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.
22. Проект «СИРЕНА»: методология и инструментарий. Новосибирск: Наука, 1991.
23. Проект СИРЕНА: влияние государственной политики на региональное развитие. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.
24. Пространственный аспект стратегии социально-экономического развития региона / Под ред. А. С. Новоселова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006.
25. Регион: проблемы планирования и управления / Под ред. А. С. Новоселова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.
26. Региональные аспекты реформирования налоговой системы в нефтегазовом секторе России / В. А. Крюков, А. Е. Севастьянова, А. Н. Токарев, В. В. Шмат. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2001.
27. Российская Федерация в общесоюзной экономике (межотраслевой анализ). Новосибирск: Наука, 1981.
28. Сибирьведином народнохозяйственном комплексе. Новосибирск: Наука, 1980.
29. Сибирь на пороге нового тысячелетия / Отв. ред. В. В. Кулешов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1999.
30. Стратегия регионального развития: Республика Бурятия — 2015 / Под ред. А. Г. Гранберга, П. А. Минакира, Л. В. Потапова, Б. Г. Санеева. М.: Экономика, 2005.
31. Субъекты Федерации и города Сибири в системе государственного и муниципального управления / Под ред. А. С. Новоселова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005.
32. Суспицын С. А. Барометры социально-экономического положения регионов России. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2004.
33. Суспицын С. А. Моделирование и анализ межуровневых отношений в Российской Федерации / Отв. ред. В. И. Суслов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1999.
34. Территориальные народнохозяйственные модели. Новосибирск: Наука, 1975.
35. Топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия). Ч. 2 / В. С. Игнатьев, Н. А. Петров, Б. Г. Санеев и др. Якутск: Изд-во «Сайдам», 2006.
36. Управление социально-экономическими процессами региона / Под ред.
A. С. Новоселова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000.
37. Финансовый потенциал Республики Бурятия / Под ред. П. Ж. Хандуева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002.
38. Шмат В., СевастъяноваА. Новая стратегия нефтегазовыхтерриторий: экономика, информация, социум. Информационно-аналитические методы и ситуационный анализ в стратегическом управлении нефтегазодобывающим регионом на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры / Под ред. В. В. Кулешова,
B. А. Крюкова. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2006.
39. Экономические проблемы развития Сибири. Методологические проблемы развития и размещения производительных сил. Новосибирск: Наука, 1978.