Научная статья на тему 'Развитие исправительно-трудовой системы советского государства (1931-1953 годы)'

Развитие исправительно-трудовой системы советского государства (1931-1953 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кузьмин С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие исправительно-трудовой системы советского государства (1931-1953 годы)»

К 135-летию образования УИС

С. И. КУЗЬМИН

главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,

доктор юридических наук,

профессор

Развитие исправительно-трудовой системы Советского государства (1931-1953 годы)

Аналитический обзор

С первых дней войны в лагерях начались аресты заключенных, относящихся по национальности к стране, воюющей против СССР, бывших членов антисоветских политических лагерей и некоторых других категорий. Значительная часть из них приговаривалась к высшей мере наказания на основании агентурных данных. Так, в Ух-топечлаге с 22 июня по 31 декабря 1941 года было привлечено к ответственности 813 человек, в том числе по ст. 58 - 690 человек и по другим - 123. Из них 398 приговорены к расстрелу. Всего по этим статьям за весь 1941 год привлекались к ответственности 1330 и приговорен к расстрелу 431 человек. С приближением немецких войск к Москве усиливались повстанческие настроения среди заключенных. По состоянию на 22 декабря 1941 года в 28 ИТЛ за время войны было ликвидировано свыше 70 повстанческих групп и организаций с 650 участниками.

Война предоставила возможность лицам, осужденным за прогулы, мелкие хищения на предприятиях, незначительные должностные и бытовые преступления, многим уголовным преступникам из числа впервые осужденных искупить вину перед обществом в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В соответствии с указами Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 года из мест лишения свободы досрочно освобождались данные категории заключенных, подлежащих по возрасту и состоянию здоровья

(Продолжение статьи. Начало в № 1-2014)

призыву в армию, которые через военкоматы направлялись в воинские соединения. По этим указам в Красную Армию из ИТЛ и колоний было призвано около 25 % от общего числа лишенных свободы или 480 тыс. человек. Кроме того, по требованию военного командования на оборонные работы из мест заключения Европейской части ГУЛАГ освободил еще 200 тыс. заключенных.

Освобождение по целевым разнарядкам для каждой области, республики с направлением в действующую армию проводилось все годы войны. Всего за 3 года войны на укомплектование Красной Армии было передано 975 тыс. человек. Призыв осужденных в действующую армию имел и еще одно значение. Эта мера не позволяла отдельным гражданам, а такие были, уклоняться от воинской службы посредством совершения незначительных преступлений с расчетом отсидеться в исправительно-трудовых учреждениях.

В условиях войны принимались меры по вывозу наиболее опасных категорий заключенных из возможных районов боевых действий. Передислоцируемый контингент предстояло не только этапировать на Север, в Сибирь, на Урал, но и обеспечить их работой, решить вопросы размещения и питания, вещевого снабжения, медицинского обслуживания и т. д. На НКВД СССР, его органы и учреждения выпала сложная и весьма ответственная задача по устройству, организации быта и труда значительного числа людей, лишенных сво-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 60

боды, сосланных, поселенных в определенной местности, а в последствии и военнопленных. Все это осложнялось эвакуацией населения, оборудования, снабжением фронта всем необходимым. Если в условиях мирного времени нарушалось обеспечение этапируемых питанием, топливом, медицинским обслуживанием, что приводило к истощению, повышенной заболеваемости и смертности как в пути следования, так и по прибытии на место, то во время войны эта проблема обострилась.

Огромные потери, которые несла Красная Армия в ходе боевых действий, существенно повлияли на изменение отношения к заключенным со стороны государственных органов. Высокая заболеваемость и смертность среди контингента заметно отражалась на результатах производственно-хозяйственной деятельности ИТЛ и ИТК. К тому же, наличие значительного количества ослабленных, больных, инвалидов приводило к перерасходу продуктов питания. Не случайно проблеме организации труда заключенных, улучшению медицинского обслуживания и питания НКВД и ГУЛАГ стали уделять больше внимания с ноября 1942 года, реализовав ряд конкретных мер. Так, с 13 ноября повысилась на 25 % норма питания в Дальлаге и исправительно-трудовых лагерях и колониях, занятых изготовлением боеприпасов, на 15 % - для занятых на подземных работах и в высокогорной местности.

С января 1943 года, хотя и незначительно, увеличены нормы питания и для остальных заключенных. Вольнонаемные граждане (заведующие столовыми, раздатчики, дежурные по столовой) заменялись заключенными, пересматривался весь вольнонаемный состав, и заключенные, имеющие отношение к материальным ценностям, ликвидировались сложившиеся на складах и базах группы расхитителей. Принимались меры по защите бухгалтерского аппарата из числа заключенных от произвола руководителей лагерей и колоний.

С самого начала военных действий в местах лишения свободы стали распространяться пораженческие настроения, активизировалась антисоветская агитация, проявлялись акты саботажа, оживилась деятельность отдельных групп осужденных, направленная на подготовку вооруженных восстаний в лагерях. В 1941 году были выявлены подпольные организа-

ции в Ныробском, Нижнее-Амурском, Сибирском, Унженском, Мурманском, Усть-Вымском, Онежском, Красноярском и других ИТЛ. В сентябре 1941 года в Усольском ИТЛ была выявлена и ликвидирована разветвленная преступная организация, возглавляемая подданным Германии, заключенным Зингертом фон Коолем. Участники организации создали во всех лагерных пунктах преступные группы, разработали план разоружения охраны и совершения группового вооруженного побега. Их действия были пресечены в момент разоружения участниками организации одного из стрелков военизированной охраны.

Попытки создания повстанческих организаций не прекращались в 1941-1942 годах, но реально удалось реализовать замысел только на лагпункте «Лесорейд» Воркутинского ИТЛ в январе 1942 года, где руководителем лагпункта был Ретюнин, осужденный в свое время за бандитизм на 10 лет. В связи с этим приказом НКВД СССР от 25 февраля 1942 года № 43 была утверждена «Инструкция о режиме содержания заключенных в ИТК и ИТЛ НКВД СССР в военное время», разрешавшая применять оружие без предупреждения при нападении на администрацию, при побеге и после двукратного предупреждения в отношении лиц, не приступивших к работе.

Немецкие разведывательные органы предпринимали попытку поднять восстание заключенных в северных лагерях европейской части страны. В ночь с 5 на 6 июля 1943 года с двух самолетов в 40 км от поселка Кедровый шор Кож-винского района Коми АССР приземлились 12 десантников. В их распоряжении имелось 12 автоматов, принятых на вооружение в Красной Армии, и 32 пистолета, что позволяло вооружить личным оружием руководителей боевых групп из заключенных, которых предстояло освободить. Для взрыва мостов через реку Печора, нефтепромыслов и нефтехранилищ в их распоряжении имелось 300 кг взрывчатых веществ. Момент выброса парашютистов случайно обнаружил часовой, стоявший на вышке по периметру зоны недавно открытого лагерного пункта. При преследовании после короткой перестрелки, десантники сдались, надеясь на смягчающие обстоятельства.

В первые годы войны в Красную Армию было мобилизовано свыше половины рядо-

61 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014

вого и командного состава военизированной охраны, а также начальствующего и оперативного состава ИТУ Для нормального функционирования мест лишения свободы необходимо было срочно обеспечить замещение мобилизованных в Красную Армию. Учитывая исключительную сложность и важность этой проблемы, подбор лиц для службы в охране и на административных должностях в ИТУ был возложен не только на кадровые аппараты органов внутренних дел, но и на военные комиссариаты, аппараты по учету рабочей силы. Их совместными усилиями, при активной помощи партийных и советских органов, в основном удалось решить кадровую проблему.

За годы войны качественный состав кадров ИТУ резко ухудшился. Это объясняется привлечением на работу лиц, не подлежащих призыву в армию по состоянию здоровья и возрасту, а также женщин. Подавляющее большинство сотрудников не имели не только соответствующей профессиональной подготовки, но не были знакомы со спецификой работы в местах лишения свободы. Положение усугублялось еще и тем, что многие из них имели слабую общеобразовательную подготовку. Основная масса работников ИТУ стремилась честно выполнять свои обязанности и предписания нормативных актов. Анализ качественного состава кадров свидетельствует о том, что с таким личным составом можно было решать только минимальные задачи ИТУ: охрану и трудовое использование заключенных. Для решения более важных задач следовало, прежде всего, заняться воспитанием и обучением личного состава.

С улучшением общей остановки на фронтах появилась возможность уделить больше внимания подготовке командного и руководящего состава. С этой целью в 1943 году организуется ряд специальных школ: Северо-Двинская, Ух-то-Ижемская, Магнитогорская, Свердловская, Куйбышевская, Владимирская и др. Значительное число специалистов готовилось непосредственно на местах путем закрепления за ними опытных сотрудников.

В годы войны, в силу ряда причин, активизировалась вражда между различными группировками профессиональных преступников. Попытки администрации при помощи негласного аппарата добиться сокращения конфликтов особых успехов не приносили. Следовало

найти более эффективные пути предотвращения преступлений. Выход из положения был найден в создании специальной службы, способной решить эту задачу. С декабря 1943 года во всех ИТЛ и ИТК начали создаваться специальные подразделения - внутренние надзирательские службы в соответствии с приказом «Об организации внутренней надзирательской службы в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД». Возложение на начальников лагерных пунктов (колоний) обязанностей по руководству этой службой положительно повлияло на изменение обстановки в подразделениях, усиливало их ответственность за общее положение дел.

В целом создание такой службы сыграло положительную роль в усилении контроля за поведением заключенных в жилых и производственных зонах. Однако сосредоточение внимания на этих объектах повлекло за собой ослабление контроля за расконвоированными заключенными, многие из которых, особенно в ИТЛ, допускали нарушения.

По мере освобождения временно оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории органы НКГБ-НКВД проводили работу по выявлению лиц, служивших в специальных воинских формированиях (например, власовцев), в полиции и др. Они привлекались к ответственности в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года.

Во время войны под влиянием карательной политики ранее действовавшая система мест лишения свободы не только продолжала сохраняться, но и пополнилась за счет создания специальных лагерных пунктов, в дальнейшем предназначенных для содержания осужденных, приговоренных к каторжным работам. Появились также специализированные лагеря для интернированных и мобилизованных граждан разных национальностей, воюющих против СССР, проверочно-фильтрационные лагеря. За четыре года войны (1941-1945) было расформировано 62 ИТЛ и УИТЛК, 16 ОИТК и вновь организовано 40 ИТЛ, УИТЛК и 15 ОИТК. По состоянию на 30 октября 1943 года функционировало 49 лагерей, а также 25 управлений УИТЛК и 37 ОИТК-УНКВД республик, краев, областей. Установленная в них штатная численность

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 62

позволяла содержать от 1153 тыс. до 1410 тыс. человек.

В конце 1945 года количество лагерей сократилось до 46, а общее число заключенных в местах лишения свободы составляло 1461 тыс. человек.

За исключением особых категорий, освобождение заключенных происходило во все годы войны. Что касается амнистии, то впервые она проводилась по директиве НКВД и Прокуратуры СССР от 21 января 1945 года. Эта мера была распространена на женщин, имевших детей в возрасте до семи лет. Еще 301 450 человек были освобождены на основании указа «Об амнистии» от 7 июля 1945 года.

С окончанием войны ставилась задача по улучшению условий содержания заключенных. Если во время войны в силу ряда объективных причин НКВД СССР было вынуждено мириться с недостатками в режиме и быте заключенных, то дальше такое положение являлось нетерпимым. На это обращалось внимание министров внутренних дел союзных республик, начальников УВД краев и областей на совещании в марте 1946 года.

Ф В директиве МВД СССР по вопросу улуч-

шения условий содержания заключенных, отбывающих наказание в ИТЛ и колониях, подчеркивалось, что их «содержание, быт, режим, труд, медико-санитарное обслуживание и перевоспитание на основе приобщения к общественно полезному труду должны соответствовать принципам исправительно-трудовой политики, советского законодательства». Определенную роль в реализации отдельных положений этой директивы сыграл прокурорский надзор за деятельностью администрации ИТУ В указании ГУЛАГа № 9/283082 от 25 ноября 1946 года отмечалось, что несвоевременное выполнение всех предложений прокуроров, записанных в актах проверки законности установленного режима содержания, является нетерпимым. Руководители ИТЛ и колоний обязывались по материалам проверки сообщать о принятых мерах в ГУЛАГ и прокуратуру.

Руководство МВД СССР ставило задачу довести состояние лагерей и колоний до уровня, отвечающего требованиям законности и гуманизма. Для достижения поставленной цели руководителям ИТУ предлагалось реализовать комплекс мероприятий. Результаты выполне-

ния указаний были подведены в январе 1947 года. При наличии все еще имеющихся недостатков отмечался положительный опыт работы ряда ИТЛ.

В годы войны в трудовом использовании заключенных, работавших на 650 предприятиях страны были достигнуты успехи. По состоянию на 1 июля 1945 года 95 % работающих заключенных принимали участие в трудовом соревновании. Из них 47 % выполняли норму выработки от 125 до 200 %, 10 % - свыше 200 %. Количество отказывающихся от работы в 1945 году по сравнению с 1940 годом снизилось в 10 раз и составляло 0,12 %. Количество не выполняющих нормы выработки сократилось с 17 % в 1940 году до 6 % в 1945 году. За истекшие годы более 650 тыс. заключенных получили рабочие профессии.

После войны в реализации планов четвертой пятилетки предусматривалось в значительной степени использовать возможности ГУЛАГа НКВД СССР. В частности, только на строительстве железных дорог следовало освоить 5,5 млрд руб., или на 81 % больше, чем за предыдущую пятилетку. Предстояло построить в 5 раз больше шоссейных дорог; увеличить на 78,0 % добычу угля; освоить 3 млрд руб. на строительстве предприятий цветной металлургии и 4 млрд руб. - на строительстве Байкало-Амурской магистрали; закончить строительство автомобильных дорог Москва - Минск, Москва - Харьков, Москва -Ленинград, Харьков - Симферополь, Ленинград - Таллинн, Смоленск - Рига, Харьков - Киев, Минск - Брест и ряд других объектов. Предстояло также построить или восстановить для собственных нужд 500 тыс. кв. метров жилья.

В послевоенные годы следовало пересмотреть правовую базу режима содержания правонарушителей. По согласованию с Генеральной прокуратурой СССР приказом от 27 марта 1947 года МВД СССР была введена в действие «Инструкция по режиму содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР». В соответствии с общим положением названного документа ИТЛ и колонии предназначались для лиц, отбывающих наказание по приговорам судов или постановлений Особых совещаний при МВД и МГБ СССР. Инструкцией предусматривалось направление осужденных на срок до трех лет -в колонии, а свыше этого срока - в ИТЛ. В ИТЛ

63 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014

и ИТК для заключенных устанавливались два вида режима - общий и усиленный.

Различие между ними состояло в том, что заключенные усиленного режима не могли рас-конвоироваться, должны были использоваться преимущественно на общих работах, за проступки подлежали повышенной дисциплинарной ответственности и содержались под усиленной охраной.

Следует отметить, что в указанной Инструкции, по сравнению с Временными инструкциями по режиму 1939-1940 годов, устанавливались более мягкие санкции для нарушителей, а именно: вдвое сокращался срок лишения свиданий, переписки, передач, перевод в штрафной лагерный пункт и была исключена такая мера, как перевод в худшие материальные условия.

В послевоенный период количество заключенных в ИТУ стало заметно увеличиваться и уже по состоянию на 2 сентября 1947 года, в ИТЛ и ИТК содержалось 1 967 085 человек. Рост преступности в послевоенное время объясняется отменой в 1947 году смертной казни, а также принятыми Указами Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», «Об усилении охраны личной собственности граждан», «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование» и другими правовыми актами, которые предусматривали наказания в виде лишения свободы до 25 лет.

В целях повышения производительности труда, обеспечения выполнения плановых заданий, окончания строительства в установленные сроки, Совет Министров СССР Постановлением от 26 ноября 1947 года разрешил МВД СССР применять систему зачета рабочих дней заключенным, занятым на стройках и предприятиях Минтяжстроя и Минчермета, на строительстве железной дороги от станции Чум до Обской губы, лесозаготовительных работах, объектах нефтяной промышленности и строительстве трубопроводов. Впоследствии система зачетов стала распространяться и на осужденных к каторжным работам.

С 1947 года начинает также широко применяться практика досрочного освобождения с направлением на промышленные объекты. Так, на основании ст. 3 Указа Президиума Вер-

ховного Совета СССР от 10 января 1947 года «О досрочном освобождении из мест заключения с направлением их на работу в промышленность» освобождаются отдельные категории заключенных, впервые осужденных на срок до пяти лет, с закреплением их в качестве вольнонаемных рабочих до конца 1948 года. В целях повышения трудовой активности по согласованию с Генеральным прокурором СССР, при условии выполнения и перевыполнения ими плана, в период с августа 1947 года по второй квартал 1948 года судимость снималась.

Следует отметить, что начиная с 1947 года намечается и в дальнейшем все более углубляется рассогласование уголовной и исправительно-трудовой политики. С одной стороны, в целях повышения борьбы с преступностью устанавливаются жесткие, чрезмерно строгие меры наказания в качестве метода уголовно-правовой охраны социалистических общественных отношений, а с другой стороны - в интересах производственно-хозяйственной деятельности ИТУ начинает широко применяться в различных формах досрочное освобождение из-под охраны, которое не являлось результатом достижения определенной степени исправления заключенных. В качестве критерия для изменения правового положения заключенного выступал отбытый на одну треть или наполовину срок наказания.

Наряду с уже указанными формами стали использовать и другие формы освобождения заключенных с последующим закреплением их на строящихся объектах. Например, по решению Особого совещания для нужд действовавших и вновь строящихся предприятий золотодобывающей промышленности освобождалось значительное число заключенных (его действие не распространялось только на осужденных за бандитизм, разбой, умышленное убийство воров-рецидивистов, приговоренных к каторжным работам) для работы по вольному найму.

Для впервые осужденных, исключая лиц, осужденных за особо опасные преступления, с оставшимся сроком не менее трех лет и при хорошем поведении вводится практика направления в качестве вольнонаемных на различные стройки до конца срока наказания или до окончания строительства, после чего они подлежали увольнению.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 64

В 1948 году для работы в геологоразведочных экспедициях, полевых партиях в отдаленных районах Дальнего Востока освобождалось значительное число лиц, осужденных на срок от 3 до 10 лет и не отбывших его в пределах года.

Для поддержания трудоспособности добросовестно работавших заключенных в 1949 году стали организовываться оздоровительные пункты из расчета 1 % от числа занятых в производственных процессах. На срок до 14 дней сюда направлялись выполняющие и перевыполняющие нормы выработки, но нуждающиеся в отдыхе. Питались они по основной производственной норме. Время отдыха сочеталось с проведением лечебно-профилактических мероприятий.

Действующий порядок стимулирования труда, когда при выполнении или перевыполнении плана заключенные могли рассчитывать только на премиальное вознаграждение, не способствовал включению каждого из них в трудовые процессы. Отсутствие прямой заинтересованности в результатах своего труда не могло приводить к повышению его производительности. Все это предопределило принятие в 1950 году Постановления Совета министров СССР «Об оплате труда заключенных за исключением приговоренных к каторжным работам». Предусматривалось оплачивать труд заключенных исходя из пониженных тарифных ставок и должностных окладов с применением сдельно-премиальной и сдельно-прогрессивной систем, установленных для рабочих и служащих соответствующих отраслей труда. Из заработной платы удерживалась стоимость содержания заключенного, но не менее 10 % (гарантированный минимум) оставалось в его распоряжении.

Новая система оплаты труда требовала создания условий, обеспечивающих возможность пользоваться заработанными деньгами. Было признано целесообразным организовать коммерческие столовые, а в жилых секциях оборудовать кухни для приготовления пищи осужденными. Они могли сниматься с довольствия в столовых ИТУ Разрешалась продажа продуктов питания в магазинах сверх гарантированных норм. Желающие могли за плату пользоваться улучшенными коммунально-бытовыми условиями.

К концу 40-х годов существенным образом изменился состав заключенных в местах лишения свободы. Подавляющее большинство из них содержалось за совершение тяжких уголовных преступлений. Многолетняя практика показала невозможность достижения цели наказания только посредством кары и вовлечения заключенных в трудовые процессы. Нормативные акты, изданные в 30-е годы, регулировавшие вопросы деятельности мест лишения свободы, в изменившихся условиях переставали отвечать требованиям исправительно-трудовой политики. Но прежде чем приступить к обновлению правовой базы деятельности ИТУ, следовало определить основные задачи Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР. В июле 1949 года было утверждено новое Положение о Главном управлении исправительно-трудовых лагерей и колоний, в котором в качестве основных задач определялись: исполнение приговора, организация охраны, исправление и перевоспитание заключенных на основе общественно полезного труда.

В это время особую тревогу у руководства ГУЛАГа МВД СССР вызвали действия уголов- Ф

но-бандитствующего элемента в условиях роста общего числа заключенных. Принимаемые меры по изоляции не приносили желаемых результатов. Имея большие сроки наказания, заключенные теряли веру в возможность освобождения, становились озлобленными, агрессивными. Часть из них в качестве выхода из положения видела в создании наиболее благоприятных условий для жизни в ИТУ или в побеге из мест заключения.

Отсутствие сдерживающего фактора в виде высшей меры наказания заставило руководство ГУЛАГа искать выход из положения. В ноябре 1948 года принимается решение об организации лагерей особого назначения со строгим режимом для содержания лиц, осужденных за террористические и диверсионные действия, а в декабре того же года организуются специальные лагерные пункты (отделения) строгого режима, предназначенные для содержания наиболее опасных категорий лиц, осужденных за общеуголовные преступления. ^

(Продолжение в следующем номере)

65 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.