Научная статья на тему 'Развитие инженерного мышления учащихся в системе профориентационной работы итехнологического обучения'

Развитие инженерного мышления учащихся в системе профориентационной работы итехнологического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ENGINEERING AND TECHNICAL SPECIALTIES / 3D МОДЕЛИРОВАНИЕ / 3D-MODELING / ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / TECHNICAL THINKING / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ИНЖЕНЕРЛіК-ТЕХНИКА-ЛЫқ МАМАНДЫқТАР / SD-үЛГіЛЕУ / ТЕХНИ-КАЛЫқ ОЙЛАУ / ЖОБАЛЫқ ЖұМЫС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнучая С.В., Миниахметова Н.Г.

В статье представлен опыт МУПК по внедрению проекта инженерно-технического образования учащихся. В основе учебной экспериментальной программы лежит получение специальных знаний по предмету и их практическое применение путём «погружения» учащихся в научно-технические проекты. инженерно-техническое мышление помогает учащимся объединить технологическое моделирование, конструкторские и инженерные решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инженерного мышления учащихся в системе профориентационной работы итехнологического обучения»

Вестник «Эрлеу^-kst

С.В, Гнучая,

заместитель директора по учебной работе КГУ «МУПК»

W

/Шк 1

■¡й.; d

Г JU

¥щ

Н.Г. Миниахметова,

заместитель директора по воспитательной работе КГУ «МУПК», г.Лисаковск, Костанайская область

Неггзгг свздер: инженерлгк-техника-лыц мамандыцтар, 3П-улгыеу, техни-калыц ойлау, жобалыц жумыс.

Ключевые слова: инженерно-технические специальности, 3D- моделирование, техническое мышление, проектная деятельность.

Keywords: engineering and technical specialties, 3D-modeling, technical thinking, project activity.

РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ И

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Ацдатпа

Макалада окушылардыц инженерлш-тех-никалык бшмшщ жобасын енпзу бойын-ша МОЭК-ныц тэжiрибесi бершген. Оку эксперименттш багдарламаныц негiзiнде пэн бойынша арнайы бiлiмдердi алу жэне окушыларды гылыми-техникалык жобаларга «бойлау» жолымен оларды практикалык кол-дану ^сынылады. Инженерлж-техникалык ойлау окушыларга технологиялык Yлгiлеудi, к^рылымдык жэне инженерлiк шешiмдердi бiрiктiруге кемектеседь

Аннотация

В статье представлен опыт МУПК по внедрению проекта инженерно-технического образования учащихся. В основе учебной экспериментальной программы лежит получение специальных знаний по предмету и их практическое применение путём «погружения» учащихся в научно- технические проекты. Инженерно-техническое мышление помогает учащимся объединить технологическое моделирование, конструкторские и инженерные решения.

Annotation

The paper presents the experience of the IVTC on the implementation of the project of engineering and technical education of students. At the heart of the educational pilot program is the acquisition of special knowledge of the subject and their practical application by "immersing" students in scientific and technical projects. Engineering and technical thinking helps students integrate technological modeling, design and engineering solutions.

Важным приоритетным направлением в социально-экономической политике государства является привлечение молодых кадров в сферу технических профессий и повышение престижа инженерно-технических специ-

и

Вестник «Oрлеу»-kst

альностей. В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент подчеркивает, что «технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха. И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования» [1].

В число приоритетов нашего государства входит культ знания и образованности. Чтобы Казахстан вошел в число наиболее конкурентоспособных государств мира, нам нужны компетентные, подготовленные кадры во всех отраслях экономики. Поэтому в основе молодежной политики лежит качественное образование, основанное на инновациях, в том числе ИКТ.

В настоящее время в промышленном секторе государства имеется дефицит квалифицированных инженерно-технических кадров. Появилась необходимость проведения комплекса мероприятий по повышению мотивации школьников к обучению и последующему выбору инженерных специальностей и рабочих профессий технического профиля. Данное направление в профориентации обосновано тем, что проК блемы модернизации экономики в насто-<< ящее время решаются путем внедрения О высокотехнологических отраслей, где тре-р£ буются высококвалифицированные специей алисты.

ИЗ С целью формирования у школьников О осознанного стремления к получению обО разования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического про-^ филя в КГУ «Межшкольный учебно-произ-^ водственный комбинат» города Лисаковска § была создана модель инженерно-техниче-Ц ского образования учащихся ориентиро-

Г4

ванная на технические профессии, а именно экспериментальная программа по теме

«Развитие инженерного мышления учащихся в системе профориентационной работы и технологического обучения».

В основе учебной экспериментальной программы лежит получение специальных знаний по предмету и их практическое применение путём «погружения» учащихся в научно- технические проекты.

Ю.А. Конаржевский в своей книге «Система. Урок. Анализ» писал: «поставьте задачу на уроке в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали школьников на активное действие, создавали внутреннею мотивацию учения, причем не «ВЫ-нужде-ния», а «ПО- буждения» к решению исследовательских задач...» [2].

По нашему мнению, реализация программы по развитию инженерного мышления учащихся будет способствовать повышению интереса учащихся к профессиям инженерно-технического направления и их ориентацию на получение технического образования.

В настоящее время опытно-экспериментальная работа ведется по следующим направлениям:

• создание и апробация модели инженерно-технического образования школьников в условиях МУПК;

• внедрение новой формы взаимодействия образовательных учреждений, организаций и предприятий города;

• конкретизация системы диагностики инженерного мышления учащихся с применением диагностических методов и мониторинговой системы;

• разработка методического обеспечения программы по инженерно-техническому образованию;

• разработка, лицензирование и педагогическая апробация учебных планов и программ на переходный период;

• разработка системы «погружения» школьников в проект;

• создание системы профориентацион-ной работы инженерно-технологического направления в рамках социального партнёрства.

= Вестник «Oрлеу»-kst -

Данная инновация имеет три критерия:

комплексность продуктивность открытость

Инновационный процесс целостный и охватывает весь комплекс деятельности в МУПК: управление, содержание образования, организацию УВП, технологический и методический блок Инновация направляет свою деятельность на конечный результат: профилизация выпускника и обеспечение его набором ключевых компетенций по профессиям инженерно-технического направления Создание системы обучения по технологическому направлению на базе МУПК предполагает сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, социальное партнёрство с учреждениями, организациями и предприятиями вне-образовательной среды

Модель реализации программы по развитию инженерного мышления учащихся включает в себя несколько блоков.

Образовательный блок:

• лицензирование и реализация учебных программ для учащихся 6-11 классов по профилям «Швейное дело», «Деревообработка и металлообработка», «Строительное дело», «Электротехника и основы электроники», «Организация ЭВМ и ПО»;

• проведение теоретических и практических занятий для учащихся в группах инженерно-технического направления;

• проведение «погружений» в реальный творческий проект;

• проведение конкурсов, конференций, соревнований.

Профориентационный блок:

• проведение производственных экскурсий в вузы, колледжи и на предприятия;

• проведение профориентационных мероприятий, игр по техническому творчеству учащихся;

• проведение «встреч с профессией».

Психолого-педагогический блок:

• проведение диагностики (анкетирование, мониторинги, тестирование);

• проведение профориентационных и психологических тренингов;

• составление диагностических карт;

• проведение психолого-педагогических консилиумов.

Методический блок:

• разработка, лицензирование и апроба-

ция учебных программ;

• подготовка методических материалов, дидактического обеспечения программ;

• организация и проведение семинаров по образовательному, психологическому, профо-риентационному сопровождению.

Материально-технический блок:

• определение комплекта материалов и инструментов, необходимых для практических работ;

• предоставление лабораторий и мастерских для проведения практикумов;

• обеспечение ТБ на занятиях в кабинетах и мастерских.

Способ организации обучения представляет собой комплексное обучение, включающее в себя курсы «3D-моделирование», спецтехнологию (курс согласно профилю обучения), черчение и профориентацион- ^ ный курс «Твой выбор и профессиональная Д карьера. Инженерные специальности». га

Обучение в МУПК ведётся по модуль- ^ ной системе: модуль 1 «Ранняя профили- м зация»(5-7 классы), модуль 2 «Предпро- с^ фильная подготовка (8-9 классы), модуль Е 3 «Профильный курс обучения» (10-11 ^ классы). Составляющей часть обучения на Д всех профилях является формирование у м школьников навыков теоретической и прак- К тической базы, необходимой для ведения § исследовательских, лабораторных и кон- о структорских работ. н

Одним из ведущих направлений разви-

Вестник «Орлеу^-kst

тия инженерного мышления является проектная деятельность. Она реализовывает-ся в 3 этапа:

1. «Погружение» в проект.

2. Выполнение проекта (расчеты, моделирование, макетирование и др.).

3. Защита проекта.

Проектная деятельность учащихся направлена на моделирование этапов инженерного и дивергентного мышления при выполнении задания, выявление и формулировку проблемы, сбор данных, анализ данных. Получение знаний путём выполнения проекта помогает учащимся всесторонне изучить рабочий материал, объединить конструкторские и инженерные решения, технологическое моделирование, ручной, машинный и станочный труд.

На профиле «Организация ЭВМ и программное обеспечение» учащиеся работают по программе 3D - моделирования. Использовать это направление стало возможным при сотрудничестве в рамках социального партнерства МУПК и научно-образовательного центра «SYNERGY». На уроках школьники получают представление об основных инструментах программного обеспечения для 3D-моде-лирования, используя базовые инструменты создания объектов, создают простые трехмерные модели. Программа позволяет обеспечить положительную дина-S мику успешности участия школьников в << соревнованиях, конкурсах и фестивалях. О При поддержке регионального центра р£ «Дарыны» и научного центра «Синергия» О проводятся региональные соревнования К школьников по 3D - моделированию. В О 2017году команда учащихся МУПК (пре-О подаватель Рокитенец С.Б.) стала победи-X телем областного фестиваля «Наука и тех-^ ника», получив первое место. t^ Диагностика и психолого-педагогиче-л ское сопровождение инноваций являют-w ся неотъемлемой частью эксперимента. Конкретной целью является выяснение

потенциала каждого обучающегося в области технического мышления. Мониторинговая методика базируется на информации о состоянии субъекта обучения. В конечном итоге все тесты, проводимые в экспериментальных группах, должны быть направлены на определение склонностей старших школьников к той или иной профессии, на выбор жизненного пути. Для этого проводится диагностика в различных её формах: анкеты, диагностические карты, мониторинги, психологические методики (тест Беннета, прогрессивные матрицы Равена, субтесты Дж. Гилфорда, профориентационный опросник Климова), мониторинг общеучебных показателей. Так, по результатам теста Беннета, из 280 учащихся, которые прошли тестирование, имеют низкий уровень технического мышления 25%, средний уровень- 25%, высокий уровень - 33%, очень высокий -17%. Полученные результаты диагностики высвечивает ряд проблем, решение которых позволяет планировать работу с учащимися.

Мы считаем, что реализация этого проекта позволит обеспечить качество образования, развитие потенциала учащихся, их готовность к продолжению образования в технических вузах по инженерным специальностям.

Таким образом, использование инженерно-технического мышления как специфической формы познания, в процессе изучения технологии и информационных дисциплин представляется перспективным направлением в педагогике и требует дальнейшей разработки и изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа «Рухани жацгыру» [Электронный ресурс] Ы^//т&>гтЬиш./ kz/stati/modernizaciya-coznaniya-па^а-las-kak-ona-rabotaet.html

2. Конаржевский, Ю.А. Система.Урок. Анализ [Текст]:Монография/Ю.А. Конаржевский - Псков: [б.и], 1996.- 440с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.