Научная статья на тему 'Развитие инвестиционных отношений в социальной сфере современной российской экономики'

Развитие инвестиционных отношений в социальной сфере современной российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муллабаева Г.З.

Развитие социального сектора и возможность обеспечения равновесия между спросом и предложением общественных благ связано с эффективностью распределения ресурсов внутри самого общественного сектора и с характером взаимодействия с рыночным сектором. Указанные условия выполняются в случае достижения сбалансированности государственного бюджета, что может трактоваться как внутренний аспект равновесия. При этом данное равновесное состояние в отличие от рыночного равновесия характеризуется преобладанием принудительных начал над добровольными, а также организованных над стихийными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инвестиционных отношений в социальной сфере современной российской экономики»

радея... за справедливость

развитие инвестиционных отношений

в социальной сфере современной российской экономики

Муллабаева Г.З.

соискатель кафедры

промышленной

коммерции и

маркетинга

Казанского

государственного

технического

университета

им. АН. Туполева

Развитие социального сектора и возможность обеспечения равновесия между спросом и предложением общественных благ связано с эффективностью распределения ресурсов внутри самого общественного сектора и с характером взаимодействия с рыночным, сектором. Указанные условия выполняются в случае достижения сбалансированности государственного бюджета, что может трактоваться как внутренний аспект равновесия. При этом данное равновесное состояние в отличие от рыночного равновесия характеризуется преобладанием принудительных начал над добровольными, а также организованных над

стихийными.

Различия между частичными равновесиями определяется характером общественного блага и его принадлежностью к той или иной группе (чистое или смешанное). Если речь идет об установлении равновесия на общественное благо, близкое по свойствам к частному (продукты первой необходимости), то значительную роль в установлении равновесия играют рыночные регуляторы. В случае с общественными благами, близкими к характеру чистых общественных благ (национальная оборона), преобладающе значение имеет государственный бюджет в процессе установления равновесия между спросом и предложением.

В экономической теории имеется целый ряд моделей (ценообразования Линдаля, налога Кларка и др.), в которых делается попытка разработки механизма для решения проблемы так называемых «зайцев». Однако данные модели доказыва-

российское предпринимательство 158

ют принципиальную невозможность «избавления» от «зайцев», что приводит к выводу о необходимости вмешательства государства в финансирование инвестиций в общественные блага. При этом принудительный характер налогообложения может быть оправдан выгодой индивидов от потребления общественного блага, которую они не могли бы получить при отсутствии государственного вмешательства. Анализ рынка как совокупности экономических отношений, характеризующейся высокой степенью неопределенности, позволяет определить три ситуации, в которых не действует ценовые сигналы:

1) Расхождение между критерием экономической эффективности рыночной системы (определяемой в соответствии с оптимумом Парето) и оценочными суждениями о справедливости распределения богатства (дохода);

2) Институционально-правовой порядок разграничения (спецификации) прав собственности хозяйствующих субъектов и связанное с этим определение приемлемого с точки зрения организации бизнеса уровни трансакционных издержек и предотвращения оппортунистического поведения участников рыночных отношений;

3) Случаи игрового поведения хозяйствующих субъектов, допускающих возможности как кооперативного, согласованного, так и индивидуалистического поведения в условиях усложняющихся контрактных отношений в современной экономике.

Государственное вмешательство в экономику должно быть сопряжено с минимально возможными затратами ресурсов. С позиции минимизации государственных расходов общественный сектор делится на государственное производство (прямые государственные инвестиции) и государственное обеспечение общественных благ. Последнее уменьшает непосредственные расходы государства и повышает эффективность стимулов к воспроизводству общественных благ.

В настоящее время в России экономико-политический механизм обеспечения инвестиций в социальную сферу находится в стадии реформи-

государственное вмешательство в экономику должно быть сопряжено с минимально возможными затратами ресурсов

_в России

_экономико_политический

_механизм

обеспечения

_инвестиций

в социальную сферу находится в стадии реформирования

где

рования. Как показали исследования, урегулирование прав собственности является одним из важнейших средств корректировки несовершенств рыночного механизма регулирования инвестиционных отношений, что приобретает особое значение в условиях современной российской экономики.

Эффективность распределения и перераспределения собственности может быть определена с помощью трансакционных издержек. Предполагается, что форма собственности, которая минимизирует эти издержки, способствует экономическому и социальному развитию. И, наоборот, большие трансакционные издержки, связанные с перераспределением собственности, сопровождаются падением экономики. Переход от общественной к частной собственности (приватизации) в России вызвал огромный рост трансак-ционных издержек и одновременно падение уровня производства.

В силу высокого уровня диверсификации благ, создаваемых в общественном секторе, не представляется возможным создать единую модель трансформации отношений собственности в данном секторе. При сохранении значительного удельного веса государственной собственности в рассматриваемом секторе увеличивается доля частной и смешанной форм. Институциональная основа экономико-политического механизма включает в себя следующие составляющие.

- стабильность и четкость прав частной собственности, обеспечение которых является главным общественным благом, поддерживающим эффективное функционирование рынка как такового;

- государственное регулирование, применяемое только в сферах несовершенств рыночного механизма.

Условием вмешательства государства в экономику является также его способность (даже учитывая недостатки и неизбежное давление различных лобби) обеспечивать социально эффективные и справедливые меры успешнее, чем существующий несовершенный рынок. Это подразумевает широкое использование анализа издержек и

российское предпринимательство

выгод. Такое ограничение сферы деятельности государства позволит высвободить средства на бесперебойное финансирование инвестиций в социальную сферу, обеспечивающих работу экономико-политического механизма в целом. В этих условиях государству следует развивать законодательную базу, закрепляющую обязательства бизнеса в области налоговых, трудовых, экологических и др. отношений, а также в сфере социальной отчетности. При этом дальнейшего развития требует и действующая в России система контроля над выполнением предпринимательскими структурами законодательных норм, что предполагает исключение дублирования функций контрольных органов. Государство должно способствовать формированию благоприятной общественной атмосферы в отношении российского бизнеса как внутри страны, так и в рамках мирового сообщества. В свою очередь предпринимательские структуры должны в полном объеме:

- выполнять социальные обязательства, установленные законом; не препятствовать официальным органам в выполнении ими контрольной функции за точным соблюдением установленных обязательных норм;

- расширять сложившийся круг ключевых стейк-холдеров (государство, собственники, персонал) путем вовлечения в систему корпоративной ответственности местных сообществ, общественных объединений, деловых партнеров и т.п.;

- реализовать возможности, связанные с подготовкой социальной и экологической отчетности, использованием международных стандартов в данной сфере, что создаст доступ российским компаниям к международным рынкам капитала, будет способствовать укреплению доверия и репутации за рубежом.

Российским компаниям следует ввести жесткий учет и контроль финансовых средств, направляемых на социальные программы; активизировать усилия по поиску конкретных направлений и механизмов осуществления социальных инвестиций, которые дают наибольший социальный и экономический эффект.

эффективность распределения и перераспределения собственности может быть определена с помощью трансакционных издержек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.