УДК-340
Маруфов З.А. студент
Самаркандский институт экономики и сервиса
Убайдуллаев Б. С. студент
Самаркандский институт экономики и сервиса Научный руководитель: Каримова А.М., PhD
и.о.доцента
Самаркандский институт экономики и сервиса
РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Аннотация: В данной статье рассматривается инновационно -инвестиционное развитие экономики в Республики Узбекистан, нормативно правовые акты в сфере, сделан анализ ВВП и рост инвестиций в республике. А также даны предложения для увеличения масштаба финансирования инвестиций.
Ключевые слова: инвестиции, предприятие, инвестиционный климат, финансирование.
Marufov Z.A. student
Samarkand Institute of Economics and Service
Ubaydullayev B. S.
student
Samarkand Institute of Economics and Service Scientific adviser: Karimova A.M.
DEVELOPMENT OF INVESTMENT ACTIVITY OF ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Annotation: This article examines the innovation and investment development of the economy in the Republic of Uzbekistan, regulatory legal acts in the field, an analysis of GDP and investment growth in the republic is made. There are also proposals for increasing the scale of investment financing.
Keywords: investment, enterprise, investment climate, financing.
В настоящее время основной целью инновационно-инвестиционного развития предприятий является выработка основных направлений по реализации эффективных форм вложений капитала для развития экономического потенциала предприятий. Темповый экономический рост
в решающей степени зависит от способности экономики к ускорению инновационных процессов, активизация которых зависит от инновационного климата.
Инновационный климат в свою очередь зависит от экономической системы государства, призванной совместить два фактора развития:
- использование финансовых механизмов поддержки развития науки и инноваций как деятельности по созданию технико-технологического потенциала производства;
- внедрение объективных механизмов высокой его заинтересованности в инновационном развитии.
За годы формирования социально ориентированной рыночной экономики, в центре внимания ученых Узбекистана и практиков постоянно находились вопросы по созданию благоприятных юридических, организационно-экономических условий для привлечения инвестиций в различные отрасли народного хозяйства.
В настоящее время в Республике Узбекистан принят пакет законодательных актов, регулирующих отношения в области инвестиционно-инновационной деятельности. «Стратегия инвестиционной политики Республики Узбекистан до 2025 года»19, в которой изложен анализ международного опыта и проблемы развития инвестиционных процессов экономики республики, ее отраслей и регионов. Стратегия инвестиционной политики Республики Узбекистан до 2025 года разработана в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О Государственной программе по реализации Стратегий действий по пяти приоритетными направлениями развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах»20 в «Год активных инвестиций и социального развития». А также задачами, определёнными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 -2021 годах.
Так же принят Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и
21
инвестиционной деятельности»21, целью которого является регулирование отношений в области инвестиций и инвестиционной деятельности, осуществляемых иностранными и отечественными инвесторами.
На сегодняшний день законодательство Республики Узбекистан в сфере инвестиций является одним из передовых из стран СНГ, впитав в себя положения международного инвестиционного права, в котором
19 Стратегия инвестиционной политики Республики Узбекистан до 2025 года.
20 Указ Президента Республики Узбекистан «О Государственной программе по реализации Стратегий действий по пяти приоритетными направлениями развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» от 17 января 2019 года №УП-5635
21 Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» от №ЗРУ-598 25.12.2019г.
изложены положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении значительных преференций для инвесторов и другие.
Проведенный анализ инновационно-инвестиционной деятельности свидетельствует, о том, что по итогам 2019 года рост валового внутреннего продукта (ВВП) составил 5,5% против прогноза 5,4%. Темп прироста ВВП превзошел достигнутое значение данного показателя в 2018 году (5,1%).22 Рост ВВП обеспечивался в основном:
• ростом промышленности на 6,4% (прогноз — 5,2%);
• строительства 11,8% (8,4%);
• услуг на 6,1% (6,3%).
ВВП на душу населения составил 1 741 долларов и по сравнению с 2018 годом увеличился на 13,6% (в 2018 году — 1 533 долларов США)23.
Показатель ВВП на душу населения существенно отстает от среднемирового показателя и с учетом демографической ситуации свидетельствует о низких масштабах экономики, ограниченности сбережений и доходов населения.
В 2019 году ВВП в долларовом эквиваленте почти достиг показателя до девальвационного периода — 58,3 млрд. долларов.24
Устойчивый экономический рост обусловлен:
• сбалансированным показателем между предложением со стороны отраслей экономики и внутренним спросом;
• высокими темпами инвестиций (рост на 28,6%) и реальных доходов населения (10%).
Основными причинами сложившегося положения являются длительность структурных преобразований и проблемы формирования фундаментальных рыночных отношений.
Так же по итогам 201925 года объем инвестиций составил в эквиваленте около 21 млрд. долларов с темпом роста 128,6%.
Нецентрализованные инвестиции в 2019 году, в первую очередь были направлены в промышленную область (33,4% от общего объема инвестиций). В результате доля промышленности в структуре ВВП увеличилась с 26,3% в 2018 году до 29% в 2019 году.26
22 Основные тенденции социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2019 году.
23 Основные тенденции социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2018-2019 году.
24 Там же.
25 Основные тенденции социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2019 году. https://kommersant.uz/tendentsii-ekonomiki-2019-uzbekistan/
26 Основные тенденции социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2019 году.
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал на душу населения
_(тысяч сумов)27
2013 2014 2015 2016 2017 2018 январь-декабрь 2019
Республика Узбекистан 1008.2 1224.0 1431.7 1608.6 2227.8 3769.6 5655.8
Республика Каракалпакстан 1400.7 2280.6 3388.2 2094.0 1542.2 3641.1 4476.7
области:
Андижанская 525.8 581.0 678.4 745.3 999.6 1550.3 2642.3
Бухарская 1720.3 2023.4 2264.0 3237.6 6254.2 5105.4 5167.3
Джизакская 928.1 969.6 1033.1 1125.1 1361.9 2693.9 5792.3
Кашкадарьинская 1281.0 1613.1 1969.9 2389.3 3583.4 5193.4 7246.1
Навоийская 1896.4 1933.5 1965.1 3168.1 4185.4 10920.2 17985.7
Наманганская 485.6 714.7 863.8 1074.8 1340.3 2992.5 4380.8
Самаркандская 623.3 730.0 912.0 1001.6 1189.4 1878.3 2552.7
Сурхандарьинская 600.1 646.8 773.0 879.1 1427.1 2848.3 4705.5
Сырдарьинская 1126.4 1288.1 1382.2 1660.3 2011.1 3280.2 7312.4
Ташкентская 1178.7 1466.6 1595.0 1507.5 2087.2 3898.4 5799.9
Ферганская 634.3 672.0 731.6 747.8 822.4 1516.8 2465.1
Хорезмская 753.1 950.0 884.7 885.8 1215.1 1655.6 3007.2
г. Ташкент 2120.7 2527.2 2877.4 3848.1 5552.7 10627.8 16332.0
Предпринимаемые меры в сфере позволили сохранить достаточно высокие темпы роста инвестиций в 2013-2019гг. (табл.1), что явилось одним из важнейших факторов обеспечения динамичного роста экономики страны.
Но, не смотря на принятия, множество мер законодательного характера для развития инвестиционной деятельности, в сфере принятые меры являются не достаточными для экономического регулирования и прямого бюджетного финансирования инвестиционных проектов. В процессе иследования бкло выявлено, что в настояуее время неактивно реализуются региональные инвестиционные проекты с учетом природно-экономического потенциала, социально-демографических особенностей регионов республики, а также необходимые институциональные мероприятия по улучшению инвестиционного климата региона. При этом не разработан единый комплексный подход к формированию региональных инвестиционных программ и системы управления, не ведется мониторинг их реализации.
27 Государственный комитет по статистике Республики Узбекистан. https://stat.uz/ru/164-ofytsyalnaia-statystyka-ru/6584-investitsii
В целях расширения масштаба финансирования инвестиций авторами предлагается следующее:
- определение потребностей отрасли (предприятия) в необходимых инвестициях;
- проведение анализа структуры источников финансирования инвестиционных проектов;
- формирование инвестиционной программы по источникам финансирования;
- создание благоприятного инвестиционного климата как необходимого условия.
Использованные источники:
1. Стратегия инвестиционной политики Республики Узбекистан до 2025 года.
2. Указ Президента Республики Узбекистан «О Государственной программе по реализации Стратегий действий по пяти приоритетными направлениями развития Республики Узбекистан в 2017 -2021 годах» от 17 января 2019 года №УП-5635
3. Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» от №ЗРУ-598 25.12.2019г.
4. Каримова А. М. Источники финансирования инновационного развития деятельности сферы туризма //И^тисодиётда инновация. - 2020. - Т. 2. -№. 3.
5. Karimova Aziza Mahomadrizoevna. (2022). THE IMPORTANCE OF BANK LENDING IN THE DEVELOPMENT SPHERE OF TOURIST SERVICES. World Economics and Finance Bulletin, 7, 11-17.
6. BEKTEMIROV A. et al. MONEY AND BANKS. - 2019.
7. Karimova A. M. TURIZM SOHA SUBYEKTLARINI TIJORAT BANKLARI TOMONIDAN MOLIYALASHTIRISH ORQALI QO'LLAB QUVVATLASHNI TAKOMILLASHTIRISH //International journal of conference series on education and social sciences (Online). - 2021. - Т. 1. - №. 1.
8. Ниёзов, З. (1994). Организация и оплата труда в виноградарстве и их совершенствование (на материалах специализированных предприятий Самаркандского Узпдодоовощвинпром концерна).
9. Anvarovich N. E. THEORETICAL ASPECTS OF THE BANKING SERVICES MARKET IN MODERN CONDITIONS //World Economics and Finance Bulletin. - 2022. - Т. 7. - С. 18-22.
10. Jaxongir Z., Baxodir K., Aziza K. Financial and Credit Support of the State Tourism Entrepreneurs as a Result Measures Taken to Prevent the Consequences Coronavirus Pandemics in the Reforming New Uzbekistan in the Case of COVID 19 //Annals of the Romanian Society for Cell Biology. - 2021. - С. 6323-6336-6323-6336.
11. Каримова А. М. Развитие кредитования субъектов деятельности сферы туризма //Архивариус. - 2020. - №. 2 (47). - С. 116-124.
12. Anvarovich N. E. Banks' loans to reduce the risk of leasing lines //Indonesian Journal of Innovation Studies. - 2020. - Т. 9. - С. 1-4.
13. Ниёзов З. Д., Давронов Ш. З. Обязательное медицинского страхование: сущность и вопросы внедрения в Узбекистане //Архивариус. - 2020. - №. 2 (47). - С. 124-127.
14. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2019 году.