Научная статья на тему 'Развитие инвестиционного потенциала Свердловской области'

Развитие инвестиционного потенциала Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INVESTMENT POTENTIAL / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / INNOVATION CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевников К.И., Рябцев А.Ю., Ужегова А.М.

В статье проанализирована инвестиционная привлекательность региона на основе международных рейтингов, рассмотрен кластерный подход для поддержки наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности. Рассмотрены перспективы использования кластерного подхода для поддержки наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE INVESTMENT POTENTIAL OF SVERDLOVSK REGION

The article analyzes the investment attractiveness of the region based on international rankings, considers a cluster approach to support the most promising lines of business. The prospects of using the cluster approach to support the most promising lines of business.

Текст научной работы на тему «Развитие инвестиционного потенциала Свердловской области»

30

РАЗВИТИЕ

ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

THE DEVELOPMENT OF THE INVESTMENT POTENTIAL

OF SVERDLOVSK REGION

К.И. КОЖЕВНИКОВ

Старший преподаватель кафедры ценообразования в строительстве и промышленности ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УрФУ), аспирант Института экономики Уральского отделения РАН

K.I. KOZHEVNIKOV

Senior lecturer, Pricing in Construction and Industry Department, Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education «Ural Federal University named by the first President of Russia B. N, Yeltsin» (UrFU); postgraduate student of Institute of Economics of the Russian Academy of Science (Ural Branch)

А.Ю. РЯБЦЕВ

К.э.н, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

A.YU. RYABTSEV

PhD, associate Professor of Department of management of FGBOU VO «Ural state economic University»

А.М. УЖЕГОВА

К.с.н., доцент кафедры ценообразования в строительстве и промышленности ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УрФУ)

A.M. UZHEGOVA

PhD, associate Professor of Department of pricing in construction and industry FGAOU VO «Ural Federal University named after first President of Russia B. N. Yeltsin» (Urfu)

АННОТАЦИЯ

В статье проанализирована инвестиционная привлекательность региона на основе международных рейтингов, рассмотрен кластерный подход для поддержки наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности. Рассмотрены перспективы использования кластерного подхода для поддержки наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности. ABSTRACT

The article analyzes the investment attractiveness of the region based on international rankings, considers a cluster approach to support the most promising lines of business. The prospects of using the cluster approach to support the most promising lines of business.

32

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Инвестиционный потенциал, инвестиционный климат, инвестиционная

привлекательность, инновационные кластеры.

KEYWORDS

Investment potential, investment climate, investment attractiveness, innovation clusters.

В современной России реализуются активная политика поддержки инноваций и широкий круг инициатив в сфере теоретических и прикладных исследований и отраслевых инноваций. Улучшение инвестиционного климата имеет фундаментальное значение для роста производительности, однако эта задача недостижима без совершенствования инновационной деятельности, без использования новых подходов и механизмов.

Известно, что, осуществляя процесс управления, субъект должен постоянно поддерживать обратную связь с объектом, чтобы чутко реагировать на возможные изменения его состояния. Ситуация вокруг инвестиционных процессов в настоящее время представляется тем самым этапом, когда необходим анализ проделанной работы, планирование и прогнозирование ситуации, а также на основании данной информации выработка дополнений и изменений к государственной политике регулирования инвестиций.

Для оценки фактической инновационной деятельности страны и ее инновационного потенциала существует два международных показателя — рейтинг по инновационной деятельности и рейтинг по инновационному потенциалу. Данные рейтинги представляют собой составные индексы, включающие в себя следующие оценочные компоненты: «качество научно-исследовательских учреждений»,

«затраты компании на НИОКР», «сотрудничество между вузами и промышленностью в сфере НИОКР», «государственные закупки передовых технологических продуктов», «наличие ученых и инженеров» и «процент заявок на патенты».

По данным комплексного диагностического исследования экономики Российской Федерации «Пути достижения всеобъемлющего экономического роста», проведенного группой специалистов Всемирного банка в 2016 году [2], рейтинг России по инновационной деятельности очень низок (рис. 1), а по инновационному потенциалу она попадает в середину рейтингового поля между группой ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и странами со средним уровнем доходов (рис. 2).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 о

66

1

50

39 4 1

3 2 ¿5 ■

7

1

с/ У 4

г!?

О" ^ ^ ^

у у

Рис. 1. Рейтинг по инновационной деятельности (источник: ВЭФ, 20152016 гг.)

634

83

,, 36 1

30 щ "М ■

■ Г

з

о^ ^

¿г

/

Рис. 2. Рейтинг по инновационному потенциалу

Общая результативность российских компаний по главному показателю оценки инновационной деятельности (создание новых бизнес- и организационных моделей на основе ИКТ) относительно невысока (90-е и 76-е места из 133). В экономике России доминирует государство (не бизнес), правительство является главным двигателем инноваций. Это негативно сказывается на конкуренции, которая является движущей силой инноваций. Предприятия сталкиваются с административными барьерами, слабой регулятивной средой и дефицитом квалифицированных работников.

Регионы России характеризуются неравномерностью развития различных аспектов инновационных процессов. Усилия в области инновационного развития регионов различаются по качеству и актуальности и нередко в части финансирования зависят от средств федерального бюджета.

По результатам исследования, проведенного «Ассоциацией инновационных регионов России», Свердловская область в 2016 году занимает 13 место в рейтинге инновационных регионов со значением 0,53. По сравнению с 2015 область опустилась вниз на 4 позиции.

Для расчета сводного рейтинга инновационных регионов используются подрейтинги:

• научные исследования и разработки — Свердловская область занимает 10 место;

• инновационная деятельность — 18 место;

• социально-экономические условия инновационной деятельности — 21 место;

• инновационная активность региона — 13 место.

Несмотря на эти результаты, общие характеристики

инвестиционного потенциала и инвестиционного риска региона остаются неизменными, что демонстрирует достаточно устойчивое место региона в инвестиционном процессе страны и национальной системе инвестиционной политики. По результатам рейтинга инновационных регионов Свердловская область входит в группу средне-сильных инноваторов.

Решение проблем межрегиональной дифференциации и развития инвестиционного потенциала становится возможным посредством реализации крупных инвестиционных проектов. Особую значимость для публичного управления такие инвестиционные проекты приобрели с 2014 года, когда проектный подход стал новой парадигмой управления в органах государственной власти, в том числе и на региональном уровне. Реализация инвестиционных проектов становится основой формирования положительного инвестиционного облика страны, регионов и территорий

и важнейшей задачей органов власти всех уровней, что подтверждается принятием целого ряда нормативно-правовых актов, среди которых стоит особо отметить Постановление Правительства Российской Федерации № 1050 [3], отражающее системный подход к проектному управлению, принятый и рекомендованный Правительством в качестве управленческого вектора на среднесрочную перспективу.

Сегодня на территории Свердловской области функционируют четыре частных индустриальных парка: «Химический парк «Тагил» (г. Нижний Тагил), «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК» (г. Екатеринбург), «Синарский» (г. Каменск-Уральский) и «Березовский» (Березовский городской округ), также находится в стадии проектирования индустриальный парк «Исетский» (городской округ Среднеуральск). При этом индустриальные парки «Химический парк «Тагил» и «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК» являются членами Ассоциации индустриальных парков.

Анализ инвестиционной привлекательности и реализации инвестиционной политики на территории Свердловской области показал, что основными приоритетными направлениями инвестиций остаются машиностроение, металлургия, химическая промышленность, информационные технологии, социальная инфраструктура. Свердловская область ориентирована на сырьевые рынки. Усилий, направленных на развитие обрабатывающих производств в валовом региональном продукте, создание инновационной инфраструктуры, пока недостаточно, чтобы Свердловская область стала привлекательной для инвестиций.

Для повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области формируются инвестиционные площадки для размещения высокотехнологичных, наукоемких производств, предприятий машиностроения, химической,

добывающей, горно-металлургической, обрабатывающей промышленности и многих других отраслей. Резиденты индустриальных парков будут органично интегрированы в технологические циклы существующих в регионе предприятий. Близость к крупным функционирующим производствам позволит с минимальными расходами доставлять сырье на новые предприятия или иметь в непосредственной близости конечного потребителя выпускаемой продукции. Российские и зарубежные компании, желающие разместить в области свои производства, получают возможность сделать это с минимальными временными и финансовыми затратами, а также вправе рассчитывать на получение иных преференций.

Принятая в 2011 году Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года предусматривает переход к расширенному воспроизводству инноваций, укрепление позиций региона на рынках высокотехнологичной продукции. Для эффективной реализации Стратегии требуются новые инструменты и механизмы. Одним из инструментов должна стать система инновационных кластеров в промышленности.

Понятие «кластер» используется экономистами достаточно давно. Кластер (в экономике) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [1]. Кластерное развитие означает, что на одной территории будут сосредо-

638

точены «родственные» предприятия, которые, с одной стороны, могут конкурировать друг с другом, с другой, могут друг другу содействовать.

В целях разработки методологии выявления перспективных кластеров, нормативно-правового обеспечения кластерной политики во взаимодействии с Институтом экономики Уральского отделения Российской академии наук, Уральским федеральным университетом, отраслевыми объединениями работодателей, руководителями и специалистами промышленных предприятий разрабатывается Концепция формирования промышленных кластеров в Свердловской области

Анализ существующей практики показывает, что страны, активно использующие кластерный подход при поддержке наиболее перспективных направлений предпринимательской деятельности, развиваются наиболее динамично, а принадлежность к кластеру является важным конкурентным преимуществом бизнеса вследствие более низких издержек производства за счет использования общей научной и технологической инфраструктуры, возможности образования временных альянсов в интересах каждой из компаний.

Библиографический список

1. Карпова С.В Глоссарий по маркетингу: учебное пособие / С.В. Карпова, Н.И. Перцовский. — М.: Издательство «Палео-тип», 2013. — 335 с.

2. Пути достижения всеобъемлющего экономического роста. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. vsemirnyjbank.org.

3. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от

15.11.2016 № 1050. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://government.ru/docs/24918/.

Bibliographic list

1. Karpova S.V Glossarii po marketingu: uchebnoe posobie / S.V. Karpova, N.I. Pertsovskii. — M.: Izdatel'stvo «Paleotip», 2013. -335 s.

2. Puti dostizheniya vseob»emlyushchego ekonomicheskogo rosta [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: http://www. vsemirnyjbank.org.

3. Ob organizatsii proektnoi deyatel'nosti v Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.11.2016 g. № 1050. — Rezhim dostupa: http://government.ru/ docs/24918/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.