УДК 336.648
08.00.00 Экономические науки
РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ЛИЗИНГА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ И СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ
Грызунова Наталья Владимировна д.э.н., профессор кафедры финансового менеджмента SPIN-код: 7444-2346 nat-nnn@yandex.ru
Киселева Ирина Анатольевна д.э.н.,профессор, профессор кафедры математических методов в экономике SPIN-код: 4980-7263 Kia1962@list.ru
Басалыко Дмитрий Юрьевич
аспирант кафедры финансового менеджмента
1478-7808
finmanreu@yandex.ru
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия
Основной проблемой для предприятий малого бизнеса является приобретение дорогостоящего оборудования. Для решения этой проблемы мировая практика предлагает лизинг. Лизинг является инвестиционным механизмом, который во всем мире широко используется малым и средним бизнесом, а также предприятиями-гигантами в случае необходимости приобретения основных средств. В статье рассмотрен процесс предоставления лизинговых услуг, требования организации и распространения линейки лизинговых услуг. С целью эффективного участия государства в механизме стимулирования развития лизинга, на наш взгляд, необходимым является создание трех государственных институций, а именно: государственного гарантийного фонда, государственного залогового фонда и государственного лизингового фонда. Создание государственного гарантийного фонда, на наш взгляд, будет полезным не только для развития лизинга, но и для восстановления и стимулирования кредитования реального сектора экономики, ведь основные функции данного фонда должны заключаться в предоставлении гарантий по кредитам коммерческих банков и лизинговых компаний. Государственный лизинговый фонд должен тесно сотрудничать с государственной лизинговой компанией с целью предоставления объектов лизинга в лизинг. Создание и обеспечение эффективной деятельности государственных фондов, на сегодня, имеет чрезвычайно важное значение, ведь стимулирование развития лизингового кредитования и кредитования реального сектора экономики является
UDС 336.648 Economic sciences
DEVELOPMENT OF THE INVESTMENT MECHANISM OF LEASING AS A NECESSARY CONDITION OF ACTIVIZATION OF CREDITING OF REAL SECTOR OF ECONOMY AND DECREASE IN CREDIT RISKS
Gryzunova Natalia Vladimirovna
Doctor of economics, professor of the Department
of financial management
RSCI SPIN-code: 7444-2346
Kiselеvа Irina Anatolievna
Doctor of economics, professor of the Department
of Mathematical Methods in Economics
RSCI SPIN-code:4980-7263
E-mail: Kia1962@list.ru
Basalyko Dmitry Yurievich
Graduate student of the Department of financial
management, RSCI SPIN-code: 1478-7808
finmanreu@yandex.ru
Russian University of Economics named after G. V. Plexanov, Moscow, Russia
The main problem for small business enterprises is acquisition of the expensive equipment. For the solution of this problem the world practice offers leasing. Leasing is the investment mechanism which around the world is widely used by small and medium business, and also the giant enterprises in case of need of acquisition of fixed assets. In the article we consider a process of providing leasing services, requirements of the organization and distribution of a line of leasing services. For the purpose of effective participation of the state in the leasing development stimulation mechanism, in our opinion, creation of three state institutions is necessary, namely: state guarantee fund, state mortgage fund and state leasing fund. Creation of the state guarantee fund, according to the author, will be useful not only for leasing development, but also for restoration and stimulation of crediting of real sector of economy, the main functions of this fund have to consist in provision of guarantees on the credits of commercial banks and leasing companies. The state leasing fund has to cooperate closely with the state leasing company for the purpose of granting objects of leasing in leasing. Creation and ensuring effective activity of the state funds, for today, has paramount importance, stimulation of development of leasing crediting and crediting of real sector of economy is the main condition of economic growth of Russia. The mechanism of tax benefits, discounts and state subsidies which have to be provided to commercial tanks and the leasing companies is important for
главным условием экономического роста России. Важное значение для стимулирования лизинга имеет механизм налоговых льгот, скидок и государственных субсидий, которые должны предоставляться коммерческим бакам и лизинговым компаниям. Развитие лизинга стимулирует инновационные процессы, благодаря лизингу сокращается период морального старения техники. Предложены рекомендации, при помощи которых, малый бизнес может добиться положительных долговременных финансовых результатов
stimulation of leasing. Development of leasing stimulates innovative processes, thanks to leasing the period of an obsolescence of the equipment is reduced. Recommendations by means of which, small business can achieve positive long-term financial results are offered
Ключевые слова: КОНСАЛТИНГ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГАРАНТИЙНЫЙ ФОНД, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ, ЛИЗИНГ, КРЕДИТ, МАЛЫЙ БИЗНЕС, ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
Keywords: CONSULTING, STATE GUARANTEE FUND, INVESTMENT MECHANISM, LEASING, CREDIT, SMALL BUSINESS, PROBLEMS OF SMALL BUSINESS
Doi: 10.21515/1990-4665-128-030
Развитие инвестиционного механизма лизинга как необходимое условие активизации кредитования реального сектора экономики и снижения кредитных рисков
Введение. Лизинг является инвестиционным механизмом, который во всем мире широко используется малым и средним бизнесом, а также крупнейшими налогоплательщиками в случае необходимости приобретения основных средств. В странах с развитой рыночной экономикой лизинг составляет почти треть инвестиций в основные средства, а в остальных странах с высокими показателями роста - 10-15% (в России - только 1,5 %). В таких странах Восточной Европы, как Эстония, Чешская Республика, Венгрия, Польша соотношение годового объема рынка лизинга и ВВП равно 2-5 % (в России - всего 0,3%).
В начале XXI века изношенность основных средств на большинстве отечественных предприятий достигла критического уровня, следствием чего является снижение конкурентоспособности их продукции, повышение технологических и экологических рисков, увеличение энергоемкости и материалоемкости производства, углубление социальных проблем, невозможность дальнейшего наращивания экономических и социальных показателей развития России. Износ основных средств в промышленности со-
ставляет 58,3 % их стоимости: уровень износа основных средств на металлургических и металлообрабатывающих предприятиях - 68,8%, предприятиях химической и нефтехимической промышленности - 64,1 %.
Материалы и методы. Учитывая вышесказанное, России крайне необходимо активно развивать инвестиционную политику и проводить работу относительно быстрого обновления основных фондов, ведь постепенное старение основных средств будет способствовать снижению экономического развития страны. Одним из средств обновления основных фондов и увеличения финансирования реального сектора экономики может быть лизинг. Однако, учитывая современное состояние развития финансового рынка России в целом, в данном контексте, больше внимания, на наш взгляд, стоит уделить развитию лизинга на основе коммерческих банков, поскольку банки являются более надежными, устойчивыми и капитализированными финансовыми учреждениями. Более того развитие отечественного рынка лизинговых услуг на основе коммерческих банков будет способствовать расширению финансирования реального сектора экономики со стороны банковской системы, что, в свою очередь, будет способствовать поступательному экономическому развитию.[10,11]
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЗИНГОВОЙ СДЕЛКИ
Рисунок. Механизм стимулирования развития лизинга в России
Внедрение мероприятий развития лизинга в России должно осуществляться по четкому и отлаженному механизму стимулирования разви-
тия лизинга, см. рисунок. Так, данный механизм должен включать такие субъекты, как: государство, в лице Кабинета Министров РФ; Центральный Банк РФ, коммерческие банки, лизинговые и страховые компании. С целью эффективного участия государства в механизме стимулирования развития лизинга, на наш взгляд, необходимым является создание трех государственных институций, а именно: государственного гарантийного фонда, государственного залогового фонда и государственного лизингового фонда.[14,17]
Создание государственного гарантийного фонда, на наш взгляд, будет полезным не только для развития лизинга, но и для восстановления и стимулирования кредитования реального сектора экономики, ведь основные функции данного фонда должны заключаться в предоставлении гарантий по кредитам коммерческих банков и лизинговых компаний. Причем данные гарантии должны предоставляться как в рамках государственных программ развития, так и с обычными кредитами малому и среднему бизнесу и приоритетным отраслям экономики. Что же касается государственных гарантий, то процент гарантии должен зависеть от сферы кредитования и участия или не участия коммерческого банка/лизинговой компании в государственных программах развития. Так, например, если коммерческий банк участвует в государственной программе развития лизинга или развития возобновляемой энергетики, или иного проекта государственного значения, то гарантийный фонд должен предоставить гарантию на 80% стоимости кредита, а если банк участвует в государственной программе развития, но осуществляет кредитование предприятий малого и среднего бизнеса или приоритетных отраслей экономики, то такая гарантия должна составлять до 50% стоимости кредита.
Дополнением государственного гарантийного фонда должен стать государственный залоговый фонд, функции которого будут заключаться в предоставлении предмета залога предприятиям малого и среднего бизнеса,
а также предприятиям, которые представляют энергетику, машиностроение, высокие технологии, сельское хозяйство.
Государственный лизинговый фонд должен тесно сотрудничать с государственной лизинговой компанией с целью предоставления объектов лизинга в лизинг предприятиям АПК и предприятиям производящих возобновляемую электроэнергию. [18]
Создание и обеспечение эффективной деятельности государственных фондов, на сегодня, имеет чрезвычайно важное значение, ведь стимулирование развития лизингового кредитования и кредитования реального сектора экономики является главным условием экономического роста России.
Кроме создания разного рода государственных фондов, важное значение при стимулировании развития лизинга в России имеет разработка и внедрение действенного механизма налоговых льгот, скидок и субсидий, которые должны предоставляться коммерческим бакам и лизинговым компаниям, так и лизингополучателем. Основная суть данных льгот должна сводиться к стимулированию лизингового кредитования приоритетных отраслей экономики (электроэнергетики, машиностроения, автопрома) и кредитования реального сектора экономики. Разновидностями льгот могут быть снижение ставок налога для коммерческих банков на 2-5 % в зависимости от объекта и сферы кредитования, снижение ставок налога для предприятий малого и среднего бизнеса, освобождение от уплаты налога на 1-2 годы предприятий, производящих технику и оборудование для энергетической отрасли экономики сельского хозяйства, которое предоставляется в лизинг и тому подобное. [1,11]
Важное место в механизме стимулирования развития лизинга в России должен занять ЦБ РФ, роль которого будет заключаться в предоставлении льготных кредитов рефинансирования тем коммерческим банкам, которые осуществляют лизинговое кредитование приоритетных отраслей
экономики. Льготные кредиты рефинансирования должны даваться под процентную ставку, которая является ниже средневзвешенной ставки рефинансирования на 2-3%, а срок кредита должен быть не менее 2 лет. Кроме этого, ЦБ РФ должен проводить подробный анализ и мониторинг использования средств рефинансирования по назначению, а также осуществлять надзор за кредитованием под государственные гарантии и залог. ЦБ РФ в случае нарушения условий кредитования коммерческими банками на льготных основаниях должен принимать жесткие меры от наложения штрафов в больших объемах до лишения лицензии.
Одним из препятствий развития лизингового кредитования предприятий малого и среднего бизнеса является сложность оценки их кредитоспособности. К преодолению этой проблемы должен присоединиться ЦБ РФ и Росстат. Основная работа данных институтов должна лечь в создании статистического бюллетеня посвященного всестороннему анализу деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, где в первую очередь будут проанализированы их финансовые операции, активы, пассивы и ликвидность имеющегося имущества. Появление основательных аналитических отчетов и справок позволит банкам и лизинговым компаниям основательнее оценить финансовое состояние таких предприятий, а следовательно, и разработать эффективные программы кредитования данных субъектов рынка.
Важным субъектом механизма стимулирования развития лизинга должны стать страховые компании, которые будут страховать кредиты и лизинговые объекты. При предоставлении кредитов под государственные гарантии необходимо ввести обязательное страхование займа.
В контексте стимулирования развития лизинга целесообразным является детальное и всестороннее освещение информации о предоставленных лизинговых кредитах, достижении рынка лизинга, преимуществах для предприятий, получивших имущество в лизинг, приведение конкретных
примеров эффективного лизингового кредитования и росте мощности предприятий на основе лизинга.
Такие меры смогли бы подтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное финансирование инвестиционных проектов в промышленности для получения определенной прибыли.
Существенной проблемой на пути развития лизингово- инвестиционных отношений в промышленности России становится, как ни странно, психологический аспект. Из-за нехватки достаточной информации лизинговые компании воспринимаются многими хозяйственниками как посреднические структуры, что якобы только то и делают, что сознательно «накручивают» стоимость операций, связанных с кредитованием.
В течение нескольких последних лет популярность лизинга как альтернативного финансового инструмента значительно возросла. Однако, до недавнего времени отсутствовала сводная информация относительно различных аспектов использования и преимуществ этого финансового инструмента, количества лизинговых компаний, объема рынка лизинга. Безусловно, лизинг имеет право на существование и должен развиваться и поощряться, ведь при большой капиталоемкости промышленных предприятий лизинг может быть идеальным механизмом для привлечения в промышленность значительных капитальных ресурсов.
Результаты и обсуждения. Исследованию лизинга как инструмента кредитования обновления основных средств предприятий посвящены труды отечественных ученых-экономистов, в частности Внуковой Н.М., Ко-четковой В.М., и др.[2,3,4,5,7,8,9] По сравнению с другими формами инвестирования он имеет неоспоримые преимущества для всех участников лизинговой сделки. В нынешних условиях лизинг - это альтернативная форма финансирования, в которой соединились арендные отношения, элементы кредитования и финансирования, а также элементы внешнеторговых и
инвестиционных операций [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
Многие авторы, например М. И. Крупко видят в организации лизинга новую форму производственного инвестирования, которая способна оживить процесс технического и технологического обновления производства в России [6, с. 45]. Другие дополняют сферу действия [1, с. 56] сдачу имущества во временное владение и пользование за определенную плату; или как коммерческое соглашение о ренте [4]; или как форма посредничества [4];
Развитие лизинга стимулирует инновационные процессы, в том числе нововведения, связанные с НТП. Благодаря лизингу сокращается период морального старения техники. Так, если аренда предполагает возврат имущества юридическому владельцу или сохранение за ним права собственности на данное имущество до конца срока договора, то при некоторых формах лизинга возможна замена арендованного оборудования на другое, более прогрессивное в течение срока договора. Лизинг в этом случае открывает доступ к самой передовой технике и решает противоречие между необходимостью использования такой техники в условиях конкуренции и ее быстрым моральным старением.
Финансовое обеспечение национальных, региональных, отраслевых и местных программ развития инвестиционного лизинга должно осуществляться ежегодно за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также за счет других источников. Объем обязательных средств, которые ежегодно выделяются на поддержку лизинговой деятельности, должен указываться в расходной части бюджетов всех уровней отдельной строкой. Это были бы неплохие инвестиции для приобретения техники.
Считаем целесообразным с целью стимулирования инвестиционной деятельности в промышленности, освоения новой культуры производства в условиях глобализации создать лизинговый фонд, способный удовлетворить потребности инвестиционного развития промышленности при Мини-
стерстве промышленной политики.
Выводы. В случае воплощения предложенного выше механизма стимулирования развития лизинга коммерческие банки получат хорошую базу для развития лизингового кредитования. Однако, с целью эффективного использования данных льгот, банкам необходимо будет усовершенствовать свои лизинговые услуги, а в частности расширить спектр объектов, которые будут предоставляться в лизинг. Более того банкам необходимо будет разработать долгосрочные лизинговые программы и минимизировать процедуру предоставления лизингового кредита.
Эффективным в плане совершенствования лизинговой деятельности коммерческих банков будет предоставление сопутствующих лизинговых услуг, а в частности, консалтинговых и информационных. Консалтинговые и информационные услуги должны предоставляться на безвозмездной основе перед всем предприятиям малого и среднего бизнеса. В контексте предоставления консалтинговых услуг банки должны предоставлять исчерпывающую консультацию лизингополучателям по вопросам качества оборудования или техники, которая предоставляется в лизинг, страны поставщика, эксплуатации, сохранения, оптимального использования. Кроме этого банки могут оказывать консультации по составлению бизнес-планов
Список использованной литературы
1. Белявцев М.И. Инфраструктура товарного рынка / Н.Л. Белявцев, Л.В. Шесто-палова. - М.: Центр науч. лит, 2014. - 516 с.
2. Васильев Н. М. Лизинг: организация, нормативно - правовая основа, развитие: Учеб.пособие/ Н.М. Васильев. - М.: ДеКа, 2011. - 176 с.
3. Васильев Н.М. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства: Учеб.пособие/ Н.М. Васильев, С.Н.Катырин.- М.: ДеКА, 2012. - 247с.
4. Волков О.И. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ О.И.Волков. - М.: -ИНФРА-М, 2014. - 189с.
5. Галиаскаров Ф.М.Международные лизинговые операции: Учебное пособие/ Ф.М. Галиаскаров, Г.Г.Муфтиев. - Уфа: УИ РГТЭУ, 2013. - 129 с.
6. Зотов В.Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов/- 3-е изд., перераб. и доп./В.Б. Зотов, Е.Г. Коваленко, Л. А. Кузнецовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 493с.
7. Муфтиев Г.Г.Теоретические основы финансового менеджмента: Учебное посо-
бие/ Г Г. Муфтиев, Ф.М. Галиаскаров. - Уфа: УИ РГТЭУ, 2013. - 124 с.
8. Нешитой А.С. Финансы: Учебник/ А.С. Нешитой. - М.: «Дашков и К», 2013.-
118с.
9. Поляков Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит:/ Под ред. Поляка Г.Б. -М.: ЮНИТИ, 2014. - 293с.
10. Dudin M.N., Frolova Е.Е., Gryzunova N.V., Shuvalova E.B. THE DEMING CYCLE (PDCA) CONCEPT AS AN EFFICIENT TOOL FOR CONTINUOUS QUALITY IMPROVEMENT IN THE AGRIBUSINESS// Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 1. С. 239-246.
11. Грызунова Н.В. Налоговое планирование инвестиционной деятельности рыночных субъектов.\ В сборнике: Инновационная стратегия развития России в условиях глобализации мировой экономики2013. С. 264-267.
12. Грызунова Н.В. Создание ресурсосберегающих структур на базе НКО в энергетическом комплексе России// Современная наука. 2015. № 3. С. 10-17.
13. Грызунова Н.В. Управление финансами хозяйствующих субъектов: современные технологии кредитования рыночных субъектов в условиях дефицита ликвидности// Статистика и Экономика. 2014. № 6-2. С. 285-288.
14. Грызунова Н.В., Киселёва И.А.Управление денежными потоками предприятия и их оптимизация // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 7 (340). С. 119-130.
15. Дудин М.Н., Грызунова Н.В., Шувалова Е.Б. Пути оптимизации структуры финансовых ресурсов предприятия: управленческий аспект// Путеводитель предпринимателя. 2014. № 24. С. 261-272.
16. Карп М. В. Финансовый лизинг на предприятии/ М.В. Карп. - М.: Финансы, ЮНИТИ. - 2014. - 119 с.
17. Киселева И. А. Методологические аспекты управления банковскими рисками / Финансовый менеджмент, М. - 2001. № 1. С. 13-26.
18. Киселева И.А. Моделирование оценки рисков в процессе принятия банковских решений / Аудит и финансовый анализ, № 1, М. - 2002, с. 118-124.
19. Киселева И.А. Моделирование рисковых ситуаций. - Учебное пособие / Евразийский открытый институт, М., МЭСИ, 2011. 152 с.
20. Киселева И. А., Трамова А.М. Риски при реализации инновационного проекта в туристической отрасли // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2. С. 182-185.
21. Макейчева Д. А., Грызунова Н.В. Воздействие налоговой политики на факторы экономического роста в Российской Федерации./ В сборнике: Влияние науки на инновационное развитие Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 55-57.
References
1. Belyavcev M.I. Infrastruktura tovarnogo rynka / N.L. Belyavcev, L.V. SHestopal-ova. - M.: Centr nauch. lit, 2014. - 516 s.
2. Vasil'ev N. M. Lizing: organizaciya, normativno - pravovaya osnova, razvitie: Ucheb.posobie/ N.M. Vasil'ev. - M.: DeKa, 2011. - 176 s.
3. Vasil'ev N.M.Lizing kak mekhanizm razvitiya investicij i predprinimatel'stva: Ucheb.posobie/ N.M. Vasil'ev, S.N.Katyrin.- M.: DeKA, 2012. - 247s.
4. Volkov O.I. EHkonomika predpriyatiya: Uchebnik dlya vuzov/ O.I.Volkov. - M.: - INFRA-M, 2014. - 189s.
5. Galiaskarov F.M.Mezhdunarodnye lizingovye operacii: Uchebnoe posobie/ F.M. Galiaskarov, G.G.Muftiev. - Ufa: UI RGTEHU, 2013. - 129 s.
6. Zotov V.B. Sistema municipal'nogo upravleniya: Uchebnik dlya vu-zov/- 3-e izd.,
pererab. i dop./V.B. Zotov, E.G. Kovalenko, LA. Kuznecovoj. - M.: YUNITI-DANA, 2015.
- 493s.
7. Muftiev G.G.Teoreticheskie osnovy finansovogo menedzhmenta: Uchebnoe posobie/ G.G. Muftiev, F.M. Galiaskarov. - Ufa: UI RGTEHU, 2013. - 124 s.
8. Neshitoj A.S. Finansy: Uchebnik/ A.S. Neshitoj. - M.: «Dashkov i K», 2013.-
118s.
9. Polyakov G.B. Finansy. Denezhnoe obrashchenie. Kredit:/ Pod red. Polyaka G.B.
- M.: YUNITI, 2014. - 293s.
10. Dudin M.N., Frolova E.E., Gryzunova N.V., Shuvalova E.B.
THE DEMING CYCLE (PDCA) CONCEPT AS AN EFFICIENT TOOL FOR CONTINUOUS QUALITY IMPROVEMENT IN THE AGRIBUSINESS// Asian Social Science. 2015. T. 11. № 1. S. 239-246.
11. Gryzunova N.V. Nalogovoe planirovanie investicionnoj deyatel'nosti rynochnyh sub"ektov.\ V sbornike: Innovacionnaya strategiya razvitiya Rossii v usloviyah globalizacii mirovoj ehkonomiki2013. S. 264-267.
12. Gryzunova N.V. Sozdanie resursosberegayushchih struktur na baze NKO v ehnergeticheskom komplekse Rossii// Sovremennaya nauka. 2015. № 3. S. 10-17.
13. Gryzunova N.V. Upravlenie finansami hozyajstvuyushchih sub"ektov: sovremen-nye tekhnologii kreditovaniya rynochnyh sub"ektov v usloviyah deficita likvidnosti// Statisti-ka i EHkonomika. 2014. № 6-2. S. 285-288.
14. Gryzunova N.V., Kiselyova I.A.Upravlenie denezhnymi potokami predpriyatiya i ih optimizaciya // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2016. № 7 (340). S. 119130.
15. Dudin M.N., Gryzunova N.V., SHuvalova E.B. Puti optimizacii struktury finansovyh resursov predpriyatiya: upravlencheskij aspekt// Putevoditel' predprinimatelya. 2014. № 24. S. 261-272.
16. Karp M. V. Finansovyj lizing na predpriyatii/ M.V. Karp. - M.: Finansy, YUNITI. - 2014. - 119 s.
17. Kiseleva I.A. Metodologicheskie aspekty upravleniya bankovskimi riskami / Finansovyj menedzhment, M. - 2001. № 1. S. 13-26.
18. Kiseleva I.A. Modelirovanie ocenki riskov v processe prinyatiya bankovskih reshenij / Audit i finansovyj analiz, № 1, M. - 2002, s. 118-124.
19. Kiseleva I.A. Modelirovanie riskovyh situacij. - Uchebnoe posobie / Evrazijskij otkrytyj institut, M., MEHSI, 2011. 152 s.
20. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Riski pri realizacii innovacionnogo proekta v turis-ticheskoj otrasli // Audit i finansovyj analiz. 2012. № 2. S. 182-185.
21. Makejcheva D.A., Gryzunova N.V. Vozdejstvie nalogovoj politiki na faktory ehkonomicheskogo rosta v Rossijskoj Federacii./ V sbornike: Vliyanie nauki na innovacionnoe razvitie Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor: Sukiasyan Asatur Al'bertovich. 2016. S. 55-57.