ИЗ ОПЫТА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
УДК 376.37+792
Н. Н. Рубаха
РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Интонация организует устную речь, с её помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая настроение (грусть, тревогу, радость...). Овладение интонационными средствами языка связано с общим развитием ребёнка [1].
Перед педагогами, стоит задача научить детей говорить правильно, образно, связывать слова в предложениях и предложения в тексте, помочь ребёнку развить самостоятельность, внимание, память, воображение, сформировать функцию самоконтроля за звуками, контролировать правильность артикуляции в произношении поставленного звука.
Коррекционно-развивающие возможности театрализованной деятельности известны давно, хотя и используются далеко не полно. Так, драматизация, обеспечивающая активность детей и поддержи-
вающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала [2]. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, чтению, математике. Поэтому в работе педагога должны широко использоваться постановка, инсценировка с использованием рассказов и песен, игры с распределением ролей, теневой театр с использованием песен, чтение стихов и литературных текстов, составление рассказов [3].
В последнее время значительно увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями. Тяжелое нарушение речи (ТНР) ограничивает речевое общение с ровесниками, отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, такие расстройства способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, негативизма, замкнутости).
Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом [4]. Поэтому при организации образовательного процесса с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, необходим индивидуальный подход.
Театрализованная деятельность — это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Данный вид деятельности вызывает интерес к драматизации, дети с удовольствием имитируют действия персонажей [5—7]. Создается эмоционально-позитивный настрой учащихся, сплоченность коллектива, устанавливаются межличностные контакты через театрализованную деятельность. Также обогащается словарный запас, развивается диалогическая и монологическая речь.
Необходимость коррекционно-педагогической работы заключается в том, что значительные трудности в овладении выразительной и эмоциональной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой стороной речи, и проявляются как в диалогах, так и в монологах.
В результате целенаправленно -го применения театрализованной деятельности на коррекционных занятиях, а также во время свободного времени дети приобретают речевые навыки, на основе которых возможны построение связных высказываний, увеличение объема памяти, развитие мышления, воображения. Речь становится выразительнее и эмоциональнее. Подобный подход представляется перспективным, благоприятным и оказывает положительное воздействие на учащихся.
Театрализованная деятельность — это вид активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений, а также страхов, неуверенности путем развития детей через театрализованную деятельность в сочетании со словом и движением. Развитие интонационной выразительности речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи — изначально сложный процесс, требующий длительной, кропотливой работы. Благодаря театрализованной деятельности ученики стараются говорить разборчиво для окружающих, используя естественную речь. В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помощи детям с тяжёлыми нарушениям речи, который подменяет процесс монотонной и неинтересной работы над речью увлекательной и интересной игрой.
По сути, театр и есть игра, но игра с речью, которой можно руководить, подчинить её образовательному и воспитательному процессам. Исполняя роль, ребёнок находится в центре внимания сверстников, его не перебивают, дают возможность самореализоваться — отсюда появляется уверенность в себе, повышается самооценка.
С целью развития интонационной выразительности речи младших школьников с ТНР была проведена коррекционно-разви-вающая работа. Она проводилась последовательно и систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей.
Коррекционно-развивающая работа решала следующие задачи:
1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики удетей.
2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.
3. Развитие речевого дыхания — его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мело-дической стороны речи.
Эти задачи помогает решить такая форма работы, как театрализованная деятельность. Данный вид деятельности способствует поддержанию интереса детей к урокам, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию. Коррекционная работа проводит-
ся поэтапно. На первом этапе развивается умение воспринимать, а на втором этапе — воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи.
Перед началом работы была проведена диагностика выразительных средств речи школьников с ТНР по методике О. И. Лазаренко [8], в ходе которой определялись:
• умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;
• умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та) или отстукивания;
• возможность изменять высоту голоса при пересказе сказок, изображая голосом, как говорит каждый герой;
• умение изменять силу голоса, произвольно переключать его;
• возможность выделять ударный слог в слове;
• способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);
• умение делать логическое ударение во фразе.
Результаты диагностики показали, что дети испытывают трудности в умении говорить шепотом; переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише); выделять голосом нужное
слово; повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении; передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.
На основании полученных результатов были подобраны упражнения и задания для последовательного развития элементов интонации.
В упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи, использовались фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациях и графическое изображение данных предложений.
С целью развития навыков интонационного оформления фраз, умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, использовались игровые упражнения на воспроизведение фраз. Такие упражнения давались последовательно с постепенным усложнением. Сначала фразы воспроизводились отраженно, в соответствии с интонациями учителя, затем с противоположными типами интонации, далее следовало самостоятельное воспроизведение мелодики предложений, стихотворных текстов без демонстрации образца интонации.
Параллельно с работой над интонацией давались упражнения
на расстановку логического ударения. Для развития способности детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, то есть продуцировать логическое ударение, использовались следующие упражнения:
• воспроизведение фразы с логическим ударением по образцу: «Повтори предложение и выдели «главное» слово»;
• сравнение двух предложений, отличающихся только логическим ударением: «Как звучат предложения: одинаково или по-разному?»;
• воспроизведение логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам: «Узнай и покажи»;
• развитие умения перемещать логическое ударение в предложении: «Что изменилось?».
Упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте были направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого использовались изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а также графические изображения и движение руки (вверх — повышение высоты, вниз — понижение высоты). Развивая возможности учащихся использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, мы используем короткие
диалоги, в которых дети изображали голосом, как говорит каждый герой: медведь — низко, Машенька — высоко и т. д.
Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость) — давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно использовались упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход (самолет, машина и др.), если они далеко», «Как гудят, если они близко?»; упражнения на звукоподражание, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)».
В работу по развитию восприятия тембра голоса, умения определять характер звучания тона голоса на слух включались задания с использованием картинок — символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; картинок с изображением людей разного возраста. Также это способствует эмоциональному развитию детей.
Для развития умения воспроизводить интонационные средства выразительности в экспрессивной речи использовались игры-драматизации, инсценировки сказок.
Таким образом, все эти упражнения помогают детям усвоить раз-
нообразие интонационных средств выразительности речи. Ученики учатся изменять высоту и силу голоса, выделять ударный слог в слове, главное слово во фразе, передавать эмоциональную окраску голоса как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.
Проведенная работа показывает, что упражнения на развитие интонационной выразительности речи надо применять на всех уроках, так как это способствует устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, формирует навыки речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с ТНР.
Благодаря систематическому использованию театрализованных игр у учащихся с тяжелыми нарушениями речи стал богаче словарь, они меньше допускают грамматические ошибки; самостоятельно могут пересказать небольшой рассказ, более подробно и интересно описывают действия и состояния персонажей. Дети стали выразительнее и с удовольствием читать любимые сказки.
В результате изучения и проведения целенаправленной работы по использованию театрализованной деятельности на коррекци-
онных занятиях, во внеурочной деятельности мы решаем очень важные задачи коррекции речевых нарушений у детей с ТНР.
Данная работа способствует полноценному развитию всех сторон речи: диалогической и монологической.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белощенко С. Н. Работа над голосом и речью детей и подростков в самодеятельных театральных коллективах. СПб., 2010.
2. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М., 1994.
3. Колчеев Ю. В., Колчеев Н. М. Театрализованные игры в школе. М., 2008.
4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.
5. Маханева М. Д. Занятия по театральной деятельности. М.: ТЦ Сфера, 2009.
6. Никитина А. Б. Театр, где играют дети. М.: ВЛАДОС, 2001.
7. Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. СПб.: Детсво-Пресс, 2001.
8. Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. М.: ТЦ Сфера, 2009.
REFERENCES
1. Beloshchenko S. N. Work on voice and the speech of children and teenagers in amateur theatrical collectives. SPb., 2010. (In Russ.).
2. Zvereva O. L. Game dramatization // Education of children in game. M., 1994. (In Russ.).
3. Kolcheev Yu. V., Kolcheev N. M. The dramatized games at school. M., 2008. (In Russ.).
4. Volkova G. A. Logopedicheskaya rhythmics. M.: Education, 1985. (In Russ.).
5. Makhaneva M. D. Classes in theatrical activity. M.: Shopping Center Sfera, 2009. (In Russ.).
6. Nikitin A. B. Teatr where children play. M.: VLAD0S,2001. (In Russ.).
7. Pole L. Ya. Teatr of fairy tales: Scenarios in verses for preschool children based on the Russian national fairy tales. SPb.: Detsvo-Press, 2001. (In Russ.).
8. Lazarenko O. I. Diagnostics and correction of expressiveness of the speech of children. M.: Shopping Center Sfera, 2009. (In Russ.).
Поступила в редакцию 27.01.2016 г.