Научная статья на тему 'Развитие Интернет-экономики'

Развитие Интернет-экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5060
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Александра Юрьевна

Научный руководитель д. э. н., профессор С.Б. Смирнов. В статье рассматриваются проблемы формирования и развития «новой экономики», перехода к информационному обществу, место «всемирной паутины» в «новой экономике» и воздействие Интернет-технологий на ведение бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие Интернет-экономики»

РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКИ А.Ю. Федорова Научный руководитель - д.э.н., профессор С.Б. Смирнов

В статье рассматриваются проблемы формирования и развития «новой экономики», перехода к информационному обществу, место «всемирной паутины» в «новой экономике» и воздействие Интернет-технологий на ведение бизнеса.

Введение

Окружающая действительность, мир постоянно меняется. При этом изменения происходят все более стремительно. И особенно - в сфере информационных технологий. С 90-х годов прошлого века происходит интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - массовая популяризация Интернета, сотовых телефонов и пр. Инновации в области информационных технологий используются в самых различных сферах жизни общества - в сфере культуры, образования, экономике, для повышения эффективности деятельности государственных органов и др.

Формируется новое информационное общество и «новая», или «сетевая экономика», которая основывается на знаниях, а не на расширяющемся потреблении невоспроизводимых ресурсов, использующая достижения современной информатики и компьютеризации. Появляются новые отрасли бизнеса, стираются грани между товарами и услугами, между традиционными и «виртуальными» продуктами.

Интернет-экономика - явление, возникшее относительно недавно - уже стало не только ведущим средством глобализации, но и системообразующей частью мирового хозяйства. Современная система Интернета, также как и глобализация, захватывая всех операторов мировой экономики, стимулирует экономический рост высокоразвитых государств и дает шанс для роста и интеграции в мировое хозяйство менее развитым странам, к которым сейчас относится и Россия.

Инфраструктура современного информационного общества, переход к которому (так называемая информатизация) является в настоящее время одной из приоритетных задач государственной политики России, сегодня уже немыслима без Всемирной сети.

Используя и развивая Интернет, Россия и другие страны могут ускорить создание передовой информационной инфраструктуры рыночной экономики, которая даст возможность предоставлять достоверную информацию о реальной экономической ситуации в стране, регионе, отрасли и на отдельном предприятии. Однако при этом необходимо решить множество сложных организационных, правовых, экономических, социальных и этико-психологических проблем, не копируя механически зарубежный опыт и не повторяя чужих ошибок.

Генезис модели информационного общества

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению вопросов развития Интернет-экономики, следует кратко остановиться на становлении и проблемах формирования информационного общества.

По современным воззрениям, информационное общество - это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности. Информация - основной ресурс развития общества, что обусловливает доминирующее положение информационного сектора в экономике, привлечение в этот сектор преобладающей доли людских ресурсов и, как следствие, переход экономики к новой форме, которую все чаще называют информационной экономикой или экономикой знаний (экономикой, основанной на знаниях).

Проблемы формирования информационного общества в условиях ускорения научно-технического развития широко обсуждаются современными экономистами. Большой вклад в изучение проблем формирования информационного общества внесли Ф. Махлуп и Д. Белл. Среди отечественных исследователей можно назвать А.И. Раки-това, С.Ю. Глазьева, Р.М. Нижегородцева, Р.И. Цвылева, Ю.В. Яковца, Е.С. Строева, Л.С. Бляхмана, М.И. Кротова, Ю.Н. Васильчука, Т.А. Ворониной, В.Л. Иноземцева, В.И. Марцинкевича, А.Г. Мовсесяна, В.Л. Тамбовцева, О.В. Черковца.

Термин «информационная экономика» был введен в научный оборот в середине 70-х годов американским ученым Е. Паратом. До этого времени общество, идущее на смену индустриальному, называлось, как правило, постиндустриальным. Однако это понятие указывает лишь на последовательность этапов социально-экономического развития. Термин «информационное» отражает основной содержательный аспект нового общества - изменение главного производственного ресурса и формы общественного богатства, в качестве которых выступают не физические блага, а информация, новое знание. Именно это отражает сущность новой социально-экономической системы.

В работах зарубежных экономистов последних лет отмечается, что превращение информации в важнейший производственный ресурс изменяет парадигму эволюции общества, уменьшает зависимость экономического роста в данной стране от наличия у нее природных ресурсов, основного капитала, численности трудоспособного населения и других экстенсивных факторов, которым свойственна наибольшая энтропия, т. е. хаотическое рассеивание.

В конце 90-х годов появились фундаментальные исследования роли Интернета как Глобальной компьютерной сети в развитии общества.

Среди методологических работ особое значение имеет книга А.И. Ракитова «Философия компьютерной революции», в которой рассматриваются закономерности создания новой цивилизации. А.И. Ракитов рассматривает информационное общество как новый тип цивилизации, как объективно возникшую в ходе исторического процесса общественную систему, предполагающую качественно более высокий уровень развития производительных сил, особенно главной из них - человека. Возрастание роли информации в общественном прогрессе означает шаг на пути к формированию ноосферы - сферы определяющего воздействия человеческой мысли и деятельности на биосферные процессы [1].

Основу развития информационного общества составляют не традиционные материальные, а информационные, интеллектуальные ресурсы, знания, наука, организация, способности людей, их инициатива, формирование структур и механизмов качественно нового социального интеллекта. Ее существование возможно только в информационно-коммуникационной среде, создаваемой глобальной сетью Интернет, и при постоянном развитии и распространении Интернет-технологий [2].

Интернет-экономика и ее слагаемые

К началу третьего тысячелетия число пользователей Интернета в мире превысило 300 млн. человек [3]. По данным, представленным на сервере www.monitoring.ru, число пользователей российского сегмента Интернет в 1999 г. оценивалось в 5,4 млн. человек, оценка на апрель 2000 г. - 6,6 млн., а к августу того же года - уже 9,2 млн. пользователей. По данным фонда «Общественное мнение», российская Интернет-аудитория на конец 2005 г. составила 21,7 млн. человек, а на конец 2006 года (по оценкам Министерства информационных технологий и связи) - около 25 млн. человек. В России можно констатировать даже более высокую, чем на мировом уровне, динамику роста числа пользователей Интернет.

Учитывая, что каждый год число пользователей во всем мире стремительно увеличивается, становятся очевидными радикальные изменения в мировой экономической системе. В экономической литературе совокупность отраслей, наиболее тесно связанных или заново сформировавшихся в связи с этими изменениями, называется по-разному: «новая экономика», «экономика знаний», «информационная экономика», «экономика высоких технологий», «Интернет-экономика».

«Новая экономика»: сущность, структура, эволюция теории

«Новая экономика» рассматривается как современная глобальная экономика, развивающаяся по иным, чем индустриальная экономика XIX - первых двух третей XX века, законам. Ее отличают: современные информационные технологии, синтетические материалы, биотехнология, новые источники энергии и нанотехнология. Эти пять главных слагаемых нового технологического уклада приводят к глобализации, экономике без границ, сокращению возможностей государства прямо воздействовать на бизнес, возрастанию роли человеческого фактора и знания в экономическом развитии.

В экономике, основанной на знаниях, постоянно возникают новые потребности и новые технологии. Информация становится объектом купли-продажи, причем издержки на ее тиражирование намного меньше, чем первоначальное производство. В итоге создается новый источник долговременного экономического роста - информация как воспроизводимый ресурс.

Ядром информационной экономики является информационное производство, а одним из важнейших способов распространения информации выступает Интернет. Интернет формирует рыночное пространство, или рынок информации, где действуют иные законы, не характерные для рынков обычных физических товаров и привычных услуг. Технологии же информационного общества создают инфраструктуру Интернет-экономики. По мнению А.Б. Курицкого, Интернет-экономика может рассматриваться как новый тип производства, в котором информация является связующим звеном меду стадиями материального и нематериального производства, производством и потреблением, главным фактором повышения производительности труда и экономического роста.

Интернет-экономика нуждается в творчески мыслящих, квалифицированных и универсальных работниках, способных быстро перестраиваться, совмещать исследовательские, управленческие и исполнительные функции, оперативно принимать решения соответственно изменениям в производстве, сведения о которых доставляются с помощью новых средств связи и обработки информации.

Информационные технологии - это компьютеризированные способы выработки, хранения, передачи и использования информации в виде научных знаний и способов их применения. Материальным воплощением информационных технологий являются, прежде всего, системы обработки информации (экономической, научно-технической, производственной и т. п.).

Информационные технологии, основной продукт которых - информация, а не вещь, создают проблемы принципиально иного класса. И их решение не под силу ни традиционной кибернетике и системотехнике, ни обществознанию. В результате возникает новый синтез знаний, новая наука - информатика. Появление этой науки есть результат создания и применения в социально-экономической практике информационного общества ЭВМ четвертого, пятого и шестого поколений, персональных компьютеров, новых средств связи. Информатика изучает стыковые области вычислительных технологий и конкретных социальных сред (управления, науки, техники и т.п.), проблемы использования компьютеров и их систем в общественной практике, т.е. не ЭВМ как таковые, а информационные технологии, взаимодействие компьютеризированных систем с социальной средой.

Информационные технологии (ИТ) являются также предметом исследования теории информации, кибернетики, математики, эргономики, экономики и пр. Каждая из наук рассматривает ИТ через призму своего предмета, отражает собственное видение информационной среды.

Для Интернет-экономики характерны процессы информатизации и компьютеризации. В ст. 2 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» информатизация определяется как «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Автоматизация в качестве предпосылки компьютеризации определяется как процесс передачи всех функций производства материальных благ от человека к комплексу машин, самостоятельно работающих в заданном режиме под контролем оператора в соответствии с заданной программой.

Компьютеризация состоит в замене ручной или механической обработки данных электронной. Ее объект - информационные потоки как в производственной, так и в непроизводственной деятельности человека.

Таким образом, Интернет-экономика - экономика информационного общества -представляет собой совокупность отраслей, производящих товары и услуги с использованием при этом информационных технологий, достижений современной информатики и компьютеризации. Интернет-экономика включает также информационные и (теле-) коммуникационные технологии (ИКТ), электронную коммерцию, цифровые услуги, разработку программного обеспечения и т.д. Перечисленные составляющие имеют гетерогенные экономические характеристики и отличаются от компонентов традиционной экономики.

Тем не менее «новая» Интернет-экономика не может противопоставляться «старой», ведь именно она инициировала ее появление.

Пока достаточно сложно представить стройную характеристику Интернет-экономики, так как технологии развиваются очень быстро, и «границы» проникновения «новой» экономики во все области общественной и экономической жизни достаточно размыты. Однако условно в структуре Интернет-экономики можно выделить четыре взаимодополняющих и проникающих друг в друга уровня (см. рисунок).

4 Коммерческий уровень

/ -1 \ 1

3 Посредники (market-makers)

II ■ 1

2 II 1 Прикладная инфраструктура

! !

1 Инфраструктура Интернет

Рисунок. Инфраструктура Интернет-экономики

Первый уровень состоит из компаний, предоставляющих «среду» для работы в Сети (телекоммуникационные компании, Интернет-провайдеры, производителей компьютерной техники и т.д.). Некоторые из них являются участниками других уровней Интернет-экономики, напр., занимаясь электронной коммерцией.

Второй - включает производство программного обеспечения и предоставление услуг, необходимых для начала web-транзакций. В дополнение к этому можно отнести компании, специализирующиеся на консультационной on-line деятельности, дизайнерские компании порталов, web-сайтов и электронных площадок для ведения бизнеса в Сети.

Третий - ряд компаний (Интернет-брокеры, On-line туроператоры, рекламные компании и др.), бизнес которых базируется на получении прибыли от рекламы, комиссионных за подписку изданий и рассылку новостей и т.д. Некоторые из этих компаний предоставляют только информационные услуги, другие являются также посредниками. Этот уровень наиболее перспективен с точки зрения прибыльности и имеет достаточно большие возможности роста на электронных рынках за счет формирования более прочных связей между Интернет-компаниями и потребителями.

Четвертый - те компании, которые ведут бизнес в Сети посредством коммерческих транзакций и последующего физического перемещения товаров. Это производители, имеющие on-line магазины, компании, специализирующиеся на продаже через Интернет билетов, подписных изданий, книг и т.д.

Данное деление на уровни, как уже было отмечено, условно, но, по мнению многих ученых-экономистов, представляет существующую на сегодняшний день инфраструктуру Интернет-экономики. Возникают новые отрасли: электронная индустрия развлечений, дистанционное обслуживание и консультирование, разработка различных бизнес-серверов, аутсорсинг.

Компьютеризированная информационная система Интернет является важнейшим общесистемным компонентом информационного общества и Интернет-экономики. Эта глобальная информационная система служит одним из признаков нового этапа развития мирового сообщества. Огромные массивы Интернета, распределенные по регионам, содержат разнообразную информацию по экономике, политике, правовым, социальным, культурным и другим проблемам. Беспрецедентные возможности не только быстрого дистанционного доступа к таким базам данных (БД), но и проведения телеконференций в реальном времени свидетельствуют об активном влиянии феномена информатики на общественную жизнь, позволяют успешно решать многие, до сих пор неразрешимые проблемы.

«Всемирная паутина» и ее место в «новой экономике»

Подсистема «Всемирная паутина» (www) была разработана в Европейском центре ядерных исследований в Швейцарии и сегодня является наиболее развитым навигационным средством поиска информации, основанным на формировании и использовании огромного, распределенного по разным источникам информационного поля под названием «гипертекст». Отдельные документы гипертекста «привязаны» к другим документам развернутой системой ссылок - гипертекстовыми системами. Цель разработки подобных систем как нового класса систем управления информацией для использования в различных областях деятельности заключается в том, чтобы создать возможность пользователям формировать, распространять, связывать друг с другом и использовать массивы разнородной информации в форме текста, графики, аудио- и видеоинформации, программ и т.п. Это особенно актуально в контексте развития новой - Интернет-экономики. В отличие от традиционных систем БД, гипертекстовые системы не имеют строгой структуры. Возможность поддерживать связи как внутри одного, так и между несколькими документами позволяет организовывать нелинейные текстовые структуры.

Однако в системе Интернета остается пока еще ряд нерешенных проблем. К ним относятся, например, безопасность и конфиденциальность - т.е. защита передаваемой информации, проблемы интеллектуальной собственности и охраны авторских прав, коммерческая деятельность в Интернете.

Актуальность рассматриваемой тематики подтверждается ее активным обсуждением, в том числе и в Сети. По проблемам электронного бизнеса и возникновения нового вида экономической деятельности, интеграции всех экономических субъектов, независимо от их национальной принадлежности, в единую мировую электронную систему проводятся

различные конференции и заседания, «круглые столы». Особое внимание уделяется также разработке законодательной базы для регулирования Интернет-экономики.

Именно Интернет-экономика сможет разрушить устаревшие парадигмы, но вместе с ней начинается и новый виток ценовых войн, которые принуждают фирмы к радикальным изменениям бизнес-планов. Ценовая война зародилась не сегодня, но именно сейчас она ведется с помощью нового «электронного оружия». Ощущается инвестиционный голод, возникает «всемирная сеть ожидания» (от недостаточно большой скорости передачи информации). Все это не вселяет оптимизма, так как если не будут определены стандарты и правила, то Интернет-экономика может вскоре стать «Интернет-хаосом». Экономические субъекты должны хорошо знать, что представляет собой информационно-транспортная основа Интернета.

Исследователи предлагают свое решение по использованию Сети - оказывать предпочтение развитию систем электронного бизнеса (коммерции) как основной составляющей Интернет-экономики.

Электронный бизнес как ведущая составная часть Интернет-экономики

Электронный бизнес характеризуется высоким темпом изменения среды, где протекает экономическая деятельность. Именно скорость получения информации и оперативность реагирования являются основой информационного общества. Поэтому динамика информационной среды ведения бизнеса требует скоординированных действий всех его участников, не в последнюю очередь по управлению безопасностью на различных уровнях: экономическом, юридическом, организационном и технологическом. Правильная организация управления Интернет-бизнесом позволяет добиться стратегического превосходства над конкурентами, усилить связи с партнерами, повысить эффективность, уменьшить его издержки и оптимизировать использование человеческих ресурсов.

Несмотря на то, что технология Telenet - прообраз коммерческого Интернет - была реализована почти тридцать лет назад, только сейчас большинство менеджеров среднего и высшего звена всерьез занялось использованием этой технологии в бизнесе.

Электронный бизнес (e-бизнес) можно определить как приложение информационных технологий к сфере купли-продажи услуг, продуктов и информации с использованием стандартных общедоступных сетей. Общедоступность сетей - важнейшая черта новой формы бизнеса, которая сменила предшествующую форму, предлагавшую наличие закрытых или выделенных сетей.

Электронный бизнес расширяет вошедшее чуть ранее в научную лексику понятие электронной коммерции (или Интернет-коммерции). Интернет-коммерция - это маркетинг, покупка и продажа продуктов и услуг на технологической основе Интернет. E-бизнес использует информацию, представленную в электронном виде, для производства добавленной стоимости, повышения производительности и совершенствования отношений между продавцом и потребителем. Такой род бизнеса оказывает влияние на все аспекты организации производства, от стратегического планирования и бизнес-процессы до формирования отношений с партнерами и потребителями, и является ведущей составной частью современной информационной экономики.

Следует отметить, что некоторые исследователи рассматривают Интернет-коммерцию в более широком смысле, чем приведенное выше определение. Они полагают, что это понятие включает в тебя не только торговлю товарами, но и принципиально новые виды экономической деятельности в электронной среде - передачу информации в электронном виде, деловые операции между корпорациями, банками и прочими финансовыми институтами. Т.е. по сути, в их понимании e-коммерция и e-бизнес - понятия почти тождественные. И это не лишено основания. Так, например, в

переводе с немецкого языка термин «business», пришедший в него из английского, означает «бизнес, коммерция», эти два слова являются синонимами. В любом случае единого мнения - разделять или нет понятия коммерции и бизнеса - нет. Тем не менее, и те, и другие исследователи сходятся в том, что стимулом развития - как электронной коммерции, так и бизнеса - стал Интернет. Организации и предприятия все шире начинают применять «всемирную паутину», переводя свои транзакции в цифровую форму.

Электронная коммерция и (или) бизнес основаны на структуре традиционного бизнеса, а электронные сети добавляют им гибкость. Оперируя цифровой информацией в компьютерных сетях, е-коммерция открывает принципиально новые возможности ведения бизнеса. Люди во все большей степени заменяют традиционные формы деятельности новыми, основанными на использовании Интернет-технологий. Они создают сетевые формы организаций и адаптируют различные общеэкономические инфраструктуры к новым возможностям глобальных сетей. Происходят изменения в функционировании общеэкономических структур и институтов. Электронная коммерция, цифровые финансы и телеработа становятся все более распространенными. И это заставляет государства задуматься о необходимости регулирования Интернет-экономики.

Прорыв информационных технологий, стремительное развитие е-коммерции как главной действующей силы экономического роста в новом, информационном пространстве может привести не только к позитивным последствиям. Следует задуматься, какой ценой придется заплатить нашей стране за этот прорыв, какой «процент» населения останется без средств к существованию, потеряв работу в «старых» отраслях. Кроме того, стоит обратить внимание также на то, что практически все оборудование, информационные системы и комплексы направлены на использование иностранных программных продуктов. Стратегически это может поставить Россию в полную зависимость от зарубежных производителей, что совершенно неприемлемо.

Конечно, использование Интернет-технологий сейчас уже неизбежно. Время не ждет, оно безжалостно к опоздавшим. Особенно в век информации. Для большинства преуспевающих предприятий немыслима ситуация, в которой менеджеры соответствующих уровней осуществляли бы тактическое управление или стратегическое планирование на основе отчетов, формируемых неделями или месяцами. Возможность оперативного приема информации, характеризующей тот или иной аспект деятельности компании, крайне важна. Именно скорость получения информации и оперативность реагирования являются определяющими факторами для успешной деятельности, конкурентоспособности фирмы.

Современные средства информационного обеспечения экономической деятельности оказывают радикальное воздействие на ведение бизнеса, отношения с бизнес-партнерами и клиентами переходят на новый, более высокий уровень. Действительно, открываются принципиально новые возможности ведения эффективного бизнеса. Однако не следует забывать и о возможных проблемах. Баланс между экономической безопасностью и экономической эффективностью очень зыбок, а процессы глобализации не свободны от насущных экономических и политических проблем.

Заключение

Окружающий мир стремительно меняется. Широкое использование информационных ресурсов Интернета в самых разных областях современной жизни, его проникновение в сферы, далекие от традиционного использования вычислительной техники и компьютерных сетей профессионалами - программистами и математиками, привели к глобализации процессов зарождения мирового информационного пространства, появлению новой информационной экономики.

Интернет-экономика становится все более заметным явлением экономической жизни, поскольку все более широкое применение получают информационные и коммуникационные технологии, радикально меняющие природу экономики и общества на макроуровне. Современные информационные технологии являются фактором развития общества, катализатором научно-технического прогресса.

Люди во все большей степени заменяют традиционные формы деятельности новыми, основанными на использовании Интернет-технологий. Они создают сетевые формы организаций и адаптируют различные общеэкономические инфраструктуры к новым возможностям глобальных сетей. Происходят изменения в функционировании общеэкономических структур и институтов - более распространенными становятся электронная коммерция, цифровые финансы и телеработа.

Таким образом, Интернет-технологии обладают огромным потенциалом воздействия на жизнь человека и общества. Однако следует помнить, что это воздействие не является заведомо позитивным. В системе Интернета остается пока еще ряд нерешенных проблем. Среди них - безопасность и конфиденциальность, т.е. защита передаваемой информации, проблемы интеллектуальной собственности и охраны авторских прав, коммерческая деятельность в Интернете (электронный бизнес). Поэтому здесь особенно важным является вопрос регулирования Интернет-экономики. Не следует забывать и о том, что баланс между экономической безопасностью и экономической эффективностью очень зыбок, а процессы глобализации не свободны от насущных экономических и политических проблем. Поэтому развитие Интернет-экономики во всех странах требует скоординированных действий всех ее участников по управлению безопасностью на различных функциональных уровнях - экономическом, юридическом, организационном и технологическом.

Только так можно использовать беспрецедентные возможности ведения бизнеса, предоставляемые современной информационной экономикой, и минимизировать определенные негативные последствия.

Литература

1 Курицкий А.Б. Интернет-экономика: закономерности формирования и функционирования. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000. 232 с.

2 Паринов С.И., Яковлева Т.И. Экономика 21 века на базе Интернет-технологий. / http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/economy21.htm

3 Смирнов С.Н. Электронный бизнес. М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2003. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.