Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕРЬЕРА СПАЛЬНИ АР-ДЕКО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА'

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЬЕРА СПАЛЬНИ АР-ДЕКО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ / ОБЪЕМНО-ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / ГЕНДЕРНЫЙ ПРИЗНАК / FUNCTIONAL AREAS / VOLUME-SUBJECT-SPATIAL COMPONENTS / GENDER ATTRIBUTE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пятков А.С.

В статье представлено исследование интерьера спальни Ар-деко с 1919 по 1939 годы основанное на совокупности и взаимосвязи всех составляющих основу анализа интерьера спальни: художественного образа, функционального зонирования, объемно-предметно-пространственных составляющих, типа спальни по гендерному признаку. В этом отличие от публикаций, раскрывающих стилистические особенности интерьеров Ар-деко с исторической точки зрения, визуальных маркеров, «формообразования». Для раскрытия особенностей функционального зонирования, декоративно-художественного образа интерьера спальни Ар-деко, что явилось основной целью исследования, была поставлена задача - выявить: стилевые особенности формирования и развития интерьеров спальни Ар-деко, основные отличительные черты интерьера спальни «традиционного» направления (Ар-деко) от «новаторского» направления (Неопластицизм, Функционализм); выполнить анализ объемно-пространственных, предметно-пространственных составляющих, функционального зонирования интерьера спальни и типа спальни по гендерному признаку на основе приведенных примеров интерьеров спальни: Жака Эмиля Рульманна, Остина Седрика Гиббонса, Армана-Альбера Рато. Данный совокупный анализ интерьера спальни, представленный в статье, необходим для понимания стилистических особенностей и основ решения интерьера спальни при проектировании современных интерьеров в стиле Ар-деко, а также в учебно-методическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE ART DECO BEDROOM INTERIOR IN THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY

The article presents a study of the interior of an Art Deco bedroom from 1919 to 1939 based on the totality and interrelation of all the components of the analysis of the interior of the bedroom: artistic image, functional zoning, volume-subject-spatial components, such as a bedroom by gender. This is the difference from publications that reveal the stylistic features of Art Deco interiors from a historical point of view, visual markers, "shaping". To reveal the features of functional zoning, decorative and artistic image of the interior of an Art Deco bedroom, which was the main goal of the study, the task was set to reveal: the stylistic features of the formation and development of the interiors of an Art Deco bedroom, the main distinctive features of the interior of a bedroom of the "traditional" direction (Art -deco)from the "innovative" direction (Neoplasticism, Functionalism); analyze the volumetric-spatial, object-spatial components, functional zoning of the bedroom interior and the type of bedroom by gender based on the examples of bedroom interiors: Jacques Emile Rulmann, Austin Cedric Gibbons, Arman-Albert Rato.This cumulative analysis of the bedroom interior, presented in the article, is necessary to understand the stylistic features and fundamentals of the bedroom interior solution when designing modern Art Deco interiors, as well as in the educational and methodological process.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЬЕРА СПАЛЬНИ АР-ДЕКО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА»

Развитие интерьера спальни Ар-деко в первой половине XX века

Пятков Антон Сергеевич

старший преподаватель кафедры «Дизайн архитектурной среды», ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», anton-pyatkov@yandex.ru

В статье представлено исследование интерьера спальни Ар-деко с 1919 по 1939 годы основанное на совокупности и взаимосвязи всех составляющих основу анализа интерьера спальни: художественного образа, функционального зонирования, объемно-предметно-пространственных составляющих, типа спальни по гендерному признаку. В этом отличие от публикаций, раскрывающих стилистические особенности интерьеров Ар-деко с исторической точки зрения, визуальных маркеров, «формообразования».

Для раскрытия особенностей функционального зонирования, декоративно-художественного образа интерьера спальни Ар-деко, что явилось основной целью исследования, была поставлена задача - выявить: стилевые особенности формирования и развития интерьеров спальни Ар-деко, основные отличительные черты интерьера спальни «традиционного» направления (Ар-деко) от «новаторского» направления (Неопластицизм, Функционализм); выполнить анализ объемно-пространственных, предметно-пространственных составляющих, функционального зонирования интерьера спальни и типа спальни по гендерному признаку на основе приведенных примеров интерьеров спальни: Жака Эмиля Рульманна, Остина Седрика Гиб-бонса, Армана-Альбера Рато.

Данный совокупный анализ интерьера спальни, представленный в статье, необходим для понимания стилистических особенностей и основ решения интерьера спальни при проектировании современных интерьеров в стиле Ар-деко, а также в учебно-методическом процессе.

Ключевые слова: функциональные зоны, объемно-предметно-пространственные составляющие, гендерный признак.

Первая половина ХХ века в развитии жилого интерьера связывается, прежде всего, с яркими, новаторскими приемами Неопластицизма и Функционализма. Изменение роли и места в жилище спальни; превращение ее в спальное место; включение спального места (функциональной зоны) в общественное пространство жилища; сокращение форм мебели и оборудования, образующих функциональную зону; изменение визуального языка художественного образа интерьера к аскетичности. Это самые главные, императивные стилевые вызовы новаторства традиционному развитию жилого интерьера. К ним, безусловно, относятся и такие знаки нового времени в интерьере как «вымывание» гендерного типа спальни. Чуть ли не единственно возможным становится приоритет супружеской или родительской спальни перед мужской и женской. Эстетические принципы построения интерьера уступают функциональным и утилитарным, открывая широкую дорогу типизации интерьера. Стандартный, обязательный набор предметов мебели, сильно ограниченный по форме и содержанию, затвержено и безыскусно занимает свои раз и навсегда определенные места в объеме и пространстве спальни.Но было бы ошибочно думать, что Функционализм со всей его прогрессивностью, технократичностью, активным напором лозунговых экспериментов является господствующим стилем в межвоенный период (19191939 годы) XX века.

В противовес визуальной выразительности мира мифического технократического «молодого человека» возникает чувственный и эффектный мир декоративного искусства Ар-деко. «Формообразование направления «Арт-Деко» находилось в прямой противоположности целям «современного движения». Его представители игнорировали массовое промышленное производство товаров, выдвигая на первый план ручное изготовление эксклюзивных предметов в единичных экземплярах» [6, с. 132]. Это положение полностью соотносится и отношением к объему интерьера, его объемно-пространственным и предметно-пространственным составляющим. Возникновение это пронизано гедонистическим стремлением общества вернуться к роскошной, блестящей, комфортной жизни, возмещающей трудности и аскетизм послевоенного периода. Недаром Марсель Брейер потерялся в блеске парижской жизни и был вынужден вернуться в родной, структурированный Баухауз. Название и начало развития нового стиля связывают с Парижской выставкой современного декоративного и промышленного искусства 1925 года. В концепции эстетики и образного языка Ар-деко ярко и господствующе выражены приоритеты блеска и роскоши, некоего намека на Историзм и, одновременно, экзотичность: динамики, мягкой лекальной кривой линии, ласкающей глаз, богатства и разнообразия отделочных материалов, опосредованно вобравшие в себя звучание Модерна и динамику Экспрессионизма с логикой Функционализма. Планировочный узор интерьеров Ар-деко ос-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0 см

сч

01

о ш т

X

<

т О X X

нован на использовании прямоугольной сетки координат с охотным наложением на него лекальных и циркульных кривых. Эстетика интерьеров роскошных гостиниц, круизных лайнеров и кожаных салонов дорогих автомобилей не терпит резкой, нарушающей комфорт восприятия, диагонали. Декоративные решения вертикальных поверхностей стен допускают объемное вертикальное членение плоскости на неглубокие ниши и, ограниченные прямоугольными пилонами, плоские экраны. Не исключается композиция членения стены сугубо декоративными колористическими приемами. Плоский экран стены может сохранять незыблемое спокойствие, поражая качеством отделочного материала (природного камня) или являясь основой для экспозиции живописных полотен. Равно он может нести великолепные экзотические орнаменты, воплощающие темы Египта и Мексики. Растительные орнаменты, где бутон, соцветие и лист, сохраняя свою графичность и условность, найденную Модерном, теряют беспокойную динамику «удара бича». Геометрические орнаменты, где используются сложные комбинации кругов, полукружий, сегментов; переплетения меандра с концентрическими волнистыми линиями. Отдельная тематика - применение в декоре антропоморфных изоморфных мотивов. Антропоморфный мотив - женская фигурка, не субтильного существа с «энергетическими» глазами, как в Модерне, развитая спортивными упражнениями и активной жизнью. Зооморфные персонажи, как правило, изящные, грациозные животные - олени, косули, кошки. Из кошачих привлекает мощное изящество леопарда, пантеры, редко льва. Излюбленные сюжеты декора, визуальные маркеры интерьера Ар-деко - изображение солнца с радиальными лучами, восходящего солнца, раскрытого веера, фонтана, спирали и молнии. Те же темы геометрических орнаментов можно проследить и в мозаике пола, и в текстильных изделиях. Ковровые покрытия могут локализовать функциональные зоны или целиком закрывать поверхность пола. Потолки, преимущественно, -плоские с развитым карнизом по периметру. В геометрическом центре потолка или вдоль его основной оси симметрии может организовываться живописный плафон или световой фонарь. По колористическому решению Ар-деко играет тональными и цветовыми отношениями плоскостей стен, драпировок, предметов мебели, элементов предметно-пространственного наполнения. Колористический фон - золотистый, персиковый, светло-кремовый, светло-бежевый, «цвета июльской воды» с акцентами оранжевого, изумрудного, синего, бирюзового, алого цвета.

В отделочных материалах преобладает дерево с естественным рисунком темных и светлых пород; лакированное и полированное. Из пород предпочитаются как обычные - дуб, орех, так и экзотические, которые идут на фанеровку дорогих предметов мебели. Это - амарант (фиолетовое дерево); палисандр; махагони (красное дерево); эбеновое (различные породы черного дерева); сандаловое дерево и т.д. Охотно используется кожа, как обивочный материал стен и сидений. Причем, это опять экзотические ее виды: кожа зебры, кожа онагра. Для облицовки стен и покрытия полов употребляется полированный естественный камень: мраморы белых, розовых оттенков, габбро и зеленоватый диорит. Текстура этих материалов хранит свой исключительно разнообразный естественный, природный узор, умножающий их эстетическую и экономическую статусность. В фактуре преоб-

ладают гладкие, блестящие, отражающие свет поверхности. Но самое главное, пожалуй, изобилие металла в отделке и стен, и предметов мебели, и предметов декора. Полированный, хромированный, матированный, сатинированный, кованый металл присутствует в интерьере во всех его составляющих. Это роднит Ар-деко с Историческими стилями, отдавая дань традиции Барокко, Рококо, Ампира, оставляя его вполне современным стилем, использующим все новое. Таковая находка Ар-деко - использование совершенно новых и непривычных искусственных материалов, в частности пластмасс и, конкретно, бакелита - твердого и блестящего материала оранжевых, охристых, темно-коричневых оттенков.

Если Функционализм отметился в мебельном мире «оборудованием», в конструкции которого используется гнутый и сварной трубчатый металл, то в Ар-деко царит прежнее многообразие и богатство форм настоящей столярной и краснодеревной мебели. В чем-то заимствованные у Классицизма силуэты столов, бюро, тумб и тумбочек, подзеркальных столиков и т.п. на тонких, сужающихся к низу ножках круглого и квадратного сечения; массивные, монументальные шкафы с цоколями и карнизами; глубокие кресла-бержер на тоненьких или, практически, спрятанных ножках - вся эта мебель подчинена красоте плавной спокойной кривой линии. Кровать Ар-деко узнаваема как кровать Классицизма. Увеличенный по высоте матрас дает вместе с основой каркаса мощную горизонталь объемной плоскости. Изголовье и изножье монолитными экранами опускаются до пола, придавая сооружению изящную основательность. Их боковые грани, мягко изгибаются вовнутрь, как бы беря горизонталь плоскости в скобки, придавая спальному пространству более камерный, защищенный вид. В то же самое время изголовье может превратиться в декоративную или зеркальную панели, а изножье и вовсе пропасть, обеспечив допуск к «спальной плоскости» со всех трех сторон. Трехмерная, объемная, «зализанная» аэродинамичность присуща всем предметам мебели. Именно она создает впечатление легкости, мягкой комфортности, равновесности всего интерьера. Она же определяет и мелкую пластику предметно-вещного мира, которым изобилует интерьер Ар-деко, в отличие от Неопластицизма и Функционализма. Металлические посудные наборы, чайники, кофейники, пепельницы, зажигалки, часы, настольные лампы - им всем присуща обкатанная массивность и естественный рисунок морского камушка. Ее не просто функционально используешь, но и ласкаешь взглядом. Это главная черта предметного наполнения Ар-деко. Как уже было отмечено, в мебель, оборудование, предметы и декоративную отделку активно вводится металл. Он проявляется в ширмах, решетках, осветительной арматуре и как массив конструктивной основы, и как деталь, и как отделка плоскости панели. Во всех случаях или сам металл имеет разнообразную обработку поверхностей - «декорирован» или из него выполняются элементы де-кора.Струи фонтанов, цветочные бутоны с широкими раскрытыми лепестками или собранными в рельефную коробочку; спирали, имитирующие волны, облака, лучи и молнии, пронзающие общую тему художественной композиции - вот излюбленные мотивы металлических декоративных элементов. Спокойствие или напряженность кривых и прямых линий имеет свою пластику, не связанную с истеричностью Модерна и случайностью Экспрессионизма. Текстиль представлен в интерьерах в

виде драпировок окон, отделке стен, обивке мягкой мебели. В принципе, он может применяться и в качестве напольного покрытия. Широко и полно участвуя в создании функционального и эстетического комфорта использования помещения. Манипулирование текстилем имеет только одно правило: свободное сочетание самых несочетаемых материалов, текстур, фактур. Собственно, во всем этом и содержится, и раскрывается понятие традиционности жилого интерьера Ар-деко и, в частности, интерьера спальни. В чем он традиционен? В самом подходе к организации пространства аналогичному приемам построения и понимания духа уютной, комфортной жилой среды XVШ-XIX веков. И особенно ярко эта аналогия и традиционность проявляется в сравнении с Викторианским стилем, Эклектикой (Историзмом) XIX века и, наконец, Модерном.

довольно скромно является лишь задним фоном великолепной, изящной мебели на тонких, сужающихся книзу ножках, украшенных блестящими «башмачками». Фурнитура комода, статуэтки на горизонтальных, полированных плоскостях; зеркала, цветочный узор обивки стен задает персонифицированный образ. И, несмотря на широкую двуспальную кровать, два ночника, чувственной обстановки, говорит о том, что это вовсе и не супружеская спальня («спальня родителей»), а чистый гендерный тип - женская спальня.

Следующий образ интерьера можно видеть на эскизе интерьера спальни того же Жака Эмиля Рульманна (рис. 2). Тот же подход к решению пространства интерьера Ар-деко. Высокие потолки задают большой светлый объем помещения спальни. Подчеркивает это решение общее колористическое решение теплого светло-палевого тона стен, потолка, пола. На фоне их теплыми, коричневыми тонами темного дерева выделяются, превращаясь в знаковые эстетические акценты предметы мебели. Главный акцент это кровать-рекамье с четким объемом массивного матраса на плоскости широкой основы с изогнутым изголовьем, покоящейся на коротеньких ножках.

Рис. 1. Интерьер спальни. Источник: [4]

Один из ярких представителей интерьера спальни Ар-деко - интерьер Жака Эмиля Рульманна в павильоне «Отель коллекционеров» 1925 год (рис. 1).

Видовая точка дает представление о спальне, полностью соответствующей в своем интерьере выше описанным визуальным маркерам Ар-деко. Высокий потолок; ткань, закрывающая стены; светильники; зеркала. Четко просматривается функциональное зонирование. У торцевой стены локализуется зона сна - широкая, тяжелая кровать, освещаемая настенным бра. В помощь ему, кровать фланкируют два светильника на тумбочках. Дополняет общий набор мебели тумбочка, опять же с лампой, слева от кровати и напольные часы с высоким (платяным?) шкафом справа у стены. Ближе к зрителю, на ковре крупной фактуры с концентрическими, параллельными линиями декора, располагаются две смешанные функциональные зоны. Почти по центру - зона комфортного отдыха, ее формирует глубокое уютное кресло с подножным пуфом на маленьких колесиках и исключительный по изяществу «комод Лассаль» работы автора этого интерьера. Справа находится, не уступающая по качеству мебели и статуса образа, туалетная зона, включающая туалетный столик с принадлежностями и зеркалом. К нему придвинут стул - полу-кресло, отличие которого - передние ножки, плавным изгибом переходящие в невысокую спинку. В образе этой спальни, совсем не кровати, при всей ее респектабельности, предоставлена роль доминанты интерьера. Она

Рис. 2. Эскиз интерьера спальни. Источник: [5]

В изголовье, вместо подушек используется валик на всю ширину кровати, подчеркивающий горизонтальную монолитность мебели. Вся визуальная композиция этой функциональной зоны, включающей расположение кровати и двух фланкирующих ее цилиндрических тумбочек, горизонтального и вертикального членения торцевой стены на простенки с дверцами, текстильный экран, узкие карнизы и широкий фриз проникнута спокойной и в то же время величавой осевой симметрией. Это ощущение поддерживает прямоугольный ковер, так же имеющий осевую симметрию текстильного узора, совпадающую с центральной осью помещения. В таком же приеме не навязчивой симметрии компонуется фронт левой от кровати стены, имеющий трехчастное вертикальное членение. В крайних его вертикальных плоскостях используется прием, выровненной по прямой, экспозиции предметов живописи или графики. Центральная вертикальная плоскость, слегка заглубленная относительно крайних плоскостей, является одновременно фоном и основой компоновки новой функциональной зоны. Ее

X X

о

го А

с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0 см

см

01

о ш т

X

3

<

т О X X

образуют круглое зеркало, симметричные парные светильники и вытянутый в длину низкий комод-креденец темного дерева с блестящей фурнитурой, горделиво опирающийся на изящные сужающиеся к низу ножки. Уравновешенность этой изящной композиции решения функциональной зоны подчеркивают два вазона на поверхности комода. Следующая функциональная зона располагается практически напротив кровати. Ее обозначает элегантный, совершенный, как и все предметы мебели Рульмана, туалетный стол с боковыми спинками в виде вазона, поддерживающего нарочито утолщенную столешницу и опирающегося на массивный постамент. Мягкое полукресло без подлокотников, с преувеличенно объемным сидением аналогично форме основы кровати, но на тонких, граненых ножках завершает композицию этой зоны. В нижнем правом углу видовой точки, близко к зрителю размещается еще одна функциональная зона - зона отдыха, неформального общения и т.п. Ее формируют видимое нам глубокое покойное кресло с, опять же, преувеличенным в массе сидением и единой линией боковой спинки, подлокотника, переходящего в отчеркнутую темным деревом ломаную линию спинки. Именно эта спинка своим зигзагом в единственном случае диссонирует с уравновешенностью всей компоновки темных плоскостей мебели. Дополняет кресло круглый столик с букетом цветов и небрежно оставленной книгой. Кстати, предметный мир интерьера кажется слишком спокойным для интерьера Ар-деко. Букет и книга на столике, букет и керамика, а может стекло на тумбочках, два зеркала, два светильника, плафон-веер над изголовьем, два вазона на комоде и все. Но не будем забывать, что это всего лишь эскиз. Можно только представлять себе, как он наполнится реальной жизнью, заискрится деталями и мелочами реального быта - яркого, насыщенного мира Ар-деко.

Еще более роскошный интерьер мы видим в другом случае.Это интерьер спальни к фильму 1929 года, раз-работанныйОстином Седриком Гиббонсом. (рис. 3).

тумб-колонн контрастирует с общим светлым колоритом помещения, еще более подчеркивая приоритет значимости этой визуальной доминанты. И уже совсем закрепляет этот пафос спального места зеркальный или витражный экран над изголовьем, своими «ласточкиными хвостами» завершений вносящий динамику диагоналей в спокойствие и уравновешенность роскошного мирка. Надо еще дополнить этот образ тем, что и кровать, и подиум ориентированы к фронтальному взгляду не плоскостью ступеньки и боковины кровати, а углом. Резко, динамично, словно нос корабля, идущего полным курсом. А остальная часть пространства уже спокойна, статусна, респектабельна, предельно комфортна. Круглый ковер с концентрическим рисунком нежит гостевую зону или зону неформального общения. Она локализуется на переднем плане интерьера и представлена группой свободно расположенной мебели. Рекамье с атласной обивкой и мягкими подушками, два глубоких кресла-бержер темного цвета обивки с «рассветным» узором и светлой окантовкой. Дополняет эту композицию столик с настольной лампой под цилиндрическим абажуром. Между этих двух главных зон застывают еще два столика. Слева - высокий изящный со стеклянной столешницей, на которой застыл в художественном беспорядке ряд «багатель». Справа - низкий с круглой столешницей, на которой выстроились предметы чайного или кофейного сервиза и, опять же, настольной лампой под коническим абажуром. И этот интерьер пронизан токами тендерного, персонифицированного образа. Существуют женские спальни, значит, равно существуют мужские, а также и супружеские. Мы опять видим полный набор типов спален, существовавший в XIX веке и сохранившийся в «традиционной» внепрограммной человеческой среде.

Рис. 3. Интерьер спальни. Источник: [3]

Здесь этой гендерностью переполнен весь образ. Кровать уже не просто место для сна и отдыха. Это некий алтарь в кулисах драпировки, торжествующе приподнявшийся на высоком подиуме. Его симметрично фланкируют две скульптурные композиции, расположенные на тумбах темного цвета с блестящим, полированным поясом оголовья. Цвет основы кровати и этих

Рис. 4. Интерьер спальни. 1925. Источник: [2]

Еще один пример роскошной гендерной спальни являет собой интерьер спальни в квартире Жанны Ланвен на улице Барбет-де-Жуи в Париже, не менее известного в те годы архитектора, декоратора, скульптора, конструктора мебели Армана-Альбера Рато. (Рис. 4)

«Особенно поражала воображение спальня в пышном экзотическом стиле. Рато тогда находился под сильным влиянием античного искусства, и смело использовал его декоративные элементы, как, впрочем, и мотивы недавно ушедшего ар нуво...Особым акцентом в интерьере были обитые шелком стены. Причем их изюминкой стал цвет - насыщенный синий с лиловатым оттенком. Этот тон Жанна Ланвен однажды увидела на одной

из картин Фра Анджелико и сделала его своим фирменным цветом, известного в дальнейшем как LanvinBlue.Мастерство Рато воплотилось в каждой детали оформления квартиры - от мебели до напольных светильников». [2]. Колористика спальни, действительно, эксклюзивна. (Рис. 5)

Рис. 5. Интерьер спальни после реставрации. 2006 г. Источник: [1]

Знаменитый LanvinBlue на стенах со светло-кремовым бордюром растительного орнамента, как бы образующим цоколь в горизонтальном членении вертикальных поверхностей. Светло-кремовый потолок и чуть более насыщенный по колориту пол. Золотистая обивка дивана, банкетки, низеньких кресел. Бронза с патиной металлических предметов: светильников-треножников, рамок зеркал. Темное полированное дерево столиков, тумбочек. Белая облицовка каминного портала. Вместе с обилием предметов мелкой пластики, экспонированных на каминной полке, на горизонтальных поверхностях столиков. Вместе с обилием настенной экспозиции в виде зеркал и картин, это создает впечатление многозначного, детализированного, отчетливо персонифицированного интерьера спальни.

Мы видим ту же многофункциональность в виде компоновки в помещении различных функциональных зон. Главная, как всегда, - спальная зона, расположенная в своеобразном алькове. Кровать с одинаковыми изножьем и изголовьем расположена длинной стороной к стене (так называемая «польская» компоновка во времена Рококо). В подавляющем же большинстве компоновки спальных интерьеров применялась «французская» кровать с большим изголовьем, расположенная перпендикулярно стене. Спальную зону фланкируют два арочных проема, декорированные плотными драпировками в цвет и узор декоративного решения стен.

Справа от кровати каминная зона - зона тихого отдыха и неформального общения. В разное время ее по-разному формируют то низкий столик с полукреслом, то два «пикейных» кресла без подлокотников, но с высокой спинкой сине-белого цвета и низкий столик с изящными ножками - птицами. Светильники-треножники то фланкируют портал камина, превращая эту зону в парадно-официальную, то уходят к кровати, придавая ей большую камерность. Слева от кровати еще одна зона отдыха и общения (рис. 5). Ее формируют «пикейный» диван и банкетка золотистого цвета. Хотя первоначальным вариантом в этом месте была локализована «античная» зона с туалетным столиком на античных ножках, двумя светильниками-треножниками. «Историче-

ское», «античное» кресло и столик-подставка дополняли всю эту композицию, фоном которой являлась полированная ширма темного дерева. В дальнейшем туалетный столик переместился в зону напротив кровати. Вместе с ним кочует и замечательное круглое зеркало, в раму которого встроены три электрических светильника. Предметы мебели перемещаются в пространстве комнаты. Тот же низенький столик с ножками-птицами то тяготеет к камину, то замирает в центре комнаты. Эта живая компоновка, фронтальные композиции экспозиций картин и зеркал на стенах, круглые живописные плафоны над арками прикроватных проемов, эксклюзивная мебель, никак не попадающая под определение «спальный гарнитур» - все это придает этому интерьеру Ар-деко необычайную яркость, многозначность прочтения визуальных точек, литературную сложность художественного образа.

Заключение. Итак, в первой половине ХХ века параллельно «новаторскому» направлению жилого интерьера продолжает развиваться «традиционное» развитие внутреннего пространства жилища. В частности, в интерьере спальни сохраняется ряд позиций свойственных интерьеру XIX века. Это широкий спектр типов спален по социальному, возрастному и главное - тендерному признаку. Спальни в образе интерьера продолжают нести приоритет мужского и женского начала. Сохраняется деление спален на монофункциональные - с императивной функциональной программой - сна и многофункциональные - с широким спектром функций, с приоритетом в функциональной программе и образном решении функции сна-отдыха. Надо отметить, что и в «новаторском» направлении принцип единого пространства отдельного интерьера спальни начинает обуславливать многофункциональность. Но главное отличие здесь состоит в том, что «новаторский интерьер» (Неопластицизм, Функционализм) как бы вводит спальню, спальное место, функциональную зону в общественное пространство гостиных, общих комнат и т.п. помещений. А «традиционный» как и в XIX веке продолжает вводить в спальню элементы функций общественных пространств. Это такие функции как камерное, неформальное общение, тихий отдых, даже чаепитие. Таковое введение не чужеродных основному процессу функций только расширяет палитру типов спален до спален-кабинетов, спален-будуаров. Функциональные зоны спален формируются на основе применения разнообразного (от отдельных эксклюзивных предметов до гарнитуров) и широкого по выбору набора предметов мебели. Образное решение так же сохраняет традиционный подход к визуальному эмоционально-эстетическому восприятию интерьера: преемственность перехода; аналогичность и схожесть отдельных образных элементов различных стилей; привычность форм; направленность на получение качественного, комфортного интерьера - способного быть многозначным и предельно персонифицированным с личностью потребителя.

Литература

1 Appartement de Jeanne Lanvin, Musée des Arts Décoratifs, Paris [Электронный ресурс] Сайт Pinterest -URL: https://www.pinterest.ch/pin/2674081011881898/ (Дата обращения: 05.12.2020).

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О M

CN

0

сч сч

01

2 Блескина Т. Ар деко. Виват Рато! [Электронный ресурс] / Сайт INTERIOR - URL: https://interior.lv/ru/art-deco-vivat-rato/ (Дата обращения: 05.12.2020).

3 Дизайн интерьера: поиск образов будущего. [Электронный ресурс] Сайт Журнала Ярмарки Мастеров -URL: https://www.livemaster.ru/topic/3279348-article-dizajn-interera-poisk-obrazov-buduschego (Дата обращения: 05.12.2020).

4 Жак-Эмиль Рульманн: гений ар-деко. [Электронный ресурс] / Сайт Интерьер + Дизайн - URL: https://www.interior.ru/design/9787-zhak-emiN-rulimann-genii-ar-deko.html (Дата обращения: 05.12.2020)

5 Interior by Emile-Jacques Ruhlmann, 1924. [Электронный ресурс] Сайт Pinterest - URL: https://www.pinterest.com.au/pin/244883298460594349/ (Дата обращения: 05.12.2020).

6 Михайлов С.М, Михайлова А.С. История дизайна. Краткий курс: учебное пособие / С.М. Михайлов, А.С. Михайлова - Москва: Союз Дизайнеров России, 2004. -289 с., ил.

The development of the Art Deco bedroom interior in the first half of the XX century

JEL classification: L61, L74, R53_

Piatkov A.S.

Pacific national university

The article presents a study of the interior of an Art Deco bedroom from 1919 to 1939 based on the totality and interrelation of all the components of the analysis of the interior of the bedroom: artistic image, functional zoning, volume-subject-spatial components, such as a bedroom by gender. This is the difference from publications that reveal the stylistic features of Art Deco interiors from a historical point of view, visual markers, "shaping".

To reveal the features of functional zoning, decorative and artistic image of the interior of an Art Deco bedroom, which was the main goal of the study, the task was set to reveal: the stylistic features of the formation and development of the interiors of an Art Deco bedroom, the main distinctive features of the interior of a bedroom of the "traditional" direction (Art -deco)from the "innovative" direction (Neoplasticism, Functionalism); analyze the volumetric-spatial, object-spatial components, functional zoning of the bedroom interior and the type of bedroom by gender based on the examples of bedroom interiors: Jacques Emile Rulmann, Austin Cedric Gibbons, Arman-Albert Rato. This cumulative analysis of the bedroom interior, presented in the article, is necessary to understand the stylistic features and fundamentals of the bedroom interior solution when designing modern Art Deco interiors, as well as in the educational and methodological process. Keywords: functional areas, volume-subject-spatial components, gender attribute.

References

1 Apartment of Jeanne Lanvin, Museum of Decorative Arts, Paris [Electronic resource] Website Pinterest - URL: https://www.pinterest.ch/pin/2674081011881898/ (Accessed: 05.12.2020).

2 Bleskin So Art Deco. Vivat Rato! [Electronic resource] / Website INTERIOR-URL: https://interior.lv/ru/art-deco-vivat-rato/ (Accessed: 05.12.2020).

3 Interior design: the search for images of the future. [Electronic resource] Website of the Fair of Masters Magazine-URL: https://www.livemaster.ru/topic/3279348-article-dizajn-interera-poisk-obrazov-buduschego (Accessed: 05.12.2020).

4 Jacques-Emile Ruhlmann: the genius of Art Deco. [Electronic resource] / Website Interior + Design - URL: https://www.interior.ru/design/9787-zhak-emili-rulimann-genii-ar-deko.html (Accessed: 05.12.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Interior by Emile-Jacques Ruhlmann, 1924. [Electronic resource] Website Pinterest - URL: https://www.pinterest.com.au/pin/244883298460594349/ (Accessed: 05.12.2020).

6 Mikhailov S.M., Mikhailova A.S. History of design. Short course: textbook / S.M. Mikhailov, A.S. Mikhailova - Moscow: Union of Designers of Russia, 2004. - 289 p., ill.

О Ш

m x

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.