Стожарова М.Ю., Павлунина Т.А.
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Преобразования в современном российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной сторон данной ступени образования. Происходящие в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности и стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к интеллектуальной деятельности и познавательным способностям подрастающего поколения. Это находит подтверждение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в котором предлагается принцип развивающего образования, предполагающий познавательное развитие ребенка через самостоятельное добывание и применение знаний об окружающем мире.
Познавательная деятельность составляет значимый аспект математического образования для детей старшего дошкольного возраста. В процессе формирования элементарных математических представлений активизируются наблюдательность, любопытство и любознательность, которые, в свою очередь, формируют познавательную активность старших дошкольников и оказывают существенное влияние на их познавательные интересы. Познавательная деятельность направлена не только на активизацию познавательного интереса, но и на формирование активности, самостоятельности, познавательных качеств личности ребенка. На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей [2].
Как известно, успешное решение познавательных задач на любом возрастном этапе связано с умением анализировать и синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, конкретизировать, сравнивать, обобщать и т.д. Значит, и акцент дошкольного образования должен быть перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческого применения в определенной жизненной или учебной ситуации. Поэтому одна из важнейших задач воспитания ребенка - развитие его интеллекта, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволили бы не только усваивать новые знания, но и при необходимости использовать их в другой ситуации и творчески [4].
Интеллект (от латинского слова ^еПейш - разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида» [3].
Актуальность данного исследования определяется потребностью в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности. В связи с этим социально-педагогическую значимость приобретает поиск эффективных педагогических условий построения образовательного процесса с учетом принципа интеграции компонентов образовательного процесса, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности.
Актуальность данного исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена несоответствием между теорией развивающего обучения в соответствии с современными требованиями дошкольного образования (ФГОС ДО, Концепция непрерывного образования) и недостаточностью обоснованных научных изысканий в этой области исследования.
Актуальность настоящей работы на научно-методическом уровне вытекает из несоответствия между существующей методикой обучения математике, которая направлена на количество усваиваемого математического материала, а не на качество его усвоения, и необходимостью создания методики обучения математике детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие», которая способствовала бы как развитию интеллектуальных способностей, так и улучшению качества усвоенного математического материала в интеграции с другими образовательными областями дошкольного образования.
Целью нашего исследования является: выявить и проверить экспериментальным путем эффективность педагогических условий развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- проектирования структурно-содержательной модели развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в математической деятельности на основе интегративного подхода к организации образовательного процесса в
ДОУ;
- взаимосвязанности структурных компонентов образовательного процесса: планирования, непосредственно образовательной математической деятельности, образовательной деятельности детей и педагога в свободной деятельности, предметно-развивающей математической среды;
- разработки методики развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности, основанной на интеграции принципов развивающего личностно-ориентированного и обучения.
Экспериментальное исследование проходит в настоящее время на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 124 «Планета детства» г. Ульяновска с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель констатирующего этапа заключалась в выявлении уровня сформиро-ванности интеллектуального развития старших дошкольников.
Чтобы решить поставленные задачи, в начале учебного года нами была проведена диагностика специальных интеллектуальных способностей с детьми старшего дошкольного возраста А.В. Белошистой [1].
Взяв за основу математический материал, нам необходимо было определить уровень развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, особенно востребованных в математике:
1. Умение упорядочивать.
2. Умение сравнивать, обобщать.
3. Умение выделять признаки, сопоставлять, анализировать.
4. Умение осуществлять классификацию по одному-двум свойствам.
5. Умение выявлять и устанавливать закономерности.
Оценка по всем заданиям давалась в количественном выражении (по баллам):
1 балл ставится за правильное выполнение задания.
2 балла получает ребенок, допустивший 1-2 ошибки.
3 балла ставится ребенку, допустившему 3 и более ошибок.
По итогам проведения диагностики на констатирующем эксперименте были выделены три уровня развития интеллектуальных способностей (высокий, средний и низкий), и дети распределены по этим уровням: высокий уровень - 11 человек, средний - 21 человек и низкий - 24 человек.
Таблица 1
Результаты развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года
Уровень развития интеллектуальных способностей
Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий 6 (21%) 5 (18%)
Средний 10 (39%) 11 (39%)
Низкий 12 (42%) 16 (57%)
Было установлено, что развитие интеллектуальных способностей в математической деятельности у многих детей (42%) находится на нижней границе нормы, 39% имеют средний уровень развития и лишь 21% детей экспериментальной группы обладает высоким уровнем развития интеллектуальных способностей.
Понятно, что такое положение дел не может удовлетворить ни педагогов,
ни родителей. Очевидно, что существующая методика развития элементарных математических представлений не решает в должной мере задач развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. Поэтому возникает необходимость разработки специальной программы развития интеллектуальных способностей детей на материале математики.
Данная задача является целью формирующего этапа исследования. К перспективам данной работы относится разработка и реализация программы развития интеллектуальных способностей детей на материале математики, а также анализ эффективности ее внедрения в работу с детьми старшего дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Аркти, 2004. 66 с.
2. Кашубо Н.И. Обучение дошкольников математике: особенности интеллектуального развития // Сборник работ молодых ученых МГПУ Вып. VII / сот. Н.М. Чалов. М.: МГПУ, 2001. С. 84-90.
3. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Энциклопедия, 1990. 846 с.
4. Стожарова М.Ю., Михалёва С.Г. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности: монография. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 128 с.