Научная статья на тему 'Развитие интеллектуального потенциала педагога дополнительного образования'

Развитие интеллектуального потенциала педагога дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / TEACHER'S INTELLECTUAL POTENTIAL / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубов Дмитрий Владимирович

Особую проблему составляет изучение и анализ интеллектуального потенциала педагога дополнительного образования. Фундаментальным является представление об интеллектуальном потенциале педагога как интегральной характеристике, представляющей собой совокупность интеллектуальных и личностных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of an extended education teacher's intellectual potential

The examination and analysis of an extended education teacher's intellectual potential is a special problem. The conception of a teacher's intellectual potential as an integral description representing the totality of intellectual and personal characteristics is fundamental.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуального потенциала педагога дополнительного образования»

Д. В. Зубов

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой профессиональной педагогики и психологии Нижегородского государственного технического университета.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Е. Н. Волкова

Особую проблему составляет изучение и анализ интеллектуального потенциала педагога дополнительного образования. Фундаментальным является представление об интеллектуальном потенциале педагога как интегральной характеристике, представляющей собой совокупность интеллектуальных и личностных характеристик.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал педагога, психолого-педагогическое проектирование.

D. Zubov

DEVELOPMENT OF AN EXTENDED EDUCATION TEACHER’S INTELLECTUAL POTENTIAL

The examination and analysis of an extended education teacher s intellectual potential is a special problem.

The conception of a teacher’s intellectual potential as an integral description representing the totality of intellectual and personal characteristics is fundamental.

Key words: teacher’s intellectual potential, psychological and pedagogical designing.

В дополнительном образовании детей отличается устойчивостью и может меняться

спектр целей и задач образовательного процес- в процессе реализации программы. Каждый

са предельно разнообразен. Их определение не новый набор детей в группу (программу) вно-

сит задачи учета запросов, интересов, уровня способностей обучающихся. Этот вид образования в значительной степени апеллирует к неповторимому своеобразию индивидуальности каждого ребенка, что ставит перед педагогами задачи глубокого анализа, самоосмысления и самоопределения в деятельности.

Интеллектуальный потенциал является неотъемлемой и необходимой частью профессиональной компетентности; реализовать себя в качестве специалиста человек может в первую очередь посредством развитого интеллектуального потенциала. Несмотря на то что функции интеллекта и интеллектуальный потенциал, в частности, наиболее динамично развиваются в детские и юношеские годы, в более старшем возрасте в период становления специалиста и в период выполнения им профессиональной деятельности возможна и актуализация накопленного интеллектуального потенциала и его дальнейшее развитие.

Существует значительное количество работ, в которых показано, что необходимым условием успешного выполнения профессиональной педагогической деятельности является высокий уровень субъектности педагога. Субъек-тность педагога предполагает «признание у себя и у учеников активности, сознательности, уникальности, возможности свободно выбирать и быть ответственным за этот выбор, учет того, что формирование субъектности происходит путем саморазвития» [1, с. 27].

Развитие субъектности и развитие интеллекта педагога - это две актуальные проблемы психологии образования.

В литературе описаны процессуальные составляющие интеллектуального потенциала как сочетания базисного интеллекта и интеллектуальной лабильности (С. И. Макшанов). Однако специфика деятельности педагога показывает, что интеллектуальный потенциал педагога нельзя ограничивать только интеллектуальными характеристиками. Поскольку в самом общем виде под потенциалом понимают источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения определенной цели отдельным лицом или обществом в целом, то очевидно, что интеллектуальный потенциал кроме собствен-

но интеллектуальных составляющих будет включать в себя и личностные характеристики человека. В качестве психологического конструкта, наиболее полно отражающего сущность личностных составляющих в структуре интеллектуального потенциала, мы выделяем субъектность.

По нашему мнению, интеллектуальный потенциал педагога дополнительного образования представляет собой интегральную совокупность интеллектуальных и личностных характеристик, включающую в себя следующие компоненты: базисный интеллект, интеллектуальная лабильность и субъектность. Именно совместное присутствие этих групп характеристик определяет специфику интеллектуального потенциала педагога дополнительного образования.

Для проверки выдвинутой гипотезы было организовано эмпирическое исследование. Исследование проводилась на базе четырех учреждений дополнительного образования Нижнего Новгорода. В качестве средства развития интеллектуального потенциала нами использовалась образовательная программа, ключевым компонентом которой является психолого-педагогическое проектирование. Мы понимаем проектирование как анализ актуального состояния и прогнозирование возможных состояний четырех обязательных элементов: цели деятельности, содержания деятельности, проектирование средств деятельности и представление о предполагаемых результатах. В социальных системах, к которым относится и образовательная система, обязательными и необходимыми элементами являются также особенности субъекта и объекта проектирования и характер взаимодействия между ними.

Содержание образовательной программы включает в себя лекции и семинары по актуальным проблемам дополнительного образования, тренинги по обучению проектированию. Программа реализовывалась в экспериментальной группе педагогов дополнительного образования. Параллельно оценивалось развитие интеллектуального потенциала в контрольной группе, педагоги которой продолжали работу в прежнем режиме.

Для диагностики интеллектуальных составляющих использовался тест базисного интеллекта Р. Кеттелла (CFT-3) и модифицированная методика В. Т. Козловой (ММК), ориентированная на исследование лабильности мыслительной деятельности на второсигнальном уровне.

Для диагностики личностных составляющих интеллектуального потенциала педагога дополнительного образования использовался опросник структуры субъектности Е. Н. Волковой и И. А. Серегиной.

На первом этапе исследования рассматривались особенности интеллекта педагога дополнительного образования в сравнении с педагогами общеобразовательных школ. Анализ средних значений выраженности интеллектуальных компонентов интеллектуального потенциала педагогов общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования показал, что педагоги дополнительного образования обладают более высоким уровнем развития базисного интеллекта и интеллектуальной лабильности. Это обусловлено, на наш взгляд, прежде всего характером деятельности и жизнедеятельности педагогов. Для педагогов дополнительного образования наиболее типичным является отсутствие опыта профессионального педагогического образования. Вместе с тем многие из них имеют в своем опыте получение образования разной направленности (техническое, естественное), что, несомненно, способствует развитию интеллектуальных структур.

Более высокая интеллектуальная лабильность объясняется тем, что многие из них имели опыт работы в дополнительном образовании как дополнительную сферу профессиональной деятельности. Это заставляло их переключаться с одной деятельности на другую, формируя высокую интеллектуальную лабильность.

Все показатели субъектности у педагогов дополнительного образования выражены в меньшей степени, чем у педагогов общеобразовательных школ.

Для определения связей между компонентами интеллектуального потенциала данные были подвергнуты корреляционному анали-

зу. Анализ показал, что сильных, значимых корреляций между интеллектуальными и личностными составляющими интеллектуального потенциала не существует. То есть интеллектуальные и личностные характеристики интеллектуального потенциала педагога не имеют между собой тесной связи и, вероятно, развиваются относительно независимо друг от друга.

Различные сочетания выраженности интеллектуальных характеристик и компонентов субъектности позволяют выделить четыре группы педагогов дополнительного образования. Наиболее многочисленна первая группа (66% от общей выборки), которую составляют педагоги с низким уровнем развития и интеллектуальных характеристик и субъект-ности педагога. Для педагогов этой группы свойственны значительные затруднения при осуществлении педагогической деятельности. Представители этой группы наиболее нуждаются в развитии своего интеллектуального потенциала.

Наименее многочисленную (3% от общей выборки) составляет вторая группа с высоким уровнем развития и интеллектуальных характеристик и субъектности. Педагоги третьей и четвертой групп (31% от общей выборки) имеют дефициты развития или интеллектуальных характеристик, или компонентов субъектности. Работа с этой группой должна быть направлена либо на развитие интеллектуальных, либо личностных составляющих интеллектуального потенциала.

По итогам реализации специальной образовательной программы получены следующие результаты. У педагогов дополнительного образования экспериментальной группы значимо изменились показатели интеллектуальных и личностных составляющих интеллектуального потенциала. Произошедшие позитивные изменения прежде всего коснулись тех ограничений, которые присутствовали у педагогов до проведения экспериментальной программы. Мы сравнили динамику развития компонентов интеллектуального потенциала у педагогов контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце учебного года. Полученные результаты приведены на рис. 1.

Контрольная группа Экспериментальная группа

в начале года в конце года в начале года в конце года

Первая группа □ Вторая группа ЕЗ Третья группа ПШ Четвертая группа

Рис.1. Изменения выраженности компонентов структуры интеллектуального потенциала педагогов дополнительного образования

В ходе реализации программы существенно изменилось соотношение выделенных групп педагогов дополнительного образования. Наибольшее развитие обнаружено для интеллектуальных составляющих: у 77% педагогов экспериментальной группы отмечены высокие интеллектуальные показатели. Развитие субъ-ектности обнаружено у 29% педагогов дополнительного образования. Это свидетельствует о большей пластичности интеллектуальных составляющих и относительной устойчивости личностных структур педагогов дополнительного образования.

У педагогов контрольной группы интеллектуальные составляющие развивались стихийно, а показатели субъектности не претерпели изменений.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты послужили основанием для вывода о наличии интеллектуальных и личностных составляющих интеллектуального потенциала и их совместном развитии при проведении экспериментальной программы обучения педагогов дополнительного образования психолого-педагогическому проектированию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика. Н.Новгород: НГЦ, 1998. 228 с.

8РК0К ЫТЕКАТШУ

1. Уо1коуа Е. N. Sub,yektnost, реёа§о§а: teoriya 1 ргакйка. N. Коу§огоё: NGTs, 1998. 228 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.